Урок "20-летие Конституции РФ"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Архипова Татьяна Петровна

Данный урок разработан к началу нового учебного года, посвящён  20-летию Конституции РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vserossiiskii_urok_20-letie_konstitutsii.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский урок «20-летие Конституции РФ»

Работа подготовлена

учителем начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ гимназии №4 г. Пятигорска

          Архиповой Татьяной Петровной

Ц е л и:

1.Познакомить с основным законом - Конституцией России;

2.Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права;

3.Формировать представления о правах и обязанностях школьника

Ход урока:

1. Организация внимания. Сообщение темы урока.

Цветёт над тихой речкой яблоня.
Сады, задумавшись, стоят.
Какая Родина нарядная,
Она сама как дивный сад!

Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать её добра!

Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз.
Какая Родина счастливая,
И это счастье всё для нас!

                                 В.Боков

Наша Родина красива и прекрасна. Сегодня все дети нашей огромной страны отмечают День знаний.

Давайте вспомним, как называется наша Родина. (Россия)

В России во всех школах сегодня проходит всероссийский урок, посвящённый главному закону нашего государства.

- Что же это такое - законы?(Сообщения учеников).

У ч е н и к. Законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.  Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.

Тема Всероссийского урока - 20 -летие Конституции РФ.

2. Знакомство с Конституцией.

У ч и т е ль. Итак, Конституция (показывает брошюру) - основной закон, по которому мы с вами живем.

- Что записано в Конституции? В Конституции записаны права наших граждан, такие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие. Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину. У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учебу, отдых т. д.  А что же такое - право?  

У ч е н и к . Право - это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.

Права ребенка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

3. «Путешествие» по стране Правознайке.

Прежде чем мы в неё отправимся, нам нужно вспомнить символы нашего государства, чтобы мы могли потом вернуться в свою страну.

- Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.

Учитель: Какие символы вы знаете?

- Государственный флаг означает единство страны. Выберите на слайде российский флаг.

-Во все времена цвету придавали особое значение. Объясните, что обозначает каждый цвет на нашем флаге. (ответы учеников)

Игра «Доскажи слово»

Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка, написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете… (белом)
Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в …(синий)
Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко… (красном).

-Определите на слайде герб России . Герб – это отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история.
- Что представляет собой Государственный герб России?

Фон герба – красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита – золотой двуглавый орёл. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.
  - Правой лапой сжимает орёл скипетр-жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава – золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны.
    В давние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины, символизируя единство и независимость нашего государства.

 - На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, в правой руке у него копьё, которое помогло ему победить змея.
       Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Двуглавый орёл является символом России уже более 500 лет.
Учитель:
- Что вы можете рассказать о государственном гимне России?

1 ученик: - У каждого государства есть свой государственный гимн. Гимн – это торжественная песня или мелодия, посвящённая родине. Это символ, который прославляет могущество и величие нашей огромной страны.
 2 ученик:
  -Гимн исполняется в особо торжественных случаях во время подъёма государственного флага, во время национальных праздников, во время воинских ритуалов и спортивных соревнований.
 3 ученик:
 -При исполнении гимна любой страны, люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

Звучит гимн России.

Учитель: А теперь мы отправляемся в страну Правознайку,познакомимся с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость - сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло. Мы узнаем, какие герои сказок нарушают права других героев, унижают и обижают их.

Итак, в путь!

Город Словаринск.

Здесь живут важные слова. Ребята, постарайтесь разгадать всех жителей.

Стиконутция (конституция), Вопра (право), накоз (закон), минг(гимн).

- Ребята, а вам не показалось странным то, что мы с вами живём
     в России, а здесь написано Конституция Российской Федерации.(ответы)

   - А что значит слово  «федерация»?

      - Федерация – это договор, союз.

 

В оп р о с ы учащимся:

1) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас Барабас.)

2) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)

3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)

На доске 3 листа:

  1. Право на бесплатное образование.
  2. Право на свободный труд, защита от безработицы.
  3. Право на неприкосновенность жилища.

У ч и т е ль. Продолжая путешествие по стране Правознайке, мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Давайте разберемся какие конституционные права  были нарушены в данной сказке:

1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то какое право они нарушили? (Дети выбирают из 3 листов ответ - 3 право на неприкосновенность жилища.)

2) Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ- № 2 защита от безработицы.)

3) Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (Ответ - 1 на бесплатное образование.)

В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование ... ».

- Какие же права есть у вас, школьников?

У ч е н и к.

1.Право на учебу.

2. Право на отдых между уроками.

3.Право на каникулы.

4.Право на занятия в кружках и секциях.

У ч и т е ль. Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права, но и обязанности.

- Какие же обязанности у школьника? (Ответы учащихся.)

Обязанности: уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы.

  1. Блицопрос

1. Что такое Конституция?

          2. Где записаны права и обязанности граждан России?(В основном законе России- Конституции.)

          3. Когда была принята новая Конституция? (12 декабря 1993 г.)

4. Какие государственные символы России?

Викторина.

  1. Страна, где человек родился и вырос.  Ответ: Родина, Отечество.

  1. Наша Родина — Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»? Ответ: Союз, объединение.

  1. Самый главный город каждой страны. Ответ: Столица.

  1. Общее название всякого населения страны. Ответ: Народ.

  1. Человек, любящий свою родину. Ответ: Патриот.

  1. На каком материке расположена Россия? Ответ: Евразия.

  1. Как называется основной закон страны? Ответ: Конституция.

  1. Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. Ответ: Гражданин.

  1. Человек, получивший от народа право на власть. Ответ: Президент.

  1. Какие символы государства вы знаете? Ответ: Флаг, герб, гимн.

  1. Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? Ответ: Герб.

  1. Что обозначают три цвета российского флага? Ответ: Белый цвет обозначает чистоту стремлений, синий — волю к миру, красный — готовность не жалеть своей крови при защите Родины.

  1. Как называются правила, которые устанавливает государство? Ответ: Законы.

  1. Установившиеся правила общественного поведения. Ответ: Обычаи.

  1. Народное голосование, которое проводится по самым важным вопросам жизни государства. Ответ: Референдум.

  1. Когда отмечается День России? Ответ: 12 июня, в этот день в 1990 году принято решение о независимости России, а через год состоялись всенародные выборы первого Президента России.

  1. В 2000-м году начался новый век и новая ... Ответ: Эра.

1 - й  у ч е н и к .  Мы знаем о законе мало,

                          Не больше всех иных,

      Мы знаем, делать нужно то,

      Что благо для других.

2 - й  у ч е н и к . Человеку много нужно,

                    Чтобы счастливо прожить!

                    Нужен дождь и даже лужи,

                    Нужно с кем-нибудь дружить.

                    Нужен ветер, нужно море.

3 - й  у ч е н и к .Нужно море и леса,

     Нужно счастье, нужно горе

     И родные голоса.

     Невозможно без природы,

     Без синеющих небес.

4 - й  у ч е н и к . Хорошо иметь свободу,

                   Мир загадок и чудес.

                   Чтобы жить на белом свете,

                   Чтоб остался рядом друг,

                   Надо главное заметить,

     Все почувствовать вокруг.

Литература:

1. Мешкова С.С. «Конституция - основной закон государства»;

2. Никулина Н.В. Классный час на тему «Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "15-летие Конституции РК"

Классный час посвященный празднованию 15-летия Конституции РК...

ЭОР по теме День Конституции РФ. Презентация к классному часу.

Презентация Power Point по теме 12 декабря - День Конституции. Материал рекомендован для учителей начальных классов. Применение в урочной и внеурочной деятельности. Классный час 3-4 класс. ...

Классный час на тему «Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы»

1.Познакомить с основным законом - Конституцией России;2.Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права;3.Форми­ровать представ...

12 декабря - День Конституции РФ

Внекласное мероприятие, посвящённое Дню Конституции РФ...

Конституция РФ

http://www.constitution.ru/...

Классный час на тему: "Конституция России"(ко дню конституции 12 декабря)

Используемый материал позволяет продолжить знакомство с Российскими праздниками, дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна, способствует воспитаниюпатриотизма, содействует развитию познав...

Конституция Российской Федерации - основной закон нашей страны. Как построить беседы с младшими школьниками по Конституции Российской Федерации.

Конституция - те самые базовые правила игры, по которым мы выстраиваем нашу жизнь в нашем государстве. Конституцию как неотъемлемую часть правового воспитания молодого гражданина, как главный зак...