Рабочая программа по внеурочной деятельности. "Детская вокальная группа".
рабочая программа по теме

Гудзь Ольга Викторовна

 

Программа внеурочной деятельности по формированию эмоционально эстетического восприятия окружающего мира студии «Детская вокальная группа» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373);  изменениями, которые внесены в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «04» февраля  2011 г. № 19707); Основной образовательной программы НОО МОУ СОШ № 53 г. Сочи (утверждённой приказом № 1 от 30 августа 2012года на педсовете директором МОУ СОШ № 53 Я. К. Крбащян).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внеурочная деятельность по ФГОС.150.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 53 г. Сочи

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от  30 августа  2012 года

Председатель педсовета

________     / Я. К. Крбашян

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по формированию эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира

Студия

« Детская  вокальная группа»

Срок реализации программы – 2011- 2015 года

Возраст обучающихся 6,5 - 11 лет

           

                         

                       

                                                                   Составитель       программы:

                                                                   учитель  начальных классов

                                                                   МОУ   СОШ  № 53   г. Сочи

                                                                     Гудзь    Ольга     Викторовна.                                                    

  1. Пояснительная записка.

Программа внеурочной деятельности по формированию эмоционально эстетического восприятия окружающего мира студии «Детская вокальная группа» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373);  изменениями, которые внесены в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «04» февраля  2011 г. № 19707); Основной образовательной программы НОО МОУ СОШ № 53 г. Сочи (утверждённой приказом № 1 от 30 августа 2011года на педсовете директором МОУ СОШ № 53 Я. К. Крбащян).

       Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в школе. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений  в детстве, с трудом восполнимо впоследствии. Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств общекультурного воспитания школьников. Правильно организованное обучение должно привести к воспитанию эстетического отношения к музыке. Занятия в студии позволяют развивать у ребят интерес к вокальному искусству, это повышает не только их музыкальную культуру, но и уровень школьной эстрады.

         Актуальность программы состоит в том, что программа позволяет раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся. К  обучающимся, занимающимся в студии «Детская вокальная группа» приходит уверенность в собственных силах, они не стесняются выступать перед аудиторией, повышается их самооценка и значимость в собственных глазах. Кроме этого, школьники получают прекрасную возможность развивать  свои коммуникативные умения, найти новых друзей, тем самым расширить свой круг общения. Посещение студии  - это еще и занятость детей  различными формами  организованного отдыха.

  Цель программы:

♪ формировать у обучающихся устойчивый интерес к пению, исполнительских вокальных навыков через активную музыкально – творческую деятельность,   воспитывать любовь и интерес к вокальным произведениям различных музыкальных стилей.

  Задачи:

образовательные:

♪ научить слушать, видеть, понимать, и анализировать произведения искусства;

♪ научить приёмам исполнительского мастерства;

♪научить правильно использовать специальные термины, формулировать определения понятий, используемых в произведениях музыкального искусства;

♪ формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе  собственной  музыкально – исполнительской деятельности;

воспитательные:

♪ расширить знания обучающихся об истории Родины, её певческой культуре на основе  изучения детских песен, вокальных произведений, кубанского фольклора, современных эстрадных песен;

♪ воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций;

♪ формировать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира через пение, слушание и исполнение  музыки;

развивающие:

♪ развивать у детей творческое начало, поощрять самостоятельность, инициативу и импровизационные способности в пении;

♪ развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, творческое воображение;

♪ развивать интерес к народному фольклору.

  Пути, средства и методы достижения цели:

        Развитие  творческих  вокальных  способностей  и духовное воспитание   личности в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и  сообщества деятелей культуры.  Как   и  какими средствами решать проблему развития  детского голоса и  воспитывать  душу?  Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями, которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять?  Как показать младшему школьнику, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее?

На эти вопросы  искали ответы   многие   педагоги-вокалисты и  мастера вокального искусства прошлого и современности. Этот вопрос попыталась решить и я при разработке данной программы.         

♪   Достижению цели  программы обеспечивают следующие принципы обучения:

Принцип всестороннего развития. Обучение пению не должно замыкаться только на привитии певческих навыков и развитии голоса.  Следует решать задачи воспитания и общего развития детей. Общение с музыкальным искусством – мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен  подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника.  

Принцип сознательности  предполагает формирование сознательного отношения к певческой деятельности, сознательного освоения знаний, умений и навыков в пении. Задача педагога – научить ребёнка сознательно контролировать собственное звучание, определять его достоинства и недостатки

Принцип посильной трудности. Продолжительность первых занятий будет зависеть от концентрации  внимания ребёнка. В то же время, ученик должен  осознать, что пение – это труд, что усидчивость и воля являются гарантией успеха в творческой деятельности.

Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений.

Принцип единства художественного и технического развития голоса. Задача технического развития голоса должна быть полностью подчинена художественным целям.

        ♪ Методы, которые используются при реализации программы.

Музыкальное сопровождение как методический приём. Педагог своими пояснениями, примером может помочь детям приобрести умения начинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой. Правильно подобранный репертуар несёт в себе эмоции, которые маленькие исполнители проявляют в пении.

Наглядно-зрительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. (Практическое исполнение песен педагогом, аудиозаписи исполнителей, наглядность в обучении певческому дыханию).

Словесный метод - с помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его более  образным, осмысленным. Особенностью словесного метода в воспитании детей является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения содержания песен.

Игровой метод - у младших школьников игра-ведущий вид деятельности. Следовательно, занятия   должны быть так составлены, чтобы они напоминали игру, но отвечали задачам, которые необходимо решить на данном этапе.

В  концептуальной основе  программы  важно   особо подчеркнуть  главное отличие   эстрадного  пения -  многообразие  индивидуальных исполнительских манер и жанровой  многоплановости.

  Сроки реализации программы и распределение часов по годам обучения:

Сроки реализации программы  -  4  года обучения, 135 часов. Данная программа составлена в соответствии возрастными  особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю.

1 класс -   33 часа в год;

2 – 4 классы -   34 часа в год.

Занятия для 1- х классов в первой четверти проводятся  по  35  минут и по 40 минут для второй – четвёртой четвертях. Для 2 – 4  классов на занятия  отводится  по 40 минут.

  Возрастная группа:

 

Данная программа рассчитана на детей в возрасте  6,5 -  11 лет.

     Детская студия организуется по желанию детей и заявлению их родителей.

 Формы организации детского коллектива:

Программа предусматривает организацию совместной работы  школы  и семьи.

     Занятия проводятся в учебном кабинете, актовом зале. Возможны посещения концертов хоровой и  симфонической музыки, театра, музеев, ДК. Вокальная деятельность, главной из которых является сольное и ансамблевое пение. Слушание различных интерпретаций исполнения, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации. Проведение развлекательно - познавательных мероприятий внутри студии: «Музыкальный КВН», «Мы за чаем не скучаем», «Музыкальный ринг»,   направленных на сплочение коллектива, общение с родителями. Выступление учащихся на школьных концертах посвящённых: «Дню учителя», «Дню престарелых», «Дню матери», «Новому году», «8 Марту», «Дню Защитника Отечества», «Встрече дошколят»,  « Последнему звонку».              

