Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки здоровья"
рабочая программа (2 класс) на тему

ДоскочТатьяна Борисовна

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с ФГОС НОО в 2011г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9

УСТЬ-КУТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Принято:                           Согласовано:                Утверждаю:

На заседании МО:                          Зам. Директора по УВР:           Директор МОУ СОШ №9

Протокол №_____                           __________________                _____________________

«____»___________2012 г                «____»___________2012 г     «_____»__________2012 г

Руководитель МО

_____________________

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Уроки здоровья »

Для 2 «Д» класса

(1 ступень обучения – начальное общее образование)

на 2012-2013 учебный год

           Программа составлена

                                                                                                                      Учителем начальных классов

               Доскоч Т.Б.

                                                                                                                 

                                                                                                                 

                                                                                                                           

                                                                                   

Г. Усть-Кут, 2012 г.

Пояснительная записка

Курс «Уроки здоровья» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в начальной школе. Программа предназначена для учащихся 1 – 4 классов. Занятия проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует СанПиН, т.е. 35 мин.

Режим работы: Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1ч в неделю: 1 класс – 32ч, 2 – 4 классы – 34ч в год.

Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, актуальная задача современного образования.

Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важнейший показатель его личного успеха. Важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье. Необходимо проведение уроков здоровья, на которых следует закладывать гигиенические навыки, негативное отношение к вредным привычкам, обучать навыкам правильной организации режима.

Программа внеурочной деятельности «Уроки здоровья» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования.

Программа состоит из 4-х частей:

1 класс – «Первые шаги к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребностей в личной гигиене.

2 класс – «Если хочешь быть здоров»: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, ознакомление с лекарственными растениями нашего края.

3 класс – «По дорожкам здоровья»: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в профилактических целях.

4 класс – «Я, ты, он, она – мы здоровая семья»: формирование у учащихся чувства  ответственности за свое здоровье, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.

Цель курса: Создание условий для внутренней мотивации к здоровому образу жизни; воспитание творческой, стремящейся к сохранению физического, психологического и нравственного здоровья личности учащихся.

Задачи курса:

  1. Привитие навыка по основам личной гигиены и охраны своего здоровья;
  2. Расширение представления о взаимосвязи человека с окружающей средой;
  3. Привлечение к ежедневным физическим занятиям;
  4. Овладение элементарными навыками здорового питания;
  5. Формирование личности, способной реализовывать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам;
  6. Формирование навыка конструктивного общения;
  7. Обучение осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей и значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются предметные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД), личностные результаты.

Предметные результаты:

Знать:

  1. основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
  2. особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
  3. особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
  4. основы рационального питания;
  5. правила оказания первой помощи;
  6. способы сохранения и укрепление  здоровья;
  7. основы развития познавательной сферы;
  8. свои права и права других людей;
  9. соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
  10. влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
  11. значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
  12. знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

уметь:

  1. составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
  2. выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
  3. различать “полезные” и “вредные” продукты;
  4. использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ;
  5. определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;
  6. заботиться о своем здоровье;
  7. находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
  8. применять коммуникативные и презентационные навыки;
  9. использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
  10. оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
  11. находить выход из стрессовых ситуаций;
  12. принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
  13. адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
  14. отвечать за свои поступки;
  15. отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению «Уроки здоровья» является формирование следующих умений:

  1. Выделять нравственный аспект поведения;
  2. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, делать правильный выбор самостоятельно или при помощи других участников группы;
  3. Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Метапредметными результатами программы является формирование следующих УУД:

1. Регулятивные УУД:

  1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  2. Проговаривать последовательность действий на уроке;
  3. Учить высказывать свое предположение на уроке;
  4. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня освоения;
  5. Внесение необходимых дополнений и корректив в план   и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  6. Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и  к преодолению препятствий;

2. Познавательные УУД:

  1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  2. Поиск и выделение необходимой информации;
  3. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  4. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  5. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности;
  6. Установление причинно – следственных связей;
  7. Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

3. Коммуникативные УУД:

  1. Умение донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
  2. Слушать и понимать речь других, вести диалог;
  3. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  4. Участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  5. Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Программа включает разнообразные формы и методы обучения: беседы, подвижные игры, проведение физминуток, уроков – соревнований, практических работ, уроков – путешествий, конкурсов, викторин, круглые столы, экскурсии, решение ситуационных задач, дни здоровья, спортивные мероприятия.

