Воспитательнгая система класса.
учебно-методический материал (4 класс) по теме

Воспитательная система класса представлена в виде 4 этапов.  1 - 1 класс -"Кто я такой?", 2 - 2 класс - "Откуда я родом?", 3 -3 класс - "Кто такие мои родственники?", 4 - 4 класс- Кто мы и кем стали?". Главным системообразующим фактором воспитательной системы служит проектно-исследовательская деятельность. Цель работы - подтолкнуть детей к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, эмоционально раскрыться, побудить к общению и творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_sistema_klassa.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная система класса.

Стратегически приоритетным в сфере образования является воспитание поистине нового Человека, способного жить и трудиться в условиях открытости общества, демократии и свободы.

Воспитание – это сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация стимулирования активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

Воспитание - это многократное питание души и духа посредством взаимодействия, взаимоуважения, взаимопонимания, взаимоподдержки, взаимопринятия классного руководителя и ученика.

Актуальность.

Набором воспитательных мероприятий многого не добьешься, нужна воспитательная система класса, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, учитывающая интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал.

У современных школьников значительно расширен кругозор, им доступна любая информация, в том числе и та, которая нарушает покой и психическое равновесие. Как сохранить детство здоровым, полноценным, радостным? Как направить их познавательную активность в нужное русло?

Успехи класса не возникают на пустом месте, они становятся итогом постоянных усилий и целенаправленной работы всех: педагогов, учащихся, родителей. Благодаря им была достигнута педагогически целесообразная согласованность целей, задач, стимулов, средств воздействия на учащихся и методов организации деятельности школьников. Изучение педагогической литературы, проверка теоретических положений в практической деятельности позволили создать воспитательную систему класса.

При моделировании и построении воспитательной системы учебного заведения педагоги должны иметь отчетливые представления о  ее  структуре  и  составе.  По мнению,   Е.Н.  Степанова  и Д. В. Григорьева,    к  числу  основных  составляющих  системы  воспитания учащихся можно отнести пять компонентов:

  •  индивидуально-групповой компонент;

Индивидуально-групповой компонент представляющий собой сообщество (общность) детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы.

  • ценностно-ориентационный  компонент;

Ценностно-ориентациооный компонент представляет собой совокупность следующих элементов: цели и задачи воспитания; перспективы жизнедеятельного сообщества; принципы построения воспитательной  системы и жизнедеятельности класса.

  • функционально-деятельностный компонент;

Третий компонент воспитательной системы класса – функционально-деятельностный, который складывается из таких элементов, как: системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения; основные функции воспитательной системы; педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.

  • пространственно-временной компонент;

Четвертый компонент воспитательной системы класса - это пространственно-временной. Он состоит из таких элементов, как: эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда; связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых; место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения; этапы становления и развития воспитательной системы.

  • диагностико-аналитический компонент [89, 189].

Пятый компонент воспитательной системы класса – это диагностико-аналитический, включающий в себя следующие элементы: критерии эффективности воспитательной системы; методы и приемы изучения результативности воспитательной системы; формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.

Воспитательная система  - это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимосвязи основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. (Л. И. Новикова)

Исходя из всего вышеперечисленного, я поставила перед собой цели:

 1.  организовать жизнь детского коллектива так, чтобы она являлась средой личностного становления каждого ребенка,

  1. создать условия, где могут проявляться новые качества в личности ребенка.

Чтобы данные цели превратились в жизнь, необходимо решить задачи: 

  1. Добиться, чтобы категории нравственности стали нормой повседневной жизни учащихся.
  2. Воспитывать сознательное отношение к учебе, стремление самостоятельно получать знания.
  3. Создавать условия для самовыражения каждого ученика.

Для достижения этой цели мы решили построить свою работу в 4 этапа:

  1. 1 класс 2010 – 2011уч. г. «Кто я такой?»

Набирая учеников в первый класс, учитель сталкивается со следующими трудностями:

Анализируя взаимоотношения учащихся между собой, отношение их к школе, учебе, я обнаружила следующие противоречия:

  • нетерпимость детей друг к другу,
  • неумение трудиться на общее благо,
  • эгоизм, дефицит общения,
  • негативные отношения в семье, выливающиеся в агрессию, нервозность ребенка.

В каждом ребенке, прежде всего, пытаюсь увидеть личность, и уже исходя из этого, устанавливаю контакты с учениками, моя задача, чтобы ребенок раскрыл свой внутренний мир. Такой стиль общения дает возможность для изучения личности, а следовательно, и для выявления ее наклонностей и потенциальных возможностей.