  1.  Тематический план программы.

Наименование разделов, тем.

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудитор

ные

Внеауди

торные

1 год обучения

I.

Введение.

2

2

-

Воспринимать и выражать свое отношение к  музыке, песне. Выработка правильной осанки при пении.

II.

Музыкально-теоретическая подготовка.

6

4

2

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств музыкальных произведений.

Понимать условность и субъективность музыкального  образа.

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, и объяснять разницу.

Исполнять песни, играть на детских элементарных музыкальных инструментах.  

II.1.

7 цветов у радуги – а у музыки – 7 нот.

1

II.2.

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.

3

II.3.

Развитие чувства ритма.

2

III.

Вокально-хоровая работа.

6

6

-

Учатся говорить правильно. Самостоятельная работа  по овладению голосом, речью.

Разучивать скороговорки, распевки.

Работа над мелодическим слухом.   

Работа над расширением певческого дыхания.

Определение примарной зоны звучания, взаимосвязи речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее   и отличное.

III.1.

Прослушивание голосов.

III.2.

Певческая установка. Дыхание.

III.3.

Распевание.

III.4.

Совершенствование дикции.

III.5.

Работа с солистами.

IV.

Кубанский фольклор.

5

1

4

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров; речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества.                                                                                                                  Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения;                                                                                                                                     Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация) в характере основных жанров музыки.                                         Разучивать и исполнять образцы музыкально- поэтического творчества  (скороговорки, хороводы, игры, стихи).                                         Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх- драматизациях.                        Инсценировать песни.                            

V.

Детская опера.

6

3

3

Воспринимать и выражать свое отношение к  опере.

Разучивание слов опер.

VI.

Концертно-исполнительская деятельность.

8

-

8

Понимать условность и субъективность музыкального  образа. Участие детей в праздничном концерте.

Исполнение изученных  песен.

Выбирать и использовать различные песни для праздников.

Разучивание песен.

Угадывание различных  песен.

Воспитание  выдержки, терпения, сценического мастерства.

Узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.

ИТОГО

33

16

17

2 год обучения

I.

Введение

1

1

-

Воспринимать и выражать свое отношение к  музыке, песне. Выработка правильной осанки при пении.

II.

Музыкально-теоретическая подготовка.

6

4

2

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств музыкальных произведений.

Понимать условность и субъективность музыкального  образа.

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, и объяснять разницу.

Исполнять песни, играть на детских элементарных музыкальных инструментах.  

II.1.

7 цветов у радуги – а у музыки – 7 нот.

1

II.2.

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.

3

II.3.

Развитие чувства ритма.

2

III.

Вокально-хоровая работа.

6

6

-

Учатся говорить правильно. Самостоятельная работа  по овладению голосом, речью.

Разучивание скороговорок, распевок.

Работа над мелодическим слухом.   

Работа над расширением певческого дыхания.

Определение примарной зоны звучания, взаимосвязи речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее   и отличное.

III.1.

Прослушивание голосов.

III.2.

Певческая установка. Дыхание.

III.3.

Распевание.

III.4.

Совершенствование дикции.

III.5.

Работа с солистами.

IV.

Кубанский фольклор.

6

3

3

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров; речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества.                                                                                                                  Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения;                                                                                                                                     Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация) в характере основных жанров музыки.                                         Разучивать и исполнять образцы музыкально- поэтического творчества  (скороговорки, хороводы, игры, стихи).                                         Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх- драматизациях.                        Инсценировать песни.

Понимать общее и особенное в произведениях кубанских композиторов и композиторов мировой культуры.

V.

Концертно-исполнительская деятельность.

15

-

15

Понимать условность и субъективность музыкального  образа. Участие детей в праздничном концерте.

Исполнение изученных  песен.

Выбирать и использовать различные песни для праздников.

Разучивание песен.

Угадывание различных  песен.

Воспитание  выдержки, терпения, сценического мастерства.

Узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.

ИТОГО

34

14

20

3 год обучения

I.

Введение.

1

1

Воспринимать и выражать свое отношение к  музыке, песне. Выработка правильной осанки при пении.

II.

Музыкально-теоретическая подготовка.

6

4

2

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств музыкальных произведений.

Понимать условность и субъективность музыкального  образа.

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, и объяснять разницу.

Исполнять песни, играть на детских элементарных музыкальных инструментах.  

II.1.

Основы музыкальной грамоты.

1

II.2.

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.

4

II.3.

Развитие чувства ритма.

2

III.

Вокально-хоровая работа.

6

6

-

Учатся говорить правильно. Самостоятельная работа  по овладению голосом, речью.

Разучивание скороговорок, распевок.

Работа над мелодическим слухом.   

Работа над расширением певческого дыхания.

Определение примарной зоны звучания, взаимосвязи речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее   и отличное.

III.1.

Прослушивание голосов.

III.2.

Певческая установка. Дыхание.

III.3.

Распевание.

III.4.

Совершенствование дикции.

III.5.

Работа с солистами.

IV.

Кубанский фольклор.

6

3

3

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров; речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества.                                                                                                                  Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения;                                                                                                                                     Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация) в характере основных жанров музыки.                                         Разучивать и исполнять образцы музыкально- поэтического творчества  (скороговорки, хороводы, игры, стихи).                                         Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх- драматизациях.                        Инсценировать песни.

Понимать общее и особенное в произведениях кубанских композиторов и композиторов мировой культуры.

V.

Концертно-исполнительская деятельность.

15

-

15

Понимать условность и субъективность музыкального  образа. Участие детей в праздничном концерте.

Исполнение изученных  песен.

Выбирать и использовать различные песни для праздников.

Разучивание песен.

Угадывание различных  песен.

Воспитание  выдержки, терпения, сценического мастерства.

Узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.

ИТОГО

34

14

20

4 год обучения

I.

Введение.

1

1

-

Воспринимать и выражать свое отношение к  музыке, песне. Выработка правильной осанки при пении.

II.

Музыкально-теоретическая подготовка.

6

6

-

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств музыкальных произведений.

Понимать условность и субъективность музыкального  образа.

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, и объяснять разницу.

Исполнять песни, играть на детских элементарных музыкальных инструментах.  

II.1.

Основы музыкальной грамоты.  

II.2.

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.

II.3.

Развитие чувства ритма.

II.4.

Лад, мажор, минор.

III.

Вокально-хоровая работа.

6

6

-

Учатся говорить правильно. Самостоятельная работа  по овладению голосом, речью.

