"Воспитание патриотизма у младших школьников на уроках и во внеклассной работе"
статья по теме

Копкина Светлана Романовна

В данной статье рассматривается особенности патриотического воспитания у младших школьников в урочное и внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_patriotizma_u_ml._shk-v.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на районном семинаре «Опыт реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников» в ГБОУ № 298 18.12.12. по теме:

«Воспитание патриотизма у младших школьников на уроках и во внеклассной работе».

Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ № 368  Копкиной С.Р.

              Слайд 2

        Что такое патриотизм и какого человека можно назвать патриотом? Патриот, по Далю, - «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».

        Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств человека. Оно присуще всем народам. Это важное качество, предполагающее любовь к Родине, готовность служить ее интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите своей страны.

Патриотизм включает:

  1. Почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины.

Чем шире территория, которую патриот считает своей Родиной, тем больше любви он проявляет к своим соотечественникам, тем больший патриот данный человек, тем выше и истиннее его патриотизм.

  1. Уважение к своим предкам, проживавшим на данной территории, любовь и терпимость к землякам, желание помогать им.
  2. Взаимопомощь и взаимовыручка среди земляков и соотечественников.

        О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам так себя называет, а тот, кого будут чтить в этом качестве другие.

         Патриотическое воспитание существовало во все времена, независимо от того, обучались дети в школе или нет. Оно осуществлялось из поколения в поколение самим народом.

         Основная цель патриотического воспитания сегодня – формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.

Слайд 3.

В  Послании Президента Федеральному собранию 12.12.12 большое внимание уделено патриотизму и духовности. "Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп. Скрепами для многонационального российского государства всегда были русский народ, русский язык и русская культура. "Для планеты мы, независимо от нашей этнической принадлежности, были и остаемся единым народом", – заявил президент.

Слайд 3

 В тексте Послания В.В.Путин приводит слова А.И.Солженицына: «Патриотизм – чувство органическое, естественное». Далее, "В гражданской ответственности, в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики. Быть патриотом - это не только с уважением относиться к истории, но и служить обществу и стране», - отметил Президент. Из текста Послания следует, что провозглашается единый гражданский идеал: «богатая и благополучная Россия»

"Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией", – говорится в послании.

            Слайд 4

 Направления в работе  по формированию патриотических чувств у учащихся начальных классов:

  1. воспитание любви к своей Родине;
  2. расширение знаний о родном крае, городе, воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие;
  3. изучение национальной культуры, народного искусства;
  4. привитие учащимся чувства глубокого уважения к символам РФ.

               Слайд 5

            Принципы, на которых основывается  патриотическое воспитание:

  1. соответствие воспитательного процесса возрастным особенностям детей;
  2. единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий;
  3. воспитание в процессе общественной деятельности, связанной с трудом;
  4. изучение опыта защиты Отечества.

                 Слайд 6 - УМК «Планета знаний»

             Большие возможности в реализации гражданско-патриотического воспитания

      дают нам не только внеурочная учебная и воспитательная деятельность, но и    

       уроки  русского языка, литературного чтения, окружающего мира,      

изобразительного    искусства.

     Слайд 7  Учебник Русский язык 1 класс

 Так, например, тексты упражнений по русскому языку кратко рассказывают нам о великой России, о неповторимой столице нашей Родины, о красоте городов нашего государства. На уроках мы часто используем пословицы о труде, Родине, дружбе.

    Слайд 8.

           В патриотическом воспитании очень велика роль предмета «Окружающий мир». Ведь именно этот предмет целенаправленно формирует у детей знания о своей Родине, без которых нельзя представить себе воспитание патриотических чувств. Уроки – путешествия по городам России предусмотрены в каждом классе:

  1. в 1 классе – это обобщенное путешествие по стране и знакомство с ее столицей – Москвой.
  2. Во 2 классе – подробное знакомство с Москвой, Санкт – Петербургом и другими городами в форме воображаемого путешествия по р. Оке.
  3. В 3 классе – путешествие по Золотому кольцу России.
  4. В 4 классе – путешествие по регионам России.

             Дети с нетерпением ждут этих уроков – путешествий, с удовольствием готовятся к ним, опираясь на личные впечатления и пользуясь дополнительной литературой, создают свои презентации.

             В курсе «Окружающий мир» даны первоначальные сведения о государственных символах России – флаге, гербе, гимне, о государственных праздниках, Конституции РФ. Этот учебный материал также имеет большое значение для патриотического воспитания учащихся.

             На базе данного материала я проводила урок - презентацию во 2 классе по теме «Государственная символика», разработала  классный час «Государственная символика», классные часы для 3 класса с использованием ИКТ: «Герб, флаг, гимн – символы государства»,  «Изображение Российского двуглавого орла в скульптуре и архитектуре Санкт – Петербурга». Данные материалы я представляла на районный этап  всероссийского конкурса «Овеянные славою флаг наш и герб» и «Растим патриотов России». Мои работы были отмечены дипломом II степени.

Слайд 9

        Считаю, что для каждого первый шаг к познанию Родины – изучение истории своей семьи. Проблема изучения истории своей семьи очень актуальна сегодня, так как современные семьи теряют связь поколений, мало общаются даже близкие родственники. Работа по изучению родословной развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Кроме того, работа по изучению истории семьи содействует объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии.

