Формы организации практической работы в урочной и внеурочной деятельности, направленной на освоение детьми основ нравственности и морали, изучение правил этикета в процессе формирования навыков общения (из опыта работы)
учебно-методический материал

Митенкова Елена Владимировна

Формы организации практической работы в урочной и внеурочной деятельности, направленной на освоение детьми основ нравственности и морали, изучение правил этикета в процессе формирования навыков общения  (из опыта работы  Митенковой Елены Владимировны, учителя МБОУ "СОШ № 33" ЭМР Саратовской области). Опыт представлен на основе реализуемого УМК "Перспективная начальная школа". Особого интереса заслуживает практическая работа по организации участия учеников в работе научного интерактиного клуба "Ключ и Заря" от издательства "Академкнига/Учебник", г. Москвы.  Работа представлена на региональном семинаре в 2019 уч. году. Объём презентации даже при сжатии изображений на данном сайте не даёт  возможности разместить в оригинале. Поэтому в сопровождении представлен скриншот экрана. Полную версию презентации можно скачать по ссылке https://infourok.ru/formy-organizacii-praktichesko.... с сайта Инфоурок.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 1 слайд

Формы организации практической работы в урочной и внеурочной деятельности, направленной на освоение детьми основ нравственности и морали, изучение правил этикета в процессе формирования навыков общения  (из опыта работы)

Митенкова Елена Владимировна,

учитель начальных  классов

МБОУ «СОШ № 33» ЭМР СО

                                                                 2 слайд

                                                                  Инженером можно стать за 5 лет,

учиться же на человека надо всю жизнь.

 

В.А. Сухомлинский

(не зачитывать) В  основе действующего Стандарта начального общего образования  лежит системно-деятельностный подход, который одним из главных приоритетов предполагает:

воспитание качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества на основе уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

3 слайд 

Основными задачами НОО на современном этапе являются  развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.  

(не зачитывать) Современные процессы обновления педагогических концепций, усиление роли нравственного воспитания в целостном педагогическом процессе придают проблеме развития нравственных чувств личности особенную актуальность. В то же время они не могут осуществляться без преемственной опоры на то положительное, что накоплено на всех этапах развития отечественного образования и педагогической мысли.

В связи с этим возрастает ценность педагогических систем и технологий, выдержавших испытание временем, но не получивших достаточно полного использования в педагогической практике. Одной из них является система, создателем которой был В.А. Сухомлинский (1918-1970гг.) - талантливый педагог-новатор, ученый и практик.

4 слайд (кратко зачитать то, что на слайде и то, что ниже подчёркнуто))

Воспитание для Сухомлинского - это постоянное духовное обогащение учителя и ребенка. А наиболее важное значение в процессе развития духовно-нравственной культуры учащихся, по мнению В.А.Сухомлинского, имеют дошкольный и младший школьный возраст. «Упустить младший возраст, - писал В.А. Сухомлинский, - значит, упустить все». «Детство и отрочество должны стать школой доброты, сердечности, чуткости. Только при этом условии в сердце человека будет вся гамма добрых чувств».

Актуализировать эмоциональную сферу - значит создать обстоятельства, при которых обостряется восприятие нравственной идеи или поступка. (В.А. Сухомлинский).

Задача нравственно-этического воспитания школьников приобретает всё большее практическое значение. Обучающиеся должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в различных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам. Особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы младшего школьника имеют недостаточный нравственно-этический опыт. Воспринимая факты действительности, он недостаточно их осознает, зачастую не понимает и не может проанализировать отношений между человеком и явлениями общественной жизни. Результатом этого является непонимание широких социальных связей и отношений.

5 слайд

Для меня, как учителя начальных классов, всегда приоритетным являлось остаться в памяти своих выпускников, таким учителем, к которому идут за помощью в трудную минуту, стремятся прийти за советом. Иначе, говоря, быть взрослым другом и помощником, с которым ищут встречи  и повода для общения. Поэтому, всю свою работу, я стараюсь, вести  по известному принципу – «не навреди».  

Как известно, каждый урок несёт не только  знаниевую, но и воспитательную функцию. Воспитывает всё: и культура ведения урока учителем, и общение с учениками, и организация учебного процесса, и владение материалом, и приёмы, которые учитель использует, чтобы помочь детям понять тот или иной материал, и как находим выход мы с учениками при возникновении трудностей в познавательной деятельности, и обращение к ученикам. Другими словами, наши дети впитывают от учителя многое. Часто можно услышать, что ученики похожи на своих учителей. Значит, если мы хотим вырастить человека с высокими нравственно-этическими и моральными принципами, мы должны стремиться такими стать сами.

