Раздел программы по воспитательной работе для группы продленного дня "Умелые руки не знают скуки
календарно-тематическое планирование (4 класс)

Гидаятханова Лариса Ивановна

Раздел программы по воспитательной работе для группы продленного дня "Умелые руки не знают скуки" для группы продленного дня дл детей с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: Развивать творческие способности  детей, воспитывать творческую личности, проявляющую интерес к    

            техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

Задачи: 1. формирование представлений о необходимости труда в жизни людей и потребности трудиться;

                 формирование способов познания окружающего через изучение конструкций предметов, основных свойств  

                 материалов, принципов действия ручных инструментов; формирование потребности трудиться в одиночку,  

                 паре, в группе;

               2. расширение и обогащение практического опыта детей, знание о производственной деятельности людей, о

                 технике и технологии; развитие любознательности, наблюдательности, фантазии, воображения, творческого

                 технического и художественного мышления, ловкости, глазомера, пространственных представлений,

                 координации движений;

              3. воспитание уважительного отношения к людям труда и результату их трудовой деятельности; воспитание  

                трудолюбия, выработка терпения, усидчивости, сосредоточенности.

Виды работ

Тема

Количество часов

I четверть

Вводная беседа.

1

16 часов

Работа с природным материалом.

Составление композиций из семян.

1

Аппликация из крылаток.

1

Аппликация в рамке.  «Осень»

1

Правила изготовления аппликации из листьев  и семян. «Совенок»

1

Правила изготовления аппликации из листьев  и семян. Подбор листьев.  «Лесовичок».

1

Правила изготовления аппликации из листьев  и семян. «Домовой».

1

Повторение  и закрепление правил изготовления аппликации из листьев. «Золотой петушок».

2

Соломенное царство. Подготовка соломки к работе.

1

Аппликация из соломки.

2

Работа с бумагой.

Виды разметки. Оригами.

1

Оригами. «Дом».

1

Складывание бумаги. Оригами. «Пароход».

1

Оригами. «Украшение кораблика».

1

II четверть

Работа с бумагой.

Оригами.  «Декоративное украшение поделок».

1

14 часов

Работа с бумагой. Игры – сказки с фигурками оригами.

1

Игрушки из бумаги. «Страус»

1

Поздравительная открытка.

2

Изготовление масок.

2

Фонтанчик из бумаги.

1

Разметка круглой детали.

1

Новогодний сувенир. Разборная елочка.

2

Изготовление гирлянды «Снегири»

1

Письмо для Деда Мороза.

1

Накрываем праздничный стол.

1

III четверть

Работа с нитками и бумагой.

Работа с нитками и бумагой.  «Гномик».

2

20 часов

Вышивка на бумаге.

2

Бумага в воздухе.  «Вертолетики».

2

Работа с тканью.

Работа с тканью. Пришивание пуговиц.

2

Вышивка на ткани.  «Валентинки»

2

Коллаж из лоскутов.

2

Изготовление декоративной игольницы.

2

Игрушки из помпонов.

2

Куклы на палец.

2

Работа с текстильным материалом. Мартинички.

2

VI четверть

Работа с бумагой

Аппликация на свободную тему.

2

18 часов

Игрушки из бумаги по шаблонам.

2

Блокнот для записей.

2

Работа с различными материалами.

Работа с пластиком. Изготовление вазы.

2

Поделки из яичной скорлупы. Аппликация.

2

Фигурки из спичечных коробков.

2

Работа с поролоном. Поролоновая машина.

1

Работа с проволокой. Проволочные зверьки.

2

Работа с пластилином

Лепка фигурок из пластилина

2

Праздник труда.

1

ИТОГО

68 часов

Виды работ

Тема и дата

Цель

Содержание, методы и приемы

Демонстрационный материал

I четверть ( 18 часов)

1. Вводная беседа.

Познакомить с планом работы на год; повторить названия инструментов, с которыми предстоит работать.

Беседа. Показ плана работы. Беседа об инструментах.

Инструменты.

Работа с природным материалом

2. Составление композиций из семян.

Закреплять умения составлять композиции из семян, Повторить технологию капельного наклеивания , воспитывать аккуратность.

