Статья. Организация внеурочной деятельности в рамках кружка "М и Ф"( мастерим и фантазируем)
статья (1 класс) по теме

Статья содержит общие сведения о внеурочной деятельности и программу работы кружка "М и Ф"( мастерим и фантазируем)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья. Организация внеурочной деятельности на примере кружка «М и Ф»( мастерим и фантазируем).

       Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

   Программа создает условия для творческой самореализации личности ребёнка.

     Программа  способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности,особенно к ручному труду.

   Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

   Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, игр, соревнований, концертов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов,  олимпиад, соревнований, поисковых  исследований и т.д.  Посещая эти занятия, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,  глубже изучается материал. На  занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии детей.

  Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

  Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

   Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

     

Цель внеурочной деятельности:

   Создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. 

Задачи  внеурочной деятельности:

  1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями,  библиотеками, семьями учащихся.
  2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
  3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
  4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,

           сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

  1. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
  2. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) -  для формирования здорового образа жизни.  
  3. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных

            программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.

  1. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.

Программа кружка «М и Ф».

Основные разделы работы программы работы кружка:

  1. Духовно-нравственное развитие и воспитание ученика на ступени начального общего образования средствами кружка.
  2. Основные направления работы кружка.
  3. Принципы и основы организации занятий в кружке.
  4. Планируемые результаты духовно-нравственного развития.
  5. Виды деятельности и формы занятий.

Духовно-нравственное развитие и воспитание ученика на ступени начального общего образования средствами кружка.

Цель: социально-педагогическая поддержка становления  и  развития творческой, высоконравственной личности, знакомой с духовными и культурными  традициями многонационального народа Российской Федерации.

Задачи: 

В области формирования личностной культуры:

  1. Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, постоянного образования и установки - « становиться лучше».
  2. Укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности поступать по совести.
  3. Формирование основ нравственного самосознания личности - способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять самоконтроль, давать оценку своим и чужим поступкам.
  4. Формирования нравственного смысла учения.
  5. Формирование основ морали - осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление самоуважения и жизненного оптимизма.
  6. Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

  1. Воспитание ценностного отношения к своей национальной культуре.
  2. Формирование навыков организации труда и сотрудничества с педагогами и сверстниками.
  3. Укрепление доверия к людям.
  4. Формирование и развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
  5. Становление гуманистических ценностных ориентаций.
  6. Формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям, к вере и религиозным убеждениям других людей.
  7. Формирование уважения к культурным традициям, истории и образу жизни народов России.

В области формирования семейной культуры:

  1. Формирования отношения к семье как основе общества.
  2. Формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
  3. Формирование представлений о семейных ценностях, уважения к ним.
  4. Знакомство с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.  

 Основные направления работы кружка.

  1. Формирования нравственного смысла учения.
  2. Формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека.
  3. Формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нем человека.
  4. Расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях  России в мире вещей.
  5. Формирование представлений о ценности культуры  России и понимания необходимости ее сохранения и развития.
  6. Расширение знаний о материалах и свойствах, развитие практических умений использования различных материалов творческой деятельности.
  7. Развитие памяти, воображения, мышления и речи.
  8. Формирование коммуникативной культуры, активности и инициативности

Принципы и основы организации занятий в кружке.

 В кружке могут заниматься 10—15 человек, так как при большем количестве детей руководитель не сможет индивидуально работать с каждым кружковцем, а  на первых этапах нужен внимательный индивидуальный подход.

Первым и основным условием, необходимым для нормальной работы кружка, является подготовка помещения для занятий, хранения необходимого инвентаря и оборудования. Занятия следует проводить в светлом, просторном помещении. Специфика кружка обязывает к определенной расстановке школьной мебели, так как кружковец должен иногда отрываться от изготовления изделия, для того чтобы оценить работу, увидеть свои ошибки, посоветоваться с товарищем.

Занятие в кружке лучше проводить один раз в неделю по 45 минут с небольшим перерывом. Перерыв лучше устраивать через полчаса после начала работы. Занятия в кружке проводятся в определенный день, чтобы настрой кружковцев на работу не пропадал.

 Руководитель должен следит за соблюдением правил, установленных в кружке, за содержанием рабочих мест, учит бережному отношению к материалам и инструментам.

Учебно-воспитательная работа в кружке строится по тематическому плану, разработанному в соответствии с программой для кружков. Тематический план составляется руководителем  с поурочным планированием.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

         Творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность.  Творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

         Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет проведение кружковой работы. Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по  истории и культуре России. Ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства: вышивка, шитьё, прикладное искусство народа, проживающего в родной местности.

         Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных  для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют,  выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

   Кружок « Мастерим и фантазируем» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Планируемые результаты духовно-нравственного развития.

Кружок « Мастерим и фантазируем»  обеспечивает освоение  определенных ценностей, формирует начальные знания и представления, помогает приобретать опыт эмоционально-ценностного постижения действительности. В результате обеспечивается достижение воспитательных результатов- тех духовно-нравственных приобретений, которые получил ученик во время участия в той или иной деятельности.

     Воспитательные результаты  распределяются по трем уровням.

     Первый уровень - приобретение опыта социальных знаний об общественных нормах, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе.

      Второй уровень - получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Особое значение имеет взаимодействие детей между собой на уровне класса, кружка.

      Третий уровень - получение начального опыта самостоятельного действия.  

Виды деятельности и формы занятий.