Помимо личного примера, немало важно, каким инструментарием пользуется педагог для реализации тех или иных задач, которые на него возлагаются обществом и Стандартами. Поэтому, в своё время при выборе УМК в нашей школе, мы остановили свой выбор, и вот уже на протяжении  9лет реализуем ОС «Перспективная начальная школа».

Основная идея УМК «ПНШ» — оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

6 слайд Это комплект, который включает каждого учителя и его ученика в особое образовательно-воспитательное интерактивное пространство.

7 слайд При этом авторы учебников и методисты издательства постоянно поддерживают интерактивную связь с учениками и учителем не только через учебный комплект, но и ведут переписку с участниками образовательного процесса. Дети включаются в дистанционные научные клубы «Ключ и заря» (русский язык и литературное чтение)  и «Мы и окружающий мир». Таким образом, у учителя появляются помощники в лице компетентных методистов, готовых оказать поддержку в воспитании и обучении младших школьников.

8 слайд На практической основе реального времени дети осваивают одну из самых важных средств социокультурного общения – культуру письменной речи. Освоение жанра письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»: 9 слайд умение самостоятельно заполнить два конверта (адресата и адресанта), 10 слайд использовать формулы вежливости в начале и в конце письма; отвечать на вопросы учебника и выполнять творческие задания (специальные вопросы и задания в конце каждой четверти, адресованные членам клуба и предназначенные для переписки). 11 слайд Накопление опыта предметной переписки: научиться реагировать на получение писем из клуба, отвечать на вопросы, заданные не только в учебнике, но и в этих письмах. 12 слайд (комментарий о сертификатах по итогам выпуска)

Вся содержательная линия «Развитие речи» в рамках предметной области «Русский язык» отвечает социокультурной цели: формирование коммуникативной компетенции учащихся — развитие устной и письменной, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

13 слайд Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе решаются  следующие практические задачи:

  • грамотно писать и оформлять письма элементарного содержания;
  • владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (разговор по телефону, разговор с продавцом в магазине, конфликтная ситуация с одноклассником и пр.);   
  • работать со словарями;

14 слайд

  •  соблюдать орфоэпические нормы речи;
  • устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;
  • писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.   
  • владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками;
  • в повседневном общении со сверстниками и взрослыми;

15 слайд Особое место в блоке «Развитие речи» занимают уроки, объединенные в линии под названием «Азбука вежливости».

Формирование умения школьников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях (умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, владеть важнейшими коммуникативными основами, регулирующими общение детей и взрослых, а также детей между собой) осуществляется с помощью системы заданий. Вот некоторые темы, составляющие эту линию:

16 слайд 

«Учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей»;

17 слайд «Учимся отстаивать свое мнение (свою точку зрения) в споре». («Советы тем, кто спорит друг с другом»; «Как вести себя, если ты не смог отстоять свою точку зрения в споре?»; «Как вести себя, если ты одержал победу в споре?»),

         18 слайд В своей практике я использую эти уроки, как возможность организовать реальную жизненную ситуацию и провести их в интерактивной форме. Используются приёмы театрализации, аудиоспектакля, где можно на практике отработать несколько формул речевого этикета и их использование в устной речи при:

  • общении со сверстниками и взрослыми.
  • ситуации встречи, расставания, просьбы, поведения за столом,
  • совершенного проступка,
  • в беседе со школьниками или со взрослыми;
  • освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.

19 слайд 

культура диалога: речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента. Необходимость доказательного суждения в процессе диалога.

      20 слайд Ещё один интересный аспект, который имеет практическое формирование базовых эстетических ценностей построен на основе анализа литературных текстов, а также заданий, входящих в линию работы с живописными произведениями  - «Музейный Дом»  и включение специально подобранного видео и аудио материала в электронный УМК.

21 слайд Специально организованная система работы с картинами известных мировых и отечественных художников, помогает формированию практического опыта нравственных и эстетических переживаний (опыта «примерок»: способности каждый раз все ситуации этического и эстетического характера примерять на себя) осуществляется с помощью вопросов и заданий, цель которых — опора на социальный и личностный опыт ребенка. Например: «А ты замечаешь красивое и необычное в окружающей тебя природе? Посмотри вокруг внимательно сегодня по дороге из школы»; «Помнишь ли ты себя в возрасте Мики Морозова? Этот мальчик похож на тебя в раннем детстве или нет?», «Кто твой любимый сказочный герой? Расскажи о нем так, чтобы получился текст-описание» и т.д.

