Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс
рабочая программа (4 класс) по теме

Ефременко Марина Валерьевна

 

Программа составлена на основе авторской программы А.Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики», М., Просвещение, 2013 год, учебника           « Основы религиозных культур и светской этики. Основы  светской этики», М., Просвещение, 2013 год

Проблема религиозного образования, воспитания религиозной толерантности и идентификации подрастающего поколения сегодня стоит очень остро и в целом  в мире, и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что религиозную составляющую наряду с наукой,  искусством, моралью и правом как важнейшую часть духовной культуры человечества невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, духовно-нравственного становления личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_orkse.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль « Светская этика»

В 4 классе на 2013 – 2014 учебный год

Учитель Ефременко М.В.

                      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе авторской программы А.Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики», М., Просвещение, 2013 год, учебника           « Основы религиозных культур и светской этики. Основы  светской этики», М., Просвещение, 2013 год

Проблема религиозного образования, воспитания религиозной толерантности и идентификации подрастающего поколения сегодня стоит очень остро и в целом  в мире, и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что религиозную составляющую наряду с наукой,  искусством, моралью и правом как важнейшую часть духовной культуры человечества невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, духовно-нравственного становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу религиозной тематики, рассматриваемой  в рамках культурологического подхода, имеют сегодня особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и  ее отношениями с социальным окружением,  религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на религиозное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком высоким, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной культуры в общеобразовательной школе несет с собой необходимость решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем, многократно усиливающихся в условиях глобальных сдвигов и разрушения традиционных форм идентичности.

В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Основное культурологическое понятие учебного курса – «российская религиозно-культурная традиция». Его можно рассматривать как категорию, интегрирующую в своем семантическом пространстве понятия «традиция», «религиозная традиция», «культурная традиция».

Новый предмет призван актуализировать в содержании общего образования, смоделировать педагогическими средствами российскую религиозно-культурную традицию, создать условия для приобщения к ней российских школьников.

Отечественная религиозно-культурная традиция несовместима с унификацией содержания разных религий и этических учений. Ее принцип – общность в многообразии, «многоединство» – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность как нашей страны, так и современного мира.

Отечественная религиозно-культурная традиция – общая духовная основа многонационального народа России – формируется исторически и актуализируется сегодня под воздействие ряда факторов:

  • общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
  • единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;
  • множество общенациональных вызовов внутреннего и внешнего плана, содействующих консолидации общества под угрозой его разрушения.

Учебный курс содержательно раскрывает российскую религиозно-культурную традицию в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей. Нами выбран модуль «Основы светской этики».

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель, определенную Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования, а также Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, – воспитание высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;
  • педагогического согласования системы базовых национальных ценностей, лежащей в основе содержания всех модулей учебного курса;
  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими дисциплинами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
  • педагогической организации общего культурно-исторического контекста преподавания учебного курса, отражающего единую историческую судьбу многонационального народа России, общность и своеобразие культур российских народов, единство современной государственной и гражданской жизни, существующие сегодня общенациональные вызовы, ответить на которые способен только единый народ, имеющий общие этические ценности, моральные нормы, духовные идеалы;
  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс в границах учебного курса и системы межпредметных связей педагогически моделирует и содержательно раскрывает религиозно-культурную традицию России в ее самых общих этических основах. Сама национальная духовность в многообразии и глубине составляющих ее религиозных и гуманистических традиций не исчерпывается им. Учебный курс – это введение в религиозно-культурную традицию России.

МЕСТО  КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 ч в неделю в 4  классе. Курс рассчитан на 34 часа (34 учебные недели). Модуль курса:

  • Основы светской этики.

.

Задачами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются:

  • обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;
  • знакомство обучающихся с культурно-историческими основами традиционных религий и светской этики в России;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных обучающимися в младшей школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

.

Освоение учебного содержания модуля, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  • понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
  • знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;
  • формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;
  • формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России;
  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление веры в Россию;
  • укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей. Нами выбран модуль «Основы светской этики».

Содержание учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами). Два из них (первый и четвертый) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический блок представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические блоки дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Учебный модуль «Основы светской этики»

Россия – наша Родина.

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  КУРСА

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

1 ч в неделю (34 часа)

№ п/п

Наименова

ние раздела программы

Тема урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата планируе

мая

Дата фак

тическая

1

Основы религиозных культур и светской этики

Модуль «Основы светской этики»

Россия – наша Родина

Знать, что такое духовный мир человека, культурные традиции и для чего они существуют.

2.

Что такое светская этика?

Знать, что такое этика,  что значит светская этика и что она предполагает

3.

Мораль и культура

Знать, что означает слово «культура», как возникла мораль.

