"Путь к успеху"
рабочая программа по теме

Бызова Екатерина Петровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabotia.docx38.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

детский дом № 2

«Путь к успеху»

(комплексное занятие)

                                                                       Составила:

                                                                                                 Бызова Е.П. воспитатель

             г. Салаир

Цель: Формирование коммуникативной культуры, как фактора успешной социализации личности.

Задачи:

 Образовательные:       

- Обобщить и расширить знания детей по этикету

- Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки

  сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои

  суждения.

Развивающие:

- Развивать социальные чувства (эмоции) : сочувствие, осознанные

  доброжелательные отношения, мыслительную активность, культуру речи,  

  ясно и грамотно излагать свои мысли.

- Развивать коммуникативные умения и навыки.

Воспитательные:

- Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание

  поддерживать друзей, заботиться о них.

- Воспитывать чуткость, внимательность у воспитанников во внутригрупповых

  взаимодействиях.

Подготовительная работа:

- подбор музыки

- оформление наглядности

- карточки с вариантами конструктивного общения

- тест «С тобой приятно общаться»

Оборудование:

DVD, TY, телефон

                                 

                                  План занятия

  1. Организационный этап

- Игра «Корабль и скалы»

- Рефлексия

- Вопрос – ответ

      2. Основной этап

             - Вступительное слово воспитателя.

             - Цветодиагностика

             - Выбор способов конструктивного общения

             - «Почему мы так говорим?»

             - Игра с фразеологизмами

             - СМС – сообщения

             - Т ест – игра «С тобой приятно общаться»

    3.Подведение итогов

 

 - Цветодиагностика

 - Рефлексия

                  Организационный блок

Установление атмосферы доброты и дружелюбия в группе. Настрой на занятие.

Учить анализировать, делать вывод

Актуализация темы

Мотивация детей, введение в тему.

Развивать у воспитанников навыки успешного общения

Формировать навыки речевого общения, устанавливать зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой

Научить анализировать различные ситуации

Развивать умение самоанализа, умение ставить цель

1.Приветствие.

Ребята встают в круг, берутся за руки.

- Давайте почувствуем себя одним целым. Один из нас будет кораблем, а все остальные – скалами. Капитан задает курс своему кораблю. Корабль доверяется капитану. Задача капитана: довести корабль до пристани, обходя скалы.

2. Игра «Корабль и скалы»

3. Рефлексия

- Что ты чувствовал, когда был «кораблем»?

- Что было трудно для тебя как для капитана?

- Что ты чувствовал, когда был « скалой»?

Вывод: Очень важно чувствовать поддержку (в данном случае капитана). Тему занятия вы узнаете, ответив на вопросы. А один из вас пусть записывает ответы.

- Как шел корабль между скал? (уверенно…)

- Что было между детьми, которые работали в роли корабля и капитана? Как называется деятельность людей, связанных единой целью? (сотрудничество)

- Что чувствовал________ со стороны капитана? (поддержку)

- Если дела и мысли людей сходятся каким словом это можно назвать? (единомыслие).

И самый сложный вопрос. Он у человека самый разный, и, работая над ним , его можно изменить. От него многое зависит в жизни. Что это? (характер). Дети читают слово, получившееся по первым буквам. (успех)

                Основной этап

Это и будет темой нашего занятия «Путь к успеху». А сейчас посмотрим на рисунок.

Мачта, открытая всем ветрам и бурям. И она давно бы рухнула, если бы не канаты, которые удерживают ее в вертикальном положении. Чем крепче эти снасти, тем прочнее она стоит. Так и человек: чем больше поддержек он для себя создал, тем прочнее и лучше у него жизнь. Давайте попробуем вместе дать названия тем поддержкам, которые помогают человеку в жизни, делают его успешнее.

Предлагается написать слова, значение которых можно превратить в поддержку, необходимую человеку в жизни. А затем объясняют их значение.

Примерные ответы: образование, имидж, умение общаться, здоровье, комуникабельность, семья и т.д)

Из ваших ответов видно, что вы отводите большую роль общению. И это не случайно. Ведь общение – это взаимодействие людей друг с другом. Общаясь, люди передают друг другу знания, опыт, обмениваются мнениями, делятся чувствами. Сегодня мы с вами рассмотрим одно из составляющих успеха – умение общаться.

- Ребята, как вы думаете, какие качества помогают в общении? Ответы детей (вежливость, доброта, справедливость, искренность, порядочность…)Давайте рассмотрим некоторые качества, н-р умение слушать. А как правильно надо слушать? Предлагаются варианты:

Дать время высказаться

Не прерывать собеседника

Не задавать много вопросов

Не давать непрошенных советов

Не отвлекаться

Проявлять интерес к собеседнику и т.д

Но, наряду с умением слушать, не менее важным является умение говорить.

