Рабочая программа клуба "Казачата".
календарно-тематическое планирование (3 класс) по теме

                                                                                                                                           Пояснительная записка

Клуб «Казачата» реализует патриотическое направление. Главное назначение этой клубной работы – ознакомление учащихся с историей казачьего донского края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее истории и культуре,  формирование навыков общения со сверстниками, младшими и взрослыми, совершенствование нравственных качеств, ориентация на  общечеловеческие ценности, формирование эрудиции и общей культуры.

Основными методами реализации клубной работы является изучение истории Донского края, организации познавательной и  творческой деятельности учащихся.

На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34  часа в год.

 

Очень важно, чтобы и мы, ныне живущие, и те, кто придет нам на смену, помнили о своих истоках, преемственности поколений, неразрывной связи времен. Чтобы честное прочтение прошлого  облагораживало, при соприкосновении с былым не покидала гордость за свою малую Родину, а будущее звало к новым вершинам созидания. Чтобы нас звало к новым достижениям гордость за своих отцов и старших братьев, а желание достойно продолжить начатое ими дело – было бы смыслом жизни и делом каждого. Чтобы все лучшие человеческие качества, унаследованные, обретенные земляками, прорастали крепкими и надежными побегами в душах и характерах новых поколений молодых жителей донского края.

Структура образовательных целей складывается при соотнесении обучающих, развивающих и воспитательных задач в системе исторического, филологического, художественного образования с краеведением с использованием музейной педагогики.

Главное назначение  работы – ознакомление учащихся с историей казачьего донского края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее истории и культуре,  совершенствование нравственных качеств, ориентация на  общечеловеческие ценности, формирование эрудиции и общей культуры.

Учащиеся получают дополнительные знания по краеведению, формируются навыки оценки памятников истории и культуры, приобретается художественный, творческий опыт, развивается коммуникативная культура. Вместе с этим формируется ценностное отношение к культурному наследию.

Основными методами реализации работы является изучение истории родного края, организации познавательной и  творческой деятельности учащихся.

Цели:

Способствовать развитию творческой деятельности у учащихся, воспитанию гордости за родную страну, город, за своих земляков, повышает интерес к героическим событиям военной поры,  истории родного края, культурным и трудовым достижениям наших земляков.

Задачи:

  1. Воспитывать гражданина-патриота своего Отечества, любящего Родину и свой край, формировать у школьников образ малой Родины.
  2. Показать самобытность и своеобразие Донской культуры.
  3. Знакомить с творчеством Донских писателей и поэтов.
  4. Овладение историческим и культурным наследием народов донского края
  5. Создать  для детей возможность выбора сферы деятельности и общения, перспективу интересной жизни, развития дарований, способностей, общественных интересов.
  6. Воспитание дружбы и товарищества, духовных, нравственных и коллективных установок и стремлений, развитие социального творчества и самоуправления детей.

 

Ожидаемый результат:

  1. Расширение кругозора, получение первичных знаний о своем родном крае.
  2. Знать содержание наиболее значимых произведений литературы Дона.
  3. Знать наизусть понравившиеся поэтические произведения Донских авторов.
  4. Уметь использовать материалы регионального компонента в учебной деятельности.
  5. Обогащение личного опыта общения детей.
  6. Ориентация на общечеловеческие ценности.
  7. Уважительное отношение к истории и культуре родного края.

 

Формы работы: самоуправление, поисковая работа, экскурсии, конкурсы, викторины, познавательные чтения, театрализованные представления, проекты.

 

Методическое обеспечение: 

  1. Астапенко М.П. Природа  и история родного края. Учебное пособие для учащихся начальной школы. Р остов н/Д, БАРО-ПРЕСС,2009
  2. Бутенко Т.А., Небратенко  В.Б., Край родной. Хрестоматия для чтения младших школьников (на региональном материале), Ростов н/Д, БАРО-ПРЕСС,2009.
  3.  Информационное обеспечение: интернет, материалы школьного и городского краеведческих музеев.
  4. Домоводство на Дону: дом, кухня, костюм. Казачье образование. Ростов н/Д, Казаки. История. Нравы и обычаи. Расселение. Боевое искусство. Ростов н/Д, 2005.

