Проектная деятельность обучающихся в условиях ГПД
статья по теме

Зинковская Юлия Владимировна

статья на региональную педагогическую конференцию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проектная деятельность в ГПД27.58 КБ

Предварительный просмотр:

Зинковская Юлия Владимировна, воспитатель ГПД МАОУ «Медико-биологический лицей» г. Саратова

Проектная деятельность обучающихся в условиях ГПД

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний сегодня настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться. Важным становится не «образование на всю жизнь», а «образование на протяжении всей жизни».

В Федеральном государственном образовательном стандарте определено, что «развитие личности – смысл и цель современного образования…Новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы». [1]

Главной задачей школы сейчас становится подготовка ученика, способного гибко адаптироваться в стремительно меняющемся мире, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. Современная школа  требует развития новых способов образования и воспитания, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности.

Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей.  Это предполагает внедрение в образовательный процесс новых форм и способов ведения образовательной и воспитательной деятельности.

Одним из апробированных вариантов такого обучения является психолого-педагогическая система, разработанная академиком Л.В. Занковым, по которой  педагоги начальной  школы нашего  лицея работают  в течении 9 лет. Вслед за классиками  психологии Л.С. Выготским и С.Л.Рубинштейном, Л.В. Занков понимает развитие как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия  интеллекта, воли, чувств, нравственных представлений ребенка. Речь идет  о единстве и равнозначности  в развитии тех образований метапредметного характера, которые составляют основные планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы начального образования [2].

ФГОС регламентирует организацию внеучебной деятельности, которая служит некоторым «мостиком» между первой и второй половиной дня, когда дети посещают группу продлённого дня.

В настоящее время существует достаточно много апробированных методик предназначенных  для организации урочной и внеурочной деятельности младших школьников. Все ли они направлены на интеграцию урочной и внеучебной деятельностей? Особое место среди современных педагогических технологий занимает проектная деятельность. Она широко используется учителями начальной школы, учителями – предметниками,  но организация проектной деятельности именно в условиях ГПД освещена недостаточно полно. Возможно, именно эта технология позволяет интегрировать деятельность школьников в первой и второй половинах дня? Совпадают ли задачи, которые ставят перед собой учитель и воспитатель ГПД, организующие проект? Формирование каких компетенций они ожидают?

Попробуем ответить на данный круг вопросов на примере организации проектной деятельности в условиях ГПД, анализируя практический опыт воспитательной работы в начальных классах МАОУ МБЛ.

Современная жизнь заставляет родителей все больше времени уделять своей профессиональной деятельности, поэтому многие дети  остаются в школе до самого вечера. В нашем лицее функционируют группы продленного дня. В группе продленного дня дети могут вкусно пообедать, погулять, выполнить домашнее задание под руководством опытных воспитателей и учителей; по мере необходимости - получить консультации по разным предметам, а потом найти занятия по интересам.

В наполнении созидательной деятельностью второй половины дня наших школьников важную роль играет интеграция основного и дополнительного образования. Оно включает в себя взаимосвязанные компоненты:

- образовательная деятельность: выполнение домашних и творческих заданий, индивидуальные консультации учителя, курсы по выбору: риторика, математический тренажер, исследовательская и проектная деятельность;

- содержательный и оздоровительный досуг – организация работы с детьми по интересам: беседы, интеллектуальные и развивающие игры, прогулки, кружки. Задача воспитателя - сделать досуг ребят интересным, насыщенным, разнообразным. В своей работе воспитателя группы продленного дня,   большое внимание уделяем  проектной деятельности, ставя перед собой, в первую очередь воспитательные задачи.

Возникает ряд вопросов: проектная деятельность в ГПД направлена только на формирование личностных компетенций? Есть ли отличительные черты между организацией  проектной деятельности или реализацией проекта во время учебной и во время внеучебной  деятельности? Оказывает ли организация проектной деятельности в ГПД влияние на духовно-нравственное развитие школьника и на формирование  интереса к ведению исследовательской, научной работе?

Специфика проектной деятельности в условиях ГПД состоит в том, что  занятия проходят во внеурочное время. Создается непринужденная  обстановка, положительный эмоциональный настрой, что стимулирует развитие ребенка. Огромный «плюс» заключается в том, что отсутствует характерная для урочной деятельности система оценок; при единой тематике группы, каждому   ребенку предоставляется свобода в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом; каждый выбирает удобную для себя форму выражения своего исследования.

