Информационный проект "Ах, картошка, картошка!"
методическая разработка (3 класс) на тему

Калашникова Светлана Владимировна

 

Тема проекта: « Ах, картошка, картошка!»

 

Цель проекта: проследить трудный путь картошки от времён Колумба до наших дней.

Задачи:

1.     Изучить литературу, материалы в сети Интернет о картофеле.

2.     Выяснить, откуда картофель родом и как попал в Россию.

3.     Узнать, как картофель применяют в кулинарии и народной медицине.

4.     Подобрать рецепты блюд из картофеля.

5.     Выяснить опытным путём, из чего состоит картофель.

6.     Подобрать пословицы, поговорки, загадки о картофеле.

7.     Сделать поделки из картошки.

8.     Обобщить полученные знания.

 

Педагогическая цель: формировать у учащихся навыки поисковой и исследовательской работы, представлять результаты творческой самостоятельной работы, способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и школы.

 

Тип, вид проекта: информационный, межпредметный.

 

Планируемые результаты (предметные): узнать историю появления картофеля на Руси; опытным путём определить, из чего состоит картофель; узнать рецепты и секреты приготовления блюд из картофеля; подобрать пословицы, поговорки, загадки о картофеле.

 

Универсальные учебные действия (метапредметные).

Личностные: воспринимать одноклассников как членов своей команды, вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.

 

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, используя различные источники, тем самым, развивая свой кругозор; вырабатывать навык работы по чётко определённому плану (поэтапно); развивать умения логически мыслить, анализировать, обобщать и делать выводы, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

 

Коммуникативные: активно участвовать в обсуждениях, возникающих в процессе работы над проектом; работать с консультантами и помощниками в своей группе; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, принимать иное мнение и позицию.

 

Регулятивные: оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

 

Работа над проектом.

 

1.     Погружение в проект: формулирование проблемы, постановка цели. Роль учителя – направляющая.

2.     Планирование: обсуждение вариантов, продумывание хода деятельности. В результате обсуждения возникли следующие творческие группы: историки, повара и доктора, журналисты.

Роль учителя – наблюдательная.

3.     Выполнение проекта (деятельность как система конкретных действий и     операций): проведение исследования, поисково-информационная деятельность. Роль учителя – обучающая.

4.     Презентация результатов (защита проекта). Роль учителя – сотрудничество.

5.     Оценка и рефлексия: анализ достижения поставленной цели.

 

Презентация проекта: презентация проведена на городском семинаре, на котором присутствовали учителя, родители.

 

Продукт проекта: мультимедийная компьютерная презентация, информационный выпуск (газета), брошюры по темам: «Блюда из картофеля», «Полезные и лечебные свойства картофеля», «Загадки и пословицы о картофеле», блюда из картофеля: «Картофельные корзиночки с икорно-рыбной начинкой», «Картофель по-пушкински», блины из картофеля.

 

Практическая значимость проекта: данный материал можно использовать на уроках окружающего мира, при проведении классных часов и викторин.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnye_materialy.doc166.5 КБ
Файл prilozheniya.rar1.45 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15

С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Г.ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

                                                    Разработала:

                                                         учитель высшей

    квалификационной категории:

                                                              Калашникова С.В.

Тема проекта: « Ах, картошка, картошка!»

Цель проекта: проследить трудный путь картошки от времён Колумба до наших дней.

Задачи:

  1. Изучить литературу, материалы в сети Интернет о картофеле.
  2. Выяснить, откуда картофель родом и как попал в Россию.
  3. Узнать, как картофель применяют в кулинарии и народной медицине.
  4. Подобрать рецепты блюд из картофеля.
  5. Выяснить опытным путём, из чего состоит картофель.
  6. Подобрать пословицы, поговорки, загадки о картофеле.
  7. Сделать поделки из картошки.
  8. Обобщить полученные знания.

Педагогическая цель: формировать у учащихся навыки поисковой и исследовательской работы, представлять результаты творческой самостоятельной работы, способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и школы.

Тип, вид проекта: информационный, межпредметный.

Планируемые результаты (предметные): узнать историю появления картофеля на Руси; опытным путём определить, из чего состоит картофель; узнать рецепты и секреты приготовления блюд из картофеля; подобрать пословицы, поговорки, загадки о картофеле.

Универсальные учебные действия (метапредметные).

Личностные: воспринимать одноклассников как членов своей команды, вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, используя различные источники, тем самым, развивая свой кругозор; вырабатывать навык работы по чётко определённому плану (поэтапно); развивать умения логически мыслить, анализировать, обобщать и делать выводы, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные: активно участвовать в обсуждениях, возникающих в процессе работы над проектом; работать с консультантами и помощниками в своей группе; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, принимать иное мнение и позицию.

Регулятивные: оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Работа над проектом.

