Урок-классный час по окружающему миру в 3-м классе "Москва вчера, сегодня, завтра".
классный час (3 класс) по теме

Классный час в 3-м классена тему "Москва вчера, сегодня, завтра" с использованием групповой формы работы и презентации к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час на тему «Москва вчера, сегодня, завтра».

(3 класс)

Учитель гимназии № 1566 г. Москвы Грищенко Н.В.

Цель занятия:

  • познакомить учащихся с историческим прошлым Москвы;
  • показать красоту современной Москвы;
  • активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся;
  • воспитывать бережное отношение к историческому прошлому Москвы, гордость за настоящее своего города, интерес к будущему столицы.

Задачи:

  • учить младших школьников работать в группе; высказывать свою точку зрения; корректно относиться к чужому мнению;
  •  развивать логическое и творческое мышление учащихся;
  • развивать воссоздающее воображение, произвольную и непроизвольную формы память;
  • воспитывать патриотические чувства детей.

Оборудование:

  • выставка книг о Москве;
  • стенд «Москва златоглавая» с детскими рисунками;
  • цитата Ф. Глинки на доске;
  • презентация к уроку «Москва»;
  • раздаточный материал.

  1. Организационный момент.

Посмотрите на выставку. О чем будем говорить? (о Москве)

Эпиграф: Ф. Глинка «Москва»:

Город чудный, город древний!

Ты вместил в свои концы и посады, и деревни,

И палаты, и дворцы!

Опаясан  лентой пашен, весь пестреешь ты в садах!

Сколько храмов, сколько башен на святых твоих холмах!

  1. Рефлексия.

Сегодня на уроке я предлагаю вам совершить путешествие и в прошлое, и в будущее нашего прекрасного города.

Показ слайдов№ 1 -6 и чтение стихотворения Ф. Глинки.

Первое упоминание о Москве встретилось в летописи в 1147 г. В 1147 году на берегах реки, около дремучего бора родился наш город - Москва. Нашему городу 866 лет!

Основателем Москвы был князь Юрий Долгорукий
Первое упоминание о Москве в Ипатьевской летописи.

- Почему наш город так называется? (Стоит на реке Москве).

- Кто является основателем Москвы? (Ю. Долгорукий).

- Что же появилось первоначально на месте современного города? ( Крепость – Кремль) Посмотрите, из чего был построен первый Кремль? (Из дерева – при Ю. Долгоруком).

- При И. Калите Кремль стал дубовым. При каком князе Кремль стал белокаменным? ( При Дмитрии Донском).

- Как называется самая главная площадь столицы? (Красная площадь).

- Красная площадь – почему такое название? (Красная – красивая). Однако в старину площадь была меньше размером и служила  рынком и называлась ТОРГ. Отсюда пошло название Торговые ряды.

-Посмотрите на карту Москвы. Как менялись размеры нашего города.

3. Открытие новых знаний.

А сейчас я предлагаю вам поработать в группе. Вспомним основные правила работы в группе: работать дружно, слаженно, уважать чужое мнение.

Распределите роли в группе:

  • чтец читает вслух;
  • секретарь - записывает что-то от лица группы;
  • докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;
  • хронометрист - следит за временем;
  • сотрудник – принимает участие в обсуждении.

У нас образовалось 4 команды исследователей прошлого нашего замечательного города:

  • Историки.
  • Учёные.
  • Архитекторы.
  • Путешественники.

    P.S.     Каждая команда получает задания согласно названию команды. Задания перенесут вас в прошлое и будущее Москвы. Работайте дружно и у вас всё получится! Успехов вам! Учитель отводит на это 5 - 6 минут. За временем в каждой команде следит хронометрист. Учитель показывает пройденное время при помощи математических бус. Одна бусина – прошла 1 минута.

Задания командам:

Историки.

  1. Прочитайте текст.

     Столицей нашего государства является Москва. Много споров идёт по поводу названия Москвы. Корень «моск» переводят по-разному:

«коровья река», «медвежья река», или топкий, мокрый, болотистый, что отражало положение города среди лесов и болот.

   На крутом берегу реки Москвы, хорошо укрытый от неприятеля и возник посёлок. Основателем Москвы считается сын киевского князя Владимира Мономаха – Юрий. Он получил прозвище Долгорукий за своё стремление к объединению земель вокруг города.

   Много интересного нам смогут рассказать сохранившиеся названия улиц столицы.

«Кузнецы куют таганы

На Таганской слободе,

Старый пекарь на Басманной

Выпекает хлеб «басман».

А в Калашном переулке

Для бояр и для царя

Выпекают пекаря

Калачи, баранки, булки.» (Н. Кончаловская. «Наша древняя Москва»).