Мои ученики свободно высказывают свои мысли, они чувствуют мою поддержку, не ощущают страха и одиночества, чувствуют доверие к себе и уважение к своей личности.

Наши организационные традиции:

Мини-планерка.

Каждое утро, перед началом уроков, учащиеся собираются в классе на 5-10 минут. Это способствует:

  1. психологическому настрою;
  2. краткое планирование рабочего дня:
  • уроки, на которых предстоит выполнение контрольных работ;
  • проблемы, возникшие при подготовке д/з;
  • необходимость напомнить о дежурстве по классу и в столовой;
  • мероприятия в этот день;
  • краткий анализ результатов предыдущего дня.

В конце недели в пятницу класс собирается на 15-20 минут для анализа результатов обучения, поведения, мероприятий за неделю.

  1. 2 класс  2011 – 2012уч. г. «Откуда я родом?»

   ТЕМА исследования: «7 чудес родного Белорецка».

Возраст школьников: 8 лет.

Оборудование: компьютер, принтер.

Цель :

 1.Убедить в необходимости изучения истории своей города.

2.Привлечь внимание учащихся к данной теме.

3. Создание электронного фотоальбома.

Задачи :

1.Научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации, правильно задавать вопросы, работать с дополнительной информацией (энциклопедии, словари. Интернет).

2.Способствовать улучшению взаимоотношений в классном коллективе, работая в группах.

3.Развивать интерес к истории своего родного края.

4.Формировать коммуникативные умения детей.

Срок проведения проекта: сентябрь – апрель.

АННОТАЦИЯ.

Всё, что делается по изучению родного края, западает в душу ребёнка , воспитывает патриотические чувства, формирует у учащихся научное мировоззрение, интерес, способствует выработке практических умений и навыков наблюдать, исследовать. Чтобы по-настоящему полюбить свой край, нужно его хорошо знать. Здесь уместны слова: «Знаю и люблю, и  чем больше знаю, тем больше люблю».

  С начала учебного года (сентябрь – октябрь) собирали информацию, проводили социологический опрос по выявлению «7 чудес родного Белорецка». В течение года ежедневно урок начинали с мини-сообщения о Белорецке. В ноябре организовали открытый урок, в котором дети узнали результаты опроса(что вошло в 7 чудес города). Далее разбились на творческие группы, чтобы детально исследовать чудеса малой Родины.        Помимо этого проводились конкурсы поделок «Мой город во всей красе», сочинений и стихов «Город родной: думы мои о тебе», походы в музей, на стадион «Металлург», кинотеатр «Металлург» (май), экскурсии в парк имени Точисского, Ленина, краеведческий музей, Центральную и Юношескую библиотеки. Оформление классного уголка «Белорецк – мой тихий город…»

Итогом  всей работы был создан электронный альбом.

  1. 3 класс 2012 – 2013уч. г.  «Кто такие мои родственники?»

ТЕМА ПРОЕКТА: « МОЯ РОДОСЛОВНАЯ».

Возраст школьников: 9 лет.

Оборудование: компьютер, принтер.

Цель проекта:

 1.Убедить в необходимости изучения истории своей семьи, своей родословной.

2.Привлечь внимание учащихся к данной теме.

Задачи проекта:

1.Научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации, умению записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, работать с фотографиями, семейными реликвиями.

2.Способствовать более близкому общению членов семьи, укрепле-

нию духовных ценностей семьи.

3.Развивать интерес к истории своих предков, своей родословной.

4.Формировать коммуникативные умения детей.

Срок проведения проекта: ноябрь – март.

   

                                   АННОТАЦИЯ.

Тема данного проекта является актуальной не только для учащихся,

но и для  родителей. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно важна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители, дедушки и бабушки.

 Тема проекта предполагает работу с семейными фотографиями, реликвиями. Ребята узнают о профессиях предков, семейных увлечениях и традициях, вместе с родителями разработают семей-

ный герб, подберут семейный девиз.

Проект предусматривает занятия, которые проводятся один- два раза в месяц в виде классного часа. Остальное время дети вместе с родителями заняты поисковой работой и оформлением альбома «Моя родословная».

Этапы работы над проектом.

Iэтап. «Разработка проектного задания» (сбор информации, ознакомление с ней, начало оформления альбома);

Вводное занятие: «Моя родословная».

«Дорожите именем своим! Тайна наших имен. Моя фамилия».