  1. Погружение в проект: формулирование проблемы, постановка цели. Роль учителя – направляющая.
  2. Планирование: обсуждение вариантов, продумывание хода деятельности. В результате обсуждения возникли следующие творческие группы: историки, повара и доктора, журналисты.

Роль учителя – наблюдательная.

  1. Выполнение проекта (деятельность как система конкретных действий и     операций): проведение исследования, поисково-информационная деятельность. Роль учителя – обучающая.
  2. Презентация результатов (защита проекта). Роль учителя – сотрудничество.
  3. Оценка и рефлексия: анализ достижения поставленной цели.

Презентация проекта: презентация проведена на городском семинаре, на котором присутствовали учителя, родители.

Продукт проекта: мультимедийная компьютерная презентация, информационный выпуск (газета), брошюры по темам: «Блюда из картофеля», «Полезные и лечебные свойства картофеля», «Загадки и пословицы о картофеле», блюда из картофеля: «Картофельные корзиночки с икорно-рыбной начинкой», «Картофель по-пушкински», блины из картофеля.

Практическая значимость проекта: данный материал можно использовать на уроках окружающего мира, при проведении классных часов и викторин.

     


Сценарий презентации проекта «Ах, картошка, картошка!»

Этап урока, цель

Методический

приём

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

осуществляемые действия

формируемые умения

1.Организационный

момент



Проверка готовности

класса и оборудования;

эмоциональный настрой на урок

Фронтальная

беседа

Декоративный цветок, украшающий причёски парижских модниц,

 лекарство от всех болезней, яд, истребляющий насекомых,

 средство для выведения пятен, универсальное удобрение,

 наконец, пищевое сырье, из которого можно приготовить хлеб,

 крахмал, пудру, масло, вино, кофе, дрожжи, шоколад и т. д. и т. п.

 - Не правда ли, заманчиво обладать таким универсальным продуктом?

Оказывается, нет ничего проще - ведь речь идет о самом обыкновенном картофеле

Приветствуют учителя,

гостей. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Проявляют эмоциональную

отзывчивость, заинтересованность.

2. Постановка цели

урока.

Фронтальная

беседа

Пожалуй, не найти на Земле такого места, где бы картофель не употребляли в пищу.

А всегда ли это было так? Задались мы целью узнать это.

Что для нас картофель сейчас?

Сегодня мы представляем результаты своих изысканий, исследований, наблюдений. Результатом нашего проекта стал информационный выпуск.

Слушают и усваивают

сказанное

3. Подготовка к основному этапу

занятия.

Обеспечение

мотивации и принятие учащимися

цели учебно-

познавательной

деятельности.

Представляю творческие группы:

историки, повара и доктора,

журналисты.

В ходе проекта каждая

группа работала над

задачами

Историки: выяснить, откуда картофель родом и как попал в Россию;

Повара и доктора – узнать, как картофель применяют в кулинарии и народной медицине,

подобрать рецепты блюд из картофеля, выяснить из чего состоит картофель;

Журналисты – подобрать пословицы, поговорки, загадки о картофеле, выяснить, правда ли существует День картошки.

4. Создание проблемной

ситуации

Эвристическая

беседа

Внимание на экран. Papa, patato, tartuffel, kartoffel

Картоха, картошка, картофля, картохля, картопля, бараболя, земляное или чёртово яблоко.

Что объединяет эти слова?

А чтобы узнать, кто и когда дал такие имена нашей родной картошке, отправимся  вместе с ней в путешествие

Высказывают свои

предположения.

(Называют картофель, каждый народ по-своему)

Проверяют свои предположения.

1.Растение с растущими в земле и употребляемыми в пищу клубнями.

2.Самые клубни, как продукт питания.

(Толковый словарь Ушакова)

5. Обобщение и систематизация

знаний



 Результаты исследования

группы историков











Презентация

творческих

самостоятельных

работ







































Игровой

момент



















История освоения картофеля в Европе похожа на приключенческий роман.

Богата драматическими и забавными эпизодами(смотри газету).

















А хотите знать, когда и как появилась картошка в России?

Наша родная картошка зародилась в далекой Южной Америке, в Центральных Андах, близ крупнейшего в мире высокогорного озера Титикака на границе между Боливией и Перу. Около 14 тыс. лет назад племена первобытных людей собирали клубни дикого картофеля, а чуть позже начали его возделывать. Этот момент считается ведением картофеля в культуру.

Первыми для Европы открыли картофель испанцы, искавшие в Южной Америке золото. Искали золото – нашли  «мучнистые корни хорошего вкуса», совершив тем самым великое  ботаническое открытие. Испанцы прозвали картофель патата. Случилось это в 16 веке. К началу   ХVII века это растение перебралось из Испании в Италию, Австрию, Бельгию, Голландию, Францию, Швейцарию, Англию, Германию, одним словом пошло гулять по свету. Итальянцы называли этот клубень тартуфель (от слова трюфель)

А немцы переиначили тартуфель на картуфель, который позже стал называться картофелем.