Речь – это визитная карточка, по которой составляют впечатление о человеке.

В речи человека, как в зеркале, отражается его культура воспитанности.

Иногда в нашей речи присутствуют слова-паразиты. Они мешают нам красиво и правильно говорить. Русский язык яркий и выразительный. Примером тому служат пословицы и фразеологизмы. Однако употребление фразеологизмов не всегда уместно. Мы должны знать, например, когда мы говорим «ему медведь на ухо наступил», не каждому это может быть

приятно.

(Сигнал СМС – сообщения). Пришло сообщение. Прочитайте и скажите, правильно ли составлен предложение.

Найди ошибку:

  1. Гулять не пойду, нет сапогов.
  2. Узнай про книгу у библиотекарши.
  3. Не уйду, пока не убедюсь.
  4. Ихний пример заразителен
  5. Со мной придут двое подружек.

Успешность человеческих контактов зависит от правильности и уместности слов и выражений. Правильность речи обеспечивает хорошее отношение со стороны других людей.

 Свою грамотность и культуру мы должны проявлять не только в речи, но и в поведении.

(Обсуждаются  примеры неправильного поведения людей).

Нам приходится постоянно общаться с кем – то. Не всегда это общение бывает приятным. Известно, что ссоры между людьми чаще всего возникают из-за отсутствия культуры общения. В ссорах люди чаще всего обвиняют других. Умеем ли мы общаться, лучше всего знают те, с кем мы общаемся. Давайте проверим, какие вы в общении при помощи  теста.

Тест – игра «С тобой приятно общаться»

Необходимо отвечать откровенно и сразу. (детям раздаю листки для записи (количество листков у каждого соответствует количеству человек в группе), на которых пишут соответствующие значения для каждого ребенка).

Расшифровка баллов записана отдельно:

+2-с тобой приятно общаться;

+1-ты не самый общительный человек;

   0-не знаю, я мало с тобой общаюсь;

-1-с тобой иногда неприятно общаться;

-2-с тобой очень тяжело общаться.

Каждый листок складывается и на обороте имя того, кому записка предназначена. Все записки собираются в коробку, и ведущий отдает их адресатам, предупреждая подсчет баллов нужно сделать позже.

Сегодня мы рассмотрели одно из условий, необходимых  для достижения успеха.

Из предложенных листочков выберите любые и напишите на них, что вам понравилось на занятии, что пригодится в жизни, к чему вы будете стремиться.

Рефлексия

(говорить  правильно, быть тактичным, вежливым, стараться  быть приятным в общении, быть приятным собеседником, не употреблять в речи плохие слова, быть грамотным, спокойно реагировать на критику и т.д)

Психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 

По мнению многих исследователей выявлено, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения.

Дети, воспитывающиеся в детских домах и других  учреждениях социальной и психолого-педагогической поддержки детства, характеризуются резко выраженной дезадаптацией. Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

Переживание психологической травмы обесценивает усилия ребенка: зачем хорошо учиться, стараться быть хорошим человеком, ходить в школу, если это не дает защищенности, если ты никому не нужен. И очень важно, что последует за этим открытием. Если ребенок сможет выйти из мира иллюзий в мир опасный, но реальный, будет преодолевать трудности, стоящие перед ним, поверит в себя и свои силы, это означает, что он повзрослел, стал на ступеньку выше как личность. Если он не смог преодолеть трудностей, стоящих перед ним, не преодолел барьер иллюзий, то в нем укрепится убеждение в существовании новых и он поверит в них, останется в мире иллюзий и станет жить в придуманном мире, останется надолго инфантильной личностью.

Часто, подростки, лишенные родительского попечения, имеют отклоняющееся от общепринятых и устоявшихся  норм поведение (девиантное поведение). Таких подростков называют «трудными».

Возможность появления отклонений в поведении связана  с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения.

           Отклоняющее поведение имеет сложную природу, обусловленную разнообразными взаимодействующими факторами:

- биологические (неблагоприятные,  физиологические, анатомические особенности организма ребенка: нарушение умственного развития, повреждение нервной системы, проч.

- психологические (акцентуации характера) отклонения выражаются в неврастении, в состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции ребенка.

- социально-психологические факторы (дефекты семейного и общественного воспитания).

Для нормального развития подростков необходимы определенные условия:

- информация о современной жизни; они имеют право и должны получать достаточно достоверную информацию по всем волнующим подростков вопросам, проверять ее и анализировать (секс, уголовное право, наркотики и алкоголь, религия, молодежное движение и т.д.);

- сочетание свободы и ответственности в деятельности; подросткам необходимо конструктивное взаимодействие со взрослыми, принятие выработанных правил в школе, семье, обществе;

- принятие себя (своего физического Я, характера, особенностей, эмоций и т.д.);

- обучение навыкам достойного поведения (взаимодействия, отстаивания чувства собственного достоинства).

       У подростков, лишенных родительского попечения, представления о счастливом человеке и о счастье значительно отличаются от представлений детей из нормальных семей. Наиболее распространенными ответами  этих подростков об основных показателях счастья являются: еда, сладости (много торта), игрушки, подарки, одежда. Такие «вещные» характеристики показывают, что даже у пятнадцатилетних подростков игрушка является необходимым атрибутом счастья. Обращение к игрушке, возможно, позволяет подростку компенсировать недостаток эмоционального тепла и неудовлетворенность социальных потребностей.

Разлуки и утраты приводят к накоплению напряжения, возбуждения, с которыми субъект не может справиться, к состоянию «внутренних опасностей», беспомощности, невозможности противостоять ситуации и в конечном итоге отказу от борьбы.

Цель работы педагога, работающего с детьми девиантного поведения:

           Создание условий для эффективной реабилитации. Дать каждому воспитаннику, с учетом его  психофизических возможностей, тот уровень воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.

  Задачи :

1. Выявление детей, склонных к правонарушениям, другим асоциальным проявлениям.

2. Создание плана мероприятий по профилактике правонарушений.

                          Условия перевоспитания :

1. Педагогический  оптимизм, вера в своего воспитанника.

2. Начинать перевоспитание с социально-значимой деятельности, в которой подросток может и хочет самоутвердиться.

3. Наличие сплоченного и жизнерадостного коллектива.

4. Единство педагогических влияний детского дома, школы, общественности.

5. Педагог должен быть современным человеком с ярковыраженной индивидуальностью.

                                     Принципы работы

- Создание атмосферы доверительности отношений с ним.

- Подключение к процессу реабилитации ребенка органов здравоохранения, образования, общественного порядка, ОСЗ.

Для начала: сбор информации о личностных характеристиках ребенка для вычисления обобщенного показателя уровня социального благополучия ребенка.

1.Школьная успеваемость

2. Здоровье (в том числе отставание в умственном развитии, врожденные патологии, нервно-психические болезни)

                                                 Личностные подходы

         1. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.

Любить и уважать трудных сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями.

Говорить с трудным как со взрослым, не ломать резко его нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно.

Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда.

Взять в основу работы с трудным оптимистическую гипотезу, верить в исправление трудного: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить.

2. Создавать такую обстановку учения, общения, труда, в которой каждый воспитанник  чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему:

Предоставлять трудному возможность проявить себя с положительной стороны; скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон;

Организовать переубеждение на его собственном опыте.

3. Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков ребенка.         Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка.

Предъявляя требования к трудному, нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить;

Быть искренним, не лицемерить с трудным, не морализировать, не унижать его.

4. Организовать атмосферу «успеха», помогать детям учиться «победно», обретать уверенность в своих силах и способностях.

Вызывать, искать все положительное в трудном, опираться, делать ставку на его проявление.

Не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков трудного.

5. Учить подростка видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому.

Всячески поддерживать усилия трудного по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации.

Вовлекать и включать трудного в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям.

6. Завоевывать уважение и доверие воспитанников, для чего относиться к себе самому как к личности и быть интересной и значимой личностью для своих воспитанников.

Влиять на трудного прежде всего примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям, к детям.

Беречь ребячьи тайны, не предавать их.

Требовать от себя больше, чем от окружающих.

                                          Методы работы

- вести индивидуальные беседы (записывать инциденты)

- привлекать к участию в коллективных мероприятиях

- давать ответственные поручения, публично хвалить за успешное их выполнение

- ненавязчивый контроль

- обучать с помощью психолога методам психологической защиты

- вовлечение родственников (с положительной характеристикой) в процесс реабилитации.

Основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм, так как отклонения в поведении подростков происходят потому, что они не знают этих норм. Это информационный подход. Его можно осуществить через средства массовой информации, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.

Подход, основанный на альтернативности – организация досуга, культурные и оздоровительные программы, увеличение количества секций, кружков, клубов по интересам.