ЦЕЛИ:  Познакомить школьников с понятиями « родословная», «генеалогия», убедить в необходимости изучать историю своей семьи; развивать речь и мышление; пробудить интерес к своим предкам.

  1. Объяснение необходимости изучения своей родословной.

-Как вы думаете, должны ли дети знать историю своей семьи?

-Для чего нужно знать историю своей семьи?

-Много ли вы знаете о своих бабушках и дедушках, прабабушках

и прадедушках?

-Знаете ли вы их имена, когда у них дни рождения?

-Какие у них профессии? Чем они занимались?

-Есть ли в вашем роду известные люди?

2. Раскрытие понятий «родословная», «генеалогия».

3. Работа с родителями.

Беседа о необходимости ознакомления детей с историей своего рода и оказания им посильной помощи в поисковой работе.

4. Поисковое задание.

Начало оформления альбома «Моя родословная».

(Для проведения классного часа была использована литература:

Саплина Е.В., Саплин А.И. «Введение в историю».3 класс:

Учебник для общеобразовательных учеб. заведений. М.1997.,

П/ советы № 9 2004г., № 5 2008г, № 3 2006г.).

2-е занятие:

«Дорожите именем своим! Тайна наших имен. Моя фамилия».

3- занятие: «Моё хобби».

4- занятие: « Кем я хотел бы стать в будущем».

    5- занятие:

 «ФАМИЛЬНЫЙ ГЕРБ И ДЕВИЗ».

Цели:

познакомить с историей возникновения имен, их многообразием; воспитывать интерес к истории своего имени,

именам своих близких, показать историю происхождения и значение фамилии для каждого человека, способствовать объединению детей, их родителей на основе общего интереса и общей деятельности.

1.Вступительная беседа.

Знаете ли вы, что история начинается уже с вашего имени?

Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии. Но ведь имя у человека возникло неслучайно. Прошли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять отдельного человека из толпы, обращаясь к  нему по имени.

Как появились имена? Откуда к нам пришли наши имена? Об этом сегодня узнаем.

2.Беседа «Из истории происхождения имен».

( литература: П/ совет №5 2008 г., Сборник «Имя, характер, судьба.»)

3.Практическая работа.

«Ромашка» имен (дети рисуют ромашку и на каждом лепестке пишут варианты своего имени). Знакомство с понятием «тезки».

4.Поисковое задание.

Узнать историю своего имени.

5.Роль фамилии в жизни человека.

Беседа «Из истории возникновения фамилий».

6.Поисковое задание. Найти историю происхождения своей фамилии.

Оформление в альбоме страничек «Тайна наших имен и фамилий».

6- занятие:

 «Моя родословная. Генеалогическое дерево».

ЦЕЛИ:

 систематизировать сведения, полученные в ходе поисковой работы о своих родственниках, подготовить школьников к составлению генеалогического дерева.

1.Беседа.

Родословная- это перечень поколений, имеющих одного предка.

А наука, занимающаяся изучением родословных, называется генеалогия.

Вы собрали сведения о себе, своих братьях, сестрах, о родителях, о бабушках, о дедушках, о прадедушках и о прабабушках, и их родственниках. Обработав всю информацию, мы составим свое генеалогическое дерево, на ветвях которого мы разместим всех родственников по поколениям.

2.Практическое задание.

Посчитайте, сколько родственников вы нашли? У кого самая богатая родословная? Посмотрите, до какого колена вы дошли?

Составление генеалогического дерева с помощью родителей.

II ЭТАП:

 (сбор информации, ознакомление с ней, обсуждение вопросов оформления проекта).7 занятий и самостоятельная работа со страничками альбома «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ».

7-занятие:

 «ФАМИЛЬНЫЙ ГЕРБ И ДЕВИЗ».

ЦЕЛИ:

Познакомить с историей возникновения герба, значением изображенных на нем предметов; нацелить на осознанное составление герба своей семьи;

сформировать понятие «девиз»; подобрать девиз для своей семьи.

1.Беседа.

Вы составили свою родословную и генеалогическое древо.

Теперь вам предстоит придумать свой фамильный герб.

(Рассказ об истории возникновения герба; о науке геральдика.

Использованная литература: Саплина Е.В., Саплин А.И. «Введение в историю» 3класс, учебник., Дробинина Н.Н. Классные часы. 3класс. «Рыцарский герб».с.130.)

-Как вы думаете, что должен отображать герб?

2.Практическое задание.

Составить герб семьи и рассказать о нем.

3.Выставка гербов. Рассказы о них.

