Воспитательнгая система класса.
учебно-методический материал (4 класс) по теме
Воспитательная система класса представлена в виде 4 этапов. 1 - 1 класс -"Кто я такой?", 2 - 2 класс - "Откуда я родом?", 3 -3 класс - "Кто такие мои родственники?", 4 - 4 класс- Кто мы и кем стали?". Главным системообразующим фактором воспитательной системы служит проектно-исследовательская деятельность. Цель работы - подтолкнуть детей к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, эмоционально раскрыться, побудить к общению и творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_sistema_klassa.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная система класса.
Стратегически приоритетным в сфере образования является воспитание поистине нового Человека, способного жить и трудиться в условиях открытости общества, демократии и свободы.
Воспитание – это сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация стимулирования активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.
Воспитание - это многократное питание души и духа посредством взаимодействия, взаимоуважения, взаимопонимания, взаимоподдержки, взаимопринятия классного руководителя и ученика.
Актуальность.
Набором воспитательных мероприятий многого не добьешься, нужна воспитательная система класса, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, учитывающая интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал.
У современных школьников значительно расширен кругозор, им доступна любая информация, в том числе и та, которая нарушает покой и психическое равновесие. Как сохранить детство здоровым, полноценным, радостным? Как направить их познавательную активность в нужное русло?
Успехи класса не возникают на пустом месте, они становятся итогом постоянных усилий и целенаправленной работы всех: педагогов, учащихся, родителей. Благодаря им была достигнута педагогически целесообразная согласованность целей, задач, стимулов, средств воздействия на учащихся и методов организации деятельности школьников. Изучение педагогической литературы, проверка теоретических положений в практической деятельности позволили создать воспитательную систему класса.
При моделировании и построении воспитательной системы учебного заведения педагоги должны иметь отчетливые представления о ее структуре и составе. По мнению, Е.Н. Степанова и Д. В. Григорьева, к числу основных составляющих системы воспитания учащихся можно отнести пять компонентов:
- индивидуально-групповой компонент;
Индивидуально-групповой компонент представляющий собой сообщество (общность) детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы.
- ценностно-ориентационный компонент;
Ценностно-ориентациооный компонент представляет собой совокупность следующих элементов: цели и задачи воспитания; перспективы жизнедеятельного сообщества; принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.
- функционально-деятельностный компонент;
Третий компонент воспитательной системы класса – функционально-деятельностный, который складывается из таких элементов, как: системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения; основные функции воспитательной системы; педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.
- пространственно-временной компонент;
Четвертый компонент воспитательной системы класса - это пространственно-временной. Он состоит из таких элементов, как: эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда; связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых; место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения; этапы становления и развития воспитательной системы.
- диагностико-аналитический компонент [89, 189].
Пятый компонент воспитательной системы класса – это диагностико-аналитический, включающий в себя следующие элементы: критерии эффективности воспитательной системы; методы и приемы изучения результативности воспитательной системы; формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.
Воспитательная система - это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимосвязи основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. (Л. И. Новикова)
Исходя из всего вышеперечисленного, я поставила перед собой цели:
1. организовать жизнь детского коллектива так, чтобы она являлась средой личностного становления каждого ребенка,
- создать условия, где могут проявляться новые качества в личности ребенка.
Чтобы данные цели превратились в жизнь, необходимо решить задачи:
- Добиться, чтобы категории нравственности стали нормой повседневной жизни учащихся.
- Воспитывать сознательное отношение к учебе, стремление самостоятельно получать знания.
- Создавать условия для самовыражения каждого ученика.
Для достижения этой цели мы решили построить свою работу в 4 этапа:
- 1 класс 2010 – 2011уч. г. «Кто я такой?»
Набирая учеников в первый класс, учитель сталкивается со следующими трудностями:
Анализируя взаимоотношения учащихся между собой, отношение их к школе, учебе, я обнаружила следующие противоречия:
- нетерпимость детей друг к другу,
- неумение трудиться на общее благо,
- эгоизм, дефицит общения,
- негативные отношения в семье, выливающиеся в агрессию, нервозность ребенка.
В каждом ребенке, прежде всего, пытаюсь увидеть личность, и уже исходя из этого, устанавливаю контакты с учениками, моя задача, чтобы ребенок раскрыл свой внутренний мир. Такой стиль общения дает возможность для изучения личности, а следовательно, и для выявления ее наклонностей и потенциальных возможностей.
