Сценарий открытого фольклорного внеклассного мероприятия "Деревенская ярмарка
классный час (1 класс) по теме

Андюкова Елена Владимировна

Цели  мероприятия

·        Развитие   культуры  детей средствами традиционной народной культуры. 

  Воспитательная задача -

·формировать интерес детей и их родителей к миру традиционной русской культуры и культур других народов, воспитывать у детей чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре.

 Образовательная задача -

развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора.

   Данное внеклассное мероприятие проводилось в первом классе. Празднику предшествовала продолжительная работа по изучению различных жанров устного народного творчества.  Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, к ценностям национальной культуры. На праздник приглашались  родители и люди старшего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Деревенская ярмарка39.73 КБ

Предварительный просмотр:

Цели  мероприятия

  • Развитие   культуры  детей средствами традиционной народной культуры.
  • Развитие творческих способностей детей через их собственную художественную деятельность.
  • Создание особой русской традиционной среды для формирования общих культурных интересов и совместной деятельности детей и родителей.
  • Формирование и развитие  исполнительско - творческих навыков и умений каждого ребенка на фольклорной основе.

В ходе достижения этих целей решаются следующие задачи:

  1. Воспитательные задачи:
  • формировать интерес детей и их родителей к миру традиционной русской культуры и культур других народов, воспитывать у детей чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;
  • воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми, терпимость к людям разных вероисповеданий, к представителям национальных и социальных культур;
  • формирование духовно-нравственных качеств личности, мировоззрения,  внутренней культуры личности.
  • общение и закрепление знаний по традиционной народной культуре, декоративно-прикладному искусству.
  • воспитывать творчески-активную личность.

  1. Образовательные задачи:
  • развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
  • развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
  • развитие индивидуальные творческие особенности детей
  • развивать внимание, память.

Ценностные установки:  

  • любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине;
  • долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
  • красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

Планируемые результаты:

  • Учащиеся  будут иметь возможность получить знания о значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края.
  • Учащиеся  получат  опыт ролевого взаимодействия и реализации  патриотической позиции, опыт взаимодействия с людьми разного возраста.  
  •  Дети младшего школьного возраста  получат личный опыт участия в  праздниках, проектах, в  творческой и сценической деятельности в школе.

Обоснование:

   Данное внеклассное мероприятие проводилось в первом классе. Празднику предшествовала продолжительная работа по изучению различных жанров устного народного творчества.  Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, к ценностям национальной культуры. На праздник приглашались  родители и люди старшего поколения.

   Предлагаемый праздник даёт возможность школьникам не только узнать что-то новое о жизни русского народа, но и самим прочувствовать колорит того времени. Очень важен период подготовки к празднику. На уроках литературного чтения, музыки и во внеурочное время учащиеся знакомились с произведениями устного народного творчества; разучивали игры, в которые играли их прапрабабушки; собирали предметы быта, кухонную утварь для оформления и создания атмосферы. У представителей старшего поколения (бабушек, соседей, пожилых знакомых) ребята расспрашивали об играх, в которые они играли в детстве. Было организовано посещение музея  г. Маркса. Фольклорный праздник явился ярким итогом длительной работы.

   Воспитание национальной памяти означает формирование у детей внимания к духовной культуре своего народа, интереса и уважения к его историческому прошлому. Прежде всего, знание фольклора помогает вырастить нравственных, целостных личностей. В начальной школе отдельные элементы входят в программу. Но пока эта проблема изучена недостаточно. На современном этапе фольклор является практически единственной “живой нитью”, соединяющей нас с прошлым. Знакомство со смысловым и символическим подтекстом фольклорных произведений обогащает эстетическое восприятие.

     В основе фольклорных жанров лежит особое отношение человека к природе и к миру. Загадки, приметы, обряды – все это в сочетании с ритуальными действиями и поверьями обнаруживает культ земли, растительности, воды, солнца. Фольклор многогранен. К сожалению, значение его для многих сужено. Обычно с этим понятием отождествляются народные пословицы и поговорки, сказки, загадки, песни. А между прочим, в фольклоре отражается целостная культура народа: его быт, обычаи, традиции, народные игры, праздники с их обрядами, традиционные ремесла и многое другое. Народное искусство поможет понять детям, насколько порядок крестьянской жизни в русской деревне был созвучен природе.  

   Наблюдение за фольклорными образами, сравнение собственных ощущений восприятия мира и ощущения людей древности помогает детям понять, что многое в древности нам близко по сей день и, в частности отношение современного человека к окружающему миру.

   Работа с фольклорным материалом требует кропотливой работы. Знакомство со сложным материалом должна вестись последовательно от простого к сложному, через игровой материал, календарные песни, сценические игры. Завершением работы может стать фольклорный праздник.  Что я и сделала в своей работе. Это вызывает интерес и активизирует воображение, а также подводит к восприятию уроков истории, литературы, искусства.

   Младший школьный возраст является особенно благоприятным для начала серьезной работы. Именно в этом возрасте детям присущи чувство новизны и удивления по отношению к окружающему миру. Общение с фольклором развивает творческие способности у младших школьников, ответственность за окружающий его мир.