4.У всех владельцев герба должен быть фамильный девиз, который должен отражать мир семьи. Найти подходящий девиз для вашей семьи могут помочь пословицы. Например: «Береги честь смолоду», «Терпенье и труд все перетрут», «Век живи – век учись», «Без дела жить – только небо коптить».

Мудрых пословиц много, и если вы попросите помощи у родителей, то вам удастся найти подходящую для девиза своей семье.

5.Практическое задание.

Подобрать девиз семьи и записать его на ленте, расположенной внизу герба.

8-занятие:

 «Мои мама и папа».

ЦЕЛИ:

Выяснить, что дети знают о своих папах и мамах (автобиографические сведения, их профессии, интересы),

воспитывать интерес к различным профессиям.

1.Рассказы детей, когда родились их родители, где учились,

какую профессию получили, где служили папы, имеют ли награды.

-Что вы знаете о празднике 23 февраля?

-Какой самый светлый и добрый праздник мы отмечаем весной?

(чтение стихов о маме)

Сегодня мы начнем заполнение следующей странички нашего альбома «Моя родословная», которая называется «Мои мама и папа».

2.Поисковое задание.

Запишите рассказ о своих мамах и папах в новую страничку альбома.

9- занятие: 

«МОИ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ».

ЦЕЛИ:

Способствовать более близкому общению членов семьи, развивать у детей желание лучше узнать своих братьев и сестер.

1.БЕСЕДА.

У кого есть родные брат или сестра?

Следующую страницу нашего альбома мы посвящаем братьям и сестрам. Расскажите, что вы знаете о своих братьях и сестрах?

Если у вас нет родных братьев и сестер, то можете рассказать о

двоюродных.

2.Практическое задание.

Заполните страничку о ваших братьях и сестрах.

10- занятие:

 «МОИ ДЕДУШКА И БАБУШКА».

ЦЕЛИ:

Выяснить, что дети знают о своих дедушках и бабушках, их профессиях и занятиях.

1.Беседа.

Сегодня настала пора узнать побольше о своих любимых родственниках- бабушках и дедушках! И папиным, и маминым

родителям стоит посвятить по отдельной страничке альбома.

-Скажите, кто вам может оказать помощь в сборе сведений о своих бабушках и дедушках?

-Попросите маму и папу рассказать о своих родителях (твоих бабушках и дедушках). Поговорите со своими бабушками и дедушками и попросите их рассказать о себе.

-Какие профессии были у ваших бабушек и дедушек, чем они занимались?

-Есть ли в вашем роду известные инженеры, писатели, художни

ки, мастера других профессий?

2.Практическое задание.

Заполните страницы альбома, посвященные бабушкам и дедушкам.

11- занятие: 

«МОИ ПРАДЕДУШКА И ПРАБАБУШКА».

ЦЕЛЬ:

Выяснить, что дети знают о своих прадедушках и прабабушках,

о профессиях своих предков, их занятиях.

1.БЕСЕДА.

-Что вы знаете о своих прадедушках и прабабушках?

-Попросите своих бабушек и дедушек рассказать о своих родителях т. е. ваших прабабушках и прадедушках.

2.Практическое задание.

Заполните страничку альбома «Моя родословная» о прабабушках и прадедушках.

12- занятие:  «СЛЕД ВОЙНЫ В МОЕЙ СЕМЬЕ».

ЦЕЛИ:

Воспитывать в детях патриотические чувства, уважение к старшим, ветеранам, гордости за свою страну, желание узнать больше о прошлом своей семьи и своей страны.

1.Беседа о Великой Отечественной войне.

-Кто из ваших родственников участвовал  в этой страшной войне?

-Где воевали и какие имеют награды?

2.Чтение стихов о Великой Отечественной войне.

3.Практическое задание.

Оформите страничку в своем альбоме, посвященную родствен-

никам, воевавшим на фронтах Великой Отечественной войны.

13- занятие: «СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ».

ЦЕЛИ:

Прививать уважение к семейным традициям, формировать куль-

туру поведения в проведении семейных праздников, воспиты-

вать трудолюбие, способствовать сближению членов семьи.        

1.БЕСЕДА:

-Как вы понимаете слово «традиции»?

Традиции- это правила поведения, события, которые постоянно соблюдаются людьми, регулярно повторяются. Традиции бывают семейные, классные, школьные и даже государственные.

Сегодня мы поговорим о семейных традициях.

-Какие книги вы читаете дома? Читаете ли вместе с родителями?

Обсуждаете ли прочитанное?