Слайд 10.         В процессе работы учащиеся узнают историю возникновения имен и фамилий, степени родства в семье, составят «ленту времени» своей жизни, родословное древо, узнают о семейных увлечениях и традициях, фамильном гербе.

Слайд 11. Так, например, участвуя в районном конкурсе «Родословная петербургского школьника», мои ученики  прошлого выпуска, нынешние восьмиклассники Пенкрат Андрей, Поливанов Федор и Пучков Илья  получили дипломы I, II, III степени соответственно.

Слайд 12. Кроме того, в семьях Пенкрата А. и Поливанова Ф. сохранился родовой герб (семьи Гельфрейх и Поливановых). С каким интересом, чувством гордости за  семью ребята представляли свои  работы перед одноклассниками, показывали семейные гербы! Кроме того, ученики принимали участие в городском конкурсе «Моя семья в  Санкт - Петербурге».

   Слайд 13.    Важным звеном в системе патриотического воспитания учащихся является музейная работа. Наш школьный музей боевой славы «Непобежденный Гангут» по праву считается центром патриотического воспитания. Важнейшая задача музея – осуществление связи поколений: подрастающего и непосредственных участников боевых событий.

Слайд 14.  Ветераны-гангутцы             

            Каждый действующий в школе музей – это результат сотрудничества с      

  ветеранскими      и общественными организациями, заинтересованного отношения

  педагогического коллектива,  поддержки администрации школы, участия детей в    

 проводимых делах и,  конечно, каждодневной, кропотливой работы руководителя

 школьного музея. Деятельность  музея, его руководителя, Дашевской Е.В.

 отмечена многими дипломами  и грамотами за успехи в работе по

 патриотическому воспитанию подрастающего поколения.  

             Слайд 15. Стало традицией проводить 1 сентября первый урок для первоклассников в школьном музее. Малыши слушают рассказ о ратных подвигах гангутцев в годы войны, многие из которых ценой жизни спасли Родину от немецко - фашистких захватчиков. Именами героев названы улицы в Санкт – Петербурге: генерала Симоняка, переулок Бринько. В музее обороны Ленинграда есть экспозиция, посвящённая гангутцам, на улице Пестеля, 11 установлена мемориальная доска защитникам о. Ханко.                                                

  Первоклассники покидают музей с чувством уважения к памяти защитников Отечества.

      Слайд 16.   Стали традиционными и встречи учащихся и учителей с ветеранами: 2 декабря – на День Гангута, в январе – в связи со снятием блокады Ленинграда, в мае – в День Победы. Дети, затаив дыхание, слушают рассказы ветеранов. При музее действует несколько экскурсионных групп. Любой ученик, начиная с 4 класса, может попробовать себя в роли экскурсовода. Дети, которым посчастливилось стать экскурсоводами и актив школьных музеев – уносят во взрослую жизнь особое отношение к истории своей страны, понимание своей причастности к её судьбе, умение переживать сердцем и душой её взлёты и падения, поражения и победы.

               Слайд 17– 18.  Встреча с ветеранами

               Слайд 19.      Концерт, посвящённый Дню Гангута.

               Слайд 20      Игра по станциям.

Также стало традицией проводить игру по станциям, посвящённую Дню защитника Отечества. Начинается она с линейки в школьном музее, где ребята получают маршрутный лист и задания. Нужно видеть, с  каким интересом, чувством ответственности и гордости выполняют дети испытания.

               К подготовке мероприятий, посвященных дням воинской славы, дети подходят очень ответственно. Накануне Нового года мы с учениками участвуем в акции «Подарок солдату». Ее цель – сформировать у подрастающего поколения позитивное отношение к военной службе, а также воспитать настоящих защитников Отечества. В рамках акции мы готовим подарки для военнослужащих срочной службы.

               Слайд 21.      Встреча, посвящённая Дню Победы.

               Слайд 22.  К Дню Победы ученики нашей школы выпускают школьные стенгазеты, делают открытки для ветеранов.

                           Слайд 23.    Возложение цветов к памятникам:  добровольцам 3    

               Фрунзенской  Дивизии народного ополчения и к мемориалу на пл. Победы.    

   «Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота – это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим  воспитанием», - писал В.А.Сухомлинский.

        Я считаю, что работа по патриотическому воспитанию должна вестись    

  ежедневно.                                          

Учитель на своем примере должен показывать соучастие и внимательное отношение к

 событиям нашей страны. Если ученики будут видеть, что учитель на деле, а не на

словах любит свою страну, то воспитание патриотических чувств у детей будет иметь

положительный результат.

          Об этом нужно всегда помнить при проведении воспитательной работы с учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеклассной работе

Детское  научное  общество  «Начало»  входит  в  состав   секции  экологии  научного  общества школьников  МОУСОШ №4 г.  Гул...

Научная статья по материалам курсового исследования по теме: "Воспитание патриотизма у младших школьников на уроках окружающего мира"

Интегрированный курс «Окружающий мир», включающий в себя обществознание, является базой для использования  на уроках окружающего мира национально-регионального компонента, краеведческого принципа...

Самообразование по теме: «Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе»

Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием – это способ введения ученика в культуру, условие его самор...

Доклад "Методы и приёмы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе"

Данный доклад был подготовлен для участия в учительской конференции. Развитие речи ребенка один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием ...

Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе

Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе...