Организация внеклассной работы на основе программы внеурочной деятельности "Культура домашнего праздника"
статья (2 класс) по теме

Маскайкина Алёна Анатольевна

Данная работа знакомит с одной из программ внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Культура домашнего праздника" и показывает возможности рационального использования рабочего времени классного руководителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация внеклассной работы на основе программы внеурочной деятельности

«Культура домашнего праздника» во втором классе.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

В ходе внеурочной деятельности обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Задачи внеурочной деятельности:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося;

Внеурочная деятельность является обязательной для образовательного учреждения, должна найти отражение в образовательной программе школы, но она не включается в учебный план, а ее количество не определяется в часах аудиторной нагрузки.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательного учреждения

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении максимально допустимой учебной нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители).

Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп. В соответствии с п.1.6. раздела I «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251-03 (Постановление от 03 апреля 2003 г. № 27) «в учреждениях дополнительного образования детей наполняемость групп не рекомендуется превышать 15 детей (за исключением хоровых, танцевальных, оркестровых и т.п.».

Основные принципы организации внеурочной деятельности:

-учёт возрастных особенностей;

-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

-связь теории с практикой;

-доступность и наглядность;

-включение в активную жизненную позицию;

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития

Личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)

Виды внеурочной деятельности :

· Познавательная

· Игровая

· Трудовая (производственная) деятельность

· Досугово-развлекательная деятельность

· Спортивно-оздоровительная деятельность

· Туристско-краеведческая деятельность

· Художественное творчество

· Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность)

· Проблемно-ценностное общение

Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом

образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Аудиторных занятий не должно быть более 50%

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатовприобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатовполучение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

 Мною реализуется ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Культура домашнего праздника», которая составлена на основе  внеурочной программы досугового общения школьников «Культура домашнего праздника», авторы:  Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов

I.        Пояснительная записка

Досуговое общение – это свободный, нерегламентированный диалог, возникающий в процессе досугово - развлекательной деятельности. На достижение подобного качества нацелена данная программа. В данной программе предметом досугового общения выступают праздничные события, межличностные отношения, творчество.

Помимо принципа диалогичности данная внеурочная программа досугового общения основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, проектности.

Цель: научить плодотворному диалоговому досуговому общению, позволяющему реализовать свои интересы в ходе взаимодействия с другими участниками.

Задачи:

- познакомить с народными  семейными традициями проведения домашних праздников;

- разучить различные виды игр;

- познакомить с правилами этикета;

- научить создавать украшения, приглашения, призы, костюмы собственного изготовления.

Хотя данную программу рекомендуется проводить на основе праздника Дня именинников, я отказалась от этого, так как в этом наборе данная традиция «не прижилась».

Решили провести 4 праздника: Осенний, Добрая зима, Праздник бабушек и дедушек, Здравствуй, лето!

Данные праздники не только интересны как ученикам, так и родителям, но и прекрасно вписываются в планирование воспитательной работы школы, в конкурсные программы.

В рамках Осеннего праздника:

- конкурс стихов в прозе (на основе учебного материала по литературному чтению);

- участие в интеллектуальном всероссийском конкурсе «Интеллект-экспресс»(г.Обнинск), Два ученика стали лауреатами;

- конкурс чтецов (стихи об осени);

- выставка рисунков;

- школьный конкурс «Осенняя катавасия»

- создание приглашений;

- праздник для родителей и детей (выступления ребят, театральные постановки, конкурсы).

Добрая зима:

- презентация семейных новогодних традиций;

- участие в областном фестивале «Вифлеемская звезда» (художественные работы и театрализованная постановка – лауреаты фестиваля);

- праздник в классе «Новых год для всех!»

Праздник бабушек и дедушек

- презентация проектов «Моя семья», «Моя родословная»; «Мой прадед»

- участие в конкурсе патриотической песни;

- составление классной презентации «Письмо бабушке»;

- праздник для бабушек и дедушек.

Здравствуй, лето!

- тематическое родительское собрание совместно с учащимися «Прощай, второй!»;

- интеллектуальный конкурс «Задание на лето» (г.Обнинск)

-  соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья!»;

- пикник.