Кроме этого,  воспитатель и дети не ограничены жесткими временными  рамками учебного часа.  Появляется возможность:

- использовать любую свободную минуту в режиме дня ГПД (по желанию учащихся) для работы над проектом;

- во время прогулок организовать  народные игры; спеть песни, рассказать стихотворения, разучить элементы танцев;

- привлекать педагогов дополнительного образования к нашему проекту (выучить песню или подготовить танец, нарисовать декорации и т.д.);

- сотрудничать с библиотеками, музеями, киновидеоцентром,  общественными организациями;

- организовывать экскурсии, встречи с интересными людьми, участвовать в социальных акциях;

- тесно взаимодействовать с родителями: привлекать родителей для помощи в организации открытых мероприятий, к сопровождению на экскурсии, в изготовлении костюмов и т.д., т.е. организовывать интересную совместную творческую деятельность.

На основании вышеизложенного предполагается, что основной  целью проектной деятельности в условиях ГПД будет являться: создание условий для личностного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся. Это стоит на первом месте, затем  создание условий для формирования и приобретения исследовательских умений учащихся, выработке самостоятельности и инициативы, способствующих развитию творческих способностей, формирование активной жизненной позиции; формирование мировоззренческих ключевых компетенций. Достичь  данные цели возможно через умение взаимодействовать с другими людьми, аргументировано излагать точку зрения, через развитие умения отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, т.е. формируется метапредметная компетентность.  

Предлагаю рассмотреть процесс формирования целей и задач, определения целесообразной структуры воспитательных проектов на примере долгосрочного проекта «Народы Саратова. Мы разные, но мы вместе!», реализуемого в лицее с учащимися 3 класса.

В современных реалиях, когда в стране наблюдается сложная социально-политическая обстановка, есть регионы с напряженностью в межнациональных отношениях, зачастую некорректное освещение  в СМИ отдельных событий, в обществе формируется предвзятое отношение к  людям различных национальностей. Мы не должны закрывать на это глаза, а вместе с учениками изучать и обсуждать эти вопросы. Работая над этим проектом,  дети  ознакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, религией, фольклором, особенностями быта народов России, проживающих на территории г. Саратова. Тема очень актуальна. В результате дети научатся  с уважением относиться к людям разных национальностей.

Целями проекта поставлены: воспитание уважительного отношения к традициям, религии, культуре разных национальностей; развитие у обучающихся гражданско-патриотического сознания;  любви к Отечеству, своей земле, дому, своей семье (личностные компетенции).

Проект рассчитан на учащихся 3 - 4 классов. Как итог проекта ученики создадут презентации, сценарии народных праздников,  защитят свои работы на открытых мероприятиях, примут участие в социальных акциях.

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Структура проекта представляет собой поэтапное взаимосвязанное привитие мировоззренческих, коммуникативных, информационных компетенций.

Целью 1 этапа проекта было выяснить, представители каких народов проживают в г.Саратове. Какие группы наиболее многочисленные (метапредметные компетенции). В ходе этапа решались задачи:

  • собрать информацию,  используя энциклопедии, интернет-ресурсы, беседы с родителями;
  • подготовить презентацию

Выяснилось, что самая многочисленная национальность – русские. Далее идут украинцы, казахи, татары, армяне, мордва, белорусы, чуваши, азербайджанцы, немцы. Также мы узнали, что в нашем классе учатся представители русского, татарского, украинского, армянского и греческого народа.

2 этап имел цель изучить культуру и традиции каждого  многочисленного народа, проживающего в г. Саратове (предметные компетенции). Решаемые задачи:

  • собрать информацию,  используя энциклопедии, интернет-ресурсы, беседы с родителями;
  • продумать к кому можем обратиться за помощью при подготовке (музей краеведения, музей этнографии,  киновидеоцентр, филармония, храм, мечеть, «Национальная деревня» в Парке Победы и т.д.);
  • организовать экскурсии;
  •  подготовить презентацию и защиту работы своей группы;
  •  создать сценарий народного праздника, подготовить костюмы, декорации и провести открытое мероприятие.

Одновременно с прохождением 1 и 2 этапов,  готовим краткосрочные проекты, результаты которых будут необходимы для 3 этапа «Мы вместе»:

  • «Моя семья в ВОВ» -   собрать материал, подготовить презентации, оформить стенгазеты, изготовить открытки, поздравить ветеранов;
  • «Герои ВОВ Саратова».

В ходе 1, 2 этапов были осуществлены социальные проекты-акции:

  •  «Поздравить  маму героя»  - совместно с учащимися 7 класса и Саратовского отделения Всероссийской общественной организацией «Боевое братство»  - (изготовление подарков, подготовка концертных номеров, организация встречи с матерями героев России, погибших при исполнении воинского долга)
  •  «Помощь детям-инвалидам»  - совместно с учащимися 7 класса  организовали сбор книг, канцтоваров и передали в ГУ ЦСОМ.
  • «Концерт  для ветеранов ВОВ и участников трудового фронта» - ГУ ЦСОМ  

На  3 этапе достигалась основная цель: осознание школьниками своей принадлежности к многонациональному обществу  своей страны.  Для достижения данной цели в ходе этапа решались задачи:

  •  ознакомиться с героическими страницами истории России, г.Саратова;
  • узнать о  жизни замечательных людей – наших земляков, различных национальностей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга;
  • организовать экскурсии, просмотр кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам;
  • принять участие в  социальных акциях гражданского и историко-патриотического содержания;
  • подготовить большое открытое мероприятие для учащихся начальной школы «Народы Саратова. Мы разные, но мы вместе!».