формы проведения занятия

и виды деятельности

тематика

игры

Мы весёлые ребята , быть здоровыми хотим , все болезни победим

“Я б в спасатели пошел”

«Остров здоровья»

 «Состояние экологии и её влияние на организм человека»

беседы

Полезные и вредные продукты

Гигиена правильной осанки

«Доброречие»

Мой внешний вид –залог здоровья

 Как питались в стародавние времена  и питание нашего времени

Мода и школьные будни

Как защититься от простуды и гриппа

тесты и анкетирование

Чему мы научились за год. «Правильно ли вы питаетесь?»

Чему мы научились и чего достигли«Что мы знаем о здоровье»

«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»

«Мои отношения к одноклассникам»  

«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»

круглые столы

«Как сохранять и укреплять свое здоровье» Мир моих увлечений

школьные конференции

В мире интересного

просмотр тематических видеофильмов

«Как сохранить и укрепить зрение»

«Быстрое развитие памяти»

«Человек»

«Мышление и мы»

Клещевой энцефалит

Вредные и полезные растения.

экскурсии

 «Сезонные изменения и как их принимает человек»

 «Природа – источник здоровья»

«У природы нет плохой погоды»

дни здоровья, спортивные мероприятия

«Дальше, быстрее, выше»

«Хочу остаться здоровым»

. «За здоровый образ жизни»

конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок

В здоровом теле здоровый дух

«Моё настроение»

Вредные и полезные растения.

Выставка рисунков «Какие чувства вызвала музыка»

«Продукты для здоровья»

«Мы за здоровый образ жизни»

«Нет курению!»

 Выпуск плакатов «Продукты для здоровья»

решение ситуационных задач

Культура питания.

Этикет.

Лесная аптека на службе человека

Вредные привычки

Содержание курса

2 класс

«Если хочешь быть здоров»

п/п

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Мы в школе

4

2

2

2.

Питание и здоровье

4

2

2

3.

Мое здоровье в моих руках

8

4

4

4.

Я в школе и дома

5

2

3

5.

Чтоб забыть про докторов

5

2

3

6.

Я и мое ближайшее окружение

5

2

3

7.

Вот и стали мы на год взрослей

3

1

2

Итого:

34

15

19

1. Мы в школе.

Как здоровье? Что мы знаем о ЗОЖ? Как выбрать друзей. Что такое дружба? Кто может считаться настоящим другом.

Практическая работа: Анализ рассказа Толстого «Отец и сын». Сочинение «Мой друг». Подбор пословиц, поговорок о дружбе, их анализ.

2. Питание и здоровье.

Правильное питание – залог здоровья. Меню из трех блюд. Сервировка стола. Правила поведения за столом. Культура питания. Этикет.

Практическая работа: Анализ ситуаций. Упражнения в сервировке стола. Составление меню. Составление кроссвордов.

3. Мое здоровье в моих руках.

Почему мы болеем. Кто и как предохраняет нас от болезни. Кто нас лечит. Прививки от болезней. Иммунитет. Что нужно знать о лекарствах. Сегодняшние заботы медицины. Закаливание в домашних условиях.

Практическая работа: Игры – соревнования. Составление памятки. Самоанализ здоровья. Сообщения о лекарственных растениях нашего края.

4. Я в школе и дома.

Гигиена позвоночника. Сколиоз. Я сажусь за уроки. Утомление и переутомление. Шалости и травмы. Нехорошие слова. Недобрые шутки. КВН «Умники и умницы».

Практическая работа: Игры. Составление памятки «Это полезно знать». Анализ высказываний. Эссе «Я люблю свою школу и хочу, чтобы в ней в ней…».

5. Чтоб забыть про докторов.

Как избежать отравлений. Безопасность при любой погоде. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. Предосторожности при обращении с животными. Как уберечься от ушибов, порезов, переломов.

Практическая работа: Измерение пульса. Оказание первой помощи при порезах, ушибах, переломах. Анализ ситуаций. Выпуск стенгазет по правилам безопасного поведения.

6. Я и мое ближайшее окружение.

Надо ли прислушиваться к советам родителей. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга. Надо ли уметь себя сдерживать. Как воспитать в себе сдержанность. Все ли желания выполнимы.

Практическая работа: Коллективное составление портрета родителей. Анализ ситуаций. Работа с толковым словарем. Подбор пословиц.

7. Вот и стали мы на год взрослей.

Диагностика «Наши успехи и достижения». Конкурс «Светофор здоровья». День здоровья – праздничная программа.