Разучивание скороговорок, распевок.

Работа над мелодическим слухом.   

Работа над расширением певческого дыхания.

Определение примарной зоны звучания, взаимосвязи речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее   и отличное.

III.1.

Прослушивание голосов.

III.2.

Певческая установка. Унисон.

III.3.

Распевание.

III.4.

Совершенствование дикции.

III.5.

Работа с солистами.

III.6.

Работа в ансамбле.

IV.

Кубанский фольклор.

6

3

3

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров; речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества.                                                                                                                  Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения;                                                                                                                                     Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация) в характере основных жанров музыки.                                         Разучивать и исполнять образцы музыкально- поэтического творчества  (скороговорки, хороводы, игры, стихи).                                         Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх- драматизациях.                        Инсценировать песни.

Понимать общее и особенное в произведениях кубанских композиторов и композиторов мировой культуры.

V.

Концертно-исполнительская деятельность.

15

-

15

Понимать условность и субъективность музыкального  образа. Участие детей в праздничном концерте.

Исполнение изученных  песен.

Выбирать и использовать различные песни для праздников.

Разучивание песен.

Угадывание различных  песен.

Воспитание  выдержки, терпения, сценического мастерства.

Узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.

ИТОГО

34

16

18

ИТОГО за  4 года

135

3. Содержание программы.

         Содержание программы студии «Детская вокальная группа»  представлено в виде взаимосвязанных разделов. В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырёх лет, что способствует развитию интереса к вокальному искусству, музыкальных способностей, формированию основ музыкальной культуры,   расширению и систематизации знаний  у обучающихся  к вокальным произведениям различных музыкальных стилей.

1 класс (33 часа)

Раздел   I   «Введение» (2 часа – аудиторные занятия)

Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокальной студии. Распорядок работы, знакомство с  правилами поведения, техникой безопасности в учебном кабинете, актовом зале, знакомство с детским  коллективом.

Музыка в нашей жизни.  Роль и место музыкального и вокального искусства.

Гигиена голосового аппарата.

Раздел   II   «Музыкально-теоретическая подготовка»  (6 часов)

 

Ориентирует учащихся на овладение знаний основ музыкальной грамоты.

Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамику и темп как основные средства выразительности.

Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен,  ложки). 

Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки).


Тема 1. 7 цветов у радуги – а у музыки – 7 нот.(1 час - аудиторное занятие)
Тема 2. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. (3 часа – аудиторные занятия)
Тема 3. Развитие чувства ритма. (2 часа -  внеаудиторные занятия)

Раздел   III    «Вокально-хоровая работа»   (6 часов – аудиторные занятия)

Знакомство с голосовым аппаратом. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него. 

Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. 

Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки.

Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.

Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией.

Работа со всем составом кружка над единой музыкальной композицией.

Тема 1. Прослушивание голосов.

Тема 2. Певческая установка. Дыхание.

Тема 3. Распевание.

Тема 4. Совершенствование дикции.

Тема 5. Работа с солистами.


Раздел   IV   «Кубанский  фольклор»   (5 часов)

Формирование эмоционально-эстетического восприятия учащимися окружающего мира через пение, слушание и исполнение  музыки, на познание многообразия видов народного искусства, их региональных особенностей.

Через кубанские  песни, игры, считалки, дразнилки воспитывается в детях любовь к родной земле, предкам, родной культуре.  Тем самым, разучивая и обыгрывая кубанские игры,  потешки,  обучающийся входит в мир народных обрядов, традиций, тем самым обогащая свой внутренний мир. Дети с удовольствием их разучивают и в дальнейшем могут применять в праздничные дни Нового старого года.

На этот раздел отводится  5  часов,   4 – внеаудиторных, а  1 аудиторное, где  проводится работа над прослушиванием песен,  конкретным заучиванием текстов. Внеаудиторные занятия рекомендую проводить в ДК, музеях, на свежем воздухе.


Раздел   V   «Детская опера»  (6 часов)

 

Такой жанр, как опера, включает в себя разные виды деятельности: здесь и ролевая работа над текстом, над декорациями, приготовление костюмов и, конечно большая работа над художественной обработкой номеров. Жаль только времени для этого жанра в условиях студии недостаточно. Разучивание оперы «Маша и медведь». На этот раздел выделяется 6 часов,   3 – внеаудиторных, а также 3 аудиторных, где  проводится работа над дикцией и конкретным заучиванием текстов.

Раздел   VI   «Концертно-исполнительская деятельность»  (8 часов)

Развитие  эстетического вкуса.

Концертно-исполнительская деятельность - результат, по которому оценивают всю работу вокальной студии. План концертной деятельности составляется на год с примерным репертуарным перечнем. Составляется с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года. Выступать могут как все учащиеся, так и солисты.

Подготовка к концертным выступлениям. Перед концертом устраивается обязательное прослушивание детей, ведется их отбор для публичного выступления. Репетиции несут огромную воспитательную роль:  воспитывают выдержку, терпение, осмысления того, что «Я вношу маленькую частичку в то здание, которая называется «Школа».

На этот раздел выделяется 8  внеаудиторных занятий, а именно выступления учащихся. Темы этого раздела  целесообразно распределять по всему учебному году: по мере прихода  праздника, соотносить праздники с изучаемыми песнями.

2 класс (34 часа)

Раздел I «Введение» (1 час – аудиторное занятие)

Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокальной студии. Распорядок работы, знакомство с  правилами поведения, техникой безопасности в учебном кабинете, актовом зале, знакомство с детским  коллективом.

Положительные эмоции как результат воздействия вокала  на чувства слушателей и исполнителя. 

Раздел   II   «Музыкально-теоретическая подготовка»  (6 часов)

Ориентирует учащихся на овладение знаний основ музыкальной грамоты.

Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамику и темп как основные средства выразительности. Научить различать высокие и низкие звуки, длительность, динамику звучания. Обучение детей чистоте интонации. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен,  ложки). Применять сравнительные упражнения на высоту  звуков с использованием игрового приёма. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки). Обучение движениям в темпе исполняемого музыкального произведения.


Тема 1. 7 цветов у радуги – а у музыки – 7 нот.  (1 час – аудиторное занятие)
Тема 2. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. (3 часа – аудиторные занятия)
Тема 3. Развитие чувства ритма. (2 часа – внеаудиторные занятия)

Раздел   III    «Вокально-хоровая работа»   (6 часов – аудиторные занятия)

Знакомство с голосовым аппаратом. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него. Выявление и коррекция голосового диапазона обучающего.

Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. Развитие и коррекция правильного певческого дыхания.

Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки. Развитие вокально – хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительного звучания хорового произведения.

Отчётливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.

Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией. Разучивание индивидуальных музыкальных произведений. Работа под минусовую фонограмму. Уделить внимание  драматизации песни и музыкально-пластическому движению солиста.

Работа со всем составом кружка над единой музыкальной композицией.