Оценка эффективности результатов проекта показала, что достигнуты основные воспитательные цели:

  • учащиеся осознали свою принадлежность к многонациональному обществу  своей страны;  
  • с уважением относятся к традициям, культуре и религии людей разных национальностей;

Кроме этого научились  приводить  основные концепции традиций, культуры, религий разных народов г.Саратова; поняли  исторические корни формирования народа, населяющего г.Саратов; овладели  начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации; научились работать в группе, выполнять самооценку и взаимооценку; использовать современные технологии для работы в проекте.

Все это подтверждается:

        - выводами из личного общения (целостность суждений по вопросам многонациональности нашего общества, убежденность в историческом единстве нашего народа, эмоциональные реакции на социальные проблемы);

        - переносом, полученных в ходе реализации проекта, знаний и навыков  в учебный процесс (использование примеров из опыта проектной деятельности,  и т.д.)

        - информация из общения с другими педагогами и родителями учеников

Вывод: ставя на первое место воспитательные задачи по формированию личностных компетенций при вовлечении школьников в проектную деятельность, воспитатель ГПД решает задачи по формированию личностных,  метапредметных и предметных компетенций обучающихся.

Таким образом, метод проектов может применяться и в условиях   работы группы продленного дня. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, развивает коммуникативные качества и социальные навыки, опыт деятельности в умении поставить цель и организовать её достижение; закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске, систематизации и использовании информации.

Специфика организации проектной деятельности в условиях ГПД имеет значительные преимущества в положительном эмоциональном настрое, в отсутствие характерной для урочной деятельности системы оценок, в предоставлении выбора деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий. В условиях компетентностного подхода в образовании, проектная деятельность  позволяет наиболее полно решать задачи воспитания школьников младших классов.

 Кроме того, эта технология позволяет интегрировать деятельность школьников в первой и второй половинах дня. В своей работе воспитателя группы продленного дня,   большое внимание уделяем  проектной деятельности, ставя перед собой, в первую очередь воспитательные задачи, тогда как учителя - формирование предметных и метапредметных компетенций.

Несмотря на несовпадение задач, которые ставят перед собой учитель и воспитатель ГПД, организующие проект, результат можно назвать совпадающим. Просто учитель и воспитатель идут к достижению общей цели с противоположных сторон.

В процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается уровень готовности к проектной деятельности. Степень самостоятельности и активности зависит от сформированости умений и навыков проектной деятельности. Повышается мотивация к познавательной деятельности.

Дальнейшим направлением совершенствования проектной деятельности в ГПД, будет создание целостной системы долгосрочных и краткосрочных взаимосвязанных проектов, в виде рабочей программы для воспитателей ГПД.

Литература

  1. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года  № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
  2. «Занковские педагогические чтения» 2009-2010. Опыт.Достижения.Перспективы: Материалы Пятых Всероссийских Занковских чтений.- Самара: изд «Учебная литература», изд «Федоров»
  3. Горохова Г.Н. «Проектная деятельность в начальной школе. УМК «Планета Знаний». http://nsportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учителя как условие развития образовательных компетенций учащихся

В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача, подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе. В мире,  в котором ускоряется пр...

Статья на тему: «Организация проектной деятельности обучающихся во внеурочной деятельности, как условие формирования самостоятельной активности младших школьников» (Из опыта работы)

Из этой статьи вы узнаете,как надо организовать проектную деятельность  на занятиях по внеурочной деятельности,формируя самостоятельную активность младших школьников,работая по практическим пособ...

Выступление на педсовете "Проектная и исследовательская деятельность как обязательное условие реализации внеурочной и внеучебной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО и ООО"

В выступлении раскрываются понятия проектной и исследовательской деятельности, этапы работы над исследовательскими проектами, роль учителя и обучающихся при выполнении проекта, результаты выполненных ...

Обучение проектной деятельности обучающихся на базе кружка «Край, в котором я живу» ( на примере проекта Моя семья») в условиях ФГОС

Цель статьи – обмен практическим опытом по обучению создания  проекта   во внеурочной деятельности в условиях ФГОС.        Хочу предложить вашему вним...

« Организация проектной деятельности обучающихся в условиях ГПД»

Доклад на тему: " Организация проектной деятельности обучающихся в условиях ГПД "...

Организация проектной деятельности обучающихся в условиях ГПД

Выявление, поддержка, развитие и социализация детей становятся одной из приоритетных задач современного образования в России, поскольку от ее решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический п...