Участники  - учащиеся 1 класса ( 17 человек)

                       - родители  

                       - гости (ученики 2-4 класса), администрация.

Ход подготовки:

  1. Заранее разучить с учащимися русские народные пенсии.
  2. Дать задание учащимся вспомнить загадки, пословицы, поговорки.
  3. Оформить помещение, используя стилизованные элементы русской  ярмарки.  
  4. Предложить всем участникам праздника отразить в своей одежде элементы народного костюма.

Оборудование:

  • вывеска “Ярмарка”
  • лотки с товаром
  • утварь
  • посуда
  • скатерти
  • салфетки
  • полотенца
  • коврики
  • прялка
  • веретёна
  • платки
  • карусель
  • дети в русских народных костюмах.
  • музыкальный центр
  • музыкальные инструменты (ложки, бубны, трещетки, балалайка, свистульки)

Сценарий фольклорного праздника

«Деревенская ярмарка»

На сцену, под весёлую озорную  русскую народную песню,  выходят ведущие.

1.  Внимание! Внимание!

Народное гуляние!

Торопись, честной народ, -

Всех вас ярмарка зовет.

2. На ярмарку! На ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья!

1. Эй! Не стойте у дверей –

Заходите к нам скорей!

2.И со всех концов земли

Все на ярмарку пришли!

Вместе: Народ собирается!

Наша ярмарка открывается!

Под музыку “Ярмарка” в танце на сцену выходят участник выступления.

 

3. Шевелись, детвора

Хлопайте в ладоши,

Ведь сейчас горевать

 Нам совсем негоже!

4. Сколько шуму, сколько крику,

Сколько радостных затей!

Шуткой, смехом и весельем

Мы приветствуем гостей!

5.  Я в душе большой проказник,

Я люблю веселый смех

И хочу, чтоб этот праздник

Хорошо прошел для всех!

6. У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит.

Собирайся, детвора!

Ждет вас русская игра!

Сценка с медведем.

Поводырь: Михаил Иваныч, закрыл ли ты дверь на ночь?

Медведь качает головой - нет

Поводырь: Почему не закрываешь, аль кого-то ожидаешь?

Медведь кивает головой – да.

Поводырь: может, ждешь молодца, чтоб набил тебе бока?

Медведь боится.

Поводырь: А-а-а. Боишься?! Может, ждёшь ты ребят, ятобы начали визжать?

Медведь садится на пол, сжимает уши лапами, раскачивается, мыча при этом -  у-у-у.

Поводырь: Может ждешь старуху, чтоб набила тебе брюхо?

Медведь сидя на полу поглаживает себе живот.

Поводырь: А вот девки придут -  тебе спать не дадут…

Медведь вскакивает и убегает в берлогу

Игра «У медведя во бору».

Играют две команды. Они ходят возле берлоги собирают ягоды и произносят следующие слова:

У медведя во бору

Грибы-ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит.

Медведь выскакивает и ловит ребят, пойманных детей отводит в берлогу. После подведения итогов, медведь обходит зал с бубном, дети бросают ему конфеты.

Поводырь: А за угощения, Мишка, поблагодари всех низко!

Под музыку выходят коробейники

7.  Тары-бары-растабары!

Продаю я все товары!

Подходите, молодцы!

Есть иголки, ножницы,

Для старушек шали –

Мастера вышивали;

Для девиц платочки –

По середине цветочки.

 

8. Эй, молодицы,

Сестры, девицы!

Платки расписные,

Ситцы цветные,

Заколки, помада –

Все, что вам надо!

7.Кому пирожки?

Горячие пирожки,

С пылу, с жару,

Гривенник за пару!

8.Купцы мы московские.

Пряники ростовские,

Сахарные, на меду,

Во все карманы накладу!

Выступление родителей (озорные частушки).

9.  Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому - сказку, кому-правду, кому-песенку. Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах, щелкают орешки да творят насмешки".

Дети исполняют шутливый диалог-небылицу:

10.- Федул, что губы надул?

11.- Кафтан прожег.

10.- Можно зашить.

11.- Иглы нет.

10.- А велика ли дыра?

11.- Да один ворот остался.

 

12. - Фома, что из леса не идешь?

13. - Да медведя поймал!

12. - Так веди сюда!

13. - Да он не идет!

12. - Так сам иди!

13. - Да он не пускает!

14.- Сынок, сходи за водицей на речку!

15. - Брюхо болит!

14. - Сынок, иди кашу есть!

15. - Что ж, раз мать велит - надо идти.

16.- Что ваши девчата делают?

17.- Шьют да поют!

16.- А матушки?

17.- Порют да плачут.

Все дети поют песню: «Посею лебеду на берегу»:

1. Посею лебеду на берегу,

Посею лебеду на берегу,

Мою крупную рассадушку,

Мою крупную зеленую.

2. Погорела лебеда без дождя,

Погорела лебеда без дождя,

Моя крупная рассадушка,

Моя крупная зеленая.

3. Пошлю казака по воду,

Пошлю казака по воду,

Ни воды нет ни казаченьки,

Ни воды не ни молоденького.