Тема 1. Прослушивание голосов.
Тема 2. Певческая установка. Дыхание.
Тема 3. Распевание.
Тема 4. Совершенствование дикции.
Тема 5. Работа с солистами.

Раздел   IV   «Кубанский  фольклор»   (6 часов)

Формирование эмоционально-эстетического восприятия учащимися окружающего мира через пение, слушание и исполнение  музыки, на познание многообразия видов народного искусства, их региональных особенностей.

Через кубанские  песни, игры, считалки, дразнилки воспитывается в детях любовь к родной земле, предкам, родной культуре.  Тем самым, разучивая и обыгрывая кубанские игры,  потешки,  колядки,  обучающийся входит в мир народных обрядов, традиций, тем самым обогащая свой внутренний мир. Дети с удовольствием их разучивают и в дальнейшем могут применять в праздничные дни Нового старого года. Разучивание красивых  песен кубанских композиторов,  которые легко разучиваются из-за их мелодичности. «Песня о родной земле» слова: В. Б. Бакалдина,  музыка: В. А.   Лаптева, «Ивушка», стихи И. Вараввы, музыка Г. Ф. Пономаренко.

На этот раздел отводится  6  часов,   3 – внеаудиторных, а  3 аудиторных, где  проводится работа над прослушиванием песен,  конкретным заучиванием текстов.

Внеаудиторные занятия рекомендую проводить в ДК, музеях, на свежем воздухе.

Раздел   V   «Концертно-исполнительская деятельность»  (15 часов)

Развитие  эстетического вкуса.

Концертно-исполнительская деятельность - результат, по которому оценивают всю работу вокальной студии. План концертной деятельности составляется на год с примерным репертуарным перечнем. Составляется с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года. Выступать могут как все учащиеся, так и солисты.

Подготовка к концертным выступлениям. Перед концертом устраивается обязательное прослушивание детей, ведется их отбор для публичного выступления. Репетиции несут огромную воспитательную роль:  воспитывают выдержку, терпение, осмысления того, что «Я вношу маленькую частичку в то здание, которая называется «Школа».

Посещение театров, экскурсии.

На этот раздел выделяется 15  внеаудиторных занятий, а именно выступления учащихся, экскурсии, посещение театров. Темы этого раздела  целесообразно распределять по всему учебному году: по мере прихода  праздника, соотносить праздники с изучаемыми песнями.

3 класс (34 часа)

Раздел   I   «Введение» (1 час - аудиторное занятие)

Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокальной студии. Распорядок работы, знакомство с  правилами поведения, техникой безопасности в учебном кабинете, актовом зале, знакомство с детским  коллективом.

Влияние пения на развитие личности, речи человека.  

Раздел   II   «Музыкально-теоретическая подготовка»  (6 часов)

 

Ориентирует учащихся на овладение знаний основ музыкальной грамоты.

Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамику и темп как основные средства выразительности. Научить различать высокие и низкие звуки, длительность, динамику звучания. Обучение детей чистоте интонации. Научить различать ударные и безударные доли такта.

Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен,  ложки). Применять сравнительные упражнения на высоту  звуков с использованием игрового приёма. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки). Обучение движениям в темпе исполняемого музыкального произведения.


Тема 1. Основы музыкальной грамоты.  (1 час – аудиторное занятие)
Тема 2. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. (3 часа – аудиторные занятия)
Тема 3. Развитие чувства ритма. (2 часа – внеаудиторные занятия)


Раздел   III    «Вокально-хоровая работа»   (6 часов – аудиторные занятия)

Знакомство с голосовым аппаратом. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него. Выявление и коррекция голосового диапазона обучающего. Разделение детей на 3 подгруппы по качеству интонации и по типу преимущественного использования регистрового звучания, учет врожденных свойств голосового аппарата. 

Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. Развитие и коррекция правильного певческого дыхания. Контроль над певческим дыханием в зависимости от исполняемого произведения. Соблюдение правил цепного дыхания.

Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки. Развитие вокально – хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительного звучания хорового произведения.  Применять упражнения по формированию ощущений резонаторов.

Отчётливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.

Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией. Разучивание индивидуальных музыкальных произведений. Работа под минусовую фонограмму. Уделить внимание  драматизации песни и музыкально-пластическому движению солиста.

Работа со всем составом кружка над единой музыкальной композицией.

Тема 1. Прослушивание голосов.
Тема 2. Певческая установка. Дыхание.
Тема 3. Распевание.
Тема 4. Совершенствование дикции.
Тема 5. Работа с солистами.

Раздел IV  «Кубанский  фольклор» (6 часов)

Формирование эмоционально-эстетического восприятия учащимися окружающего мира через пение, слушание и исполнение  музыки, на познание многообразия видов народного искусства, их региональных особенностей.

Через кубанские  песни, игры, считалки, дразнилки воспитывается в детях любовь к родной земле, предкам, родной культуре.  Тем самым, разучивая и обыгрывая кубанские игры,  потешки,  колядки, щидривки, обучающийся входит в мир народных обрядов, традиций, тем самым обогащая свой внутренний мир. Дети с удовольствием их разучивают и в дальнейшем применяют в праздничные дни Нового старого года. Также разучиваем красивые  песни кубанских композиторов,  которые легко разучиваются из-за их мелодичности  «Эх, кони, кони», «Соловей на веточке» стихи И. Вараввы, музыка Г. Ф. Пономаренко, «Трудовые руки», «Стал казак на камень»  стихи С. Хохлова, музыка Г. Ф. Пономаренко.

На этот раздел отводится  6  часов,   3 – внеаудиторных, а  3 аудиторных, где  проводится работа над прослушиванием песен,  конкретным заучиванием текстов.

Внеаудиторные занятия рекомендую проводить в ДК, музеях, на свежем воздухе.

Раздел   V   «Концертно-исполнительская деятельность»  (15 часов)

Развитие  эстетического вкуса.

Концертно-исполнительская деятельность - результат, по которому оценивают всю работу вокальной студии. План концертной деятельности составляется на год с примерным репертуарным перечнем. Составляется с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года. Выступать могут как все учащиеся, так и солисты.

Подготовка к концертным выступлениям. Перед концертом устраивается обязательное прослушивание детей, ведется их отбор для публичного выступления. Репетиции несут огромную воспитательную роль:  воспитывают выдержку, терпение, осмысления того, что «Я вношу маленькую частичку в то здание, которая называется «Школа».

Посещение театров, концертов хоровой и симфонической музыки, экскурсии.

На этот раздел выделяется 15  внеаудиторных занятий, а именно выступления учащихся, экскурсии, посещение театров, концертов хоровой и симфонической музыки.  Темы этого раздела  целесообразно распределять по всему учебному году: по мере прихода  праздника, концерта, соотносить праздники с изучаемыми песнями.