 

Библиографический обзор

 

  1. Города и районы Ростовской области историко-краеведческие очерки. Ростов н./Д, Ростиздат, 1987.
  2. Закруткин В.А. В родном краю. М., Советская Россия,1971.
  3. Савченко Ю. Семикаракорцы: летопись в лицах. Ростов н./Д, 2007.
  4. Кондратенко В. Не иссякнет твой блеск, «Жемчужина Дона»! Ростов н./Д, Малыш, 2004.
  5. Семикаракорский район в ХХ1 веке. Семикаракорск, 2009.
  6. Куликов Б.  Щедрый август. Стихи. Ростов н./Д, 2011.
  7. Материалы районной газеты «За изобилие», «Семикаракорские вести»
  8. Материалы районного архива
  9. Материалы школьного и городского музеев.

 

Основные разделы программы:

  1. С чего начинается Родина?
  2. Символы Ростовской области
  3. Жизнь на Дону
  4. Казаки – люди вольные

 

Тематическое планирование

Номер п/п

Тема

занятия

Кол-во

часов

Содержание

деятельности

Дата                                                  

 

 

С чего начинается Родина?

4

 

 

1

С чего начинается Родина?

История образования станицы Семикаракорской

1

Понятие Родина большая и маленькая

Тематический  рисунок на тему «Мой родной край»

05.09

2

Донской край – мой край

Памятники истории Донского казачества

1

Как сейчас называется мой родной край? Ростовская область на карте. Исторические места на Дону.

12.09

3

Семикаракорский район – жемчужина Дона. Декоративно-прикладное искусство.

1

Легенда о названии города

Исторические факты

Чем наш город знаменит!? Виды народного творчества на Дону.

19.09

4

Пословицы и поговорки жителей Дона. Наши умельцы.

1

Показать связь пословиц и поговорок с традициями жителей Дона.

26.09

 

Символы Ростовской области

3

 

 

5

Флаг Ростовской области

1

Как выглядит флаг Ростовской области. История донского флага.

Творческая деятельность: аппликация или рисунок на тему «Флаг Ростовской области»

03.10

6

Герб Ростовской области

1

Как выглядит герб Ростовской области

10.10

7

Гимн Ростовской области

1

Что такое гимн? История гимна Ростовской области. Прослушивание гимна. Заучивание гимна области наизусть.

17.10

 

Жизнь на Дону

4

 

 

8

Что изучает история Дона? Основные памятные даты из истории Донского казачества.

1

Что изучает история? Кого называют археологами? Основные знаменательные даты казаков Дона.

24.10

9

Первые поселения на Дону.

История казачества.

1

Кто жил на территории нашего края в древние(первобытные) времена?

07.11

10

Тайны донской земли

1

Кто такие кочевники? Что такое «курган»

14.11

11

Дикое поле

1

Что такое «Дикое поле». Первые поселения

21.11

 

 

 

 

 

 

Казаки – люди вольные

20

 

 

12

Экскурсия в школьный краеведческий музей

1

Знакомство с экспозицией «Так-то было на Дону!

28.11

13

Кто такие «казаки»? Православие и казачество.

1

История происхождения казачества. Версии

05.12

14

Первые казачьи городки. Красные угол в казачьей хате. ИКТ.

1

Виды казачьих поселений. Станицы. Первые казачьи городки

12.12

15

Жилище казака. ИКТ. Быт моей казачьей семье.

1

Казачья усадьба. Что такое «курень», «хата»?

Творческая деятельность: рисунок на тему жилище казака

19.12

16

История вещей. Посуда. ИКТ.

1

Казачья утварь. Деревянная, глиняная посуда, плетенные изделия.

Творческая деятельность: Лепка на тему «Посуда казака»

  Экскурсия в школьный краеведческий музей

26.12

17

История вещей. Одежда. Образцы изделий. ИКТ.

1

Как одевались казаки. Легенда «Почему у казаков штаны с красными лампасами?»

Как одевались казачки?  Украшения.

Творческая деятельность: рисунок  на тему «Одежда казаков»

 

16.01

18

Казачьи семьи. История моей казачьей семье.

1

Семейный уклад. Роли в семье.

Что такое «родословная»?

 Проект: составление родословной своей семьи.

23.01

19

Имена и фамилии казаков. Предки-казаки.

1

История имен и фамилий казаков.

Проект: Что означает мое имя?

30.01

20

Воспитание в семье. Семейный фотоальбом.

1

Как воспитывали в семье мальчика?

Как воспитывали в семье девочку?

Проект: сделать казачью игрушку.

06.02

21

Казачья служба. Казак-патриот.

1

Где служили казаки? Продолжительность службы. Снаряжение казака.

Творческая деятельность:  рисунок на тему «Казак на службе». Всевеликое войско Донское.