Мои ученики свободно высказывают свои мысли, они чувствуют мою поддержку, не ощущают страха и одиночества, чувствуют доверие к себе и уважение к своей личности.
Наши организационные традиции:
Мини-планерка.
Каждое утро, перед началом уроков, учащиеся собираются в классе на 5-10 минут. Это способствует:
- психологическому настрою;
- краткое планирование рабочего дня:
- уроки, на которых предстоит выполнение контрольных работ;
- проблемы, возникшие при подготовке д/з;
- необходимость напомнить о дежурстве по классу и в столовой;
- мероприятия в этот день;
- краткий анализ результатов предыдущего дня.
В конце недели в пятницу класс собирается на 15-20 минут для анализа результатов обучения, поведения, мероприятий за неделю.
- 2 класс 2011 – 2012уч. г. «Откуда я родом?»
ТЕМА исследования: «7 чудес родного Белорецка».
Возраст школьников: 8 лет.
Оборудование: компьютер, принтер.
Цель :
1.Убедить в необходимости изучения истории своей города.
2.Привлечь внимание учащихся к данной теме.
3. Создание электронного фотоальбома.
Задачи :
1.Научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации, правильно задавать вопросы, работать с дополнительной информацией (энциклопедии, словари. Интернет).
2.Способствовать улучшению взаимоотношений в классном коллективе, работая в группах.
3.Развивать интерес к истории своего родного края.
4.Формировать коммуникативные умения детей.
Срок проведения проекта: сентябрь – апрель.
АННОТАЦИЯ.
Всё, что делается по изучению родного края, западает в душу ребёнка , воспитывает патриотические чувства, формирует у учащихся научное мировоззрение, интерес, способствует выработке практических умений и навыков наблюдать, исследовать. Чтобы по-настоящему полюбить свой край, нужно его хорошо знать. Здесь уместны слова: «Знаю и люблю, и чем больше знаю, тем больше люблю».
С начала учебного года (сентябрь – октябрь) собирали информацию, проводили социологический опрос по выявлению «7 чудес родного Белорецка». В течение года ежедневно урок начинали с мини-сообщения о Белорецке. В ноябре организовали открытый урок, в котором дети узнали результаты опроса(что вошло в 7 чудес города). Далее разбились на творческие группы, чтобы детально исследовать чудеса малой Родины. Помимо этого проводились конкурсы поделок «Мой город во всей красе», сочинений и стихов «Город родной: думы мои о тебе», походы в музей, на стадион «Металлург», кинотеатр «Металлург» (май), экскурсии в парк имени Точисского, Ленина, краеведческий музей, Центральную и Юношескую библиотеки. Оформление классного уголка «Белорецк – мой тихий город…»
Итогом всей работы был создан электронный альбом.
- 3 класс 2012 – 2013уч. г. «Кто такие мои родственники?»
ТЕМА ПРОЕКТА: « МОЯ РОДОСЛОВНАЯ».
Возраст школьников: 9 лет.
Оборудование: компьютер, принтер.
Цель проекта:
1.Убедить в необходимости изучения истории своей семьи, своей родословной.
2.Привлечь внимание учащихся к данной теме.
Задачи проекта:
1.Научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации, умению записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, работать с фотографиями, семейными реликвиями.
2.Способствовать более близкому общению членов семьи, укрепле-
нию духовных ценностей семьи.
3.Развивать интерес к истории своих предков, своей родословной.
4.Формировать коммуникативные умения детей.
Срок проведения проекта: ноябрь – март.
АННОТАЦИЯ.
Тема данного проекта является актуальной не только для учащихся,
но и для родителей. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно важна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители, дедушки и бабушки.
Тема проекта предполагает работу с семейными фотографиями, реликвиями. Ребята узнают о профессиях предков, семейных увлечениях и традициях, вместе с родителями разработают семей-
ный герб, подберут семейный девиз.
Проект предусматривает занятия, которые проводятся один- два раза в месяц в виде классного часа. Остальное время дети вместе с родителями заняты поисковой работой и оформлением альбома «Моя родословная».
Этапы работы над проектом.
Iэтап. «Разработка проектного задания» (сбор информации, ознакомление с ней, начало оформления альбома);
Вводное занятие: «Моя родословная».
«Дорожите именем своим! Тайна наших имен. Моя фамилия».