Вводная беседа. Повторение технологии капельного наклеивания семян. Ознакомление с планом выполнения работы. Практическая работа. Выставка работ.

Показ образца. Природный материал.

3.Аппликация из крылаток.

Закреплять умения составлять композиции из семян, Повторить технологию капельного наклеивания , воспитывать аккуратность.

Вводная беседа. Повторение технологии капельного наклеивания семян. Ознакомление с планом выполнения работы. Практическая работа. Выставка работ.

Показ образца. Природный материал.

4. Аппликация в рамке. «Осень»

Закреплять умения пользоваться копировальной бумагой,  изготавливать рамку с фоном, развивать творческие способности.

Вводная часть. Работа над планом работы. Подготовка к практической работе. Подбор природного материала. Практическая работа. Выставка.

Показ образца. Природный материал.

5. Правила изготовления аппликации из листьев  и семян. «Совенок».

Повторить правила изготовления симметричных поделок, подбора природного материала, развивать эстетический вкус и творческие способности,

Вводная беседа. Отгадывание загадок. Объявление темы. Подбор природного материала для изготовления поделки. Объяснение плана работы. Практическая работа. Выставка.

Показ образца. Загадки про сову. Иллюстрация совы.

6. Правила изготовления аппликации из листьев  и семян. Подбор листьев.  «Лесовичок».

Вводная беседа. Разбор плана по карточке. Практическая работа. Выставка.

Показ образца. Природный материал.

7. Правила изготовления аппликации из листьев  и семян. «Домовой».

Вспомнить понятия симметрии и правила изготовления симметричных поделок, развивать эстетический вкус и творческие способности при составлении композиций из листьев.

Вводная беседа. Разбор плана по карточке. Практическая работа. Выставка.

Показ образца. Природный материал.

8. Повторение  и закрепление правил изготовления аппликации из листьев. «Золотой петушок».

Вводная беседа. Разбор плана по карточке. Практическая работа. Выставка.

Показ образца. Природный материал, карточка с планом работы.

9. Повторение  и закрепление правил изготовления аппликации из листьев. «Золотой петушок».

Работа с природным материалом

10. Соломенное царство. Подготовка соломки к работе.

Повторить правила безопасной работы с ножницами. Вспомнить инструменты и приспособления для обработки древесины: буравчик, нож, ножовка и распиловочная коробка, напильник и тисочки, молоток;

Инструменты и приспособления для обработки древесины: буравчик, нож, ножовка и распиловочная коробка, напильник и тисочки, молоток;

Сравнение бумаги, ткани, древесины по внешнему виду, толщине, прочности, отношению к влаге, технологии разметки, обработки, отделки.

Творческие игры и упражнения в приемах обработки различных материалов с целью достижения  декоративно-художественного эффекта.

Показ образца.

11. Аппликация из соломки.

12. Аппликация из соломки.

Работа с бумагой

13. Виды разметки. Оригами.

Познакомить детей с видом работы «Оригами»

Виды и основные свойства  бумаги. Возникновение оригами. Свойства бумаги: отношение к влаге. Анализ образца, рисунка,  составление плана предстоящей работы, разметка, сборка изделия.

Показ образца.

14. Оригами. «Дом».

Знакомить детей с игрушками, сложенными своими руками, в стиле оригами,  закреплять умение украшать готовую работу, развивать память, воображение, мелкую моторику; учить складывать «Дом».

Беседа. Работа с пословицей. Объявление темы. Показ образца. Выполнение детьми «домика» под руководством воспитателя. Декоративное украшение поделки. Выставка.

 Пословицы. Готовый образец.

15. Складывание бумаги. Оригами. «Пароход».

Продолжать знакомить детей с игрушками, сложенными своими руками, в стиле оригами,  закреплять умение украшать готовую работу, развивать память, воображение, мелкую моторику; учить складывать «Пароход».

Объявление темы. Показ образца. Выполнение детьми «парохода» под руководством воспитателя. Декоративное украшение поделки. Выставка.

Готовый образец.

16. Оригами. «Украшение кораблика».

Развивать эстетический вкус, образное мышление, глазомер, мелкую моторику рук.

Беседа. Работа с пословицей «Каков мастер, такова и работа». Демонстрация образца. Выбор формы, цвета и размера украшений. Работа детей. Выставка.