Экскурсия в музей райОВД

13.02

22

Жизнь казака. ИКТ. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казака.

1

 

Станичные ремесла

Казачья кухня

Хозяйство, рыбалка

Охота,  животноводство, коневодство

20.02

23

Служба казака. Казачья честь.

1

Проводы и встреча казака со  службы.

27.02

24

Казачьи праздники и обряды. Казачьи игры, «Надень папаху», «Пятнашки».

 

 

1

Древнейшие верования и обряды

Церковные традиции: крещение, венчание.

Православные праздники.

Казачьи храмы.

06.03

25

Народные праздники. Коммуникативная игра « Казачьи игрища»

1

Забавы донских казаков.

Казачья песня

Выставка рисунков

 

13.03

26

Казачий фольклор. Народные песни Дона.

1

Сказки донских казаков

Сказки казаков-некрасовцев

Песни казаков.

 

20.03

27

Ты, наш батюшка-Дон. Дон легендарный. Экскурсия по реке Дон.

1

Название реки в древние времена

Отношение казаков к реке.

Откуда Дон берет начало

Сказание о Доне и Шате.

Дон в произведениях  поэтов-земляков

Два Дона в нашем городе. Новое русло реки.

: Творческая деятельность:   нарисовать Дон (Старик или новый)

03.04

28

Поэты Дона о родном крае.

1

Знакомство с произведениями Донской поэзии о родном крае.

Выразительное чтение и заучивание стихотворений.

10.04

29

Донские поэты детям.

1

Раскрытие секретов мастерства детских поэтов-донцов.

17.04

30

Донские писатели о подвигах детей в годы Великой Отечественной войны.

1

Формировать на примере героических детских образов чувство гордости за юных патриотов края.

24.04

31

Народные сказки Донского края. Сказки Тихого Дона.

1

Показать, чем интересны и поучительны сказки, как в сказках раскрывается смысл жизни казаков.

08.05

 

Итоговые занятия

3

 

 

32

Мы принимаем гостей. Литературно-музыкальная композиция «юные казачата»

1

Встреча с казачьим хором  «Забавушка»

 

15.05

33

Что мы узнали и чему научились.

1

Викторина «Наш донской край»

22.05

34

Посещение городского краеведческого музея.

1

Знакомство с экспозицией на тему «История родного края»

24.05

 

 

 

 

 

Итого

34 часа

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kluba_kazachata.docx31.17 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Клуб «Казачата» реализует патриотическое направление. Главное назначение этой клубной работы – ознакомление учащихся с историей казачьего донского края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее истории и культуре,  формирование навыков общения со сверстниками, младшими и взрослыми, совершенствование нравственных качеств, ориентация на  общечеловеческие ценности, формирование эрудиции и общей культуры.

Основными методами реализации клубной работы является изучение истории Донского края, организации познавательной и  творческой деятельности учащихся.

На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34  часа в год.

Очень важно, чтобы и мы, ныне живущие, и те, кто придет нам на смену, помнили о своих истоках, преемственности поколений, неразрывной связи времен. Чтобы честное прочтение прошлого  облагораживало, при соприкосновении с былым не покидала гордость за свою малую Родину, а будущее звало к новым вершинам созидания. Чтобы нас звало к новым достижениям гордость за своих отцов и старших братьев, а желание достойно продолжить начатое ими дело – было бы смыслом жизни и делом каждого. Чтобы все лучшие человеческие качества, унаследованные, обретенные земляками, прорастали крепкими и надежными побегами в душах и характерах новых поколений молодых жителей донского края.

Структура образовательных целей складывается при соотнесении обучающих, развивающих и воспитательных задач в системе исторического, филологического, художественного образования с краеведением с использованием музейной педагогики.

Главное назначение  работы – ознакомление учащихся с историей казачьего донского края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее истории и культуре,  совершенствование нравственных качеств, ориентация на  общечеловеческие ценности, формирование эрудиции и общей культуры.

Учащиеся получают дополнительные знания по краеведению, формируются навыки оценки памятников истории и культуры, приобретается художественный, творческий опыт, развивается коммуникативная культура. Вместе с этим формируется ценностное отношение к культурному наследию.

Основными методами реализации работы является изучение истории родного края, организации познавательной и  творческой деятельности учащихся. 

Цели:

Способствовать развитию творческой деятельности у учащихся, воспитанию гордости за родную страну, город, за своих земляков, повышает интерес к героическим событиям военной поры,  истории родного края, культурным и трудовым достижениям наших земляков.