Поведенческий подход базируется на укреплении защитных факторов личности: развитии положительной самооценки; терпимости к разнообразию людей и их жизненных позиций; тренировке сопротивления негативным процессам.

Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления Так, отсутствие целевой информации о последствиях, например, употребления наркотиков, приводит несовершеннолетних, которые их употребляют, к уголовной ответственности, так как практически все уверены, что употребление наркотика – это личное дело каждого, а привлечь можно лишь за их распространение, не зная, что в связи с принятием нового закона о наркотических и психотропных веществах, уголовная ответственность наступает даже за их употребление.

Среди основных направлений профилактики девиантного поведения, особое место занимает медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими отклонениями.  

           Очень важно вовремя распознать у подростка различные патологические нарушения психики, которые могут привести его к совершению необдуманных поступков. Он должен быть обследован психиатром с соответствующим медицинским лечением, дополненным определенным воспитательным воздействием со стороны социального педагога.

Следующий подход - социально-педагогический, заключающийся в восстановлении или коррекции качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности. У подрастающего поколения следует формировать следующие волевые черты его поведения:

- быть хозяином своего слова и дела;

- тормозить стремления и мотивы, способные привести к поступкам, наносящим вред обществу;

- концентрировать усилия на главном, наиболее важном в настоящее время;

- ставить перед собой продуманные и не противоречащие праву цели, подчиняя им мимолетные влечения. 

Планирование работы воспитателя детского дома

c подростками девиантного поведения (трудными детьми)

Задачи воспитательной работы:

- воспитывать у трудных наблюдательность, добросовестность,   способность к сотрудничеству, трудолюбие, отзывчивость на добро, вежливость, исполнительность, эмоциональную сдержанность;

-   вести индивидуальную работу с трудными детьми, оказывая помощь в преодолении неумелости, укрепляя интерес к познавательной деятельности, дружбе со сверстниками .

                Разделы плана:

а) Работа с воспитанниками по реализации целевых программ,  направленных на расширение культурного кругозора, воспитание ответственного отношения к жизни, труду, формирование культуры межличностного и межполового общения, организацию самопознания и самовоспитания, самореализации.

б) Деятельность детей. Включение трудных в общественно полезные дела: в чередование творческих поручений, КТД и т.д.

в) Индивидуальная работа. Работа по преодолению эгоистичности, лености и

        

Организация свободного времени трудных детей

Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема трудных детей.

С одной стороны, досуговая деятельность привлекает воспитанников добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений.

С другой стороны, наблюдается неумение трудного рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности.

Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели.

1. Изучение интересов и способностей детей.

2. Вовлечение трудных в кружки, секции, общественно-полезную и социально значимую деятельность.

3. Изучение участия трудных подростков по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов.

Систему работы с детьми и подростками группы риска можно представить и в следующем виде (Таблица 1).

Таблица 1

Система работы с подростками девиантного поведения

Этап

Цели

Основные направления в работе

Методы и приемы в изучении и перевоспитании

Начальный (ознакомительный) диагностический

Изучить личность трудного подростка и выявить причины его трудновоспитуемости

1. Собрать общие данные о подростке (ФИО, возраст, состав семьи и т.д.)

1. Изучение документальных данных на подростка (личное дело, характеристика, справка о состоянии здоровья)

2. Изучить окружающую социальную микросреду подростка, в которой он развивается и воспитывается в настоящее время

2. Беседа с педагогами, самим подростком

3. Психологическое диагностирование для выявления личностных черт, обеспечивающих взаимодействие (для учета психологической совместимости «лидер - подчинение» и т.п.)

3. Наблюдение за деятельностью и поведением подростка

4. Выявить негативные стороны личности подростка

4. Метод создания специальных ситуаций, помогающих выявить «ведущую линию аморального поведения» подростка

5. Выявить степень работоспособности подростка, ее возможность к обучаемости, отношение к труду

5. Метод независимых характеристик

6. Определить на базе полученных результатов подлинные причины трудновоспитуемости подростка

6. Метод опроса (анкетирование) с целью выявления интересов, симпатий, склонностей, способностей подростка и т.д.

