Статья по теме "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"
статья по теме

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков.

порядка в окружающей К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

    Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.

    К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально четкий режим дня  и руководство взрослых. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.

    Обучение действиям по самообслуживанию – трудоемкий процесс. В домашних условиях активность малыша нередко пресекается. Взрослым кажется, что лучше быстрее самим накормить и одеть ребенка, чтобы не терять время зря. Ребенок бунтует, отказывается от еды, прогулки и т.д. Со временем он начинает покорно подчиняться взрослому, теряет интерес к самообслуживанию. Когда же взрослые спохватываются и начинают требовать от ребенка самостоятельных действий, они встречают стойкое сопротивление: «Корми сама!», «Не хочу сам одеваться!» и т.п. Ломка сложившегося стереотипа нелегко дается как ребёнку, так и взрослому. Следует приучать ребенка к самообслуживанию, способствовать формированию таких его личностных качеств как самостоятельность, инициативность, активность.

    Необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу  и творчество. Широко используются дидактические  и сюжетно-ролевые игры: «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Подбери посуду для куклы» и т.д. Поддержать у детей хороший настрой помогут стихотворения, потешки, поговорки, пословицы, например:

Чистая водичка

Моет Вове личико.

Танечке ладоши,

Пальчики Антоше.

 

Буль-буль-буль журчит водица

Все ребята любят мыться

Ой,лады,лады,лады,

       Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Друг другу улыбаемся.

 

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

 

Зубы чистые всегда

У веселого бобра,

Потому что наш бобренок

Чистит их еще с пеленок.

 

Если носик твой сопит,

Значит, он совсем забит.

Свой платочек доставай,

Нос получше вытирай.

 

 Саша у нас зайчик,

Зайчик-побегайчик!

Зайчик Саша – скок-поскок,

Подберет штаны, носок.

Свои вещи не теряет

И на место убирает.

 

    Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки.

    Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиенических навыков.

    В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Внешний вид взрослых, их поведение служат образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз. «Если вы требуете, чтобы дети за обедом не читали книгу,— советовал А. С. Макаренко,— то и сами этого не должны делать. Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная и не позорная работа. Во всех этих пустяках гораздо больше значения, чем обыкновенно думают».

    В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет оценка, т. е. положительное иди отрицательное суждение взрослого об отдельных поступках и поведении ребенка. Более широко необходимо пользоваться положительной оценкой: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше. Если дети ошибаются при выполнении тех или иных правил, можно напомнить им, что и как надо сделать, не торопится с замечанием или осуждением. В воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.

     Культурно-гигиеническое воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, должно не прерываться и в домашних условиях. Если в детском саду педагог приучает каждого воспитанника к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, во время других бытовых процессов, а дома все это за ребенка делают взрослые, то у ребенка не вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия.

    Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Практика показывает, что дети, у которых в соответствии  с возрастом сформированы культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.

    Используемая литература:

    1. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду.-М.: Мозаика-Синтез,2007-13,17-18,23-24с..

    2. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1986-141с.

    3. Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. ».- М.: Мозаика-Синтез,2010-30-38с.

    4. Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков.// Дошкольное воспитание.-1979-№ 8-15-20с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста по теме: Звуковой анализ слов. Звук [З]

Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста для занятий на курсе подготовки к школе....

Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста по теме: Звуковой анализ слов. Звук [С]

Конспект группового логопедического занятия по развитию фонематических процессов и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста для занятий на курсе подготовки к школе....

Статья "Формирование устных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста"

Описание вычислительных навыков и их теоретической основы....

Статья "Роль навыков общения детей младшего школьного возраста в социуме, через развитие полноценного и позитивного отношения к окружающему и своему внутреннему миру"

В период младшего школьного возраста у учащихся активно формируется способность делать логические выводы, логически размышлять о физических преобразованиях (строить гипотезы о физическом мире).Дети да...

Разработка системы работы «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Данная методическая разработка описывает принцип организации и проведения работы по формированию коммуникативных умений с детьми на основе активизирующего общения с использованием игр и игровых упражн...

Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста....

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста....