система работы с талантливыми детьми в начальной школе
опыты и эксперименты (1 класс) на тему

Обобщение опыта работы с талантливыми детьми. В данной статье раскрыты принципы работы с детьми, формы работы с родителями. Много внимания уделено социальным проектам, награждению детей и созданию портфолио каждого ученика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы с талантливыми детьми в начальной школе

Опыт работы представлен

на школьном педсовете

«Система поиска и поддержки

талантливых детей…»

воспитателем

Хлупиной Мариной

 Рудольфовной

В основе программы Концепция «Творческой одаренности» Н.И. Ильичевой, на которую опирается Программа начальной школы «Одарённый ребёнок»

Обозначены

Основные парадигмы развития одаренности/талантливости:

1. Все дети одарены от природы.

2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.

В литературе определено такое соотношений талантливых детей 15-20 % от общего числа

Принципы работы с одаренными детьми

1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы.

5.Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.

6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Олимпиады

1-2 классы- математика, русский язык (Уровни:классный,школьный)

3,4 классы – математика, русский язык ,литературное чтение, окружающий мир (Уровни: классный, школьный, районный

Охвачено 100%

Международные олимпиады: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «КИТ», «ЧИП»

Ежегодно участием охвачено около 70 %, причём, учащиеся 3 б,      4 а, 4 в классов участвуют в полном составе. Возможность участия предоставляют родители. Задача учителя- правильно преподнести информацию о возможностях участия.

Работа с родителями

- это самый основной элемент поддержки и выявления талантов и развития способностей у детей.

 Принимай детей в первый класс мы проводим анкетирование родителей с целью определения интересов ребёнка, составляя программу внеурочной деятельности.

Привлекаем родителей к участию в жизни класса, позволяем им наблюдать за поведением ребёнка изнутри, подключаем к подготовке мероприятий.

 Были случаи, когда родители именно во время присутствия понимали своего ребёнка и после беседы с учителем определяли его на кружок или секцию.

По новым стандартам 100% учащихся вовлечены во внеурочную деятельность.

Праздники для души

Традицией  в начальной школе стало проведение утренников к праздничным датам. Цель таких мероприятий развитие творческих организаторских способностей, сплочение детского коллектива. В процессе обучения с 1 по 4 класс участие учителя в подготовке минимально. Если правильно организовать работу по формированию самостоятельности учащихся, смотивировать их, то всегда можно «вырастить» детей, которые станут хорошими организаторами. У каждого учителя для этого есть свои приёмы.

Технологии

Использование современных технологий позволяет выявить таланты детей. Конечно, участие родителей в этой работе в начальной школе велико. Но именно у детей, которых поддерживают родители, совершенствуются способности и формируется талант в какой-нибудь деятельности.

Групповая и парная работа

Значительному развитию коммуникативных способностей , развитию УУД способствуют такие формы организации учебной и внеурочной деятельности как парная и групповая.

Участие в творческих  конкурсах

Одной из задач классного руководителя является развитие активности учащихся. Может быть не всегда участие в каких-либо мероприятиях бывает результативным, но уже тот факт, что ребёнок принял участие, а учитель подготовил класс или группу детей или  даже одного ребёнка, что очень трудно сделать в начальной школе в силу возрастных особенностей детей, уже должно считаться заслугой.

Наши ребята ежегодно и активно участвуют в районных конкурсах «Мастерская Деда Мороза», «Город мастеров», «Виват, Россия», всевозможных конкурсах рисунков, презентаций. Наши ученики принимают участие в республиканских конкурсах, посвященных творчеству М. Пришвина, В. Драгунского, конкурсе поделок «Полицейский Дядя Стёпа», конкурсе рисунков, посвященном 20- летию Конституции и др.

Участие в социальных акциях и концертах

Значимым для детей стало участие в различных социальных акциях

Предметный калейдоскоп

Участвуя в мероприятиях Программы «Предметный калейдоскоп», учащиеся получают возможность расширить свой кругозор, совершенствовать навыки общения с учениками других параллельных классов. Этим мы  усиливаем внимание учащихся к проблеме межпредметных связей.

Награждение

Все психологи в один голос утверждают,  и многолетний опыт подсказывает, любой труд и тем более труд ребёнка должен быть вознаграждён. Наши дети не избалованы дорогими подарками, но они строго следят за тем, чтобы их участие в мероприятии было отмечено благодарностью, дипломом или грамотой. Мы награждает детей за все мероприятия, в которых они участвуют. Это стало уже особым ритуалом - линейка, где все увидят, что ты сегодня «на коне».