Задачи:

  1. Воспитывать гражданина-патриота своего Отечества, любящего Родину и свой край, формировать у школьников образ малой Родины.
  2. Показать самобытность и своеобразие Донской культуры.
  3. Знакомить с творчеством Донских писателей и поэтов.
  4. Овладение историческим и культурным наследием народов донского края
  5. Создать  для детей возможность выбора сферы деятельности и общения, перспективу интересной жизни, развития дарований, способностей, общественных интересов.
  6. Воспитание дружбы и товарищества, духовных, нравственных и коллективных установок и стремлений, развитие социального творчества и самоуправления детей.

Ожидаемый результат:

  1. Расширение кругозора, получение первичных знаний о своем родном крае.
  2. Знать содержание наиболее значимых произведений литературы Дона.
  3. Знать наизусть понравившиеся поэтические произведения Донских авторов.
  4. Уметь использовать материалы регионального компонента в учебной деятельности.
  5. Обогащение личного опыта общения детей.
  6. Ориентация на общечеловеческие ценности.
  7. Уважительное отношение к истории и культуре родного края.

Формы работы: самоуправление, поисковая работа, экскурсии, конкурсы, викторины, познавательные чтения, театрализованные представления, проекты.

Методическое обеспечение:

  1. Астапенко М.П. Природа  и история родного края. Учебное пособие для учащихся начальной школы. Р остов н/Д, БАРО-ПРЕСС,2009
  2. Бутенко Т.А., Небратенко  В.Б., Край родной. Хрестоматия для чтения младших школьников (на региональном материале), Ростов н/Д, БАРО-ПРЕСС,2009.
  3.  Информационное обеспечение: интернет, материалы школьного и городского краеведческих музеев.
  4. Домоводство на Дону: дом, кухня, костюм. Казачье образование. Ростов н/Д, Казаки. История. Нравы и обычаи. Расселение. Боевое искусство. Ростов н/Д, 2005.

Библиографический обзор

  1. Города и районы Ростовской области историко-краеведческие очерки. Ростов н./Д, Ростиздат, 1987.
  2. Закруткин В.А. В родном краю. М., Советская Россия,1971.
  3. Савченко Ю. Семикаракорцы: летопись в лицах. Ростов н./Д, 2007.
  4. Кондратенко В. Не иссякнет твой блеск, «Жемчужина Дона»! Ростов н./Д, Малыш, 2004.
  5. Семикаракорский район в ХХ1 веке. Семикаракорск, 2009.
  6. Куликов Б.  Щедрый август. Стихи. Ростов н./Д, 2011.
  7. Материалы районной газеты «За изобилие», «Семикаракорские вести»
  8. Материалы районного архива
  9. Материалы школьного и городского музеев.

Основные разделы программы:

  1. С чего начинается Родина?
  2. Символы Ростовской области
  3. Жизнь на Дону
  4. Казаки – люди вольные

Тематическое планирование

Номер п/п

Тема

занятия

Кол-во

часов

Содержание

деятельности

Дата                                                  

С чего начинается Родина?

4

1

С чего начинается Родина?

История образования станицы Семикаракорской

1

Понятие Родина большая и маленькая

Тематический  рисунок на тему «Мой родной край»

05.09

2

Донской край – мой край

Памятники истории Донского казачества

1

Как сейчас называется мой родной край? Ростовская область на карте. Исторические места на Дону.

12.09

3

Семикаракорский район – жемчужина Дона. Декоративно-прикладное искусство.

1

Легенда о названии города

Исторические факты

Чем наш город знаменит!? Виды народного творчества на Дону.

19.09

4

Пословицы и поговорки жителей Дона. Наши умельцы.

1

Показать связь пословиц и поговорок с традициями жителей Дона.

26.09

Символы Ростовской области

3

5

Флаг Ростовской области

1

Как выглядит флаг Ростовской области. История донского флага.

Творческая деятельность: аппликация или рисунок на тему «Флаг Ростовской области»

03.10

6

Герб Ростовской области

1

Как выглядит герб Ростовской области

10.10

7

Гимн Ростовской области

1

Что такое гимн? История гимна Ростовской области. Прослушивание гимна. Заучивание гимна области наизусть.

17.10

Жизнь на Дону

4

8

Что изучает история Дона? Основные памятные даты из истории Донского казачества.

1

Что изучает история? Кого называют археологами? Основные знаменательные даты казаков Дона.

