Система работы с трудными детьми в начальной школе.
статья по теме
Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие.....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_vospitatelnoy_raboty.docx | 34.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Система воспитательной работы
по профилактике трудных подростков
в классе
Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:
- отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
- незнание их интересов и потребностей;
- политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
- усиление влияния псевдокультуры;
- неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
- отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
- чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
- сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
- "эпидемия" разводов;
- потеря эмоциональных контактов с детьми.
Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно классный руководитель должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.
Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями
Типы проблемных семей | Задачи классного руководителя |
Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта |
|
Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми |
|
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей |
|
Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют |
|
Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими |
|
Основными направлениями работы с "трудными" учащимися являются:
1. Изучение проблемных детей.
2. Составление индивидуального плана работы с этими детьми.
3. Организация помощи педагогически детям.
Прежде всего, классному руководителю следует выявить всех проблемных детей в классе и завести на них и их семьи карту. Для более детального знакомства с такими учащимися необходимо:
- определить характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми, семьями учеников, результатами их деятельности);
- установить статус педагогически запущенного ученика и ученика из неблагополучной семьи в классном коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников (путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования), наметить способы их улучшения;
- изучить интересы, склонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность;
- установить: входят ли педагогически запущенные дети в другие группы, компании, объединения; направленность этих групп, характер их влияния на конкретного ученика;
- ознакомиться с положением ребенка в семье;
- изучить нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциала семьи и коллектива;
- выявить ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания.
Классный руководитель должен:
- создавать "ситуацию успеха" для таких учащихся;
- вовлекать ребенка в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг);
- обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки;
- учить уважать товарищей и взрослых;
- развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки.
- научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;
Организация помощи «трудным» детям
Организация личности "трудного" ребенка.
- Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования.
- Снятие "синдрома неудачника".
- Забота об укреплении положения детей в классном коллективе,организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений.
- Формирование положительной Я - концепции. Создание личности обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.
- Оказание педагогической помощи родителям "трудного" школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.
Организация свободного времени "трудных" школьников
- Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема "трудных" детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. т д. Количество свободного времени у "трудного" вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение "трудного" рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели.
- 1. Изучение интересов и способностей детей.
- 2. Вовлечение "трудных" в кружки, секции, общественно-полезную деятельность, движение милосердия.
- 3. Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.
- 4. Изучение участия "трудных" в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов.
- 5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества "трудных" и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.
- 6. Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, сезонных оздоровительно-досуговых школьных лагерей
Направления работы, мероприятия | Сроки исполнения | Ответственный |
1. Организация педагогической помощи | ||
1.1. Создание благоприятных условий для развития личности учащихся. | В течение года | Классный руководитель |
1.2. Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся. | Постоянно | Администрация, учителя |
1.3. Проведение дополнительных занятий, консультаций. Снятие "синдрома неудачника". | По расписанию | Классный руководитель |
1.4. Укрепление положения детей в классном коллективе, помощь учащимся в выполнении общественных поручений. | В течение года | Классный руководитель, зам. директора по ВР |
1.5. Формирование положительной "Я-концепции". | В течение года | Классный руководитель |
2.1. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсичным средствам:
лекции для родителей:
| В течение года | Классные руководитель, соц. педагог |
3. Организация психологической помощи | ||
3.1. Изучение психологического своеобразия учащихся (наблюдение, беседы). | В течение года | Педагог |
3.2. Выявление проблем семейного воспитания (наблюдение, беседы). | В течение года | Педагог |
3.3. Индивидуальные беседы с учащимися с целью помочь им совершать более осознанные поступки. | Систематически | Классный руководитель |
4. Организация свободного времени | ||
4.1. Изучение интересов и способностей учащихся. | В течение года | Классный руководитель |
4.2. Вовлечение детей в кружки, секции, общественно полезную деятельность, детские общественные организации. | Сентябрь – октябрь | Классный руководитель, родители |
4.3. Изучение читательских интересов, запись в библиотеку, отслеживание периодичности ее посещения, помощь в составлении списка интересных и необходимых для развития книг. | Сентябрь | Библиотекарь Классный руководитель |
4.4. Изучение участия детей в неформальных объединениях по месту жительства. | В течение года | Классные руководители |
4.5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества детей и участия их в общественных и классных делах. | В течение года | Классный руководитель, |
· Реализация воспитательной работы предполагает обеспечение повышения статуса этой деятельности в образовательных учреждениях:
· создание условий приоритетности воспитания в процессе образования, единства обучения и воспитания как двух взаимосвязанных компонентов в системе образования;
· интеграцию усилий профессионалов: учителей, воспитателей, руководителей кружков, социальных педагогов для их тесного контакта с семьей и сверстниками подростков;
· снижение количества педагогически запущенных детей и неблагополучных семей.