4.

Особенности морали

Знать в чём особенность морали

5.

Добро и зло

Знать, что такое добро и  что входит в понятие добро; что такое зло и какие есть наиболее распространённые его проявления

6

Добро и зло

Уметь объяснить, как менялись представления о добре и зле в ходе истории

7

Добродетели и пороки

Знать, что такое добродетель, порок, доброжелательный человек

8

Добродетели и пороки

Уметь объяснить, как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель

9

Свобода и моральный выбор человека

Знать, что такое свобода и как свобода связана с моральным выбором

10

Свобода и ответственность

Знать, что такое ответственность и при каких условиях возможно ответственное поведение

11

Моральный долг

Знать, что такое моральный долг.

Уметь объяснить в чём особенность морального долга

12

Справедливость

Знать, что такое справедливость и по каким признакам можно судить о справедливости

13

Альтруизм и эгоизм

Знать, что такое эгоизм и альтруизм.

Уметь объяснить, что значит быть разумным эгоистом

14

Дружба

Знать, что такое дружба.

Уметь объяснить, чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

15

Что значит быть моральным?

Уметь объяснить, что значит быть моральным

16

Творческие работы учащихся: «Россия – Родина моя», «Всюду добрые люди вокруг», «Добро и зло в русских народных сказках»

Знать изученные понятия

Уметь их объяснить

17

Подведение итогов

Знать изученные понятия

Уметь их объяснить

18

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества

Знать, что такое род, семья, родословная

19

Нравственный поступок

Знать, что такое поступок, нравственный поступок, его признаки

20

Золотое правило нравственности

Знать золотое правило нравственности

Уметь применять  золотое правило нравственности

21

Стыд, вина и извинение

Знать, что такое стыд, вина

Уметь извиняться

22

Честь и достоинство

Знать, что такое честь. достоинство

23

Совесть

Знать, что такое совесть

Уметь различать понятия «стыд» и «совесть»

24

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы

Знать русских богатырей, правила честного поединка

25

Джентльмен и леди

Уметь объяснить понятия «рыцарь», «джентльмен», «леди»

Знать, какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен

26

Образцы нравственности в культуре Отечества

Знать нормы – образцы нравственного поведения в России

27

Этикет

Знать, что такое этикет, правила этикета

28

Праздники

Уметь объяснить, какое значение имеют праздники когда и как они появились

29

Жизнь человека – высшая нравственная ценность

Знать высшую ценность человека

30

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

Знать, что такое патриотизм

31

Подготовка творческих проектов

Знать изученные понятия, уметь их объяснить. Уметь полученные знания применить на практике

32

Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры  (в моем посёлке)» и т.д.

Уметь защитить творческую работу перед товарищами

33

Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и т.д.

Уметь защитить творческую работу перед товарищами

34

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)

Уметь применить полученные знания на практике

                               СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Программа «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я. Данилюк. М., Просвещение, 2010г.
  2. Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики». 4 класс., М., Прсвещение , 2012 г.
  3. Методическое пособие для учителя «Основы религиозных культур и светской этики».
  4.  «Азбука нравственности. 4 кл.: книга для чтения: (учебное пособие по курсу основ морали: «Азбука нравственности») / Российская академия образования (составитель Э.П.Козлов, руководитель работы и др.). Предисловие С.В.Михалкова - Москва: Новый учебник, 2007.
  5. Куклачев Ю.Д. Уроки доброты. Книга для чтения. 1-4 кл. Мнемозина.2003
  6. .Учебный диск «Основы религиозных культур и светской этики»
  7. Электронный журнал «начальная школа». Школа цифрового века.
  8. Электронные пособия по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
  9. Интернет - ресурсы.

   10.      научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

     11. хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

      12.энциклопедическая  справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);

       13. Справочная литература

        14. Мультимедийные презентации

                  Литература для уроков

Аверченко А.Т. Рассказы из циклов “О маленьких для больших”, “Шалуны и ротозеи”, “Дети”.

Агния Барто. Стихи

Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. Аленький цветочек.

Аксаков.С. Т. Аленький цветочек.

Андерсен Х.-К. Снежная королева. Дикие лебеди. Дюймовочка. Огниво. Соловей.

Андреев Л.Н. Петька на даче. Ангелочек. Кусака.

Арсеньев В.К. Дерсу Узала.

Бажов П.П. Книга сказов “Малахитовая шкатулка”. Уральские сказы.

Бажов. П. П. Серебряное копытце.

Беляев А., Казанцев А., Обручев В. (по одному произведению по выбору).

Бианки В.В. Сказки и рассказы. Лесная газета.

Библия для детей.

Благинина.Е. Посидим в тишине.