Образец. Пословица.

II четверть ( 14 часов )

Работа с бумагой

1. Оригами.  «Декоративное украшение поделок».

Развивать эстетический вкус, образное мышление, глазомер, мелкую моторику пальцев.

Беседа.  Демонстрация образца. Выбор формы, цвета и размера украшений. Работа детей, украшение щенка. Выставка.

Образец готового изделия.

2. Аппликация из фигурок оригами.

Развивать, творческую фантазию, воображение, эстетический вкус, образное мышление, глазомер, мелкую моторику пальцев.

Беседа.  Демонстрация образца. Выбор формы, цвета и размера украшений. Работа детей, украшение щенка. Выставка.

Образец аппликации.

3. Работа с бумагой. Игры – сказки с фигурками оригами.

Обучать приемам складывания оригами на основе образного восприятия, иллюстраций с изображением характера действий персонажей и описания каждого промежуточного этапа изготовления изделия.

Беседа. Чтение отрывка сказки «Белоснежка и семь гномов». Работа по словесному описанию, используя текст сказки. «Ждем в гости гномов»- изготовление «пианино» и «стульчика». Оформление поделок.

Показ образца. Сказка «Белоснежка и семь гномов».

4. Игрушки из бумаги. «Страус».

Закреплять умения и навыки работы с бумагой; развивать воображение.

Вводная беседа. Игра – упражнение «Веселые ладошки». Рассматривание иллюстрации с изображением страуса. Выполнение заготовки под руководством воспитателя.  Самостоятельное выполнение игрушки –«Страус».

Показ образца. Иллюстрация с изображением страуса.

5. Поздравительная открытка.

Развивать творческие способности детей, художественно – эстетический вкус.

Беседа о Новом годе. Объявление темы. Показ образца. Практическая работа – изготовление открытки. Декоративное оформление изделия.

Готовый образец. Новогодние открытки.

6. Поздравительная открытка.

6. Изготовление масок.

Закреплять навыки работы с бумагой, клеем, ножницами, прививать художественно – эстетический вкус.

Вводная беседа. Разгадывание кроссворда.

Из истории о Новом годе. Практическая работа – изготовления масок из картона. Украшение готового изделия.  

Образцы масок. Кроссворд.

7. Изготовление масок.

8. Фонтанчик из бумаги.

Закрепить навыки работы с линейкой, научить пользоваться циркулем. Вспомнить правила и приемы разметки, виды и свойства бумаги.

Правила и приемы разметки с помощью циркуля, циркуля – измерителя в миллиметрах по базовой линейке по образцу.

Различные  виды      

бумаги и их                          назначение. Сравнение бумаги и картона разных видов прочности. толщине, гибкости, ломкости, отношению к влаге.

Отличие бумаги от картона по внешнему виду, строению,

технологии обработки, назначению.

Бумажный фонтанчик.

9. Разметка круглой детали.

Круги из картона, эскиз

10. Новогодний сувенир. Разборная елочка.

Вспомнить символы праздника Нового года. Закреплять умения работать с бумагой.

Изготовление плоских и объемных изделий из бумаги по  рисунку. Правила  и приемы  разметки с помощью линейки в миллиметрах по образцу и заданным размерам. Анализ образца, коллективное составление плана предстоящей работы, организация рабочего места.

Сувенир «Разборная елочка».

11. Новогодний сувенир. Разборная елочка.

12. Изготовление гирлянды «Снегири»

Закреплять навыки работы с бумагой, клеем, ножницами, воспитывать интерес к совместному труду.

Беседа. Игра «Доскажи словечко». Объявление темы. Работа с шаблоном. Практическая работа детей. Оформление гирлянды, сбор гирлянды в единое целое.

Иллюстрации с изображением снегирей. Шаблоны.

13. Письмо для Деда Мороза.

Формировать умения оформлять письма. Закреплять навыки работы с бумагой, клеем, ножницами, воспитывать интерес к совместному труду.

Беседа о правилах написания писем. Приемы обращения в письмах. Работа с шаблонами. Практическая работа детей. Оформление конверта.

Образец оформления конверта.

14.Накрываем праздничный стол.

Формировать умения сервировать праздничный стол.

