Статья "Работа социально-психологической службы по профилактике правонарушений в молодёжной среде"
статья по теме

В данной статье раскрываются вопросы, связанные с профилактической работой с молодёжью. Материал предназначен для педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Чехонадских Л. Н., социальный педагог

                           МОУ «Красненская средняя общеобразовательная                    

                           школа имени М. И. Светличной»

                           Коротоножкин В. А., педагог-психолог

                           МОУ «Красненская средняя общеобразовательная

                           школа имени М. И. Светличной»

РАБОТА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ     ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Данная статья посвящена характеристике и анализу системы  работы по профилактике правонарушений среди подростков, проводимой  социально-психологической службой МОУ «Красненская средняя общеобразовательная школа имени М. И. Светличной».  В ней раскрываются основные методы, виды и формы работы с несовершеннолетними, склонными к правонарушениям, акцентируется внимание на участии в ней  всех субъектов профилактики.

«Рост преступности несовершеннолетних и молодежи в современном мире — одна из самых актуальных социальных проблем. Не менее значима она и для российского общества, вступившего в период глобальных социо-культурных, экономических и политических перемен, которые привели к изменению ценностных ориентаций в общественном и индивидуальном сознании»  [1]1    

        Работа по предупреждению асоциальных явлений в молодежной среде включает   профилактику    наркомании и других видов зависимостей, беспризорности, безнадзорности, правонарушений, экстремизма и национализма.

«Государство располагает разнообразными средствами  реализации  политики предупреждения преступности  несовершеннолетних.  К  их  числу  могут  быть отнесены: социальная профилактика, правовое сдерживание,  криминологическая профилактика,          виктимологическая профилактика, правовое предупреждение и др.

       Достижение   желаемого  эффекта  в  профилактике  правонарушений   и рецидивной  преступности,      несовершеннолетних  возможно  лишь  при  условии привлечения к воспитательной работе с ними педагогов-профессионалов».[2]1

        Деятельность по профилактике правонарушений  среди учащихся Красненской школы проводится во взаимодействии с правоохранительными органами.

        В течение учебного года в школе проводится общая профилактика: ежедневный сбор информации о посещаемости учащихся, установление причин неявки учащихся на занятия классным руководителем, постановка на внутришкольный учет, совместная деятельность с общественными организациями, отслеживание результатов работы: ведение документации.

        Педагогический коллектив строит свою работу на основе анализа сведений, полученных путем анкетирования, индивидуальных и групповых бесед со школьниками. Дети вовлекаются в общественную, культурно-массовую, спортивную работу. Регулярно на педсоветах, совещаниях, Советах профилактики заслушивается вопрос по работе с детьми, склонными к правонарушениям, пропускам уроков без уважительной причины. К серьезному, заинтересованному разговору приглашаются родители учащихся и представители правоохранительных органов.

        В профилактической работе особое внимание в учреждениях молодежной сферы уделяется привлечению подростков и молодежи к занятиям физкультурой и спортом, творчеством, поддержке деятельности детских и молодежных общественных объединений, организации отдыха и занятости подростков в каникулярный период, оказание социально-психологической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

        По проблеме профилактики правонарушений в молодежной среде школа ставит перед собой следующие задачи: проведение мероприятий, способствующих духовно-нравственному становлению и развитию детей, проведение мероприятий, стимулирующих развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, проведение мероприятий, направленных на физическое совершенствование несовершеннолетних, пропаганду здорового образа жизни, патриотическое воспитание, решение проблем занятости, профориентации детей и молодежи совместно с центром занятости населения.

«Не менее важным элементом профилактической работы является организация работы на межведомственной основе с подростками группы риска и детьми, имеющими особые нужды. В условиях роста детской безнадзорности, наркомании и других негативных проявлений чрезвычайно важной является коррекция ассоциального поведения подростков»[3]1

        На базе нашего образовательного учреждения осуществляется работа по адаптации  несовершеннолетних с девиантным поведением, оказывается психологическая помощь подросткам и членам их семей. Психолог, совместно с наркологом  и социальными работниками ОСЗН проводят консультации, тренинги, семинары, «круглые столы», видеолектории. Индивидуальное и семейное консультирование для подростков и родителей, проведение анализа сложных жизненных ситуаций, поручение ответственных дел помогают несовершеннолетним быстрее и эффективнее справляться с трудностями и проблемами во взаимоотношениях со сверстниками, родителями, адаптироваться к трудностям повседневной жизни.

