Родительское собрание - круглый стол
методическая разработка по теме

Дубовская Виктория Евгеньевна

Роль книги в равитии интеллектуальных умений ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobranie._rol_knigi.doc127.34 КБ

Предварительный просмотр:

Собрание.

Тема: Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса.
  2. Развивать у родителей интерес к формированию у детей желание читать и интеллектуальных умений с помощью книги.

Форма проведения: круглый стол.

Вопросы для обсуждения:

  • значение книги в жизни младшего школьника
  • как развивать читательский интерес ребенка
  • культура  чтения школьника

Ход собрания.

  1. Вступительное слово классного руководителя.

Сегодня главной из основных задач,  является подготовка школьников к жизни в глобальном информационном обществе будущего: обучение их новым видам грамотности: наряду с читательской, информационной, компьютерной, медиаграмотности. СЛАЙД

 Одна из проблем обучения этим видам грамотности – это проблема обучения чтению как, основе информационной культуры личности,  что подразумевает  умение работать с различными видами текстов, на разных носителях информации.

            Чтение в школе является основой для изучения всех дисциплин.   Чтение художественной литературы определяет уровень межличност ных отношений в классе, обусловливает духовный климат в школе и дома, способствует формированию и развитию коммуникативной культуры. Кем бы потом ни ста ли выпускники школ — им жить среди людей. А значит необходимо уметь понимать их, общать ся с ними, предвидеть их поведение, а для этого представлять себе разнообразие характеров, иметь запас жизненных ситуаций и способов их разрешения, почерпнутых из литературы.

         

Книги  дают ребенку:  СЛАЙД

- интеллектуальное и эмоциональное развитие;

- развитие языка;

- социальное и образовательное развитие;

- влияют на социализацию личности.

            Нельзя не учитывать и прагматическую сторону чтения. Ведь огромная масса профессий, так или иначе, связана с чтением инструкций, факсов, договоров, почтовых отправлений и других деловых бумаг, что требует языкового развития.

       

 Основными тенденциями последних лет можно назвать утрату роли чтения в обществе, падение престижа образования и знаний.  По данным   социологов:  СЛАЙД

Число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49 %

до 26%, а тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34%.

40% читают книги от случая к случаю. За эти годы произошло обвальное

падение числа людей, которые приобретают книги. Если в 1994 году книги

покупали 58%, то в 2004 году — только 20%. (Книжное обозрение, №39, 2005)

         

Что касается отдельно детского чтения  СЛАЙД

 Любят читать: младшие школьники 43%, старшие — 17%

Не любят читать: младшие школьники 8%, старшие — 17%

Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников

Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся.

Читают познавательную литературу 21%

Читают для самообразования 10% школьников.

(Данные взяты из статьи В.П.Чудиновой, журнал "Школьная библиотека", 2003,№8)               

      Что, к сожалению, подтверждается и в нашей гимназии.                      

      Поэтому при быстром развитии информационных технологий, нельзя забывать о том, что предпосылками овладения электронными и печатными  средствами информации  всегда будет умение читать. Причем читать хорошо и быстро.

                       

          Необходимо предоставлять возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Огромна роль чтения в развитии у ребенка воображения - основы творчества. Книга рождает и развивает воображение. Но лишь тогда когда техника чтения доведена до автоматизма, когда за буквами и словами ребенок видит скрытые в них значения или образы и реагирует на них. Без воображения нет предвидения, нет прогресса.

           В связи с этим в 2005 году была принята государственная программа о поддержке и развитии чтения, рассчитанная до 2020 года, которая направлена на повышение престижа книги, и уровня читательской активности.          

          Учителя, библиотекари гимназии стремятся повысить интерес к книге:  СЛАЙД   проводят конкурсы, олимпиады, выставки, тематические недели, посвященные детскому чтению, юбилеям авторов, знакомству с новинками печати. Что заметно повышает читательскую активность, и как следствие повышается уровень знаний и возрастает навык чтения.

            В этом году впервые была проведен читательский форум, который планируется проводить и в следующем году.    В рамках читательского форума, проводилась анкета по выявлению предпочтений

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

  • Как ты считаешь, может ли человек жить без книги?
  • Нравится ли тебе читать книги?
  • Какие книги ты читаешь с удовольствием?
  • Нравится ли тебе получать книги в подарок?
  • Какую книгу ты теперь читаешь?
  • Тебе ее подарили или ты взял ее в библиотеке?
  • У вас дома много книг?
  • Какие детские книги есть в вашей библиотеке? 

 СЛАЙД  И вот такие результаты: 2 и 3 классы читают художественную и познавательную литературу, но отдают предпочтение журналам, это связано с восприятием читаемого текста, оно становится более поверхностным, а по характе ру — клиповым, то есть коротким, вырабатываемым у ребенка от мгно венной и неожиданной смены различных впечатлений, не связанных друг с другом. Сегодняш ние школьники, привыкшие к зрительной информации, более чем раньше, нуждаются в иллю стрированных изданиях с широко представленным видеорядом. Текст без картинок отторгает их от чтения.  Поэтому при проведении уроков  в младших классах большое внимание уделяется наглядному материалу.

4 и 5 классы предпочитают художественную литературу.  Чтение ее является глубоко личностным процессом. Именно чтение художественных произведе ний чаще всего дети называют чтением для души.  Художественная литература становится для ребенка особенно значимой и необходимой, ког да в книге он находит себя. Эффект узнавания — самый сильный аргумент в пользу чтения ху дожественной литературы для подростка, который озабочен поиском своего "я".