4 класс (34 часа)

Раздел I «Введение» (1 час – аудиторное занятие)

Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокальной студии. Распорядок работы, знакомство с  правилами поведения, техникой безопасности в учебном кабинете, актовом зале, знакомство с детским  коллективом.

Пение помогает излечиться от заикания.

Раздел   II   «Музыкально-теоретическая подготовка»  (6 часов – аудиторные занятия)

Ориентирует учащихся на овладение знаний основ музыкальной грамоты.

Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамику и темп как основные средства выразительности. Научить различать высокие и низкие звуки, длительность, динамику звучания. Обучение детей чистоте интонации. Научить различать ударные и безударные доли такта.

Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен,  ложки). Применять сравнительные упражнения на высоту  звуков с использованием игрового приёма. Знакомство с понятиями «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки). Обучение движениям в темпе исполняемого музыкального произведения.

Знакомство с понятиями «лад», «мажор», «минор».


Тема 1. Основы музыкальной грамоты.  

Тема 2. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.

Тема 3. Развитие чувства ритма.

Тема 4. Лад, мажор, минор.

Раздел   III    «Вокально-хоровая работа»   (6 часов – аудиторные занятия)

Знакомство с голосовым аппаратом. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него. Выявление и коррекция голосового диапазона обучающего. Разделение детей на 3 подгруппы по качеству интонации и по типу преимущественного использования регистрового звучания, учет врожденных свойств голосового аппарата. 

Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. Развитие и коррекция правильного певческого дыхания. Контроль над певческим дыханием в зависимости от исполняемого произведения. Соблюдение правил цепного дыхания.

Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки. Развитие вокально – хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительного звучания хорового произведения.  Применять упражнения по формированию ощущений резонаторов.

Отчётливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.

Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией. Разучивание индивидуальных музыкальных произведений. Работа под минусовую фонограмму. Уделить внимание  драматизации песни и музыкально-пластическому движению солиста.

Работа над художественным исполнением произведений. Работа в ансамбле. Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость.

Тема 1. Прослушивание голосов.

Тема 2. Певческая установка. Унисон.

Тема 3. Распевание.

Тема 4. Совершенствование дикции.

Тема 5. Работа с солистами.

Тема 6. Работа в ансамбле.

Раздел IV  «Кубанский  фольклор» (6 часов)

Формирование эмоционально-эстетического восприятия учащимися окружающего мира через пение, слушание и исполнение  музыки, на познание многообразия видов народного искусства, их региональных особенностей.

Через кубанские  песни, игры, считалки, дразнилки воспитывается в детях любовь к родной земле, предкам, родной культуре.  Тем самым, разучивая и обыгрывая кубанские игры,  потешки,  колядки, щидривки, обучающийся входит в мир народных обрядов, традиций, тем самым обогащая свой внутренний мир. Дети с удовольствием их разучивают и в дальнейшем применяют в праздничные дни Нового старого года. Также разучиваем красивые  песни кубанских композиторов,  которые легко разучиваются из-за их мелодичности «Песня о Новороссийске», «Хутора»  стихи К. Обойщикова, музыка Г. Ф. Пономаренко.

На этот раздел отводится  6  часов,   3 – внеаудиторных, а  3 аудиторных, где  проводится работа над прослушиванием песен,  конкретным заучиванием текстов.

Внеаудиторные занятия рекомендую проводить в ДК, музеях, на свежем воздухе.

Раздел   V   «Концертно-исполнительская деятельность»  (15 часов)

Развитие  эстетического вкуса.

Концертно-исполнительская деятельность - результат, по которому оценивают всю работу вокальной студии. План концертной деятельности составляется на год с примерным репертуарным перечнем. Составляется с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года. Выступать могут как все учащиеся, так и солисты.

Подготовка к концертным выступлениям. Перед концертом устраивается обязательное прослушивание детей, ведется их отбор для публичного выступления. Репетиции несут огромную воспитательную роль:  воспитывают выдержку, терпение, осмысления того, что «Я вношу маленькую частичку в то здание, которая называется «Школа».

Посещение театров, концертов симфонической и хоровой музыки, экскурсии.

На этот раздел выделяется 15  внеаудиторных занятий, а именно выступления учащихся, экскурсии, посещение театров, концертов симфонической и хоровой музыки. Темы этого раздела  целесообразно распределять по всему учебному году: по мере прихода  праздника, концерта, соотносить праздники с изучаемыми песнями.

  1. Предполагаемые результаты реализации программы.

♫  Воспитательные результаты.

В конце каждого года обучения учащиеся будут достигать соответствующего уровня воспитательных результатов внеурочной деятельности.

Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.

Третий уровень – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Предполагаемые   результаты   1 года   обучения.

1 уровень

Приобретение школьником новых социальных знаний, понимание социальной реальности

2 уровень

Формирование позитивного отношения школьника к базовым  ценностям нашего общества

3 уровень

Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия

Учащиеся знают:

-о своих голосовых возможностях, о специфике эстрадного пения, об основных правилах поведения  на занятиях и о самодисциплине;        

-изучаемый музыкальный материал - мелодию и текст песни, авторов;                                    

-познакомятся с основной вокальной терминологией, устройством и работой голосового аппарата.

-владеют начальными знаниями о различиях в качестве звучания певческого голоса при правильном и неправильном пении.

- о фольклоре как  источнике народной мудрости;  жанры кубанского фольклора: загадки, игры, поговорки.

(через беседы)

Учащиеся умеют:

- чисто интонировать мелодию;

-сочетать пение с  элементами сценического движения;

-обращаться с микрофоном на простейшем уровне;

-приобщатся к здоровому образу жизни.

(через репетиции)

-научатся петь в ансамбле, не бояться сцены во время концертных выступлений;

 -приобретут способность чувствовать, понимать и любить музыку;

-освоят навыки поведения и общения в социуме.

(через концертную деятельность, организуемую педагогом)

Предполагаемые   результаты  2-3  годов  обучения

1 уровень

Приобретение школьником новых социальных знаний, понимание социальной реальности

2 уровень

Формирование позитивного отношения школьника к базовым  ценностям нашего общества

3 уровень

Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия

Учащиеся знают:

-о своих голосовых возможностях, о специфике эстрадного пения, об основных правилах поведения  на занятиях и о самодисциплине;

- изучаемый музыкальный материал - мелодию и текст песни, авторов.

-осознанно владеют начальными знаниями о  музыкальной грамоте, различиях в качестве звучания певческого голоса при правильном и неправильном пении;

-особенности русского и кубанского народного пения.

(через беседы)

Учащиеся умеют:

-чисто интонировать мелодию;

-слушать и оценивать свое пение, пение соседей, всего ансамбля;

-сочетать пение с  элементами сценического движения, уметь импровизировать;

-обращаться с микрофоном;

-свободно держаться  на сцене во время концертных выступлений;

-петь выразительно, проявлять свое актерское мастерство;

-проявляют желание выступать сольно, а  не только в ансамбле;

-определять      характер песен; названия простейших музыкальных инструментов.