Тема

Теоретические занятия

Практические занятия

Воспитательные результаты

Вводное занятие.

1

-

-

Работа с пластилином.

1

6

1 уровень

Работа с бумагой и картоном.

1

6

1 уровень

Работа с тканью.

1

4

1 и 2 уровень

Работа с разными материалами.

1

6

1 и 2 уровень

Работа с нитями.

1

5

1 уровень

Подведение итогов работы за год.

-

-

-

ИТОГО

6

27

Программа работы кружка «М и Ф».

1 год (33 ч)

Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.

При обсуждении технологии изготовления изделия первоклассники под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.

Вводная беседа  (1 час).

  • Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
  • Требования к поведению учащихся во время занятия.
  • Соблюдение порядка на рабочем месте.
  • Соблюдение правил по технике безопасности.
  • Из истории происхождения  ножниц. Беседа.

Работа с пластилином (6 часов)

  • Рассказ о профессиях и о ведущей роли труда и творчества в жизни человека.
  • Изготовление композиций из пластилина под руководством учителя.
  • Беседа о бережном отношении к результатам чужого и своего труда.
  • Рассказ о культуре народов России на примере гончарного искусства.
  • Знакомство при помощи презентации с гончарными изделиями (материалы Музея Этнографии в Санкт-Петербурге).
  • Составление композиции (коллективная работа).

 

Работа с бумагой и картоном (6часов).

  • Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».
  • Беседа о значении бумаги в жизни человека.
  • Рассказ о культуре народов России на примере книгопечатания.
  • Работа с выставкой книг « Серии детской литературы».
  • Художественное моделирование из бумаги путем складывания.
  • Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу.
  • Изготовление поздравительных открыток (по образцу).
  • Конструирование из бумаги.
  • Составление композиции (коллективная работа).
  • Рассказ о профессиях, связанных с бумагой.

Работа с тканью (4 часа ).

  • Знакомство с видами тканей.
  • Знакомство при помощи презентации «Русский костюм»  (материалы Музея Этнографии в Санкт-Петербурге).
  • Рассказ о профессиях, связанных с тканью.
  • Знакомство (практическое) с видами швов « через край», «петельный шов».
  • Знакомство с аппликацией из ткани.
  • Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций).
  • Изготовление аппликации из ткани.
  • Работа с презентацией « Как рубашка в поле выросла».
  • Составление композиции (коллективная работа).

Работа с разными материалами (6 часов).

  • Беседа о традициях бережного отношения к природе в культуре народа.
  • Беседа о навыках самообслуживания в школе и дома.
  • Проведение игры «Город мастеров».
  • Изготовление изделий из окрашенной манки.
  • Изготовление аппликации из окрашенной манки.
  • Рассказ о профессиях, связанных с сельскохозяйственным трудом.
  • Составление композиции (коллективная работа).

 

Работа с нитями (5 часов).

  • Беседа о традициях вышивки и вязания.
  • Рассказ и просмотр презентации о традиционной вышивке народов России.
  • Беседа «Чем красивы люди вокруг нас.
  • Беседа «Самовыражение посредством одежды».
  • Изготовление сувениров «Осьминог» и «Барышня».
  • Работа с нитками и канвой.

Подведение итогов

  • Подведение итогов работы, обзор курса.
  • Предполагаемые работы на следующий год.
  • Отзывы и пожелания.

Список литературы

  1. Г.Чаянова «Соленое тесто для начинающих». Москва «Дрофа». 2004 год
  2. И.В. Беринова « Новогодняя энциклопедия «Подарки и украшения своими руками». Москва «Росмэн» 2008 год.
  3. Н.В. Дубровская «Новый год и Рождество. Веселые поделки своими руками». «Детство-пресс». 2008 год.
  4. Г.И. Долженко « 100 поделок из бумаги». Ярославль «Академия холдинг». 2001 год.
  5. О. Леонова «Рисуем нитью. Ажурные картинки». С-Пб «Литера». 2005 год.
  6. Д.Фиона «Фантазии из бумаги. Техника и приемы». ООО «Аст-пресс  книга» .2007 год.
  7. Журнал «Вышиваю крестиком» 2005-2012 года
  8. А.Бахметьев, Т.Кизяков. «Очумелые ручки».
  9. М.А Гукасова «Рукоделие в начальных классах». С-Пб «Литера» 2006 год.
  10. Н.М. Конышева «Секреты мастеров» С-Пб «Литера» 2007 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС".

В работе рассматриваются виды внеурочной деятельности и формы её организации. Даётся краткое описание кружков и факультативов, работающих по разным направлениям....

Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения

Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения...

Презентация по теме "Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в 1 классе.

Данная презентация может быть исполбзована для выступления на ШМО или на педсовете....

Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС

Материал предоставит  ВАМ возможность пользоваться  рабочими программами некоторых клубов , кружков , объединений  для организации внеурочной деятельности  по нескольким направлени...

Мастер класс по теме: "Творческий подход при организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО"

Творчество - очень важный момент в развитии  ребенка. Хорошо, когда ребенок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но еще лучще, если он не только замечает эту  красоту, но...

Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения статья

Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения статья...

Конспект занятия по внеурочной деятельности в рамках кружка «Умники и умницы»

В ходе занятия учащиеся попадают в Школу Шерлока Холмса. Дети осознают, что Шерлок Холмс был гениальным детективом, потому что у него были очень хорошо развиты внимание, память, воображение, мышл...