ЦЕЛИ: Познакомить школьников с понятиями « родословная», «генеалогия», убедить в необходимости изучать историю своей семьи; развивать речь и мышление; пробудить интерес к своим предкам.
- Объяснение необходимости изучения своей родословной.
-Как вы думаете, должны ли дети знать историю своей семьи?
-Для чего нужно знать историю своей семьи?
-Много ли вы знаете о своих бабушках и дедушках, прабабушках
и прадедушках?
-Знаете ли вы их имена, когда у них дни рождения?
-Какие у них профессии? Чем они занимались?
-Есть ли в вашем роду известные люди?
2. Раскрытие понятий «родословная», «генеалогия».
3. Работа с родителями.
Беседа о необходимости ознакомления детей с историей своего рода и оказания им посильной помощи в поисковой работе.
4. Поисковое задание.
Начало оформления альбома «Моя родословная».
(Для проведения классного часа была использована литература:
Саплина Е.В., Саплин А.И. «Введение в историю».3 класс:
Учебник для общеобразовательных учеб. заведений. М.1997.,
П/ советы № 9 2004г., № 5 2008г, № 3 2006г.).
2-е занятие:
«Дорожите именем своим! Тайна наших имен. Моя фамилия».
3- занятие: «Моё хобби».
4- занятие: « Кем я хотел бы стать в будущем».
5- занятие:
«ФАМИЛЬНЫЙ ГЕРБ И ДЕВИЗ».
Цели:
познакомить с историей возникновения имен, их многообразием; воспитывать интерес к истории своего имени,
именам своих близких, показать историю происхождения и значение фамилии для каждого человека, способствовать объединению детей, их родителей на основе общего интереса и общей деятельности.
1.Вступительная беседа.
Знаете ли вы, что история начинается уже с вашего имени?
Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии. Но ведь имя у человека возникло неслучайно. Прошли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени.
Как появились имена? Откуда к нам пришли наши имена? Об этом сегодня узнаем.
2.Беседа «Из истории происхождения имен».
( литература: П/ совет №5 2008 г., Сборник «Имя, характер, судьба.»)
3.Практическая работа.
«Ромашка» имен (дети рисуют ромашку и на каждом лепестке пишут варианты своего имени). Знакомство с понятием «тезки».
4.Поисковое задание.
Узнать историю своего имени.
5.Роль фамилии в жизни человека.
Беседа «Из истории возникновения фамилий».
6.Поисковое задание. Найти историю происхождения своей фамилии.
Оформление в альбоме страничек «Тайна наших имен и фамилий».
6- занятие:
«Моя родословная. Генеалогическое дерево».
ЦЕЛИ:
систематизировать сведения, полученные в ходе поисковой работы о своих родственниках, подготовить школьников к составлению генеалогического дерева.
1.Беседа.
Родословная- это перечень поколений, имеющих одного предка.
А наука, занимающаяся изучением родословных, называется генеалогия.
Вы собрали сведения о себе, своих братьях, сестрах, о родителях, о бабушках, о дедушках, о прадедушках и о прабабушках, и их родственниках. Обработав всю информацию, мы составим свое генеалогическое дерево, на ветвях которого мы разместим всех родственников по поколениям.
2.Практическое задание.
Посчитайте, сколько родственников вы нашли? У кого самая богатая родословная? Посмотрите, до какого колена вы дошли?
Составление генеалогического дерева с помощью родителей.
II ЭТАП:
(сбор информации, ознакомление с ней, обсуждение вопросов оформления проекта).7 занятий и самостоятельная работа со страничками альбома «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ».
7-занятие:
«ФАМИЛЬНЫЙ ГЕРБ И ДЕВИЗ».
ЦЕЛИ:
Познакомить с историей возникновения герба, значением изображенных на нем предметов; нацелить на осознанное составление герба своей семьи;
сформировать понятие «девиз»; подобрать девиз для своей семьи.
1.Беседа.
Вы составили свою родословную и генеалогическое древо.
Теперь вам предстоит придумать свой фамильный герб.
(Рассказ об истории возникновения герба; о науке геральдика.
Использованная литература: Саплина Е.В., Саплин А.И. «Введение в историю» 3класс, учебник., Дробинина Н.Н. Классные часы. 3класс. «Рыцарский герб».с.130.)
-Как вы думаете, что должен отображать герб?
2.Практическое задание.
Составить герб семьи и рассказать о нем.
3.Выставка гербов. Рассказы о них.