  Слобода – местность, в которой проживают люди, занимающиеся определённым ремеслом.

   Сейчас Москва  – это современный красивейший город мира. Как и в любой столице, в Москве находятся органы государственной власти. Здесь работают президент России, Государственная Дума, Правительство. Главным человеком в городе является мэр. 8 сентября все москвичи будут выбирать мэра Москвы. В Москве принимаются важные законы, указы.

   Москва – крупнейший в России центр науки. Здесь много университетов, академий. Москва постоянно расширяется.

  1. Расскажите, что нового узнали.
  2. Подумайте в группе, а какой вы представляете Москву  через 20 – 30 лет?

Учёные.

  1. Прочитайте текст.

Для всех московских мальчишек и девчонок всегда есть место в одной из московских школ. Но так было далеко не всегда.

   В старину первые школы открывались при монастырях. Самыми образованными считались монахи. Они и были первыми учителями. Главным предметом в старой школе был Закон Божий. Детей учили также чтению, основам математики.

   При царе хорошее образование могли получить только богатые жители Москвы.

Модно было приглашать учителей из-за границы и обучать детей дома. Мальчиков учили языкам, математике, военному делу. Девочки осваивали музыку, танцы, рукоделие.

  А сто лет назад не все дети в Москве могли учиться в школе. В конце 18 века были начальные училища. Но их было немного. Учились там 3 – 4 года, успевая за это время освоить только чтение, письмо и счёт. Вот и получилось, что в начале 20 века только половина москвичей умели еле-еле писать и считать, а часть жителей города оставалась вовсе неграмотной.

   Самыми лучшими учебными заведениями тогда считались гимназии. Они назывались классическими, потому что основу их программы составляли два классических языка – латынь и древнегреческий. Гимназии были женскими и мужскими. Обязательно изучался Закон Божий, а химию и биологию не преподавали вовсе.

   Сейчас всё изменилось. Современные московские школы – красивые здания, со светлыми классами, укомплектованные современной техникой и компьютерами.

Задание.

  1. Расскажите, что нового узнали.
  2. Подумайте в группе, а какой вы представляете московскую школу через 20 лет?

Архитекторы.

  1. Прочитайте текст.

    Древнерусский город значительно отличался от современной Москвы. Укрепления в нём были не каменные, а деревянные. Центром был кремль. Но первые стены кремля были деревянные, не надёжные. Часто случались пожары, Москва сгорала дотла.

    В 14 веке Московский князь Дмитрий Донской приказал построить кремль из белого камня. Этот кремль простоял более ста лет. К 15 веку возникла необходимость построить новые стены Кремля. Новый кирпичный кремль строился более 10-ти лет. Его стены до сих пор возвышаются в Москве.  Московский Кремль стал новой надёжной крепостью - река Неглинная огибала Боровицкий холм с запада, Москва-река протекала с юга, с северо-востока был вырыт ров, заполнявшийся водой. Таким образом, Кремль превратился в укреплённый остров.

      На территории Древнего Кремля строились дома. В доме была основная комната – горница. В центре горницы обязательно находилась печь. А над горницей располагались летние комнаты – светёлки.

    Сельское население жило в избах. Строились они из брёвен. В каждой избе клали печь. Она занимала в избе и доме самое почётное место, так как давала тепло и использовалась для приготовления пищи. Также печь была местом, на котором спали.

  1. Расскажите, что нового узнали из текста.
  2. Сравните старинный московский  дом, дом в котором вы живёте сейчас. А каким вы представляете себе московский дом будущего?

Путешественники.

  1. Прочитайте текст.

В старину, когда Москва занимала территорию современного Кремля, всю её можно было пройти от начала до конца за 5 – 10 минут. По нашим меркам это примерно две трамвайные остановки. В то старинное время городской транспорт был совершенно не нужен.

   Но Москва быстро росла. И вот уже в 16 веке в Москве появились первые извозчики.  Но поездка на извозчике считалась большой роскошью для большинства москвичей: она обходилась слишком дорого. Нужен был более дешёвый транспорт. Тогда появилась конная линейка, на которую усаживалось до десяти пассажиров. В линейку запрягали две или даже четыре лошади. Московские улицы были пыльные, ничем не мощённые. Затем по улицам проложили рельсы.  В 19 веке на смену линейке пришла конка. Это вагончики, запряжённый двумя лошадьми и двигающиеся по рельсам.  В такой транспорт могло сесть уже 20 – 30 пассажиров. Но сколько не погоняли лошадей, их скорость была четь больше скорости пешехода.

