Родительское собрание "Вместе к успеху". 4 класс
методическая разработка (4 класс) по теме

 

 

Данный материал по проведению родительского собрания в 4 классе можно использовать как подведение итога в исследовательской работе, в которой принимали участие семьи учеников за четыре учебных года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Родительское собрание77.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya_2.ppt1.4 МБ

Предварительный просмотр:

                                            Пояснительная записка.

       Из поколения в поколение передаются традиции в семье. Хорошие и добрые традиции - это отличное наследство. Их надо развивать, подтверждать их ценность и значимость. Ребёнок должен расти в счастливой семье,  чувствовать любовь близких людей. Воспитание идёт от семьи, поэтому очень важно учить родителей грамотно передавать те принципы и ту мораль, которая главенствует в семье. От воспитания в семье зависит то, как сложится жизнь ребенка в будущем. Не надо жалеть на воспитание ребёнка  сил и времени. Воспитать счастливого человека - задача родителей. «Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» В.А Сухомлинский. Через традиции и личный пример можно привить ребёнку хорошие манеры, выработать хорошие привычки, научить грамотно вести себя в сложных  ситуациях. Больше всего ребенок осваивает положительный опыт в детстве, т.к. родители являются непререкаемыми кумирами, подражать которым они стремятся.  На период младшего школьного возраста приходится важный момент становления личности человека. Как в теории, так и в практическом закреплении положительного опыта,  непосредственное влияние оказывает семья. Совместное общение родителей и детей имеет очень большое значение. Жизнь ребенка должна быть наполнена духовностью. Период младшего школьного возраста – период становления эстетического, нравственного развития, становление нервной системы. Важно не упустить этот момент.  Если ребенка не воспитывать вовремя, то потом придется его перевоспитывать. В свете современной жизни, когда родители заняты заботами о благосостоянии семьи,  часто можно заметить, что на воспитание и общение не хватает времени. Любая совместная деятельность успешна настолько, насколько она несет радость исполнителям. И эту радость не надо скрывать. Родители – это состоявшиеся личности, а личность всегда неравнодушна. Неравнодушный родитель помогает своему ребенку тоже стать личностью. В семье всё меньше уделяется общению детей с родителями, братьев с сёстрами. Главная ценность семьи – ребенок. Важно осторожно и бережно помочь юному человеку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою  самоценность.  Счастливые дети растут в счастливой семье. Задача родителей создать счастливую семью, воспитать в любви и согласии своих детей, способных оценить всю важность того трудового воспитания, которое прививается родителями с детства.  Научить ребенка через труд познать радость успешно выполненного дела.  Трудолюбие и любовь – творцы всего доброго, светлого, возвышенного. На этом родительском собрании, проведенном с детьми и родителями, акцентируется роль совместного труда в любящей семье. Результатом собрания будет сплочение семьи, формирование уважительных отношений между всеми членами семьи, усиление роли семьи в воспитательном процессе, а так же умение общаться и передавать накопленный опыт из поколения в поколение.

                                    Родительское собрание.

Цели:

*Воспитание чувства любви и гордости за свою семью.

*Развитие интереса к истории и традициям своей семьи.

*Формирование уважения к семье.

*Развитие семейного творчества.

*Усиление роли семьи в воспитательном процессе

Подготовительная работа:

*Анкета для учеников.

*Плакаты с пословицами к теме собрания.

*Карточки со словами на тему «Модель семьи» частично готовые и чистые листы бумаги + маркер (для новых слов).

*Магнитная доска + магниты.

*«Смайлики».

 *Выставка рисунков «Моя семья».

 *Видео «Отношение родителей к исследовательской работе в школе».

 *Видео «Рекомендации педагога-психолога».

* Музыкальный подарок для родителей песня и танец « А закаты алые».

 *Выставка: «Семейный альбом»;  «Героическое прошлое  моей семьи»;

 *Выставка книг на тему « Воспитать человека».

*Презентация.

 Учитель:

--- Тема нашего собрания «Вместе к успеху». ***СЛАЙД 1»***

---Успеха можно добиться только в счастливой семье. ***СЛАЙД  2***

--- Так какая же она, счастливая семья?» ***СЛАЙД 3***

---В толковом словаре слово семья  имеет несколько значений.

 ***СЛАЙД  4,5,6 ***

М. Лангер. «Семья» (Читает подготовленный ученик).

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много семейной работы.

--- Одно из лексических значений звучит так: «Группа живущих вместе родственников (муж, жена, родители с детьми)». В  Конституции (статья 38) записано: « Забота о детях, их воспитании – равное право и обязанность родителей» ***СЛАЙД  7***

---JI.H. Толстой в романе «Анна Каренина» писал: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». ***СЛАЙД 8***

---Даже великий писатель не мог дать точного ответа на этот вопрос. Он и сегодня  актуален. Что же нужно для создания благополучной  семьи?