Таким образом часы внеурочной деятельности (программа прилагается) помогли мне  в раскрытии творческого  и интеллектуального потенциала учащихся; в организации внеклассной работы как классного руководителя, в организации работы с родителями.

И воспитательные результаты внеурочной деятельности достигли второго и третьего уровня (см. таблицу)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 г.о. Тольятти

Рассмотрена

Методическим

 объединение учителей


«_____»_____2012 г

Согласовано заместителем директора по УВР


«___»______ 2012г.

Утверждаю

Директор школы


 ____________  В.Г. Решетова


«____»__________2012г

 ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Культура домашнего праздника»

составлена на основе  внеурочной программы досугового общения школьников «Культура домашнего праздника», авторы:  Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов, программа модифицирована по количеству часов:

2 часа в неделю, 68 часов в год 

                                                                               Составитель учитель начальных классов

Возраст участников   2 класс                                                                      А.А.Маскайкина

Срок реализации программы 1 год

г. Тольятти

2012 год

  1. Пояснительная записка

Досуговое общение – это свободный, нерегламентированный диалог, возникающий в процессе досугово - развлекательной деятельности. На достижение подобного качества нацелена данная программа.

Если в монологическом общении доминируют смысл и воля одного из участников, то диалогическое общение есть совместное обсуждение ситуации. Диалогическое общение предполагает активность всех участников, при этом активность направлена на предмет общения, а не на личность одного из участника.

Первый атрибут диалога -  свобода его участников. Собеседники в диалоге свободны от внешних, внеличностных целей.

Равноправие собеседников как взаимное признание свободы друг друга – второй атрибут межличностного диалога.

Третий атрибут – личностный контакт между собеседниками на основе сопереживания и взаимопонимания.

Общение через диалог рассматривается как условие реализации субъект-субъектных отношений между педагогом и школьником. Диалогическое общение – совместное обсуждение ситуации, при этом активность направлена на предмет общения, а не на личность одного из участников.

Помимо принципа диалогичности данная внеурочная программа досугового общения основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, проектности.

Принцип природосообразности предполагает, что досуговое общение школьников должно согласовываться с общими законами  развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту.

Принцип культуросообразности предполагает, что досуговое общение школьников основывается на общечеловеческих ценностях культуры и в соответствии с нормами тех или иных национальных культур.

Коллективность означает, что досугово - развлекательная деятельность протекает в детско-взрослых общностях и даёт опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию деятельности педагога на подготовку школьника к самостоятельному проектному действию («замысел-реализация-рефлексия»). В логике действия данного принципа программа предусматривает социальные проекты школьников. Социальные проекты конструируются вокруг таких ценностных ориентиров, как: коммуникабельность, предприимчивость, самостоятельность, организационная компетентность, конвенциональность.

Цель: научить плодотворному диалоговому досуговому общению, позволяющему реализовать свои интересы в ходе взаимодействия с другими участниками. 

Задачи:

- познакомить с народными традициями проведения домашних праздников (в том числе и с семейными);

- разучить различные виды игр;

- познакомить с правилами этикета;

- научить создавать украшения, приглашения, призы, костюмы собственного изготовления;

- совместно проектировать организацию домашнего праздника на примере дня именинников.

В данной программе предметом досугового общения выступают праздничные события, межличностные отношения, творчество.

Программа нацелена на освоение младшими школьниками (8-10 лет) культуры домашнего праздника, досугового общения в домашней обстановке.

Программа рассчитана  на один учебный год.

  1. Учебно – тематический  план

Темы занятий

Теория

Прак-  тика

Всего

кол.-во        часов

1

Организация домашнего праздника

2

2

4

2

Приглашения, украшения, призы

2

3

5

3

Игры на празднике

2

4

6

4

Народные домашние игры

2

4

6

5

Народные игры во дворе и на улице

2

7

9

6

Другие праздничные развлечения

2

7

9

7

Праздничные блюда и напитки

2

4

6

8

Создание праздничных костюмов

2

7

9

9

Когда вечер на исходе

2

-

2

10

Организация тематического дня рождения

2

10

12


Итого


20


48


68

III. Содержание

  1. Организация домашнего праздника

Выбор темы праздника. Лучшее время для праздника. Подготовка к празднику. Меры предосторожности. Детальный план праздничного вечера.