(через репетиции)

- приобретут способность чувствовать, понимать и любить музыку;

- освоят навыки поведения и общения в социуме;

- научатся владеть своими эмоциями.

(через концертную деятельность, организуемую педагогом совместно с детьми)

Предполагаемые    результаты   4 года    обучения

1 уровень

Приобретение школьником новых социальных знаний, понимание социальной реальности

2 уровень

Формирование позитивного отношения школьника к базовым  ценностям нашего общества

3 уровень

Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия

Учащиеся знают:

-о своих голосовых возможностях, о специфике эстрадного пения, об основных правилах поведения  на занятиях и о самодисциплине;

-изучаемый музыкальный материал - мелодию и текст песни, авторов;

-владеют в полном объёме начальными знаниями о музыкальной         грамоте.

 (через беседы, диагностические формы)

Учащиеся умеют:

-импровизировать и самостоятельно сочинять танцевальные композиции;

-умело обращаться с микрофоном;

-научатся петь более сложные произведения, включающие элементы двухголосия,

-свободно и уверенно чувствовать себя на сцене во время концертных выступлений;

-самостоятельно формировать и развивать основные  вокальные навыки и приемы импровизации.

(через репетиции и концертную деятельность)

-активизирована творческая деятельность;

-сформированы необходимые для занятий способности: выносливость, концентрацию, внимание, умение ориентироваться в пространстве;

-развит общекультурный кругозор, музыкально-художественный вкус.

(через концертную деятельность, организуемую детьми совместно с педагогом для родителей, младших школьников и т.д.)

В результате работы по программе учащимися должны быть достигнуты следующие результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

Личностные результаты:

  1. чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
  2. целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
  3. уважительное отношение к культуре других народов:
  4. эстетические потребности, ценности  и чувства
  5. развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
  6. развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

  1. умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении  проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
  2. способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  3. самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  4. умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;
  5. умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

В ходе реализации программы  внеурочной деятельности студии «Детская вокальная группа» обучающиеся  научатся:

  1. воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
  2. ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
  3. воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.);
  4. соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
  5. наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм
  6. построения музыки;
  7. общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
  8. исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
  9. определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
  10. определять  жанры кубанского фольклора: загадки, игры, поговорки.
  11. определять особенности  кубанского народного пения; определять      характер песен; названия простейших музыкальных инструментов;
  12. оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  1. реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
  2. организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх;
  1. реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
  2. использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
  3. владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
  1. адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
  2. оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

  1. Формы  и виды контроля.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий,  анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри,  анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.

  1. Методические рекомендации.

Внеклассная музыкально-воспитательная работа в начальной школе дополняет уроки музыки и имеет целью расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими музыкальные знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и умения.

         Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятиях, помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность.

 Следует отметить, что дети, которые занимаются вокальной деятельностью – эмоциональные, живые, их глаза блестят ярче. Именно в детском возрасте создаётся фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей, духовной культуры в будущем.

           Программа  раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки. Рабочая программа для 1 класса состоит из 6 блоков, а для 2-4 классов  из  5 блоков. Считаю блок «Опера» достаточно для 1 года изучения.  Основное содержание программы позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности -  это  обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Каждое занятие содержит в себе теоретическую и практическую части. Теоретическая часть включает в себя работу с текстом,  изучение творчества отдельных композиторов. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений. Теоретическая и практическая части присутствуют на каждом занятии. На теоретическую часть отводится  по  7 - 15 минут на каждом занятии.

           Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов -  классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов - песенников. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование. Каждое  занятие работы над песней, начинается  с распевов разных вокальных упражнений, в зависимости от целей занятия.

По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, т.к. предусматривает тесное взаимодействие музыки, литературы, живопись, элементов танца.  Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.

При разучивании песенного и  репертуара необходимо обращаться  к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка – умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, и соблюдать правильную интонацию при их произношении; на уроках литературы –  формируется начальное понятие  художественного языка, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности; на уроках изобразительного искусства – представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах.

      Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных праздников, посвящённых разным памятным датам. Это придает прикладной смысл занятиям вокальной студии. Обучение учеников вокалу подчинено личной и общезначимой цели. Для лучшего понимания и взаимодействия для исполнения предлагаются полюбившиеся произведения, хиты, “легкая” музыка.  Всё это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе – игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.

Условиями реализации программы являются:

Актовый  зал, оборудованный музыкальным инструментом (пианино), магнитофоном, музыкальным центром, микрофонами; классная комната оборудованная музыкальным инструментом (пианино, элекропианино), магнитофоном, музыкальным центром, CD, DVD,  музыкальными инструментами.

Календарные праздники и рекомендуемые песни для 1 года обучения.

Занятия в студии  очень часто приурочены какому-либо празднику. В соответствии с тематикой праздников подбирается   репертуар.

Например, «Азбука» муз. А. Островского, «Песня о школе» муз. Н. Дремлюга, «Алфавит» муз. Г. Струве – к дню школы, к Дню Учителя.

«Весёлая песенка», «Новогодняя» муз. А. Филиппенко, «Что за дерево такое» муз. М. Старокадомского – к Новому году.

«Мой папа», муз. В. Шаинского, «Бескозырка белая» муз. В Моделя, сл. З. Александровой – ко  Дню Защитника Отечества.

«Песня о маме»,  «Самая хорошая» муз. В. Иванникова, «Каждый по - своему маму поздравит» муз. Т. Попатенко,  - к дню Матери,  8 Марта.

«На парад выходи» муз. М. Мильман, «Дружба настоящая» муз. Е. Ботяров - к   Дню Победы.

«Наша школьная страна» сл. К Ибряева, муз. Ю. Чучкова – к последнему звонку.

Календарные праздники и рекомендуемые песни для 2 года обучения.

Занятия в студии  очень часто приурочены какому-либо празднику. В соответствии с тематикой праздников подбирается   репертуар.

Например, «Если б не было школ» муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина, «Наша  школьная страна» муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева,  «Наша перемена» муз. и сл. Е. Плотниковой – к дню школы, к Дню Учителя.

«Бабушки – старушки», «Я у бабушки живу» - ко Дню пожилого человека.

«Ах, как красива пушистая ёлка» сл. и муз. М. Шилова, «Белые снежинки кружатся с утра» муз. Г. Гладкова, сл. И. Шаферана, «Русская зима» муз. и сл. Л. Олифирова – к Новому году.

«Моя России» муз. Г. Струве,  «Песенка про папу» муз.  М. Танича, сл. В. Шаинского -  ко  Дню Защитника Отечества.