22 слайд 

Формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся (способности ценить мир природы и человеческих отношений, умения выделять нравственный аспект поведения героев текста и сквозных героев учебника, способности оценить содержание учебного материала, исходя из социальных и личностных ценностей, умения сделать личностный моральный выбор) осуществляется на базе текстов и заданий, при обсуждении которых (в методическом аппарате)  наряду с анализом их видовых особенностей обсуждаются нравственные и ценностные проблемы, например:

  • В. Драгунский «Двадцать лет под кроватью» (отрывок),
  • составление текста «Размышление о моих увлечениях»,
  • В. Песков «Речка моего детства» (в сокращении); и т.д.

23 слайд Формирование базовых историко-культурных представлений и гражданской идентичности школьников:

представления о том, что в ходе исторических изменений меняется внешняя канва: название государства, праздники, мода и т.д., но неизменной может остаться природа вокруг нас, памятники архитектуры, которые несут атмосферу прошлого, и, наконец, чувства людей, такие как, любовь к Родине и к тому месту, где ты живешь, любовь близких; помощь и поддержка друзей; способность радоваться красоте мира природы; ощущение причастности к истории и культуре своей страны) построено на базе следующих текстов заданий:

  • «Пишем сочинение о природе родного края»;
  • «Рассуждаем о нашем прошлом»
  • «Рассуждаем о жизни наших сверстников, живших 100 лет назад»,
  • «Рассматриваем старые фотографии»;
  • пишем сочинение на тему: «О чем мне рассказала старая фотография», пишем сочинение «Культура и история моего края»,

24 слайд Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний (формирование опыта «индивидуальных примерок»: воспитание способности примерять на себя все ситуации этического и эстетического характера) осуществляется с помощью вопросов и заданий, цель которых — опора на социальный и личностный опыт ребенка. Например: «А ты можешь рассказать о своих увлечениях? Возможно, это тоже рисование? Или танцы? Почему тебе это интересно? Что тебя привлекает?» и т.д.;

«В местности, в которой ты живешь, наверное, тоже есть много интересного: парк или ботанический сад, река или озеро, лес или поле. А что ты считаешь особенным в природе твоей местности?» и т.д.,

«Обратись к своим бабушкам и дедушкам. Попроси их показать тебе фотографии, на которых они сняты в детстве или в молодости. Возможно, в семье сохранились фотографии прабабушек и прадедушек. Расспроси о них своих родственников. Пусть они расскажут тебе о том времени, когда были сделаны эти фотографии, и о людях, на них изображенных» и т.д.;

«Место, в котором ты живешь, — это не только красивый пейзаж. Оно связано с культурой и историей нашей страны...»

Тем же идеям и методическим принципам отвечает предмет «Литературное чтение». Это  один  из тех базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение которых выходит за рамки предметной области.

25 слайд 

Особое внимание в реализации данного предмета, которое, по-моему мнению, помогает формировать нравственно-этическое становление культуры младшего школьника занимает работа с произведениями разных видов искусства  в интеграции (литература, живопись, прикладное искусство, скульптура, музыка). Сравнение способностей произведений, принадлежащих к разным видам искусства, транслировать сходные мысли и выражать похожие переживания авторов-создателей или воссозданных в них картин мира разными художественными средствами.

26 слайд Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.

27 слайд (на слайде высказывание Ломоносова – необходимость связи прошлого и будущего народа)

Таким образом, современные УМК «Перспективная начальная школа» и другие (в соответствие с выступлениями других участников методического семинара)  отвечают ценностным ориентирам,  которые сформулированы в Стандарте и Образовательной программе. В силу особенностей наиболее ярко этому способствуют учебные  предметы «Русский язык» и «Литературное чтение», где выделена система ценностей важная тем, что представленные в ней ценности дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

28 слайд В свою очередь, формы работы по реализации системно-деятельного подхода в обучении, заложенные в учебниках УМК «ПНШ», помогли  мне, как классному руководителю, пересмотреть и систему внеурочной работы с младшими школьниками. В  частности, пересмотреть систему проведения классных часов.

Одним  из таких действенных средств, направленных на  организацию практико-ориентированного  нравственного воспитания младших школьников является использование в проведении классных часов  видеороликов и видеофильмов, как основополагающих для создания практической опоры для обсуждения той или иной морально-этической ситуации.

Расширить социальный опыт взаимоотношений, решить проблемы межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы и товарищества обучающиеся начальных классов  могут во время проведения классных  часов и учебных занятий посредством коллективных и индивидуальных бесед, проигрывания тех или иных ситуаций, которые им помогают смоделировать  специально подобранные  видеоролики  и видеофрагменты.

Обучающие видеофильмы очень полезны в работе с детьми младшего школьного возраста. Они несут образный тип информации, понятный младшим школьникам, которые пока не умеют в полной мере выявлять причинно-следственные связи.  