   Позже, когда появилось электричество, лошадей заменил трамвай.   Современный транспорт Москвы – это автобусы, троллейбусы, такси. Но у них есть очень большой недостаток. Они замирают перед сигналом светофора, подолгу стоят в городских пробках.   Вот и появился другой современный вид транспорта:

   «Есть такое чудо,

О нём твердят повсюду,

Придумано не худо,

Устроено хитро.

Плывёт и не качается, Бежит и не кончается.

Что это за чудо?» Это -  метро.

Самая большая беда наземного транспорта – загрязнение воздуха. Поэтому современные москвичи часто говорят «нечем дышать» и выезжают на выходные за город. А как бы хотелось, чтобы нашим потомкам досталась Москва с чистым воздухом!

Линейка  тяжёлая повозка, запряжённая несколькими лошадьми.

Конка – вагончик, запряжённый двумя лошадьми, двигающийся по рельсам.

  1. Расскажите, что нового узнали из текста.
  2. Каким вы представляете себе транспорт в Москве через 50 лет?

  1.  Рефлексия. Выступление групп.

Докладчики с сотрудниками и секретарём рассказывают, что нового они узнали из текстов и как выполнили задания. Ответы сопровождаются показом слайдов.

- Что бы вы предложили сделать, чтобы Москва была самым     красивым и чистым городом мира? (Ответы детей).

Показ слайдов № 7 – 33 с комментариями учителя и учеников о знакомых исторических комплексах Москвы.

  1. Итог.

Ребята, вы замечательно поработали в своих группах. Ответьте на вопросы викторины.

                    Викторина.

  1. Основатель Москвы. (Ю. Долгорукий)
  2. Почему наш город называется Москва? (Корень моск-в переводе медвежья река, означает богатая)
  3. Кто автор строк «Город чудный, город древний…» (Ф. Глинка)
  4. При каком московском князе Кремль стал белокаменным? (Д. Донской)
  5. На скольких  холмах стоит Москва? (На 7)
  6. Каким был первый московский транспорт и как он назывался? (Линейка)
  7. Где открывались первые школы? (при монастырях)
  8. Сколько лет учились в начальной школе 150 лет назад? (3 - 4 года)
  9. Как назывались лучшие учебные заведения? (гимназии)
  10. Какой вид транспорта самый быстрый в современной Москве?
  11. Назовите самую главную башню Кремля? (Спасская)
  12.  Как в старину называлась площадь? (Торг)

- Понравилось вам путешествие в прошлое и будущее Москвы?

- Поблагодарите друг друга за сотрудничество. Вы – молодцы! Урок окончен.




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Москва : вчера, сегодня, завтра

Слайд 2

В 1147 году на берегах реки, около дремучего бора родился наш город - Москва.

Слайд 3

Основателем Москвы был князь Юрий Долгорукий Первое упоминание о Москве в Ипатьевской летописи

Слайд 4

При Юрии Долгоруком (сосна) При Иване Калите (дуб) При Иване III и по-настоящее время При Дмитрии Донском (известняк) КРЕМЛЬ

Слайд 5

Как менялась территория Москвы 15 век 21 век «Новая Москва»

Слайд 6

Московский дом : вчера, сегодня, завтра

Слайд 7

Московский транспорт Конка Метро Поезд будущего

Слайд 8

Как изменилась ШКОЛА!

Слайд 9

Чем гордятся Москва и москвичи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Москва: вчера, сегодня, завтра.

Презентация предназачена для начальной школы. В краткой форме рассказывается история возникновения Москвы, а также сравнение некоторых исторических мест раньше и сейчая....

Классный час "Москва вчера, сегодня, завтра".

В данном материале кратко и доступно представлен рассказ о жизни города Москвы....

Наша Москва вчера, сегодня, завтра...

Материал презентации для классного часа "Наша Москва вчера, сегодня, завтра..." 3 класс. В данную презентацию необходимо добавить музыку гимн Москвы, т.к. при сжатии презентации музыка перестала воспр...

Классный час "Москва вчера,сегодня,завтра" 1 класс

Цель данного классного часа:  развитие у учащихся гражданских качеств, любви к Москве, чувства гордости за наш город....

Москва вчера, сегодня, завтра.

Москва-главный город нашего государства.Ученики знакомятся с необычной судьбой города: его прошлым, настоящим и будущем.На уроке осуществляется воспитание патриотических качеств, любви и уважения к ро...

Конспект тематического классного часа «Москва – вчера, сегодня, завтра». 2 класс

Идея урока: каждый житель столицы, любящий свой родной город, должен принимать активное участие в жизни города. Учитель организует деятельность детей по развитию у них гражданской инициативы.   ...