План мероприятий по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями
Наименование мероприятий | Сроки исполнения | Ответственные |
1. Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей | В течение года | Администрация, классные руководители |
2. Изучение причин социально-педагогической запущенности ребенка | По мере выявления | Классный руководитель |
3. Ведение картотеки педагогически запущенных детей и неблагополучных семей | В течение года | Администрация, классный руководитель, соц.педагог |
4. Заседания Совета по профилактике правонарушений | 1 раз в месяц | Администрация, кл.руководитель |
5. Заседание малого педсовета с приглашением родителей педагогически запущенных детей | По мере необходимости | Администрация, классный руководитель |
6. Рейды в неблагополучные семьи и семьи педагогически запущенных детей | По мере необходимости | Классный руководитель, соц.педагог, род.комитет |
7. Изучение положения подростка в коллективе | По мере необходимости | Классный руководитель |
8. Консультации для детей и родителей | Систематически | Администрация, классный руководитель, соц.педагог |
9. Беседа с педагогически запущенными детьми и родителями по профилактике правонарушений | 1 раз в месяц | Классный руководитель, соц.педагог, администрация |
10. Единый день профилактики правонарушений | Декабрь | Администрация, классный руководитель |
11. Единый день борьбы с наркотиками "За здоровый быт и трезвые традиции" | Март | Администрация, классный руководитель |
12. Всемирный день здоровья | Апрель | классный руководитель |
Реализация личностного подхода.
1. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.
- Любить и уважать трудных сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями;
- Говорить с трудным как со взрослым, не ломать резко его нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно.
- Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда; взять в основу работы с трудным оптимистическую гипотезу, верить в исправление трудного: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить.
2. Создавать такую обстановку ученья, общения, труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему.
- Предоставлять трудному возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон;
- организовать переубеждение на его собственном опыте.
3. Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков ребенка;
-Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка.
- Предъявляя требования к трудному, нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить;
- Быть искренним, не лицемерить с трудным, не морализировать, не унижать его.
4. Организовать атмосферу "успеха", помогать детям учиться "победно", обретать уверенность в своих силах и способностях.
-Вызывать, искать все положительное в трудном, опираться, делать ставку на его проявление;
- Не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков трудного.
5. Учить школьника видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому.
- Всячески поддерживать усилия трудного по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации;
- вовлекать и включать трудного в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям.
6. Завоевывать уважение и доверие учеников, для чего относиться к себе самому как к личности и быть интересной и значимой личностью для своих воспитанников.
- Влиять на трудного прежде всего примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям, к детям;
- Беречь ребячьи тайны, не предавать их;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Система работы с одарёнными детьми в начальной школе"
В статье представлены основные направления работы с одарёнными детьми (из опыта работы)...
Система работы с одарёнными детьми в начальной школе
"Система работы с одарёнными детьми в начальной школе" (из опыта работы)...
система работы с талантливыми детьми в начальной школе
Обобщение опыта работы с талантливыми детьми. В данной статье раскрыты принципы работы с детьми, формы работы с родителями. Много внимания уделено социальным проектам, награждению детей и созданию пор...
Работа с трудными детьми в начальной школе
Статья отвечает на актуальные вопросы в сфере воспитания трудных детей:Каких детей можно назвать трудными?Как сформировать правильное понимание морально-нравственных качеств человека?Почему дети перех...
Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"
Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...
Работа с трудными детьми в начальной школе
Не секрет, что общая успешность работы классного руководителя часто зависит от работы с трудными детьми. Такие дети влияют на общую успеваемость и жизнь коллектива в целом, они создают проблемы своим ...
Работа с трудными детьми в начальной школе
Каждому классному руководителю в своей практике приходится сталкиваться с так называемыми «трудными» детьми. К «трудным» детям часто относят или слишком я...