4.У всех владельцев герба должен быть фамильный девиз, который должен отражать мир семьи. Найти подходящий девиз для вашей семьи могут помочь пословицы. Например: «Береги честь смолоду», «Терпенье и труд все перетрут», «Век живи – век учись», «Без дела жить – только небо коптить».
Мудрых пословиц много, и если вы попросите помощи у родителей, то вам удастся найти подходящую для девиза своей семье.
5.Практическое задание.
Подобрать девиз семьи и записать его на ленте, расположенной внизу герба.
8-занятие:
«Мои мама и папа».
ЦЕЛИ:
Выяснить, что дети знают о своих папах и мамах (автобиографические сведения, их профессии, интересы),
воспитывать интерес к различным профессиям.
1.Рассказы детей, когда родились их родители, где учились,
какую профессию получили, где служили папы, имеют ли награды.
-Что вы знаете о празднике 23 февраля?
-Какой самый светлый и добрый праздник мы отмечаем весной?
(чтение стихов о маме)
Сегодня мы начнем заполнение следующей странички нашего альбома «Моя родословная», которая называется «Мои мама и папа».
2.Поисковое задание.
Запишите рассказ о своих мамах и папах в новую страничку альбома.
9- занятие:
«МОИ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ».
ЦЕЛИ:
Способствовать более близкому общению членов семьи, развивать у детей желание лучше узнать своих братьев и сестер.
1.БЕСЕДА.
У кого есть родные брат или сестра?
Следующую страницу нашего альбома мы посвящаем братьям и сестрам. Расскажите, что вы знаете о своих братьях и сестрах?
Если у вас нет родных братьев и сестер, то можете рассказать о
двоюродных.
2.Практическое задание.
Заполните страничку о ваших братьях и сестрах.
10- занятие:
«МОИ ДЕДУШКА И БАБУШКА».
ЦЕЛИ:
Выяснить, что дети знают о своих дедушках и бабушках, их профессиях и занятиях.
1.Беседа.
Сегодня настала пора узнать побольше о своих любимых родственниках- бабушках и дедушках! И папиным, и маминым
родителям стоит посвятить по отдельной страничке альбома.
-Скажите, кто вам может оказать помощь в сборе сведений о своих бабушках и дедушках?
-Попросите маму и папу рассказать о своих родителях (твоих бабушках и дедушках). Поговорите со своими бабушками и дедушками и попросите их рассказать о себе.
-Какие профессии были у ваших бабушек и дедушек, чем они занимались?
-Есть ли в вашем роду известные инженеры, писатели, художни
ки, мастера других профессий?
2.Практическое задание.
Заполните страницы альбома, посвященные бабушкам и дедушкам.
11- занятие:
«МОИ ПРАДЕДУШКА И ПРАБАБУШКА».
ЦЕЛЬ:
Выяснить, что дети знают о своих прадедушках и прабабушках,
о профессиях своих предков, их занятиях.
1.БЕСЕДА.
-Что вы знаете о своих прадедушках и прабабушках?
-Попросите своих бабушек и дедушек рассказать о своих родителях т. е. ваших прабабушках и прадедушках.
2.Практическое задание.
Заполните страничку альбома «Моя родословная» о прабабушках и прадедушках.
12- занятие: «СЛЕД ВОЙНЫ В МОЕЙ СЕМЬЕ».
ЦЕЛИ:
Воспитывать в детях патриотические чувства, уважение к старшим, ветеранам, гордости за свою страну, желание узнать больше о прошлом своей семьи и своей страны.
1.Беседа о Великой Отечественной войне.
-Кто из ваших родственников участвовал в этой страшной войне?
-Где воевали и какие имеют награды?
2.Чтение стихов о Великой Отечественной войне.
3.Практическое задание.
Оформите страничку в своем альбоме, посвященную родствен-
никам, воевавшим на фронтах Великой Отечественной войны.
13- занятие: «СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ».
ЦЕЛИ:
Прививать уважение к семейным традициям, формировать куль-
туру поведения в проведении семейных праздников, воспиты-
вать трудолюбие, способствовать сближению членов семьи.
1.БЕСЕДА:
-Как вы понимаете слово «традиции»?
Традиции- это правила поведения, события, которые постоянно соблюдаются людьми, регулярно повторяются. Традиции бывают семейные, классные, школьные и даже государственные.
Сегодня мы поговорим о семейных традициях.
-Какие книги вы читаете дома? Читаете ли вместе с родителями?
Обсуждаете ли прочитанное?