Инсценировка

«Трудный путь картошки»

Осуществляют поиск нужной информации (связь с историей, географией).


Работа с картой.




Объясняют смысл, осознанно строят речевое высказывание,

воспринимают на слух

рассказ товарищей,

формулируют своё

мнение и позицию, устанавливают причинно-следственные

связи






















Театрализация даёт возможность детям с актёрскими данными проявить их на школьной сцене

6. Результаты исследования группы

журналистов.

Исследовательская работа на уроках

литературного чтения

Презентация

творческих

самостоятельных

работ



Что убедило крестьян, что выгодно сажать картошку?


На Руси издавна говорили, что «щи да каша – пища наша», но в 19 веке появилась новая поговорка, да не одна, ведь именно в этом столетии картошку на Руси оценили по достоинству. О картофеле стали слагать пословицы и поговорки.

Высказывают свои предположения, формулируют собственное

мнение.

Группа представляет подобранные пословицы, поговорки и загадки.

(Смотри газету)


Анализируют загадки,

пословицы, поговорки,

понимают смысл.

7.  Результаты исследования

(творческая группа – повара)

Презентация

творческих

самостоятельных

работ

(совместная работа с родителями)


Сейчас из картофеля можно приготовить более 2 тысяч блюд. В фильме «Девчата» повариха Тося оглашала длиннющий список картофельных блюд:

Внимание на экран:

попробуйте озвучить данные блюда

Дополните список из маминой кулинарной книги:

Представляют блюда из

картофеля

Представляют авторские

и старинные

рецепты блюд из картофеля:

«Картофельные корзиночки с икорно-рыбной           начинкой»,

«Картофель по-пушкински»

Идёт масляная неделя.

Блины из картофеля, поделитесь рецептом.

Создание проблемной

ситуации

Самым любимым блюдом детворы из картофеля являются чипсы. А полезны ли чипсы? Спросим мы у докторов

Так что прежде чем купить очередной пакет чипсов, подумай, что для тебя важнее – здоровье или минутное удовольствие.

Высказывают свои

предположения, формулируют собственное

мнение.


8. Результаты исследования группы

журналистов.

Результаты

социологического

опроса

Самое время заглянуть в школьную столовую, там поработала группа журналистов.

Журналисты: мы выяснили, какие блюда из картофеля готовят в нашей столовой. Это: жаркое, картофельная запеканка, суп картофельный, картофельное пюре.

Мы провели опрос среди учащихся и учителей нашего класса. Мы обратились с вопросом

«Какие блюда из картофеля вы предпочитаете?» Выяснилось, что самое любимое – это картофельное пюре, затем – жареная картошка, пирожки с картофелем.

9. Исследовательская

работа

Домашнее творческое

задание

Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему сваренный картофель рассыпается? Почему у жареной картошки хрустящая румяная корочка?

Чтобы это объяснить, надо знать из чего состоит картофель?














А картофельный крахмал неотъемлимая часть традиционного сладкого блюда рус.кухни – киселя.  Показать крахмал.

Я решила провести опыты и узнать из чего состоит картофель?

ОПЫТ 1.  

Я очистила картофель от кожуры, вымыла и перекрутила через мясорубку. У меня получилась картофельная кашица. Затем я откинула полученную массу на марлю и отжала. Водичку, которая тут же начала темнеть, я слила в чистую посуду и дала время отстояться. Через 5минут я слила темную водичку и увидела на дне посуды плотную массу чуть сероватого цвета. Это крахмал. После промывки и сушки из этой сероватой массы у меня получился порошок.

ВЫВОД: Значит, картофель состоит из воды и крахмала.

10. Мои первые

опыты

Проведение

опыта

Крахмал в картофеле легко обнаруживается йодной реакцией. Химики используют эту реакцию для того, чтобы установить, содержится ли в том или ином пищевом продукте крахмал, а если содержится - то в каком количестве.                                                                         Иодное пятно на срезе картофеля заметно ярче, чем на яблоке - значит, в картофеле крахмала больше.

Для этого опыта возьмем ломтик картофеля и настойку йода из аптечки. Капнем настойкой на картошку и увидим, что бурый цвет йода превратился в темно-фиолетовый. Здесь происходит химическая реакция между йодом и крахмалом, который содержится в картофеле, и получается новое вещество сине-фиолетового цвета.

11. Результаты исследования группы

докторов

Презентация

творческих

самостоятельных

работ


«Ешь картошку, хлеб – проживёшь до 100 лет»

Едим мы её чуть ли не каждый день, а между тем, картошка, оказывается, может быть и лекарством. Картофель широко применяется не только в кулинарии, но и в народной медицине.