Брагин В.В. стране дремучих трав.

Вагнер Н.П. Сказки кота Мурлыки.

Волков А.М. Волшебник Изумрудного города и др.

Гайдар А.П. Военная тайна. Горячий камень. Чук и Гек. Голубая чашка. Тимур и его команда и др.

Гарин-Михайловский Н.Г. Детство Темы. Исповедь отца. Алочка. Дворец Дима. Счастливый день. Волшебница Ашам. Хитрая девочка. Счастье. Попугай. Черный принц.

Гаршин В.М. Аttalea princes. Сказка о жабе и розе. Лягушка-путешественница. Сказание о гордом Аггее.

Гауф В. Калиф-аист. Маленький Мук. Карлик Нос. Холодное сердце.

Горький А.М. Детство. Утро. Воробьишко. Случай с Евсейкой. Самовар. Про Иванушку-дурачка. Яшка. Дед Архип и Ленька. Валашская сказка. Сказки об Италии (Заветы рыбака. Пепе. Сердце матери. Симплонский туннель).

Гофман Э.Т.А. Щелкунчик, или Мышиный король.

Григорович Д.В. Гуттаперчевый мальчик.

Гримм Я. и В. Сказки.

Гринвуд Д. Маленький оборвыш.

Губарев В., Мелентьев А., Крапивин В., Булычев К. (по одному произведению по выбору).

Гюго В. Козетта. Гаврош.

Дж.Родари. Чипполино.

Драгунский В. Денискины рассказы.

Ершов П.П. Конек-Горбунок.

Ефремов И. Один роман по выбору.

Житков Б.С. Морские истории. Плотник. Сквозь дым и пламя. Телеграмма. Про слона. Про волка. Про обезьянку. Что я видел. Пудя. Как я ловил человечков и др.

Жуковский В.А. Спящая царевна. Сказка о царе Берендее. Сказка об Иване-царевиче и Сером волке. Тюльпановое дерево. Стихи.

Жюль Верн. Дети капитана Гранта.

Заходер Б. Стихи, переводы, сказки.

Зощенко М.М. Рассказы из циклов “Умные животные”, “Смешные рассказы”, “Леля и Минька”, “Рассказы о Минькином детстве”.

Ильин М.М. Рассказы о вещах. Рассказы о том, что тебя окружает.

Каверин В.А. О веселом трубочисте и мастере Золотые руки. Летающий мальчик. Немухинские музыканты. Два капитана.

Карамзин Н.М. Прекрасная царевна и щастливый карла. Илья Муромец. Дремучий лес. Евгений и Юлия.

Катаев В. Цветик-семицветик.

Катаев В.П. Цветик-семицветик. Дудочка и кувшинчик. Белеет парус одинокий. Сын полка.

Киплинг Р. Книга джунглей.

Коваль Ю.И. Недопесок. Самая легкая лодка в мире и др.

Короленко Д.У. Дети подземелья. Слепой музыкант.

Кукушка. Ненецкая сказка.

Куприн А.И. Белый пудель. Слон. Барбос и Жулька. Изумруд. В зверинце. Ю-ю. Синяя звезда. Четверо нищих.

Кэрролл Л. Алиса в Стране Чудес. Алиса в Зазеркалье.

Лагерлёф С. Путешествие Нильса с дикими гусями. Легенды о Христе.

Лагин Л.И. Старик Хоттабыч.

Линдгрен А. Трилогия о Карлсоне. Пеппи Длинный Чулок.

Лондон Д. Белый клык.

Льюис К. Хроники Нарнии.

Мало Т. Без семьи.

Мамин-Сибиряк Д.Н. Зимовье на Студеной. Приемыш. Емеля-охотник. Серая Шейка. Богач и Еремка. Вертел. Аленушкины сказки.

Марк Твен. Приключения Тома Сойера. Принц и нищий.

Маршак С. Двенадцать месяцев.

Маршак С. Рассказ о неизвестном герое.

Маршак С.Я. Теремок, другие сказки, сказки-пьесы, стихи и переводы. Литературно-критические статьи о детской литературе.

Маяковский В.В. Стихи для детей и в школьном изучении.

Милн А. Винни-Пух и все-все-все.

Мифы народов мира. Мифы древней Греции.

Михалков С.В. Стихи и пьесы для детей. Басни.

Можейко И.В. 1185 год.

Некрасов А.С. Капитан Врунгель.

Некрасов Н.А. Дедушка Мазай и зайцы. Генерал Топтыгин. Крестьянские дети. Стихи.

Нестеров В. Связь времен.

Носов Н.Н. Приключения Незнайки и его друзей. Бобик в гостях у Барбоса. Юмористические рассказы и повести для детей (2–3 по выбору).