-Какие передачи вы смотрите по телевизору? Какие передачи желательно смотреть?
-Какие праздники вы знаете? Какие праздники отмечают в вашей
семье? Почему отмечаются эти праздники?
-Что такое памятные дни? Какие памятные дни отмечаются в вашей семье?
Рассказ о праздниках, которые чаще всего празднуются в семьях.
-Как нужно приглашать гостей, как выбрать подарок для именинника? Как нужно дарить подарки?
2.Ролевые ситуации и их обсуждение.
3.-Какие есть традиции у ваших бабушек и дедушек?
-Чем любят заниматься в вашей семье? Расскажите об увлечениях ваших пап и мам.
4.Практическое задание.
Заполните страничку в альбоме, посвященную семейным традициям.
III ЭТАП: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
«СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ ТЫ ОБЯЗАН МНОГИМ ПОКОЛЕНИЯМ СВОЕЙ СЕМЬИ».
ЦЕЛЬ:
подвести итог работы над альбомом «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ».
1.БЕСЕДА.
Мы с вами совершили путешествие по страницам истории семьи;
восстановили, насколько это возможно, свою родословную и даже придумали свой герб и девиз. Вы поняли, что своей жизнью вы обязаны многим поколениям своей семьи. Вы в этой жизни неодиноки и должны дорожить всеми своими родственниками.
Нужно очень бережно относиться к близким тебе людям, не забывать их, во всем помогать. Спешите делать добро!
- Практическое задание.
Составьте «Календарь дней рождения и семейных праздников»-
ведь вы теперь знаете дни рождения родственников и какие семейные праздники отмечают у вас в семье! С его помощью вы никогда не забудете вовремя поздравить своих родных и близ-
ких. Надо только регулярно в него заглядывать.
КОНФЕРЕНЦИЯ «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ».
ЦЕЛЬ:
обобщение итогов работы над составлением своей родословной,
защита проекта.
1.Вводное слово учителя:
НИКТО ИЗ НАС НЕ СВАЛИЛСЯ С ЛУНЫ.
ВСЕ МЫ- ВЕТВИ И ЛИСТЬЯ ОГРОМНОГО И ПЕРЕПЛЕТЕН-
НОГО ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДЕРЕВА.
Дорогие друзья! Сегодня мы проведем тематический вечер о семье «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ».
(звучит песня «Родительский дом»).
2.Конкурс «Моя родословная»; (ШИК №3 2006 г. с.6-7).
а) на самую глубокую родословную (по количеству поколений);
б) на самую богатую родословную ( по количеству родствен-
ников);
в) выставка гербов семей.
3.Музыкальная пауза.
(исполнение песен на тему «Семья»).П/совет №5 2008г. с.13.
4.Рассказы детей о своих папах, мамах, дедушках и бабушках,
прадедушках и прабабушках.
5.Сценка «Бабушка и внуки».
(П/ совет №9 2004г. с.4-5).
6.КОНКУРС «КТО ЭТО?»
-Брат жены.
-Брат мужа.
-Сестра мужа.
-Сестра жены. и т.д. (П\с.№9 2004г.,с 5.)
7.Семейные конкурсы.
-накормить внука кашей;
-запеленать куклу.
- смотать пряжу.
8.Частушки (исполняют дети) П/с.№ 9 2004г.,с.4)
Заключительное слово учителя.
Я вам желаю от души,
Чтобы были дела хороши,
Чтобы в дом не стучалась беда,
Чтобы грустить не пришлось никогда.
Желаю счастья и добра,
Желаю теплых, светлых дней
Здоровья, что всего важней.
Я от души благодарю всех, кто принял участие в празднике
Чаепитие.
Литература: Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю. 3 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.,1997
Пед.Совет №9 2004, №5 2008, №3 2006
Нач.школа №2 2008
Сборник: «Имя, характер, судьба»
Дробинина Н.Н. Классные часы. 3класс.
- 4 класс 2014 – 2015уч. г. «Кто мы и кем стали?»
ТЕМА ПРОЕКТА: «Круг твоих интересов»
Возраст школьников: 10 лет.
Оборудование: компьютер, принтер.
Цель проекта:
1.Убедить в необходимости исследовать то , что интересует.
2.Привлечь внимание учащихся к данной теме.
Задачи проекта:
1.Научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации, правильно задавать вопросы, работать с дополнительной информацией (энциклопедии, словари. Интернет).
2.Способствовать улучшению взаимоотношений в классном коллективе, работая в группах.