--- Попробуйте создать модель. Для этого внимательно прочитайте пословицы и афоризмы, которые записаны на листе бумаги:

Из всех путей, которые ведут к счастью, самые верные – труд и упорство          (Рейбо)

Хочешь стать мастером – приобретай навыки сызмальства (Шиллер)

Коли вся семья вместе, так и душа на месте.

Каково на дому, таково и самому.

Семья в куче – не страшна туча.

Семья без детей – что цветок без запаха.

Верная любовь в огне не горит, в воде не тонет.

Дети – что цветы: уход любят.

Каковы родители, таковы и дети.

Не мы на детей походим, а они на нас.

Птица в гнезде – до осени, а дети в дому – до возраста.

Дисциплину держать – значит побеждать.

Жизнь дана на добрые дела.

Ученье и труд рядом живут.

Счастье не в богатстве, а в труде.

--- Итак, ваша модель благополучной  семьи…. (любовь, взаимопонимание, взаимовыручка, трудолюбие и т.д. карточки со словами вывешиваются на магнитную доску) Делимся информацией и передаем следующему участнику это мягкое красное сердце, как знак тепла и любви в семье.

 Обмен мнениями между родителями.

Семейные заповеди (по С.Ф.Спичак) 

*Семья начинается с "МЫ".
*Не упрекайте; критикуя, не унижайте.
*Будьте терпимы, не спешите излить свой гнев.
*Не навязывайте советы, если в них не нуждаются.
*Делайте первыми шаг навстречу, если возникла ссора или конфликт.

*Ищите в ребёнке хорошее, говорите о его достоинствах.

*Смейтесь вместе с ребёнком, а не над ребёнком.

*Не подозревайте. Не верит тот, кто сам обманывает.

*Будьте другом друзей ребёнка.

*Решайте вместе с ребёнком, а не вместо него.

    *Не обвиняйте. Разберитесь, а, разобравшись, простите.

Учитель:

--- Мы с вами попробовали создать модель счастливой семьи. И определили, что семья держится на любви. По этому поводу Конфуций писал: «Государство — это большая семья, а семья — это маленькое государство. И держится оно на любви». ***СЛАЙД  9***

--- Умение любить относится к важнейшим элементам нравственной культуры личности, поэтому родители должны учить детей видеть в любви красоту подлинных человеческих отношений. Важно, какой пример перед собой видят дети в родительском доме. Считается, что уважение в семье, помощь друг другу, забота, являются большой силой, способной развивать у детей самые лучшие взгляды на жизнь. Пройдет совсем немного времени и дети подрастут. Начнут создавать семьи. И ваша задача уже сейчас подумать о том багаже умений и навыков, которые необходимы для успешного решения бытовых проблем. Совместное ведение хозяйства в современной жизни уже не могут надежно скрепить семью. Но стать причиной ее краха могут.

    ---«Житейская лодка разбилась о быт» (В.В.Маяковский).

--- А в Вашей семье: быт объединяет или скорее мешает созданию хороших отношений в семье?

Ответы родителей.

Часто причиной конфликта в семье становится проблема бытового неравенства.

Если мы научим своих детей быстро и точно выполнять хотя бы часть домашних дел, то их семейная жизнь в дальнейшем сложится легче. Научить ребенка выполнять элементарные работы по дому, быть ответственными за сделанное – ваша задача. У ребенка должны быть свои обязанности, пусть пока маленькие.  ***СЛАЙД 10***

        Посильный труд ребенка в семье закладывает основы трудолюбия, умение заботится не только о себе, но и о других членах семьи. ***СЛАЙД 11***

И если вы воспитаете любовь к труду – вы вложите огромное богатство в руки своих детей.

--- Уважаемые родители, поделитесь с нами вашим опытом на тему: «Трудовое воспитание детей в семье».

Слово предоставляется родителям. 

Обмен опытом по теме «Трудовое воспитание детей в семье».

--- Я Вас понимаю! Я с Вами согласна!