        В системе профилактики безнадзорности и правонарушений значительную роль играет формирование здорового образа жизни. В школе проводятся социальные акции, Дни здоровья, конкурсы рисунков и плакатов, рекламных роликов и газет, семинары-совещания с педагогами-организаторами учреждений молодежной сферы, беседы, видеолектории, реализуются профилактические программы. В классах проходят лекции, беседы, «круглые столы» с участием представителей правоохранительных органов, психолога, нарколога, тренинги, психологические игры. В вечернее время работают спортивные секции, тренажерный зал, проводятся спортивные соревнования, турниры, игры, «веселые старты». Учащиеся школы принимают активное участие в районных соревнованиях по футболу, волейболу, русской лапте, настольному теннису.

        С целью профилактики правонарушений, в том числе касающихся потребления психоактивных веществ, среди учащихся были проведены лекции и беседы с привлечением участкового инспектора, инспектора ГИББДД. Проводится систематическая работа по привлечению учащихся школы в кружки и секции.

        В каникулярный период учреждением образования осуществляется организация летнего отдыха и занятости детей и подростков, особое внимание уделяется обеспечению качественного уровня всех форм организованного отдыха, привлечению к профильным программам и на временные рабочие места подростков, находящихся в «группе риска». По решению проблем занятости, профориентации детей и молодежи социально-психологическая служба  учреждения проводит совместную работу с центром занятости населения. Сфера применения труда подростков максимально расширена.         Огромное значение в профилактике правонарушений среди молодежи имеет патриотическое воспитание. В школе проводятся   проходят различные патриотические праздники и акции , ведется работа по военному краеведению.  

Изучение личности подростка, склонного к правонарушениям, проводится с использованием карты личности школьника. "Карта личности школьника" заполняется классным руководителем, социальным педагогом, психологом, школьной медсестрой. Оценка предложенных качеств личности и условий ближайшего окружения происходит на основе наблюдений за школьником, изучения его взаимоотношений со сверстниками, друзьями, учителями, родителями, а так же в результате бесед и сбора независимых характеристик, которые даются учащемуся его друзьями, товарищами по классу, педагогами и другими взрослыми. На основании заполненных карт организуются группы детей и их родителей, с которыми необходимо проводить профилактическую работу, и группы, требующие коррекционной работы, а так же выделяются дети, нуждающиеся в индивидуальной профилактической и коррекционной работе.

«Положительно зарекомендовала себя практика назначения шефов, наставников и общественных воспитателей для  проведения  индивидуальной  систематической профилактической  работы  с   трудновоспитуемыми   учащимися   из    числа правонарушителей»[4]1

        Таким образом, социально-психологическая деятельность школы по профилактике правонарушений подростков позволяет обеспечивать систематическую и эффективную профилактику правонарушений в молодежной среде и является четко выраженной тенденцией устойчивого развития этой деятельности в новых социально-экономических условиях.

Список используемой литературы.

1. Баженов В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. - М, 1994.

2. Овчарова Р. В. Справочная книга для социального педагога. - М: ТЦ «Сфера», 2001.

3. Протасова И. Деятельность социального педагога по профилактике делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения //  Социальная педагогика, №3, 2008.

4. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков: Интегративная социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования и общеобразовательной школы // Под. Ред. А. Б. Фоминой. - М: Педагогическое сообщество России, 2003.

5. Тагирова Г. С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. – М, 2005.


[1]1        Протасова И. Деятельность социального педагога по профилактике делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения //  Социальная педагогика, №3, 2008, С. 70

[2]1        Баженов В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. -М., 1994, С. 18

[3]1        Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков:Интегративная социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования и общеобразовательной школы // Под. Ред. А. Б. Фоминой. - М: Педагогическое сообщество России, 2003, С.70

[4]1        Баженов В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. -М., 1994, С. 56


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по профилактике правонарушений, вредных привычек среди несовершеннолетних и формирование здорового образа жизни

Пояснительная записка        Современная школа оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитани...

«Профилактика экстремизма в молодёжной среде»

Цель собрания: способствовать глубокому осмыслению проблемы экстремизма, выработке собственной гражданской позиции по отношению к данному явлениюЗадачи: расширить представления об экстремизме и его оп...

Консультация для родителей по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних " Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения несовершеннолетних"

Консультация для родителей по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних" Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения несовершеннолетних"...

Доклад на педагогическом совете по теме: «Профилактика в системе работы классного руководителя. Взаимодействие социально-психологической службы и классного руководителя » (из опыта работы)

Профилактическая работа – это своевременная деятельность , направленная на предотвращения возможных отклонений обучающихся, максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий д...

Родительское собрание Тема "Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде"

Родительское собрание по теме "Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде...

План работы по профилактике экстремизма в молодёжной среде

Мероприятия, проводимые по профилактике экстремизма в молодёжной среде.Консультации для родителей, собрания, индивидуальные беседы с подростками,конкурсы и диспуты......

Родительское собрание по теме "Профилактика экстремизма в молодёжной среде"

Родительское собрание по теме "Профилактика экстремизма в молодёжной среде"...