Коррекционно-развивающая работа

Этап

Цели

Основные направления в работе

Методы и приемы в изучении и перевоспитании

Промежуточный (переориентационный) преобразующий

Формировать положительный стереотип поведения

1. Формирование доверительных отношений, не снижая требований к подростку

Методы:

1. Метод, направленный на стимулирование интереса и приобщение подростка к труду

2. Метод поощрения

3. Метод педагогического требования

4. Метод переубеждения

5. Метод упражнения

6. Метод самовоспитания (самовнушение)

2. Предоставление возможности заняться любимым социально значимым делом с обязательным достижением конкретного успеха

3. Создание условий для поддержки самоценной активности подростка. Показ подростку интересных сторон коллективной жизни в классе

4. Постоянный навязчивый контроль за ходом деятельности (учебной, трудовой) подростка, с организацией конкретной помощи

Приемы:

Разъяснение нравственных понятий

Развитие интересов и формирование перспектив в учебе, труде

Проявление доверия

Внесение творческого начала в совместную деятельность

5. Постоянное создание воспитательных ситуаций (общественные поручения, соревнования, оказание доверия, постоянное включение в совместную коллективную жизнь)

6. Стимуляция положительного развития личности и подростка через метод педагогического «взрыва»

7. Формирование у подростка потребности в развитии личности, личностного самоопределения

Профилактическая работа

Этап

Цели

Основные направления в работе

Методы и приемы в изучении и перевоспитании

Заключительный

1. Сформировать положительный стереотип поведения подростка

2. Формировать у подростка потребности к самовоспитанию

1. Включение подростка в коллективную трудовую деятельность по освоению и преобразованию окружающей его действительности мира предметов, процессов, вялений и отношений между людьми

1. Метод проведения беседы с использованием приемов самоанализа, достигнутых результатов

2. Методы поощрения и наказания

3. Метод самоисправления

4. Метод «взрыва»

5. Метод переубеждения

6. Метод преувеличивания

7. Метод самовнушения

8. Метод переключения

9. Приемы педагогического стимулирования положительного поведения

10. Метод личного приема

11. Метод содействия и творчества

2. Формировать убежденность в нелепости своего прошлого поведения

3. Совместные усилия в организации жизни и быта подростка. Принятие совместных обязательств

постоянное предоставление возможностей в правильной реализации социальных потребностей (в учебе, труде, спорте, общении и т.п.)

5. Принятие решительных мер в устранении негативного воздействия окружающей среды (разрыв с группой социального поведения)

Приложение к Таблице 1

Психолого-педагогические методы работы с  подростками девиантного поведения

№ п/п

Методы

Назначение

Способы и приемы

1.

Переубеждение

Коренное изменение оправдательных мотивов неправильного поведения, формирование социально ценных мотивов

Общественное мнение, переубеждение словом, делом, примером, создание социально ценного индивидуального жизненного опыта

№ п/п

Методы

Назначение

Способы и приемы

1.

Переубеждение

Коренное изменение оправдательных мотивов неправильного поведения, формирование социально ценных мотивов

Общественное мнение, переубеждение словом, делом, примером, создание социально ценного индивидуального жизненного опыта

2.

Преувеличивание

Устранение отрицательных привычек, нездоровых потребностей, неправильных действий. Изменение жизненного опыта

Запрет. Контроль. Проверка выполнения требований. Включение в активную социально-ценную деятельность, поддержка положительных проявлений

3.

«Взрыв»

Разрушение отрицательных качеств, отрицательного стереотипа поведения

Нагнетание отрицательных переживаний до «предела», доведение до абсурда негативного поведения подростка

4.

Реконструкция характера

Внесение определенных корректив в духовный мир ребенка, сохраняя ценные и, устраняя отрицательные

Система перспектив, выявление положительного качества, составление программы реконструкции

5.

Переключение

Изменение направленности, переориентация, следование положительному примеру

Методы и приемы организации социально значимой деятельности

6.

Поощрение и наказание

Стимулирование положительного поведения, сдержание отрицательного

Система поощрений и наказаний с поправкой на трудновоспитуемость

7.

Самоисправление

Развитие активности детей и подростков в перестройке и переделке своего характера

Самоанализ, самооценка, самоприучение, самоубеждение, самонаказание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Путь к успеху».

Разработана в результате обобщения опыта работы по профилактике с детьми «группы риска», направленная на адаптацию этих детей в социуме, на формирование личностных нравственных качеств &la...

Современные средства обучения - путь к успеху.

Средств обучения много, среди них необходимо найти то, что эффективнее сейчас, сегодня, на этом уроке. С появлением в школе ноутбуков уроки стали интереснее, результативнее....

Программа "Путь к успеху", 2 класс

Программа для обучения родителей "Путь к успеху", 2 класс...

Программа воспитательной работы "На пути к успеху"

Программа воспитательной работы в  начальной  школе....

Развивающая программа "Путь к успеху"

Развтие мыслительной деятельности на уроках русского языка у  детей младшего школьного возраста  с интеллектуальной  пассивностью...