Ребята подготовили буклет:

«Полезные свойства картофеля»

Картошка – отличное средство при множестве болезней. Сок свежих клубней используют как противокислотное средство при гастритах, язвенной болезни и запорах. При воспалительных процессах картофельным соком полощут полость рта и глотки. А кашицей тёртого картофеля можно вылечить ожоги и незаживающие раны. Пары отварного картофеля «в мундире» используют для ингаляций. В зимнее время картофель является основным источником витамина C.

12. Результаты исследования группы

журналистов

Многие страны гордятся традиционными праздниками своих национальных продуктов –

сыров, вин, томатов. В Суздале ежегодно отмечается Праздник Огурца! А правда ли, что есть День картошки!

23 июля 2005 года в России впервые отмечали День молодой картошки. Приурочен к 240-летию появления этого корнеплода в России.

   В Мариинске Кемеровской области, в 2008 году решили поставить картофелю памятник. Ведь именно Мариинский район – родина мирового рекорда урожая картошки.


Бельгийский музей картофеля появился в 1975 году – точнее, его прообраз: студенты Международной школы Брюсселя создали комнату и назвали ее Картофельным музеем.  Сегодня здесь тысячи предметов, рассказывающих об истории картофеля, – от почтовых марок с изображением паслена до знаменитых картин, например, "Едоки картофеля" Ван Гога

В  деревне Ильмень новгородский пенсионер Николай Зарядов установил памятник царице огородов - картошке.
На Двухметровую металлическую трубу и колесо от грузовика пенсионер взгромоздил большой валун, по цвету и форме похожий на картофелину. У основания памятника нанесена надпись: «Спасибо Колумбу, спасибо Петру, пришлась ты, родная, нам по нутру!», а чуть выше - еще одна: «Кормила нас в тяжелую годину, нужна ты впредь».

Физкультминутка

А сейчас приглашаем вас в наш музей, где собраны репродукции, как известных художников, так и работы наших ребят.

             (звучит музыка Баха)

Учащиеся представили

свои поделки из картофеля

Проявляют эмоциональную

Отзывчивость.

Игровой момент

Очевидное – невероятное

Внимание на экран. Что бы это значило?

Высказывают свои

предположения, формулируют собственное

мнение.

1.Картофельное сердце рождено само природой

2.Вес этого необычного монстра – рекордсмена 3кг730г

3. «Синий картофель» кожура и мякоть после варки остаётся синего цвета

4. Этот картофель с высокогорных Анд.

13. Оценка и рефлексия

Викторина «Всё о картошке»

(смотри в газете)

А сейчас самое время проверить себя

Работая в группах, отвечают

на вопросы викторины

Выдвигают свои

предположения.

Самооценка

Чему научились во время работы над проектом?


Всю жизнь мы поднимаемся по ступенькам знаний. Чем больше наш опыт, тем ближе мы к вершине.

Оцени работу вашей группы в завершении проекта.

Высказывают свои

предположения, формулируют собственное

мнение.

На этом не останавливаемся:

- понаблюдать за ростом картофеля

- узнать о вредителях картофеля

- исследовательская работа «Можно ли вырастить картофель за 100 дней»

- как картофель используется, как сырьё

Дают оценку работы

своей группы

 Клип

«Картошка» - песня из пионерского детства

Для многих людей и наших гостей возможно картошка ассоциируется с пионерским лагерем, это песня из пионерского детства,  посиделками у костра.  А для вас впереди летние каникулы, первая поездка в лагерь, возможность разучить новую песню.

Исполнение

песни «Картошка»

Закончить наш урок мне хочется строчками из сказки Андерсена «Картошка»:

 «Картофель, этот лучший из плодов, дарованных нам, людям, нигде ни во что не ставили… Зато нынче цены ему нет! Нынче-то его признали. Всему хорошему когда-нибудь да быть в чести!»




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный проект на тему: «Я выбираю здоровый образ жизни как альтернативу пагубным привычкам»

Проблема здорового образа жизни очень актуальна сегодня не только среди взрослого населения, но и среди детей, подростков, моло...

Информационный проект «Олимпийские игры - история и современность»

Тема данного проекта приурочена  к проведению  в России XXII Олимпийских зимних игр, а также  к празднованию такой даты  как Международный Олимпийский день - 23 июня. Учащиес...

Информационный проект ученицы 2 класса Евсюковой Дианы "Куклы - обереги"

Информационный проект "Куклы-обереги " знакомит с видами кукол - оберегов, правилами изготовления, ролью кукол в жизни наших предков....

Проект " Ах, картошка,картошка....."

Проект для учеников начальной школы. Дети могут увидеть,как прорастает картошка в разных условиях хранения и могут сделать выводы....

проект Ах, картошка, ты картошка!

Проектная деятельность в начальной школе...