-Какие передачи вы смотрите по телевизору? Какие передачи  желательно смотреть?

-Какие праздники вы знаете? Какие праздники отмечают в вашей

семье? Почему отмечаются эти праздники?

-Что такое памятные дни? Какие памятные дни отмечаются в вашей семье?

Рассказ о праздниках, которые чаще всего празднуются в семьях.

-Как нужно приглашать гостей, как выбрать подарок для именинника? Как нужно дарить подарки?

2.Ролевые ситуации и их обсуждение.

3.-Какие есть традиции у ваших бабушек и дедушек?

-Чем любят заниматься в вашей семье? Расскажите об увлечениях ваших пап и мам.

4.Практическое задание.

Заполните страничку в альбоме, посвященную семейным традициям.

III ЭТАП: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

«СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ ТЫ ОБЯЗАН МНОГИМ ПОКОЛЕНИЯМ СВОЕЙ СЕМЬИ».

ЦЕЛЬ:

подвести итог работы над альбомом «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ».

1.БЕСЕДА.

Мы с вами совершили путешествие по страницам истории семьи;

восстановили, насколько это возможно, свою родословную и даже придумали свой герб и девиз. Вы поняли, что своей жизнью вы обязаны многим поколениям своей семьи. Вы в этой жизни неодиноки и должны дорожить всеми своими родственниками.

Нужно очень бережно относиться к близким тебе людям, не забывать их, во всем помогать. Спешите делать добро!

  1. Практическое задание.

Составьте «Календарь дней рождения и семейных праздников»-

ведь вы теперь знаете дни рождения родственников и какие семейные праздники отмечают у вас в семье! С его помощью вы никогда не забудете вовремя поздравить своих родных и близ-

ких. Надо только регулярно в него заглядывать.

КОНФЕРЕНЦИЯ «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ».

ЦЕЛЬ:

обобщение итогов работы над составлением своей родословной,

защита проекта.

1.Вводное слово учителя:

НИКТО ИЗ НАС НЕ СВАЛИЛСЯ С ЛУНЫ.

ВСЕ МЫ- ВЕТВИ И ЛИСТЬЯ ОГРОМНОГО И ПЕРЕПЛЕТЕН-
НОГО ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДЕРЕВА
.

Дорогие друзья! Сегодня мы проведем тематический вечер о семье «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ».

(звучит песня «Родительский дом»).

2.Конкурс «Моя родословная»;             (ШИК №3 2006 г. с.6-7).

а) на самую глубокую родословную (по количеству поколений);

б) на самую богатую родословную ( по количеству родствен-

ников);

в) выставка гербов семей.

3.Музыкальная пауза.

(исполнение песен на тему «Семья»).П/совет №5 2008г. с.13.

4.Рассказы детей о своих папах, мамах, дедушках и бабушках,

прадедушках и прабабушках.

5.Сценка «Бабушка и внуки».

(П/ совет №9 2004г. с.4-5).

6.КОНКУРС «КТО ЭТО?»

-Брат жены.

-Брат мужа.

-Сестра мужа.

-Сестра жены.       и т.д.        (П\с.№9 2004г.,с 5.)

7.Семейные конкурсы.

-накормить внука кашей;

-запеленать куклу.

- смотать пряжу.

8.Частушки (исполняют дети)     П/с.№ 9 2004г.,с.4)

Заключительное слово учителя.

Я вам желаю от души,

                         Чтобы были дела хороши,

Чтобы в дом не стучалась беда,

          Чтобы грустить не пришлось никогда.

Желаю счастья и добра,

            Желаю теплых, светлых дней

Здоровья, что всего важней.

Я от души благодарю всех, кто принял участие в празднике

Чаепитие.

    Литература: Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю.      3 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.,1997

Пед.Совет №9 2004, №5 2008, №3 2006

Нач.школа №2 2008

Сборник: «Имя, характер, судьба»

     Дробинина Н.Н. Классные часы. 3класс.

  1.  4 класс 2014 – 2015уч. г.  «Кто мы и кем стали?»

   ТЕМА ПРОЕКТА: «Круг твоих интересов»

Возраст школьников: 10 лет.

Оборудование: компьютер, принтер.

Цель проекта:

 1.Убедить в необходимости исследовать то , что интересует.

2.Привлечь внимание учащихся к данной теме.

Задачи проекта:

1.Научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации, правильно задавать вопросы, работать с дополнительной информацией (энциклопедии, словари. Интернет).

2.Способствовать улучшению взаимоотношений в классном коллективе, работая в группах.

