Система работы с трудными детьми в начальной школе.
статья по теме

Прохорова Елена Александровна

Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие.....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_vospitatelnoy_raboty.docx34.56 КБ

Предварительный просмотр:

     Система воспитательной работы

по профилактике трудных подростков

                          в классе

Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:

  • отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
  • незнание их интересов и потребностей;
  • политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
  • усиление влияния псевдокультуры;
  • неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
  • отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
  • чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
  • сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
  • "эпидемия" разводов;
  • потеря эмоциональных контактов с детьми.

Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно классный руководитель должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.

Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями

Типы проблемных семей

Задачи классного руководителя

Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта

  • Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.
  • Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.
  • Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.
  • Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем

Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми

  • Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.
  • Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.
  • Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.
  • Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль

Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей

  • Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.
  • Пробудить интерес к самообразованию.
  • Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях

Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют

  • Изменить жизненную ориентацию родителей.
  • Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.
  • При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы

Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими

  • Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным.
  • Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.
  • Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании

Основными направлениями работы с "трудными" учащимися являются:

1. Изучение проблемных детей.

2. Составление индивидуального плана работы с этими детьми.

3. Организация помощи педагогически детям.

Прежде всего, классному руководителю следует выявить всех проблемных детей в классе и завести на них и их семьи карту. Для более детального знакомства с такими учащимися необходимо:

  • определить характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми, семьями учеников, результатами их деятельности);
  • установить статус педагогически запущенного ученика и ученика из неблагополучной семьи в классном коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников (путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования), наметить способы их улучшения;
  • изучить интересы, склонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность;
  • установить: входят ли педагогически запущенные дети в другие группы, компании, объединения; направленность этих групп, характер их влияния на конкретного ученика;
  • ознакомиться с положением ребенка в семье;
  • изучить нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциала семьи и коллектива;
  • выявить ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания.

Классный руководитель должен:

  • создавать "ситуацию успеха" для таких учащихся;
  • вовлекать ребенка в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг);
  • обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки;
  • учить уважать товарищей и взрослых;
  • развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки.
  • научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;

         Организация помощи «трудным» детям

Организация личности "трудного" ребенка.

 

  1. Постоянное отслеживание пробелов в знаниях,  умениях и навыках "трудных" учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования.
  1. Снятие "синдрома неудачника".
  1. Забота об укреплении положения детей  в  классном  коллективе,организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений.
  1. Формирование положительной Я -  концепции.  Создание  личности обстановки  успеха,  одобрения,  поддержки,  доброжелательности анализ каждого этапа,  результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений.  От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.
  1. Оказание педагогической помощи родителям "трудного" школьника. Учить их понимать ребенка,  опираться на его  положительные  качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.

  Организация свободного времени "трудных" школьников

  1.      Свободное время - умение разумно и интересно,  с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема "трудных" детей. С одной стороны,  досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью,  добровольностью  видов  и форм деятельности,  широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. т д. Количество  свободного времени у "трудного" вырастает в неделю приблизительно до 50 часов,  а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблюдается  неумение  "трудного"  рационально  использовать свое свободное время,  неразвитость у него умений и навыков  досуговой  деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности,  умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели.
  2.      1. Изучение интересов и способностей детей.
  3.      2. Вовлечение "трудных" в  кружки, секции, общественно-полезную деятельность, движение милосердия.
  4.      3. Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.
  5.      4. Изучение участия "трудных" в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях).  По необходимости помочь  в  переориентации интересов.
  6.      5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества "трудных" и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.
  7.      6. Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома,  сезонных оздоровительно-досуговых школьных лагерей 

Направления работы, мероприятия

Сроки исполнения

Ответственный

1. Организация педагогической помощи

1.1. Создание благоприятных условий для развития личности учащихся.

В течение года

Классный руководитель

1.2. Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся.

Постоянно

Администрация, учителя

1.3. Проведение дополнительных занятий, консультаций. Снятие "синдрома неудачника".

По расписанию

Классный руководитель

1.4. Укрепление положения детей в классном коллективе, помощь учащимся в выполнении общественных поручений.

В течение года

Классный руководитель, зам. директора по ВР

1.5. Формирование положительной "Я-концепции".

В течение года

Классный руководитель

2.1. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсичным средствам:

  • анкетирование учащихся , родителей;

            лекции для родителей:

  • "Психология ранней наркомании" ;
  • "Проба наркотика – шаг в пропасть" .;
  • "Сигарет, не приносящих вреда, – нет".;

В течение года

Классные руководитель, соц. педагог

3. Организация психологической помощи

3.1. Изучение психологического своеобразия учащихся (наблюдение, беседы).

В течение года

 Педагог

3.2. Выявление проблем семейного воспитания (наблюдение, беседы).

В течение года

Педагог

3.3. Индивидуальные беседы с учащимися с целью помочь им совершать более осознанные поступки.

Систематически

Классный руководитель

4. Организация свободного времени

4.1. Изучение интересов и способностей учащихся.

В течение года

Классный руководитель

4.2. Вовлечение детей в кружки, секции, общественно полезную деятельность, детские общественные организации.