Информативность

Наши дети, бывает, участвуют в различных конкурса соревнованиях вне школы, района. Об этом мы можем прочесть на страницах районной газеты или услышать от самого ребёнка. Но очень важно, чтобы это было отмечено и поддержано классным руководителем и одноклассниками. Обязательно создаётся страница классного портфолио, в которой об этом эпизоде сообщается. Это является важным мотивом для учащихся.

Оценка и самооценка

К четвёртому классу выявляются дети, имеющие способности к математике или русскому языку, литературе.  Им можно предложить изготовить карточки по изучаемым темам для своих одноклассников, или подготовить вопросы и задания по прочитанному произведению. При этом они знают , что их работу будет оценивать тот ученик, к кому его карточка попадёт на уроке, а он в свою очередь оценит работу «своего» ученика. Главное условие такой работы - комментарий – аргументация выставленной отметки.

Есть дети, способные к рисованию к вышивке, пению у них может быть другая обязанность – научить того кто ещё не умеет. За свою «работу» консультанта он может получить оценку «ученика» и отметку в журнал.

По музыке мы также вышли на групповой проект «Новогодняя песня». В каждой группе есть дети с определёнными способностями: пение, танцы.

Система оценки

Каким бы не  был ученик талантливым, очень важно уметь себя оценивать. Этого требуют и новые стандарты.

Учителя начальной школы используют по формированию самооценки  ученика «Дневники школьника (Система «Школа 2100»)

 В конце четверти даём возможность каждому ученику самому высчитать свою четвертную отметку и оценить уровень своих знаний по  Таблицам результатов в дневнике.

1. За неделю до выставления итоговых отметок учитель предлагает ученикам самостоятельно подсчитать итоговую отметку либо по своим дневникам, если там выставлялись отметки, либо по Таблице требований учителя.

2. Учитель задаёт вопрос: «Всех ли устраивает та итоговая отметка, которая у вас сейчас получается?»

3. Ученики, недовольные своим результатом, договариваются с учителем о сроках пересдачи своих худших результатов контрольной работы, чтобы улучшить свой средний балл. Если у ученика все задания контрольной работы успешно выполнены на необходимом уровне, он может выбрать задания повышенного уровня.

4. После пересдачи учитель высчитывает средний балл и объявляет ученикам окончательные четвертные отметки.

5. Эта отметка переносится в классный журнал.

Портфолио

В начальной школе уже много лет учителя используют систему  портфолио. В некоторых начальных классах используется «Портфолио учащегося начальной школы», разработанное Мишакиной Т.Л.Изучив правила заполнения Портфолио вместе с учителем или родителями , ребёнок делая записи в течение года под руководством взрослых в 1, 2 класс ,постепенно переходит к   самостоятельной работе, ставя перед собой задачи, оценивая свои учебные предпочтения  и успехи  

Портфолио

Положение о Портфолио было разработано и принято на заседании ШМО, протокол № 4 от 21.02.2011 г.  Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях… Разработаны критерии, с которыми учащиеся и родители знакомятся в 1 классе  , предусмотрены баллы за каждый критерий,   по мере участия учитель заполняет таблицу , в которой делает записи об участии учащихся в мероприятиях разного уровня. В течение года ребята вносят изменения в содержание своего портфолио, обсуждают достижения с одноклассниками.

Рейтинг портфолио

В конце каждого учебного года объявляется рейтинг Портфолио учащихся в классе. Данный рейтинг является инструментом для повышения активности каждого ученика класса. Учитель и родители имеет возможность проследить динамику роста активности детей.  Выявление рейтинга позволяет создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха; поощрять его активность и самостоятельность.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Система работы с одарёнными детьми в начальной школе"

В статье представлены основные направления работы с одарёнными детьми (из опыта работы)...

Система работы с одарёнными детьми в начальной школе

"Система работы с одарёнными детьми в начальной школе" (из опыта работы)...

Система работы с трудными детьми в начальной школе.

Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие........

"Система работы с одарёнными детьми в начальной школе"

Данная презентация раскрывает систему работы с одарёнными детьми в начальной школе....

СИСТЕМА РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Проблема работы с одаренными учащимися. Виды одаренности. Принципы работы с одарёнными детьми...

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализов...

Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"

Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...