"Умелые руки не знают скуки". Творческая лаборатория
проект по теме

Ильина Светлана Валентиновна

Творческий проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorchestvo.docx32.08 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №1716 «Эврика - Огонек»

ТВОРЧЕСКАЯ  ЛАБОРАТОРИЯ

Учитель начальных классов: Ильина

Светлана Валентиновна

 

Москва

2012г.

 Актуальность исследуемой проблемы

«Истоки способностей и дарований

детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

В. А. Сухомлинский

Формирование интереса и любви к труду — одна из основных задач воспитания детей. В различных видах труда детей младшего школьного возраста (хозяйственно-бытовой, ручной, труд в природе) содержатся истоки раннего выявления способностей, дарований личности, правильного выбора в дальнейшем профессии.

С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему — красивые камушки, ракушки. Дети подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что орехи — круглые, коричневые, с бугристой поверхностью; желуди — овальные, блестящие, желтовато-коричневатые; рогоз — цилиндрический, с мягкой бархатистой поверхностью, коричневый и т. д.

Природный материал — кладовая для развития детского творчества. Детей необходимо учить использовать его в работе по изготовлению различных поделок, игрушек. С этой целью создаются природные мастерские. Природную мастерскую можно организовать в школе и дома. В ней все может быть интересным, необычным: пахнет смолой от шишек ели, поблескивает солнечным светом солома, перламутром переливают ракушки.

Работа с природным материалом таит в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

Приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше: учить их восторгаться причудливой красотой цветов, плодов различных растений, осенних листьев, морских ракушек и обитателей подводного царства. У каждого цветка, животного можно подметить своеобразие внешнего вида: формы, цвета, поверхности и т. п.

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки.

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.

В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Целеполагание проекта

Цель: Формировать гармонически развитую личность ребенка, используя творческие способности и простейшие трудовые навыки.

Задачи:

  • Развитие самостоятельной творческой деятельности, эстетического вкуса.
  • Совершенствование моторики рук и тонких движений пальцев.
  • Совершенствование трудовых умений ребенка, культуры труда.
  • Формирование у ребенка принципов самостоятельности, саморазвития, самоопределения.

 

Длительность проекта

Проект кратковременный многоразового использования

Участники проекта

Дети младшего школьного возраста, их родители, учителя, педагоги дополнительного образования

Краткая аннотация проекта

Изготовление игрушек, поделок из разного материала — труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. Для того чтобы дети могли охотно им заниматься, необходимо развивать фантазию, добрые чувства, а с овладением навыков придет и ловкость в работе. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А. С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т. д.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру»...

Встречи с природой расширяют представления детей, совершенствуют их умения внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он мог повредить игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики — согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений.

Занимательность работы по изготовлению игрушек из различного материала способствует развитию у детей внимания — повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.

Изготовление поделки в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Эти эмоции являются важным стимулом воспитания у них трудолюбия.

Труд по изготовлению поделок способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать игрушку. Ее изготовление требует определенных волевых усилий, ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Под руководством взрослого у ребенка формируются целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в продолжительности занятий является  одним из условий успешного развития творческих способностей. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей.

Известно, что для творчества необходима комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому еще одно условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Предметная область

Основу проекта составляют, прежде всего, такие учебные предметы как изо, технология, ознакомление с окружающим миром.

Реализация проекта

  1. Подготовительный этап

  • Определение темы.
  • Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания.
  • Постановка задач и выбор критериев оценки результатов.
  • Уточнение планов деятельности.

  1. Практический этап

  • Синтез и анализ идей.
  • Работа над проектом.
  • Оформление выставки.

  1. Оценка результатов

  • Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов
  • Защита проекта.

Описание процедур оценивания

Подведением итогов реализации данного проекта являются выставки, открытые мероприятия, участие в творческих смотрах, конкурсах.

Ожидаемые результаты.

  • Дети знакомятся с различными материалами и их свойствами.
  • Осваивают навыки и приемы работы с различными инструментами.
  • Развивают мелкую моторику рук, что поможет развивать руку для письма.
  • Формируется интерес к результату и качеству поделки, умение анализировать.
  • Развиваются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности, положительное отношение к труду.
  • Наглядным результатом является организация выставки детского творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сердце отдаю детям" творческий отчет-презентация работы кружка "Умелые руки".

Визитная карточка Скрипачевой Ольги Александровны, руководителя кружка "Умелые руки". Здесь показана работа кружка, его содержание и по каким направлениям он работает, достижения учителя и учащихся за...

Программа внеурочной деятельности "Умелые руки, не знают скуки"

Эстетические отношения человека к миру охватывают все, с чем ему приходится соприкасаться: явления природы, предметы быта, произведения искусства, человеческие поступки и т.д. У детей и молодежи...

Рабочая образовательная программа "Умелые руки не знают скуки"

Программа рассчитана на детей от 11-15 лет. Развивает творчество, фантазию, воображение....

Внеклассное мероприятие "Умелые руки не знают скуки".

Поддержание интереса к предмету,совершенствование умений работать....

Раздел программы по воспитательной работе для группы продленного дня "Умелые руки не знают скуки

Раздел программы по воспитательной работе для группы продленного дня "Умелые руки не знают скуки" для группы продленного дня дл детей с тяжелыми нарушениями речи....

Классный час "Умелые руки не знают скуки"

Классный час с презентацией для учащихся начальных классов на тему "Умелые руки не знают скуки"....