4. Посею лебеду на берегу,

Посею лебеду на берегу,

Мою крупную рассадушку,

Мою крупную зеленую.

Проводится русская народная игра "Бояре":

(Запевают девочки)

Девочки:

"Бояре,  вы зачем пришли,

Молодые,  вы зачем пришли?"

 Мальчики:

"Княгини,  мы невесту выбирать,

Молодые, да  невесту выбирать."

Девочки:

"Бояре, а какая вам мила,

Молодые, а какая вам мила?"

Мальчики: 

"Княгини, нам вот эта мила,

Молодые, нам вот эта мила."

Девочки:

Бояре, у ней зубки болят,

Дорогие, у ней зубки болят

 Мальчики:

Княгини, а мы пряничком её,

Дорогие, а мы пряничком её

Девочки:

Бояре она прянички не ест,

Дорогие, она прянички не ест!

Мальчики: 

Княгине, а мы плеточкой её,

Дорогие, а мы плёточкой её!

Девочки:

Бояре, она плёточки боится,

Дорогие, она плеточки боится!

 Мальчики:

Княгине отворяйте ворота,

Отдавайте нам невесту навсегда!

 Выбранная девочка с визгом убегает,  мальчики стараются её поймать.

Пойманная  девочка читает частушку перед исполнением танца:

 – Эх топни, нога

Топни правенькая

Я плясать пойду

Хоть и маленькая.

Пойду плясать

По соломушке

Раздайся народ

По сторонушке!

Девочки исполняют песню-хоровод  «Во поле береза стояла».

 

1. – Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Люли, люли стояла.

2. – Некому березу заломати,

Некому кудряву заломати.

Люли, люли заломати.

3. – Как пойду я в лес погуляю,

Белую березу заломаю.

Люли, люли заломаю.

4. – Срежу я с березы три пруточка,

Сделаю себе я три гудочка,

Люли, люли три гудочка.

5. – Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Люли, люли стояла.

Мальчик:

"А мы тоже не лаптем щи хлебаем! А ну, ребята, нашу любимую!"

Звучит песня «На горе то калина», мальчики и девочки исполняют танец.

  1. На горе то калина

Под горою малина.

Ну, что ж кому дело калина,

Ну, кому какое дело малина.

  1. Там девицы гуляли.

Там красные гуляли

Ну, что ж кому дело гуляли,

Ну, кому какое дело  гуляли.

  1. Калинушку ломали.

Во пучочки вязали.

Ну, что ж кому дело ломали,

Ну, кому какое дело вязали.

  1. На дорожку бросали

      На дорожку бросали.

Ну, что ж кому дело бросали,

Ну, кому какое дело бросали.

  1. На горе то калина

Под горою малина.

Ну, что ж кому дело калина,

Ну, кому какое дело малина.

 Игра  «Сиди, сиди, Яша…»

Дети, взявшись за руки, ходят вокруг  водящего и поют:

– Сиди, сиди, Яша,

Ты забава наша.

Погрызи орехи

Для своей потехи.

Яша делает вид, будто грызет орешки. При слове «потехи» дети останавливаются и хлопают в ладоши, а Яша встает и кружится с закрытыми глазами.

– Свои руки положи,

Имя правильно скажи.

По окончании песни Яша с закрытыми глазами подходит к одному из игроков, дотрагивается, отгадывает, кто это. Если отгадает, тот становится водящим, т.е. Яшей, и игра продолжается.

18. Вот и солнце закатилось – 

Наша ярмарка закрылась.

Приходите снова к нам –

Рады мы всегда гостям!

Все участники праздника исполняют песню “Ярмарка” и танцем покидают зал.

Литература:

В.П.Аникина  "Русские пословицы, поговорки и потешки".   Москва, "Художественная литература", 1988.

В.И.Зимин   "Русские пословицы и поговорки". Учебный словарь. Москва "Школа-пресс", 1994.

О.В.Джежелей. "Колобок". Литературные игры и забавы. Москва, "Просвещение", 1994.

Журнал "Дошкольное воспитание", 1992-1994г.г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие "Ярмарка"

Данное мероприятие проводилось с учениками 1 класса.Цель- знакомство с русским народным творчеством и промыслами России....

Внеклассное мероприятие "Ярмарка знаний".

Предназначено для учеников 4 класса с целью выявления знаний за курс начальной школы....

Внеклассное мероприятие "ЯРМАРКА МАТРЕШЕК"

Внеклассное мероприятие разработано для учащихся первого класса в рамках недели ИЗО....

Сценарий народного фольклорного праздника «Масленица».

Сценарий ориентирован на развитие духовно-нравственных качест, знакомство с народными традициями....

Внеклассное мероприятие "Ярмарка"

Мероприятие проводится с целью познакомить учащихся младших классов с традициями русского народа....

Сценарий открытого внеклассного мероприятия. КВН «В гостях у сказки»

Данный материал поможет закрепить знания детей о сказках....

Сценарий внеклассного мероприятия "Ярмарка"

Внеклассное мероприятие для благотворительной ярмарки....