3.Развивать интерес к своему проекту.
4.Формировать коммуникативные умения детей.
Срок проведения проекта: сентябрь – апрель.
Механизм построения и функционирования воспитательной системы.
Главным системообразующим фактором служит проектно-исследовательская деятельность.
Важную роль в раскрытии и развитии творческих способностей учащихся играет работа творческих мастерских с участием детей и взрослых, которая строится на основе следующих идей:
- равенство всех участников;
- добровольное привлечение к процессу деятельности;
- отсутствие оценки, соревнования, соперничества, замена этих стимулов самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием;
- чередование индивидуальной и коллективной работы;
- нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.
Основная цель работы заключается не в том, чтобы дать учащимся готовые знания, а в том, чтобы подтолкнуть их к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, раскрепоститься, эмоционально раскрыться, побудить к общению и творчеству.
Самоуправление осуществляется через деятельность командира класса, создание и работу советов дела при подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий, чередование групповых творческих поручений. Воспитательная система класса максимально открыта, и родители, и педагоги школы – наши сотоварищи на уроках и во внеклассной деятельности. В классе проводятся дни открытых дверей для родителей, встречи с семьями, классные часы с участием родителей.
В развитии младших школьников задействован социокультурный потенциал: краеведческий музей, школьная библиотека, городская и юношеская библиотека, станция юного натуралиста.
Основные внутренние и внешние связи классного сообщества (ученики – учитель – родители - другие учителя - другие классы) базируются на следующих принципах.
- Много знать - престижно.
- Помогать друг другу – нормально.
- Готовить дело по чужому сценарию – невозможно.
- Жить в неуютной обстановке - нельзя.
Изучение эффективности воспитательной системы
Хотелось бы верить в то, что данная модель позволит реализовать «портрет выпускника начальной школы», ориентированный на становление таких личностных характеристик как:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Эффективность воспитательной системы класса определяется по следующим критериям:
- сформированности нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;
- развитости креативных способностей учащихся;
- проявлении индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
- сформированности классного коллектива.
В соответствии с данными критериями использовала такие традиционные и нетрадиционные методики изучения результативности учебно-воспитательного процесса:
- исследование познавательных процессов личности младшего школьника;
- мастерская общения
- социометрические методы;
- анкеты «Я и ценности моей жизни», «Я и моя школа»;
- краткий тест творческого мышления П. Торренса;
- организационно-деятельностная игра «Развитие личности младшего школьника»;
- тест «Цветок настроения»;
- сочинение – рассуждение «Каким я стал за этот год и почему»;
- творческая мастерская «Я и класс, в котором я живу»;
- коллективный разговор об итогах прошедшего месяца (четверти, полугодия; года).
Перечисленные методики позволили получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества, использовать ее при планировании и организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.
Задача педагога - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой. Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.
Слова Гете: «Учатся у тех, кого любят». Чтобы изменять других, их надо любить».
Известный педагог С.Б. Елканов писал: « Огонь разжигается огнем, личность формируется личностью».
Больше трех веков назад великий педагог Я. Коменский сказал кратко и точно: « Школа – мастерская человечности». Я хочу, чтобы в наших жизненных условиях профессия учителя не теряла своего особого значения и призвания «разжигать огонь в юных душах».
БЛАГОДАРЮ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель воспитательной системы класса
Структура модели воспитательной системы класса...
Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)
Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...
Воспитательная система класса
Воспитательный процесс - серьезный кропотливый труд. В данной системе представлена тематика классных часов по ПДД, ППБ, ОБЖ, нравственно - духовному воспитанию, прописана циклограмма работ...
Формирование экологической культуры школьников в рамках воспитательной системы класса
Целью воспитательной системы класса является воспитание социально - активной, нравственной, творческой личности, обладающей чувством гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё б...
Воспитательная система класса
Воспитательная система класса. Игровая модель "В солнечном городе"...
Воспитательная система класса, 3 класс, автор Давлетшина З.Г.
Система работы с классом, где преобладают учащиеся из неблагополучных семей. Проблемы класса, цель работы, направления работы, зона взаимодействия (круг специалистов, коллектив родителей и педаг...
Опыт создания модели воспитательной системы класса (МВСК) на базе воспитательной системы лицея
Опыт создания модели воспитательной системы класса в практике воспитателя начальной школы. Для построения модели воспитательной системы в качестве теоретической базы выбрана ко...