«Мамочка» сл. А. Афлятунова, муз. В. Канишева, «Песенка капель» муз. В. Алексеева, сл. М. Филатова - к дню Матери, 8 Марта.

«Сегодня салют» сл. В. Степанова, муз. М. Протасова, « - к   Дню Победы.

Календарные праздники и рекомендуемые песни для 3 года обучения.

Занятия в студии  очень часто приурочены какому-либо празднику. В соответствии с тематикой праздников подбирается   репертуар.

Например, «Мы любим вас», «Учитель взял твою руку» муз. Г. Шарина, сл. К. Ибряева – к дню школы, к Дню Учителя.

«Бабушки – старушки», « Я у бабушки живу» - к Дню пожилого человека.

«Белые снежинки» муз. и сл. К Костина, «Снег» муз. и сл. А. Арсентьева– к Новому году.

«Спасибо»  муз. Ю. Чучкова, «Солдат России» муз. К. Дерр, «Любимый папа» сл. Ю. Энтина, муз. Д. Тухманова, «Бравые солдаты» муз. Филиппенко, сл. Волгиной – ко  Дню Защитника Отечества.

«Маме в день 8 – е Марта» сл. Ивенсена, муз. Тиличеевой, «Мама и дочка» сл. Е. Плотниковой, муз. Г. Шайдуловой - к дню Матери,  8 Марта.

«Экипаж – одна семья» муз. В. Плешак, сл. Ю. Погорельского - к   Дню Победы.

Календарные праздники и рекомендуемые песни для 4 года обучения.

Занятия в студии  очень часто приурочены какому-либо празднику. В соответствии с тематикой праздников подбирается   репертуар.

Например, «Учитель» муз. и сл. Ю. Началовой, «Спасибо вам, учителя» муз. К. Ибряева, сл. Ю. Чичкова – к дню школы, к Дню Учителя.

«Тик – так» муз. и сл. А. Варламова, «Российский Дед Мороз», муз. А. Варламова, сл. Р. Папина, «Пришла зима» муз. Слонова, сл. Высоцкой – к Новому году.

«Лучше папы друга нет» сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева, «Солдат молоденький» муз. В. Шаинского, сл. М. Львовского – ко  Дню Защитника Отечества.

«Ты не бойся, мама» сл. Е. Шкловского, муз. М. Протасова, «Самая счастливая» муз. Чичкова, сл. К. Ибряева - к дню Матери, 8 Марта.

«День Победы» муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова - к   Дню Победы.

«Прощание со школой», «Куда уйдём со школьного двора» сл. А. Дидурова, муз. А. Флярковского – к Последнему звонку.

Примерный  репертуар  к разделу «Кубанский фольклор» на 1-4 года обучения

Кубанский фольклор:

1. «Ты, Кубань, ты наша родина (Гимн Краснодарского края)
Слова  Константина Образцова, музыка народная
2. Ты, Кубань, ты наша родина
Слова народные, музыка народная
3. Ой, да Краснодарский край
Слова С. Хохлова, музыка В. Захарченко
4. Хлеб всему голова (баллада о хлебе)
Слова В. Балачана, музыка В. Захарченко
5. Я внук хлебороба
Слова П. Карпенко, музыка В. Захарченко
6. Колыбельная
Слова М. Лермонтова, музыка В. Захарченко
7. Буря мглою небо кроет
Слова А. Пушкина, музыка народная
8. Ой, пры лужку пры лужке
Слова и музыка народные
9. Ой, да вспомним братцы мы – кубанцы
Слова и музыка народные
10. По дорогам пыль клубится
Слова и музыка народные
11. Смуглянка
Слова Я. Шведова, музыка А. Новикова
12. Курганы
Слова С. Хохлова, музыка В. Захарченко
13. Отзовитесь, однополчане
Слова С. Хохлова, музыка В. Захарченко
14. Шли мы эскадронами
Слова П. Карпенко, музыка В. Захарченко
15. Роспрягайтэ, хлопци, конэй
Слова и музыка народные
16. Прощание славянки
Слова народные, музыка В. Агапкина

Потешки:

 «Три-та-та, вышла  кошка…», «Идет коза рогатая», «Скоро Саше годочек», «Солнышко-ведрышко», «Вот коровушка, буренушка», «А вот козлик-шалунишка», «Я точу, молочу на чужом гумне».

Прибаутки:

«Стучит, бренчит  по улице», «Федул, что губы надул», «Здорово, кума», «Ты видел моего теленочка?», «Куда, кум, идешь?»

Небылицы:

«Чики-чики-чиколочки», «Таракан  дрова  рубил», «Как  петух в печи пироги печет», «По синю  морю корабль  бежит», «Ехала  деревня  мимо  мужика», «Ай, чу-чу»,  «А  где  это видано», «Вы  послушайте, ребята».

Дразнилки:

«Резорок  с вершок», «Флор», «Ваня едет на быке»,  «Антошка», «Алеша-белеша», «Ванюша-рамок», «Ерема-Ерема».

Скороговорки:

«Бобры», «Улетели у Маруси»,  «Стали - ковали», «Веники-помелики», «Хитрая сорока», «Краб крабу сделал грабли», «Сел сокол на колокол».

Считалки:

«Первадан, другодан», «Ты куковка, я куковка», «Кошка учится  считать», «Возьму из кадушек», «Трынцы-брынцы», «Шла коза по мостику», «Я сказала»,  «Спиря-Спиридон».

Молчанки:

«Чок,чок  зубы на крючок», «Ехали  бояре», «Шел Молчан», «Кони, кони, мои кони», «Прилетели  журавли», «Кони-огони», «Венчики, венчики».

Игра:

«Подсолнухи»

Солнце свиты, дождь иды,

Семечко расты, расты.

К солнцу тянется росток,

Тонкий, тонкий стебелёк.

Небосвод весь обегая,

Солнце свиты, не моргая.

Земледелец, не зевай,

Перемены отгадай! 

 

«За двумя зайцами»


(реквизит – три деревянных яйца)
Когда все призы выиграны, можно продолжить игру.
Две крашенки кладем рядом. Нужно третьей попасть так, чтобы они покатились в разные стороны.

«Шапки»


(реквизит – шапки по числу игроков)
Выбирают ведущего, все игроки отворачиваются. Ведущий прячет яйцо под одной из шапок. Игроки по очереди пытаются отгадать, под какой. Ведущий приподнимает ту шапку, на которую указывает игрок; угадавший становится ведущим.

Русский  фольклор:

«Грачи летят», «Дед Сысой», «Козынька», «В перстни», «Девочка и медведь», «Лиса в норку», «Почта», «В птицы», «В  кувшинчики», «Горшки», «Закуски»,  «Лапта», «Олень», «Редька», «Сидит Дрема», «Пошла коза по лесу», «Колпачок», «Гори, гори гарко»,  «Костромушка, Кострома».

Поговорки:

На  всякого  Егорку  живет поговорка.