Учитель:    

--- «Ну а сейчас мы обратимся к результатам анкетирования «Родители глазами детей». ***СЛАЙД 12***

  * На вопрос «К кому из родителей ты чаще всего обращаешься за помощью?» ответы распределялись так: «К маме (90%), к папе (52%)».  ***СЛАЙД 13***  

  * «Какие качества личности ты ценишь в своих родителях?» Ответы детей: доброта (100%), внимание (90%), взаимопонимание (81%), чуткость (75%), ум (62%), честность (44%), трудолюбие (40 %). ***СЛАЙД 14***

  * «Что бы ты пожелал своей семье?» Дети хотели, чтобы в семье не было конфликтов между родителями, снизить планку ограничений; чтобы не ругали за оценки; чаще проводили выходные дни вместе; чтобы все были здоровы, было больше денег; чтобы в семье появился брат или сестра, завести животное». ***СЛАЙД  15***

---Слово педагогу-психологу «ВАЛЕОЦЕНТРА» ***ВИДЕО***

Учитель:

---А.С. Макаренко писал: «Успех воспитания человека определяется в младшем возрасте до 5 лет. Каким будет человек, главным образом зависит от того, каким его сделаем к пятому году жизни. Если вы до пяти лет не воспитали как  нужно, потом придется перевоспитывать».

Свод законов для родителей, с помощью которых можно преодолеть  трудности в поведении ребенка:

Закон 1: 

Не нужно предъявлять ребенку категорические требования и налагать неожиданные запреты. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.

Закон 2:

Запреты и требования должны быть  едиными и гибкими, их не должно быть много.

Закон 3:

Требования и  запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Закон 4:

 Запреты и требования должны ребенку разъясняться.

Закон 5:

Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном.  

---Если период раннего детства протекает нормально, ребенок приобретает положительный социальный и нравственный опыт, осваивает новые для него формы поведения: учится общаться, трудиться, любить, сопереживать. Если же социальный и нравственный опыт ребенка носит негативный характер, то на фоне дефицита положительных чувств у него развиваются личностные дефекты: эгоизм, цинизм, жестокость.

--- А теперь давайте разберем несколько педагогических ситуаций, которые записаны на листах.  Проведем деловую игру для взрослых.

Деловые игры для взрослых.

 Работа осуществляется в группах. Родителям предлагается разобрать несколько педагогических ситуаций.

Например:

  1. Мама: «Моя дочь старается помогать мне в домашних делах. Но делает она это так долго, что у меня не хватает терпения. Мне легче сделать самой, чем ждать результата от дочки. Вот вырастит – пусть помогает. А пока пусть играет в игрушки и мне не мешает».

Права ли мама?

     2)Благополучная семья. Дети учатся хорошо. Последние годы  мама  билась над проблемами воспитания детей сама.

Мама говорит своим детям: «Задумайтесь над своими поступками. Не обидели ли  кого своим словом?

Отец: Не перевоспитывай! Все уже заложено с генами».

   Кто прав?

   3)Разговор между одноклассницами.

  1. Чего тебе больше всего хочется?
  2. Я хочу заболеть.
  3. Почему? — удивилась подружка.
  4. Когда я болела, мама не ходила на работу. Она сидела возле меня, читала мне сказки, поила лечебным чаем. Мне было так хорошо.

О чем говорят слова девочки?

   4)День рождения Вани.

  1. Мама, можно я позову друзей? — просит сын.
  2. Они придут, бегать тут будут. Мне не до них.  - говорит мать. — Придут бабушка с дедушкой, тетя Катя с маленьким Сашей. В этот день всегда родные собираются. Посидим за столом.

Правильно ли поступила мама?

--- На протяжении четырех лет все Вы, уважаемые родители, принимали участие в исследовательской деятельности. Метод проектов не возможно было осилить детям самостоятельно без Вашей помощи. И Ваша совместная деятельность дала отличные результаты. Начиная с элементарных докладов  ребята дошли до создания электронных презентаций. Вот мнение родителей об этом виде деятельности.

 ***ВИДЕО*** + ***СЛАЙДЫ фото ребят со своими работами***

--- Вот такая работа получилась.

--- При подготовке к родительскому собранию у Вас было домашнее задание: «Создать герб семьи». И вот самые активные семьи задание выполнили. Прошу Вас презентовать ваши работы…….

***Звучит мелодия песни «Папа может…»***

--- О ком из членов семьи звучит эта мелодия?

--- Уважаемые папы, следующее испытание для Вас. И как поется в песне: «Папа может все, что угодно…» приглашаю Вас совместно с вашим ребенком продемонстрировать умение в приготовлении винегрета.

--- Все необходимое у вас под рукой. И пока звучит песня, нужно приготовить съедобное блюдо.

--- С этим испытанием вы справились, а теперь попробуем что получилось. Вы присаживайтесь, а ваши «половинки» вас накормят чудесным винегретом, но с завязанными глазами. Пожалуйста, милые мамы накормите своих мужей.

--- Замечательно. Спасибо большое. Уважаемые родители, займите свои места, а ребята приготовили музыкальный подарок, которым хотят поздравить всех присутствующих  защитников Отечества.  Пожалуйста, принимайте поздравление.

***СЛАЙД «А закаты алые». Танец на сцене***

Учитель:

Уважаемые родители! Наши дети сделали вам подарок - нарисовали свои семьи и просят узнать их рисунки.  

Игра – пожелание дру другу.

Ребята и родители берутся за руки и говорят пожелания друг другу, передавая по кругу мягкое красное сердце,  как знак тепла и любви в семье.

Рефлексия.

           Я попрошу Вас сейчас высказать свое отношение к нашему собранию. Но! Не словами, а как любят Ваши дети смайликами. Мы сейчас и увидим:  

-важную ли тему мы обсуждали

-хотелось ли Вам обсуждать

-разрешили ли мы какие-либо проблемы

-комфортно ли, по-домашнему ли вы ощущали себя на родительском собрании.

Сегодня мы говорили о том, как вместе приблизится к успеху. Ведь  счастье семьи в детях.  Дети — это не только наше будущее, но и наше настоящее.

И хочется завершить наше родительское собрание на позитивной ноте, а вы мне подпевайте.

Учитель исполняет песню «Не сдавайся» Геннадия Гладкого. (Текст песни изменен частично).

Если дождик,  а зонтика нет,
Если ветер  свистит тебе в след.
Если холод  пробрал до костей,
И так долго  нет добрых вестей –


Не сдавайся, не сдавайся, не сдавайся,
Что бы ни было не плач и не робей.
Улыбайся, улыбайся, улыбайся,
Чтобы в семьях Ваших было  всё «О.К.».

Если дальше  не можешь идти,
И преграда  стоит на пути,
Если ворон  над ухом кричит,
Если сердце от страха стучит -

Не сдавайся, не сдавайся, не сдавайся,
Что бы ни было не плач и не робей.
Улыбайся, улыбайся, улыбайся,
Чтобы в семьях Ваших было  всё «О.К».

Методические рекомендации по использованию материалов.

Данный материал по проведению родительского собрания в 4 классе можно использовать как подведение итога в исследовательской работе, в которой принимали участие семьи учеников за четыре учебных года.

Работа с родителями закономерно является одной из самых сложных форм работы классного руководителя. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе. Это обстоятельство налагает большую ответственность на классного руководителя на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания.  Для многих учителей это скучная и тяжелая обязанность.  Мне повезло. Родители с огромным интересом посещают наши собрания. Они готовятся к нашей встрече, с удовольствием настраиваются на решение сложных проблем. Активно принимают участие в обсуждении разных проблемных вопросов.

Список использованной литературы.

  1. Виноградова Н.Ф. «Воспитателю о работе с семьей» - М.: Просвещение, 1989.
  2. Диреклеева Н.И. «Справочник классного руководителя» - «ВАКО», Москва 2006.
  3.  Долгих Г.В. Классный час. Праздник «Семейные традиции, праздники»

          Классный руководитель. -2001. №2.  

  1.  Лободина Н.В. Родительские собрания в начальной школе. Выпуск 3. –

      Волгоград: Учитель,    2007.

  1.  Сухомлинский В.А. «Родительская педагогика. Избранные педагогические сочинения». Т.3., М.1981.
  2.  Швензель Л.А. Родительское собрание «Моя семья – моя радость» Классный  руководитель.    2000. №8.
  3.  Интернет – ресурсы:       http://www.koiro.edu.ru/files/act/study/dno/classtime_metod_2011.pdf 

http://semcennosti.info/ http://oshgrod.blog.tut.by/2012/03/01/roditelskoe-sobranie-tsennosti-sovremennoy-semi/ 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь ребенка и его успехи в школе Материал для проведения родительского собрания в 1 классе (беседа).

проведения родительского собрания в 1 классе (беседа).Без должного участия семьи не может быть продуктивно решена задача обучения, воспитания младшего школьника. Содружество семьи и школы является гар...

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Протоколы родительских собраний и заседаний родительского комитета в 1 классе Д в 2015 - 2016 учебном году

В помощь учителю мы предлагаем несколько тем для родительских собраний и заседаний родительского комитета , с методическими материалами и рекомендациями....

Родительское собрание "Мудрость родительской любви" в 4 классе.

Материал родительского собрания представляет собой презентацию, в которой пойдет разговор о любви родителей к своим детям. В нем содержатся тесты для родителей, советы, интересные сообщения, вопросы к...

Протокол родительского собрания в 1 классе Тема: Знакомство с родителями и учащимися. Выбор родительского комитета. Определение задач на учебный год."

Повестка дня.1.  Лекторий «Режим дня первоклассника»;2.  Определение задач на учебный год;3.  Выборы родительского комитета.4. Обсуждение возникших вопросов.5. Разное....