Видеофильмы поддерживают слуховое и зрительное внимание детей, способствуют более качественному закреплению полученного материала и представлений детей об окружающем мире. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка. Компьютер позволяет смоделировать разные  жизненные ситуации, которые могут возникнуть в повседневной жизни людей.  Использование видеофильма на учебных занятиях и классных  часах подразумевает определённую последовательность: просмотр, обсуждение, ответы на вопросы, выводы.

Просмотр видеоматериалов обогащает образовательный  и воспитательный процесс, открывает новые пути к его активизации, придает ему большую чёткость, целенаправленность и эмоциональность, облегчают усвоение обучающимися нравственных привычек и навыков, так как во время обсуждения поступков и действий, увиденных на экране и применение увиденного в собственном опыте: «А как бы поступил ты?», ребёнок не чувствует, что его воспитывают, он вместе с героями экрана проживает ту или иную ситуацию, делая впоследствии соответствующие выводы и приобретая при этом определённый социальный опыт.

Использование  видеороликов, видеофильмов и мультимедийных презентаций позволяет учителю наглядно и доступно уточнять, расширять и обогащать словарь детей, значительно облегчают для ребенка процесс обучения практическим занятиям, постепенно приучая их к оценке поведения других детей и самооценке в повседневной жизни. 

Первоначально, такую подборку видеосюжетов, видеофрагментов я создавала сама, используя, в основном, фонд отечественного кинематографа.

29 слайд В настоящий момент я в системе использую подборку видеоуроков на нравственно-этические темы образовательного сайта «Видеоуроки». 30 слайд Данные видеоролики созданы опытными учителями и профессиональными техническими специалистами. 31 слайд Прошли лицензирование и сертификацию. Имеют определённый временной хронометраж. Это значительно повышает качество обучения и воспитания учеников. 

Сам процесс просмотра этих видеоуроков настолько увлекателен для ребят, что часто даже не воспринимается как обучение. При этом от учителя  не требуется лишних усилий по мотивации ребят, так как сама форма подачи материала в достойной мере удерживает их внимание и интерес.

32 слайд При анализе  системы работы с 4-ым  (выпускным) классом в прошлом году по использованию представленных  выше указанных форм  организации практической работы в урочной и внеурочной деятельности, которая была направленна на освоение детьми основ нравственности и морали, изучение правил этикета в процессе формирования навыков общения  младших школьников  были сделаны наблюдения, что ученики имеют достаточно устойчивые навыки правил культурного  и морально-нравственного общения. Ребята стали более толерантными к своим сверстникам, у большей части учеников появилось больше уверенности в том, что их мнение будет услышано и поняли, что любой человек имеет право на ошибку, и в этом нет ничего страшного, главное, не замалчивать, а уметь высказать своё мнение. Ученики теперь увереннее чувствуют себя в  спорной ситуации,  пытаются использовать правила этичного поведения, доказывая свою точку зрения, чаще всего доказывают свою правоту, ссылаясь на книжные и достоверные информационные источники.  Стоит отметить ещё один практический момент, что в начале нового учебного года в 5 классе,  при выполнении задания из учебника «Русский язык», где нужно было составить своему первому учителю письмо на заданную тему, мои выпускники подошли к этому заданию не формально, а действительно передали  письма, в которых перечислили свои новые изменения в 5 классе, и вспомнили те моменты, которые им запомнились из начальной школы. Думаю, что это и было самым главным доказательством положительной  результативности вышеупомянутой работы по практическому освоению норм нравственного и культурного поведения моими учениками. Надеюсь, что данный опыт будет полезен и другим коллегам.

33 и 34 слайды

Источники:

  1. https://ihappymama.ru/v-a-suhomlinskij-50-vazhnejshih-printsipov-vospitaniya/ В. А. Сухомлинский: 50 важнейших принципов воспитания
  2. http://akademkniga.ru/library/#_0 Академкнига/Учебник издательство
  3. https://infourok.ru/statya-duhovnonravstvennoe-vospitanie-shkolnikov-2567120.html 
  4. https://infourok.ru/videouroki видеоуроки от ООО «Инфоурок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеклассной работы на основе программы внеурочной деятельности "Культура домашнего праздника"

Данная работа знакомит с одной из программ внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Культура домашнего праздника" и показывает возможности рационального использования рабочего времени классно...

Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

"Развитие творческого потенциала учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы)".

     Развитие творческих способностей – важ­нейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самос...

Педагогическая мастерская «Внеурочная деятельность: направления, формы, методы (из опыта работы)» «В мире увлекательной математики» (социальное направление)

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению«В мире увлекательной математики» 5 б классЦель программы: формирование у обучающихся устойчивого интереса к математике, в...

Эколого-краеведческое образование младших школьников через различные формы работы в урочной и внеурочной деятельности"

Разработка содержит дидактический материал эколого-краеведческого содержания...