Без  корня и  полынь  не  растет.

Дома  стены  помогают.

Русский  ни с мячом, ни с калачом  не  шутит и т.д.

Частушки:

Кубань – житница страны.
Дары полей – всем нужны.
Молоко и мясо также
Для питания важны.

А когда кубанский хор
С песней выступает.
Равнодушных быть не может,
Песня – зажигает.

Русские народные песни:

«Ой, он спал – не спал», «Шагай вперёд, казачье племя», «Лежал воробей», «Как у ноя-то козел», «Как  по реченьке утенушка  плывет», «Как  у бабушки козел», «А  я  по лугу», «Долговязый  журавель», «Пошла  млада  за  водой», «Во кузнице», «Как  за  нашим  за  двором», «Было у матушки  много  детей»,  «Ой, вставала я  ранешенько»,  «Савка и Гришка»,  «Покажи-ка, воробейко», «Тили-бом, тили-бом загорелся  кошкин  дом», «Комарик», «Две  уточки», «Война  грибов».

                                         Ключевые слова.

1. Аккорд

2. Аккомпанемент

3. Акцент

4. Альт

5. Ансамбль

6. Артикуляция

7. Атака

8. Ауфтакт

9. Вокал

10. Вступление

11. Диапазон

12. Диминуэндо

13. Дикция

14. Дирижёр

15. Динамика

16. Жанр

17. Запев

18. Затакт

19. Звуковедение

20. Звукообразование

21. Интервал

22. Интонация

23. Кантилена

25. Канон

26. Крещендо                                                                                                    

27. Куплет

28. Легато

29. Лад

30. Мажор

31. Минор

32. Мелодия

33. Мотив

34. Нота

35. Пиано

36. Припев

37. Распев

38. Соло

39. Солист

40. Стаккато

41. Сопрано

42. Строй

43. Тембр

44. Темп

45. Трезвучие

46. Такт

47. Унисон

48. Форма

49. Форте

50. Фальцет

51. Характер

     52. Штрихи

                           

  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

  1. Библиотечный фонд.

1.

Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983.

1  У

2.

Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М.: Просвещение. 1983.

1   У

3.

Беркман Т.Л., Грищенко К.С. Музыкальное развитие обучающихся в процессе обучения пению (1-2кл.). / Под ред. Л.В.Занкова. – М.: АПН РСФСР, 1961.

1   У

4.

Блинова М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности: Пособие для учителей пения. М.: Просвещение, 2004. – 212 с.

1   У

5.

Богоявленская Д. Б. О предмете исследования творческих способностей // Психол. Журнал.- 12005. - т.16. - №5. - с.49-58.

1   У

6.

Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000.

1   У

7.

Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1977.

1   У

8.

Виноградов К.П. Работа над дикцией в вокальном ансамбле. – М.: Музыка, 2007. – 266 с.

1   У

9.

Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.

1   У

10.

Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

1   У

11.

Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 1970. – 232с.

1   У

12.

Емельянов Е.В.  Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»;  Издательство «Планета музыки», 2007.

1   У

13.

Живов Л.Д. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. – М, 2003. – 367 с.

1   У

14.

Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.

1   У

15.

Риггз С.  Пойте как звезды. / Сост. и ред. Дж. Д. Карателло  – СПб.: Питер , 2007.

1    У

  1. Печатные пособия.

1

Портреты композиторов.

10   Д

2

Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы, картины русских художников)

30   Д

  1. Технические средства обучения.

1

Магнитофон

1   Д

2

Пианино

2   Д

3

Электро-пианино

1   Д

4

Музыкальный центр

1   Д

5

CD

15   Д

4. Экрано-звуковые пособия.

1

Видеопроектор

1   Д

2

DVD

5   Д

3

Полякова О.И Лунная сказка. [Звукозапись] / Детский эстрадный коллектив Глобус Московского городского дворца детского и юношеского творчества. Для средних школьников (11-15 лет). – М. Весть-ТДА, 2000. - 1 мк.

1   Д П

4

Полякова О.И. Будильник. [Звукозапись] / Ольга Полякова; исп.: Детский эстрадный коллектив Глобус Московского городского дворца детского и юношеского творчества. Для младших и средних школьников. – М. ВЕСТь ТДА, 1999.- 1 мк.

1   Д П

5

Полякова О.И. Золотая сказка. [Звукозапись] / Ольга Полякова; исп.: Детский эстрадный коллектив Глобус Московского городского дворца детского и юношеского творчества. Для младших школьников. М. Весть ТДА. 2003.- 1 мк.

1  Д П

6

Полякова О.И. Караоке для детей. Глобус. Новые песни О.Поляковой. [Звукозапись] / Ольга Полякова; исп.: Детский эстрадный коллектив Глобус Московского городского дворца детского и юношеского творчества. – М. ВЕСТЪТДА. 2006 – 1CD

1  Д П

  1.    Оборудование    класса.

1

Музыкальные инструменты: ложки, бубны, чечётки.

25   К

2

Настенная демонстрационная магнитная доска

1

3

Ученические стулья

30

4

Стол учительский

2

5

Шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов, музыкальных инструментов и пр.

4

К -  полный комплект (на каждого ученика)

Д – демонстрационный материал (не менее одного на класс)

У – пособие для учителя

П – пособие для ученика

                                                                                             

Согласовано                                                              Согласовано

Протокол заседания МО            Зам. директора поУВР

учителей   № 1

от  29 августа   2012 года                                          ___________Шаройко Н. В.

                                                                                                                              ___________ Гудзь О. В.                                           29 августа 2012 года                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Детская риторика в рассказах и картинках" Т. А. Ладыженская. 1 класс. Школа 2100.

Рабочая программа по риторике составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начальног...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ДЕТСКИЙ ФИТНЕС»

Пояснительная записка         Понимание  воспитательной ценности физической культуры – важное условие процесса физического воспитания учащихся и формирован...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Детский фитнес"

Программа «Детский фитнес» для обучающихся рассчитана на 4 года обучения  (270 часов).  Программа предполагает проведение занятий со школьниками 2 часа в неделю.  Продолжительность заня...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ детской общественной организации «Добро»

В ходе реализации программы « Добро» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.Первы...

Рабочая программа по внеурочной деятельности.Детская риторика.2 класс ( Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская «Детская риторика в рассказах и рисунках».)

Детская риторика34 часа, 1 час в неделюТ.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская«Детская риторика в рассказах и рисунках», 2 класс Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуа...

Программа по внеурочной деятельности "Мир вокального искусства"

Программа  по внеурочной деятельности "Мир вокального искусства" разработана  для учащихся 1 классов на 2020-2021 учебный год в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности детского объединения «Бумагопластика».

Цель программы :  развитие мелкой моторики у обучающихся с интеллектуальным нарушением посредством техники бумагопластики.Задачи программы:Обучающие: знакомить с основными понятиями и базовыми фо...