Сентябрь – октябрь

Классный руководитель, родители

4.3. Изучение читательских интересов, запись в библиотеку, отслеживание периодичности ее посещения, помощь в составлении списка интересных и необходимых для развития книг.

Сентябрь

Библиотекарь

Классный руководитель

4.4. Изучение участия детей в неформальных объединениях по месту жительства.

В течение года

Классные руководители

4.5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества детей и участия их в общественных и классных делах.

В течение года

Классный руководитель,

 ·         Реализация воспитательной работы предполагает обеспечение повышения статуса этой деятельности в образовательных учреждениях:

·         создание условий приоритетности воспитания в процессе образования, единства обучения и воспитания как двух взаимосвязанных компонентов в системе образования;

·         интеграцию усилий профессионалов: учителей, воспитателей, руководителей кружков, социальных педагогов для их тесного контакта с семьей и сверстниками подростков;

·         снижение количества педагогически запущенных детей и неблагополучных семей. 

План мероприятий по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями

Наименование мероприятий

Сроки исполнения

Ответственные

1. Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей

В течение года

Администрация, классные руководители

2. Изучение причин социально-педагогической запущенности ребенка

По мере выявления

Классный руководитель

3. Ведение картотеки педагогически запущенных детей и неблагополучных семей

В течение года

Администрация, классный руководитель, соц.педагог

4. Заседания Совета по профилактике правонарушений

1 раз в месяц

Администрация, кл.руководитель

5. Заседание малого педсовета с приглашением родителей педагогически запущенных детей

По мере необходимости

Администрация, классный руководитель

6. Рейды в неблагополучные семьи и семьи педагогически запущенных детей

По мере необходимости

Классный руководитель, соц.педагог, род.комитет

7. Изучение положения подростка в коллективе

По мере необходимости

Классный руководитель

8. Консультации для детей и родителей

Систематически

Администрация, классный руководитель, соц.педагог

9. Беседа с педагогически запущенными детьми и родителями по профилактике правонарушений

1 раз в месяц

Классный руководитель, соц.педагог, администрация

10. Единый день профилактики правонарушений

Декабрь

Администрация, классный руководитель

11. Единый день борьбы с наркотиками "За здоровый быт и трезвые традиции"

Март

Администрация, классный руководитель

12. Всемирный день здоровья

Апрель

классный руководитель

                Реализация личностного подхода.    

 1. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.

 - Любить и уважать трудных сложнее,  чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями;

 - Говорить с трудным как со взрослым,  не ломать резко его нравственные взгляды,  даже если они ошибочны,  а влиять на них постепенно.

-  Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда; взять в основу работы с трудным оптимистическую гипотезу,  верить в исправление трудного: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить.

     2. Создавать такую обстановку ученья,  общения,  труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему.

   - Предоставлять  трудному возможность проявить себя с положительной стороны,  скомпенсировать его недостатки выявлением  положительных сторон;

   - организовать переубеждение на его собственном опыте.

     3. Исключить  принуждение,  а  также всякое выделение недостатков ребенка;

-Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка.

-  Предъявляя требования к  трудному,  нельзя  угрожать,  вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить;

 - Быть искренним,  не лицемерить с трудным, не морализировать, не унижать его.

     4. Организовать атмосферу "успеха",  помогать детям учиться  "победно", обретать уверенность в своих силах и способностях.

     -Вызывать, искать все положительное в трудном,  опираться,  делать ставку на его проявление;

     - Не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков трудного.

     5. Учить школьника видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих;  развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому.

     - Всячески поддерживать усилия трудного по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации;

     - вовлекать  и включать трудного в жизнь коллектива,  противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям.

     6. Завоевывать уважение и доверие учеников, для чего относиться к себе самому как к личности и быть интересной и значимой личностью  для своих воспитанников.

     - Влиять на трудного прежде всего примером  собственного  поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям, к детям;

     - Беречь ребячьи тайны, не предавать их;

     - Требовать от себя больше, чем от окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Система работы с одарёнными детьми в начальной школе"

В статье представлены основные направления работы с одарёнными детьми (из опыта работы)...

Система работы с одарёнными детьми в начальной школе

"Система работы с одарёнными детьми в начальной школе" (из опыта работы)...

система работы с талантливыми детьми в начальной школе

Обобщение опыта работы с талантливыми детьми. В данной статье раскрыты принципы работы с детьми, формы работы с родителями. Много внимания уделено социальным проектам, награждению детей и созданию пор...

Работа с трудными детьми в начальной школе

Статья отвечает на актуальные вопросы в сфере воспитания трудных детей:Каких детей можно назвать трудными?Как сформировать правильное понимание морально-нравственных качеств человека?Почему дети перех...

Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"

Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...

Работа с трудными детьми в начальной школе

Не секрет, что общая успешность работы классного руководителя часто зависит от работы с трудными детьми. Такие дети влияют на общую успеваемость и жизнь коллектива в целом, они создают проблемы своим ...

Работа с трудными детьми в начальной школе

Каждому классному руководителю в своей практике приходится сталкиваться с так называемыми «трудными» детьми.   К «трудным» детям часто относят или слишком я...