Формы учета знаний и умений

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки здоровья», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Социально одобряемая модель поведения может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов  каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы происходит путем архивирования творческих работ учащихся, накопления материалов.

Контроль и оценка результатов освоения программы осуществляется в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, конференции, выпуск газет, листовок.

Характеристика  2 «Д» класса

Во 2 «Д» классе 26 человек, из них 13 девочек и 13 мальчиков.  

12 девочек и 10 мальчиков 2004 года рождения, 2 мальчика 2003 г.р. – Яшуркаев Владислав, Зырянов Данил.  Клименко Милена и Симанович Степа – 2005 года рождения.

В классе есть дети из многодетных семей: Зырянов Данил (3 детей). Рожкова Настя и Кузнецов Саша из неполных семей. В целом ребята воспитываются в благополучных семьях, где родители уделяют своим детям должное внимание.

Дети относятся друг к другу достаточно доброжелательно, легко идут на контакт, стараются урегулировать конфликтные ситуации без помощи грубой силы, умеют приносить извинения. У всех учащихся  есть навыки ухода за собой.

Учащиеся в коллективе чувствуют себя свободно, привыкли к школьным требованиям. Ребята с удовольствием участвуют в подготовке и проведении классных  и школьных мероприятий. Отношение учащихся к учебной деятельности стабильное. Учащиеся стараются доводить начатое дело до конца, к рабочим навыкам в основном все относятся старательно, добросовестно. Следует отметить, что в классе есть группа детей с низкой мотивацией к учебной деятельности. Не у всех желание учиться совпадает с хорошими способностями в учебе, поэтому эти дети требуют к себе дополнительное внимание со стороны учителя.

Мелентьева Марина, Семенов Антон имеют дефекты речи. Им необходимы занятия с логопедом.

Учащиеся с ослабленным здоровьем: Кокарева Дарья – бронхиальная астма, Осетрова Анастасия – пиелониефрит, Зырянов Данил, Цику Максим, Жидкова Вика имеют проблемы со зрением. Марков Саша, Кокарева Даша, Семенов Антон, Харитонова Олеся, Яшуркаев Влад – нарушение осанки.

В целях укрепления, сохранения физического и психического здоровья введен курс внеурочной деятельности «Уроки здоровья». Проведение этих уроков необходимо, т.к. здоровье – важный показатель успехе ребенка. Важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, нужно уже сейчас закладывать гигиенические навыки, формировать негативное отношение к вредным привычкам, обучать навыкам правильной организации режима.

Для развития, обучения и воспитания подрастающего поколения важна связь с поколениями, ознакомление со своей малой родиной. В связи  с этим введен курс внеурочной деятельности «С чего начинается Родина», главное назначение которого – ознакомление с историей, природой родного края, области, России; воспитание патриотизма, любви и уважения к своей родине, ее истории, культуре, бережного отношения к природе.

Для развития творческих способностей, мелкой моторики проводятся занятия изостудии «Веселая кисточка».

Учащимся необходимо развивать память, внимание, воображение, логическое мышление. Для этого введен курс «РПС», который также способствует формированию интеллектуальных умений, воспитывает самостоятельность, аккуратность, любознательность.

Для обогащения внутреннего мира, привития любви к чтению введен факультатив «Внеклассное чтение».

Для реализации программы «Уроки здоровья» необходима материально-техническая база:

  1. Учебные пособия:
  1. натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,): овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, виды грибы, зубные щетки,  и др.;
  2. изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.;
  3. измерительные приборы: весы, часы и их модели.

2.Оборудование для  демонстрации мультимедийных презентаций.

Литература

Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М., ВАКО, 2004 г.

Крупицкая Л.И. Будь здоров. М., ВАКО, 2005 г.

Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 1-4 кл. / Под редакцией И.С. Артюховой/ М., ВАКО, 2007г.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. /Текст/ 1-4 кл., М.: ВАКО, 2004г.

Патрикеев А.Ю. Подвижные игры. 1-4 кл., М: ВАКО, 2007 г.

Обухова Л.А. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. М.: ВАКО, 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление

Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровое питание"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровое питание" (14 часов)....

Календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме: Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление

Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровые сказки домовенка Кузи" 1 класс

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающий сохраниние и укрепление физическог...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровей-ка"

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровей-ка"

Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровым будь, успешным станешь»

рабочая программа внеурочной деятельности 1-4 класс...