  1. Приглашения, украшения, призы

Виды приглашений. Как сделать приглашение своими руками. Как украсить квартиру. Придумываем призы.

  1. Игры на празднике

Шарады. Ребусы. Игры-эстафеты. Игры на бумаге.

  1. Народные домашние игры

Блошки. Бирюльки. Фанты. Чепуха. Жмурки. Каламбур.

  1. Народные игры во дворе и на улице

Салки. Бег на бочонках. На ходулях. Бой петухов. Водоносы. Борьба на кушаках. Перетягивание каната. Колобок. Хоровод.

  1. Другие праздничные развлечения

Рисование. Лепка. Работа с трафаретами. Игрушечное тесто. Вырезание фигурок. Пение. Танцы.

  1. Праздничные блюда и напитки

Подготовка. Рецепты. Тематическое блюдо. Этикет за столом.

  1. Создание праздничных костюмов

Виды костюмов. Материал для костюмов. Инструменты. Техника изготовления костюма. Костюм быстрого приготовления.

  1. Когда вечер на исходе

Как лучше завершить праздник. Прощание с гостями. Уборка.

  1. Организация тематического дня рождения

День рождение как событие. Празднование дня рождения в каком-либо стиле.

  1. Планируемые результаты

Воспитательные результаты  досугового общения школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, пространстве взаимодействия; овладение способами рефлексии, усвоение представлений о самопрезентации, об организации собственной частной жизни, быта; освоение способов взаимодействия, инструментов воздействия, понимания партнёра.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания базовых ценностей общества (Человек, семья, Отечество, природа, знания, труд, культура) и позитивного отношения к ним, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение опыта самостоятельного общественного действия – включает освоение способов решения задач по привлечению разнообразных ресурсов для реализации собственного проекта. Учащийся осваивает способы выявления интересов потенциального партнёра, исследования интересов аудитории, информирования, презентации.

  1. Методическое обеспечение

Методы и приёмы организации деятельности:  словесный, практический, наглядный, частично-поисковый, сотворчество, мотивационный, метод проектов; просмотр видеофильмов, беседа, использование художественного слова, сочинительство, самостоятельное выполнение детьми изделий, использование различных инструментов и материалов для создания украшений, приглашений и т.п.

          Материально-технические ресурсы:

- помещение;

- фото-, видео-, мультимедиааппаратура;

- компьютерная техника, програмное обеспечение.

VI. Литература

  1. Д.В. Григорьев  Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей, М.: Просвещение, 2011
  2. М. Дюнн  всё о детской вечеринке/ М.Дюнн.- М., 1995.
  3. Г.Н. Тубельская  Детские праздники в семье/ Г.Н.Тубельская. – М., 2000.
  4. С.А. Шмаков Дети на отдыхе: прикладная энциклопедия: учителю, воспитателю, вожатому/ С.А.Шмаков.-М., 2001.
  5. С.А.Шмаков  Её величество - игра / С.А.Шмаков.-М., 1992.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Наилучшим результатом воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой, а так же применение информационных технологий во внеклассно...

Организация внеклассной работы по кубановедению на основе модульной технологии

Целью проекта является привитие любви, интереса  к своей малой родине Кубани, к своему народу, православным традициям и  обычаям...

Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника через организацию внеклассной работы

В этой статье раскрывается, каким образом происходит формирование духовно-нравственных качеств личности  ребёнка через внеклассную работу...

Организация внеклассной работ по русскому языку

Внеклассная работа по русскому языку...

Формы организации практической работы в урочной и внеурочной деятельности, направленной на освоение детьми основ нравственности и морали, изучение правил этикета в процессе формирования навыков общения (из опыта работы)

Формы организации практической работы в урочной и внеурочной деятельности, направленной на освоение детьми основ нравственности и морали, изучение правил этикета в процессе формирования навыков общени...

Реализация регионального и этнокультурного компонента предметной области "Окружающий мир" в общеобразовательных организациях Вологодской области (на основе программы «Родной край-Вологодская область»)

Реализация регионального и этнокультурного компонента предметной области "Окружающий мир" в общеобразовательных организациях Вологодской области (на основе программы «Родной край-Волог...

"Организация воспитательной работы на основе мероприятий и проектов РДШ"

Участие в добровольческой ( волонтерской деятельности)...