24.10

9

Первые поселения на Дону.

История казачества.

1

Кто жил на территории нашего края в древние(первобытные) времена?

07.11

10

Тайны донской земли

1

Кто такие кочевники? Что такое «курган»

14.11

11

Дикое поле

1

Что такое «Дикое поле». Первые поселения

21.11

Казаки – люди вольные

20

12

Экскурсия в школьный краеведческий музей

1

Знакомство с экспозицией «Так-то было на Дону!

28.11

13

Кто такие «казаки»? Православие и казачество.

1

История происхождения казачества. Версии

05.12

14

Первые казачьи городки. Красные угол в казачьей хате. ИКТ.

1

Виды казачьих поселений. Станицы. Первые казачьи городки

12.12

15

Жилище казака. ИКТ. Быт моей казачьей семье.

1

Казачья усадьба. Что такое «курень», «хата»?

Творческая деятельность: рисунок на тему жилище казака

19.12

16

История вещей. Посуда. ИКТ.

1

Казачья утварь. Деревянная, глиняная посуда, плетенные изделия.

Творческая деятельность: Лепка на тему «Посуда казака»

  Экскурсия в школьный краеведческий музей

26.12

17

История вещей. Одежда. Образцы изделий. ИКТ.

1

Как одевались казаки. Легенда «Почему у казаков штаны с красными лампасами?»

Как одевались казачки?  Украшения.

Творческая деятельность: рисунок  на тему «Одежда казаков»

16.01

18

Казачьи семьи. История моей казачьей семье.

1

Семейный уклад. Роли в семье.

Что такое «родословная»?

 Проект: составление родословной своей семьи.

23.01

19

Имена и фамилии казаков. Предки-казаки.

1

История имен и фамилий казаков.

Проект: Что означает мое имя?

30.01

20

Воспитание в семье. Семейный фотоальбом.

1

Как воспитывали в семье мальчика?

Как воспитывали в семье девочку?

Проект: сделать казачью игрушку.

06.02

21

Казачья служба. Казак-патриот.

1

Где служили казаки? Продолжительность службы. Снаряжение казака.

Творческая деятельность:  рисунок на тему «Казак на службе». Всевеликое войско Донское.

Экскурсия в музей райОВД

13.02

22

Жизнь казака. ИКТ. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казака.

1

Станичные ремесла

Казачья кухня

Хозяйство, рыбалка

Охота,  животноводство, коневодство

20.02

23

Служба казака. Казачья честь.

1

Проводы и встреча казака со  службы.

27.02

24

Казачьи праздники и обряды. Казачьи игры, «Надень папаху», «Пятнашки».

1

Древнейшие верования и обряды

Церковные традиции: крещение, венчание.

Православные праздники.

Казачьи храмы.

06.03

25

Народные праздники. Коммуникативная игра « Казачьи игрища»

1

Забавы донских казаков.

Казачья песня

Выставка рисунков

13.03

26

Казачий фольклор. Народные песни Дона.

1

Сказки донских казаков

Сказки казаков-некрасовцев

Песни казаков.

20.03

27

Ты, наш батюшка-Дон. Дон легендарный. Экскурсия по реке Дон.

1

Название реки в древние времена

Отношение казаков к реке.

Откуда Дон берет начало

Сказание о Доне и Шате.

Дон в произведениях  поэтов-земляков

Два Дона в нашем городе. Новое русло реки.

: Творческая деятельность:   нарисовать Дон (Старик или новый)

03.04

28

Поэты Дона о родном крае.

1

Знакомство с произведениями Донской поэзии о родном крае.

Выразительное чтение и заучивание стихотворений.

10.04

29

Донские поэты детям.

1

Раскрытие секретов мастерства детских поэтов-донцов.

17.04

30

Донские писатели о подвигах детей в годы Великой Отечественной войны.

1

Формировать на примере героических детских образов чувство гордости за юных патриотов края.

24.04

31

Народные сказки Донского края. Сказки Тихого Дона.

1

Показать, чем интересны и поучительны сказки, как в сказках раскрывается смысл жизни казаков.

08.05

Итоговые занятия

3

32

Мы принимаем гостей. Литературно-музыкальная композиция «юные казачата»

1

Встреча с казачьим хором  «Забавушка»

15.05

33

Что мы узнали и чему научились.

1

Викторина «Наш донской край»

22.05

34

Посещение городского краеведческого музея.

1

Знакомство с экспозицией на тему «История родного края»

24.05

Итого

34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...