           

40%  детского чтения — составляют развлечение, релаксацию, отдых. Эту потребность хорошо удовлетворяют комиксы, веселые рассказы. Их функция — позабавить ребенка. Психологи установили: крите рий "смешная книга" Авторы Н.Носов, Драгунский, Ирина Потанина, Ренат Янышев.

           Определенное место в жизни современного школьника зани мает прагматичное Деловое чтение - Его функция приклад ная — научиться мастерить своими руками или проверить свои способности. Мальчики читают о машинах, спорте, компьютерах, конструировании. Девочки — о шитье, прическах, макияже, кулинарии. Некоторые в свободное время любят разгадывать кроссворды, заполнять тесты.              

            Познавательное чтение. Опросы детей показывают, что книга для них, главным образом, источник знаний. Дети выборочно черпают из них информацию по разным вопросам и из разных областей знаний.  

            В связи с этим, что бы не читали наши дети, рассказывайте им о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успеха ми в учебе и в других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать.

                           Явно однозначной помехой общения с книгой является слабая техника чтения, касающаяся более всего младших школьников. Школьник, читающий по слогам, не способен полноценно воспри нимать книгу. Его умственная энергия уходит на механическое складывание из букв и слогов Слов и текста в целом. Это тормозит читательский интерес, эмоционально сковывает ребенка. Навык чтения  развивается в раннем возрасте, а именно с 1 по 3 класс. И именно в этот период надо уделять огромное внимание способу чтения, технике чтения и правильности чтения. Чтобы этот период не был затяжным, ребенку надо помочь.

СОВЕТ: Если ваш ребенок делает, лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе. Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги — яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.   Но если ребенок испытывает трудности в обучении, то есть в гимназии специалисты, которые вам помогут. Это и логопеды, психологи.     Родителям и детям мы предлагаем список литературы, рекомендуемой для чтения летом.   Многие ребята ведут читательские дневники, где записывают свои впечатления о прочитанном, выполняют зарисовки.  Психологи советуют, чтобы у ребенка не было отторжения от изучения программных произведений в течение года, читать эти произведения лучше во время летних каникул.   Последующее изучение произведения в классе ляжет на эмоционально подготовленную почву и нейтрализует не гативное отношение к нему.               

             Ребенок нуждается в доступной, понятной и необходимой информации не менее, а может быть, и более чем взрослый. Одна из статей главного документа, защищающего права детей «Конвенции о правах ребенка», гласит: «Государство… признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают возможность ребенку иметь доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким… материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию».

              Дети не интересуются чтением только тогда, когда мы не умеем или не хотим их заинтересовать. Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий ро дитель, а еще лучше — читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочи танным. Этот пример может стать заразительным для них.

  1. Анализ анкет родителей. Как же обстоят дела с чтением ребят на уроках и после них?

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

Нравится  ли вашему ребенку читать книги?

Сколько времени он проводит за книгой?

Убеждаете ли вы своего ребенка читать или он делает это без принуждения?

Какие книги он предпочитает?

Как вы поощряете его читательские стремления?

Дарите ли вы своему ребенку книги?

Есть ли у вас на этот счет какие-то убеждения?

Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанное?

Считаете ли вы себя активным читателем?

Являетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг?

  1. Знакомство родителей с выставкой рекомендуемой и обязательной литературы, которую необходимо иметь в домашней библиотечке.

  1. Вручение родителям списка обязательной и рекомендуемой литературы для чтения в данном классе.

  1. Копилка родительского опыта.  Обмен мнениями родителей по развитию читательского интереса и умений в семье. Обсуждение и анализ памяток.

Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей.

  • Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию
  • Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  • Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
  • Рассказывайте об авторе прочитанной книги.
  • Если читаете ребенку, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
  • Воспитывайте бережное отношение к книге. Демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
  • Дарите книги с дарственными надписями, теплыми пожеланиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "круглый стол" в 4 классе на тему: «Во что играют наши дети?"

Игрушки на наших глазах с каждым годом становятся всё более недобрыми, агрессивными. Большинство родителей не задумываются, что  игрушка может навредить душе ребенка, стать врагом семьи, приучит ...

Родительское собрание по теме: “Творческая лаборатория родителей за круглым столом"

Обсуждение проблемы, связанные с успешностью учебной деятельности  детей....

Родительское собрание Форма проведения «круглый стол» Тема. Дети и наркомания

Цель:Просвещение и осведомление родителей по проблеме употребления  и распространения наркотических веществ среди детей и подростков.Задачи:- предоставить родителям возможность познакомиться с ин...

Родительское собрание в форме "круглого стола"«Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»

Раскрыть родителям суть понятия «психологическое здоровье», «эмоциональное благополучие», «эмоциональная сфера». Акцентировать внимание на взаимосвязи родительской установки с эмоциональным благополуч...

Родительское собрание круглый стол «Нужно ли играть ребёнку школьнику?»

Цель: показать родителям значение совместных игр в семье для развития ребенка.Задачи:обсудить с родителями проблему значения игры в жизни ребенка;показать возможности игры для развития интеллекту...

План-конспект родительского собрания "Круглый стол:компьютер и физическое здоровье школьника".

Компьютер вошёл в нашу жизнь. А как же здоровье?! Разговор с детьми и родителями....