Огнев Н. Дневник Кости Рябцева.

Одоевский В.Ф. Городок в табакерке. Мороз Иванович. Индийская сказка о четырех глухих. Царь-девица. Столяр. Игоша.

Олеша Ю.К. Три толстяка.

Осеева В. Волшебное слово. Сборник

Панькин И. Легенды о мастере Тычке.

Перро Ш. Сказки.

Погорельский А. Черная курица, или Подземные жители.

Подборка пословиц о дружбе. Сборник загадок.

Поэзия обэриутов для детей: Д. Хармс, В. Владимиров, Н. Заболоцкий (2–3 стихотворения каждого автора).

Пришвин М.М. Лисичкин хлеб. Золотой луг (по выбору). Берестяная трубочка. Сказка-быль “Кладовая солнца”.

Пушкин А.С. Все сказки, поэма “Руслан и Людмила”.

Распутин В. Рудольфио. Уроки французского.

Ремизов А.М. Посолонь. Зайка. Звенигород скликанный. К Морю-Океану. Докука и балагурье (3–4 сказки по выбору).

Русские народные сказки (3–4 каждого жанра). Деятельность В. Даля, В. Афанасьева, Л.Н. Толстого, А.К. Толстого, А.Н. Толстого и др.

Сахарное С.В. Разноцветное море.

Саша Черный. Что кому нравится. Дневник фокса Микки.

Свирский А.И. Рыжик.

Сент-Экзюпери А. Маленький принц.

Сергей Михалков. Стихи для и рассказы детей.

Сказание про храброго витязя про Бову Королевича.

Сказка о сыне волшебника и о трех талисманах.

Сказки народов мира (7–10).

Станюкович К.М. Человек за бортом. Севастопольский мальчик. Максимка, Нянька и др.

Токмакова.И. Живи елочка.

Токмакова.И. Рукавички.

Толкиен Дж.Р.Р. Властелин колец.

Толстой А.Н. Сорочьи сказки. Русалочьи сказки. Сказки для детей. Детство Никиты. Золотой ключик, или Приключения Буратино. Фантастические повести (1 по выбору).

Толстой Л. Лев и собачка.

Толстой Л.Н. Детство. Азбука. Кавказский пленник.

Туве Янсон. Шляпа Волшебника. Муми-тролль и комета. Мемуары папы Муми-тролля. Опасное лето. Волшебная зима.

Тургенев И.С. Бежин луг. Певцы. Муму. Воробей.

Тэффи Н.А. Неживой зверь. Счастливая. Чертик в баночке. Мой первый Толстой. Катенька. Приготовишка. Валя. Кишмиш. Любовь и весна.

Уайльд О. Счастливый принц. Соловей и роза. Рыбак и его Душа, Мальчик-Звезда.

Уж как я ль свою коровушку люблю. Русская народная потешка.

Успенский Э. Стихи и сказки.

Ушинский К.Д. Два плуга. Охотник до сказок. Не ладно скроен, да крепко сшит. Лиса и козел. Плутишка кот.

Фрэнк Баум. Мудрец из страны Оз.

Чарская Л. (2–3 произведения по выбору).

Чарушин Е.И., Скребицкий Г., Сладков Н.И., Паустовский К., Чаплина В. (2–3 произведения каждого автора по выбору).

Чехов А.П. Ванька. Мальчики. Детвора. Спать хочется. Каштанка. Белолобый. Володя. Беглец. Событие.

Чуковский К.И. Стихотворные сказки. Айболит (прозаический) //Хью Лофтинг. Доктор Дулитл.

Шварц Е.Л. Два брата. Сказка о потерянном времени. Рассеянный волшебник. Два клена. Красная Шапочка. Снежная королева. Золушка. Голый король. Дракон. Обыкновенное чудо.

Шергин Б. Сказы о Шише.

Шим Э.Ю. Рассказы и сказки.

     

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики"

Рабочая программа, в дальнейшем Программа, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, Образовательной программы школы,  примерной (авторской) программы по Основам ре...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» («Основы светской этики»)

Личностными результатами изучения предмета "Основы религиозных культур и светской этики" ("Основы светской этики") являются:1) формирование основ российской гражданской идентичност...

Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики" для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")

Рабочая программа  "Основы религиозных культур и светской этики" для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Основы религиозных культур и светской этики Модуль «Основы светской этики» 4 класс

Данная рабочая программа учебного предмета «Основы светской этики»» для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе требований к предметным и метапредметным  резуль...

Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс.

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» разработана для обучающихся 4 класса  в соответствии ...

. «Рабочая программа Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс

Программа составлена на основе требований федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (2009 г.), примерной федеральной программы начального общего образования, Кур...