Беседа о правилах этикета, соблюдаемые за столом.

Образец сервировки стола.

III четверть ( 20 часов )

Работа с нитками  бумагой

1. Работа с нитками и бумагой.  «Гномик».

Обучать приему вязания петель на кольце, воспитывать аккуратность, усидчивость, настойчивость.

Рубрика «Это интересно». Беседа. Практическая работа. Знакомство с петельным узлом. Отделка и оформление работы.

Показ готового образца.

2. Работа с нитками и бумагой.  «Гномик».

3. Вышивка на бумаге.

Развивать умения работать с текстильными материалами воспитывать аккуратность, усидчивость, настойчивость.

Беседа. Проверка рабочих мест. Показ образца «листик» и объявление темы. Выполнение работы под руководством воспитателя.

Показ готового образца.

4. Вышивка на бумаге.

5. Бумага в воздухе.  «Вертолетики».

Закрепить рациональные приемы разметки с помощью шаблонов, линейки; развивать элементарные конструкторские умения.

Чтение стиха. Вводная беседа. Показ выполнения работы. Игра «Расскажи стихотворения движением».

Пословицы.

6. Бумага в воздухе.  «Вертолетики».

Работа с тканью

7. Работа с тканью. Пришивание пуговиц.

Учить пришивать пуговицы, дать представление о видах пуговиц, развивать внимание, мышление, глазомер.

Введение в тему.  Показ коллекции пуговиц. Упражнение «Журавль». Показ выполнения работы. Самостоятельная работа детей. Выставка.

Коллекция пуговиц, иллюстрация по пришиванию пуговиц.

8. Работа с тканью. Пришивание пуговиц.

9. Вышивка на ткани. «Валентинки»

Развивать умения работать с текстильными материалами воспитывать аккуратность, усидчивость, настойчивость.

Беседа. Проверка рабочих мест. Показ образца «Валентинка» и объявление темы. Выполнение работы под руководством воспитателя.

Показ готового образца. Открытки.

10. Вышивка на ткани. «Валентинки»

11. Коллаж из лоскутов.

Расширить знания учащихся о различных тканях, развивать фантазию, умение подбирать цветовой рисунок.

Вводная беседа. Понятие «коллаж». Практическая работа: предварительный этап, самостоятельное выполнение работы.

Показ готового образца. Открытки.

12. Коллаж из лоскутов.

13. Изготовление декоративной игольницы.

Продолжить освоение выполнение швов, Развивать творческую фантазию, художественно – эстетический вкус.

Упражнение на развитие внимания и сосредоточенности. Вводная беседа по вопросам. Чтение сказки про иголку. Практическая работа. Выставка.

Образцы выполненных работ.

14. Изготовление декоративной игольницы

15. Игрушки из помпонов.

«Цыпленок»

Расширить знания детей о способах изготовления игрушек; развивать фантазию, воспитывать трудолюбие.

Отгадывание загадок. Объявление темы и показ образца игрушки – цыпленок. Последовательность выполнения работы. Совместная деятельность. Выставка.

Образец готового «Цыпленка». Иллюстрация с изображением цыпленка.

16. Игрушки из помпонов.

«Цыпленок»

17. Куклы на палец.

Закреплять умения выполнять петельный шов, развивать фантазию, творческое воображение.

Показ иллюстраций с изображением героев из сказок (Чиполино, Буратино, Мальвина). Вводная беседа. Практическая работа. Совместное выполнение работы. Самостоятельное оформление героев из сказки «Репка». Выставка.

Образец готового. Иллюстрация с изображением героев из сказок. Сказка «Репка».

18. Куклы на палец.

19. Работа с текстильным материалом. Мартинички.

Развивать умения работать с текстильными материалами воспитывать аккуратность, усидчивость, настойчивость.

Отгадывание кроссворда. Вводная беседа. Работа над словом «Мартинички».Упражнения «Прялица», «Всякий труд у нас в почете». Выполнение игрушки – человечка по показу и объяснению воспитателя. Выставка работ.

Образец готового изделия.

20. Работа с текстильным материалом. Мартинички.

VI четверть ( 18 часов )

Работа с бумагой.

1. Аппликация на свободную тему.

Развивать наблюдательность, творческую фантазию, выдумку, воспитывать любовь к природе.