3.Развивать интерес к своему проекту.

4.Формировать коммуникативные умения детей.

Срок проведения проекта: сентябрь – апрель.

Механизм построения и функционирования воспитательной системы.

Главным системообразующим фактором служит проектно-исследовательская  деятельность.

Важную роль в раскрытии и развитии творческих способностей учащихся играет работа творческих мастерских  с участием детей и взрослых, которая строится  на основе следующих  идей:

-       равенство всех участников;

-       добровольное привлечение к процессу деятельности;

-       отсутствие оценки, соревнования, соперничества, замена этих стимулов самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием;

-       чередование индивидуальной и коллективной работы;

-       нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.

Основная цель работы  заключается не в том, чтобы дать учащимся готовые знания, а в том, чтобы подтолкнуть их к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, раскрепоститься, эмоционально раскрыться, побудить к общению и творчеству.

Самоуправление осуществляется через деятельность командира класса, создание и работу советов дела при подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий, чередование групповых творческих поручений. Воспитательная система класса максимально открыта, и родители, и педагоги школы – наши сотоварищи на уроках  и во внеклассной деятельности.   В классе проводятся дни открытых дверей для  родителей, встречи с семьями, классные часы с участием родителей.

       В развитии младших школьников задействован социокультурный потенциал: краеведческий музей, школьная библиотека, городская и юношеская библиотека, станция юного натуралиста.

       Основные  внутренние и внешние связи классного сообщества (ученики – учитель – родители  - другие учителя  - другие классы) базируются на следующих принципах.

-       Много знать  - престижно.

-       Помогать друг другу – нормально.

-       Готовить дело по чужому сценарию – невозможно.

-       Жить в неуютной обстановке  - нельзя.

Изучение эффективности воспитательной системы

Хотелось бы верить в то, что данная модель позволит реализовать «портрет выпускника начальной школы», ориентированный на становление таких личностных характеристик как:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника,    обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Эффективность воспитательной системы класса определяется по следующим критериям:

-      сформированности нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного  и физического потенциалов личности младшего школьника;

-       развитости  креативных способностей учащихся;

-       проявлении индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;

-       сформированности классного коллектива.

В соответствии  с данными критериями использовала такие традиционные и нетрадиционные  методики изучения результативности учебно-воспитательного процесса:

-       исследование познавательных процессов личности младшего школьника;

-       мастерская общения

-       социометрические методы;

-       анкеты «Я и ценности моей жизни», «Я и моя школа»;

-       краткий тест творческого мышления П. Торренса;

-       организационно-деятельностная игра «Развитие личности младшего школьника»;

-       тест «Цветок настроения»;

-       сочинение – рассуждение «Каким я стал за этот год и почему»;

-       творческая мастерская «Я и класс, в котором я живу»;

-       коллективный разговор об итогах прошедшего месяца (четверти, полугодия; года).

Перечисленные методики позволили получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества, использовать ее при планировании и организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.

Задача педагога - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой. Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.

Слова Гете: «Учатся у тех, кого любят». Чтобы изменять других, их надо любить».

Известный педагог С.Б. Елканов писал: « Огонь разжигается огнем, личность формируется личностью».

Больше трех веков назад великий педагог Я. Коменский сказал кратко и точно: « Школа – мастерская человечности». Я хочу, чтобы в наших жизненных условиях профессия учителя не теряла своего особого значения и призвания «разжигать огонь в юных душах».

БЛАГОДАРЮ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель воспитательной системы класса

Структура модели воспитательной системы класса...

Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

Воспитательная система класса

Воспитательный  процесс - серьезный кропотливый труд.  В данной системе представлена тематика классных часов по ПДД, ППБ, ОБЖ, нравственно - духовному воспитанию, прописана циклограмма работ...

Формирование экологической культуры школьников в рамках воспитательной системы класса

Целью воспитательной системы класса является воспитание социально - активной, нравственной, творческой личности, обладающей чувством гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё б...

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса. Игровая модель "В солнечном городе"...

Воспитательная система класса, 3 класс, автор Давлетшина З.Г.

Система работы с классом, где преобладают учащиеся из неблагополучных семей. Проблемы класса, цель работы, направления работы, зона взаимодействия  (круг специалистов, коллектив родителей и педаг...

Опыт создания модели воспитательной системы класса (МВСК) на базе воспитательной системы лицея

Опыт создания модели воспитательной системы класса в  практике воспитателя начальной школы.  Для построения модели воспитательной системы в качестве теоретической базы  выбрана ко...