Дидактическое упражнение «Скажи, что изображено». Беседа. Рассказ из истории. Анализ образца. Практическая работа. Выставка.

Карточки с иллюстрациями для упражнения. Картины с изображением природы.

2. Аппликация на свободную тему.

3. Игрушки из бумаги по шаблонам.

Закреплять умения и навыки работы с бумагой; развивать воображение.

Вводная беседа. Игра – упражнение «Веселые ладошки». Рассматривание иллюстрации с изображением ежика.. Выполнение заготовки под руководством воспитателя.  Самостоятельное выполнение игрушки –«Ежик».

Показ образца.

4. Игрушки из бумаги по шаблонам.

5. Блокнот для записей.

Закреплять умения и навыки работы с бумагой; развивать воображение.

Беседа.  Демонстрация образца. Выбор формы, цвета и размера украшений. Работа детей, украшение  блокнота. Выставка.

Показ готового образца.

6.Блокнот для записей.

Работа с различными материалами.

7. Работа с пластиком. Изготовление вазы.

Научить работать с пластиком и делать вазу из пластиковой бутылки; развивать аккуратность.

Беседа. Показ образца. Беседа о материале, из которого изготовлено изделие. План работы. Практическая работа.

Показ готового образца. Иллюстрации с изображением ваз.

8.Работа с пластиком. Изготовление вазы.

9. Поделки из яичной скорлупы. Аппликация.

Показать, какие красивые аппликации можно сделать из яичной скорлупы, научить делать аппликацию, развивать аккуратность, усидчивость.

Беседа. Показ образца аппликации. Подготовка яичной скорлупы. Обучение способу наклеивания скорлупы. Выбор иллюстрации для аппликации. План работы. Практическая работа.

Готовый образец.

10.Поделки из яичной скорлупы. Аппликация.

11. Фигурки из спичечных коробков.

Воспитывать аккуратность, развивать образное мышление. обучать приему разметки по месту.

Вводная беседа. Рассмотрение работ. Объявление темы. Практическая работа: подготовительный этап, составление плана работы, последовательность выполнения игрушки. Самостоятельная работа – изготовление «Льва». Декоративное оформление.

Показ образца. Иллюстрация с изображением льва.

12. Фигурки из спичечных коробков.

13. Работа с поролоном. Поролоновая машина.

Закрепит знания о свойствах поролона, изготовить поролоновую машину, развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Беседа. Объявление темы через загадку. Беседа об автомобилях. План работы. Практическая работа. Выставка.

Показ образца. Иллюстрация с изображением автомобилей.

14. Работа с проволокой. Проволочные зверьки.

Научить работать с проволокой, научить изготавливать проволочных зверьков, путем наматывания проволоки на карандаш.

Беседа. Объявление темы. Показ образца. План работы. Обучение наматыванию проволоки на карандаш. Практическая работа. Выставка.

Показ образца.

15. Работа с проволокой. Проволочные зверьки.

Работа с пластилином

16. Лепка фигурок из пластилина.  

Познакомить со свойствами пластилина.

Беседа..Показ образца. Разбор фигурки по деталям. Практическая работа. выставка

Показ образца.

17. Лепка фигурок из пластилина.  

18. Праздник труда.

Развивать стремление и любовь детей к труду, расширить представление детей о профессиях.

Вступительное слово. Чтение стихов детьми. «Путешествие по стране умельцев»: конкурсы «Зверюшка из пластилина», «Лесная поляна», «В лесу», «Отгадай загадки». Игры «Повтори аппликацию», «Мир профессий». Подведение итогов.

Наглядный материал для конкурсов. Иллюстрации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитательной работы в группе продленного дня (ФГОС НОО)

Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподго­товка.Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса в группе продленн...

Программа учебно-воспитательной работы в группе продленного дня

 Программа учебно - воспитательной работы в группе продленного дня. составлена с учетом психологических особенностей детей младшего школьного возраста...

Раздел программы по воспитательной работе для группы продленного дня "Дружим с русским языком"

Раздел рограммы по воспитательной работе для группы продленного дня "Дружим с русским языком" для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Раздел программы по воспитательной работе для группы продленного дня "Дружим с математикой"

Раздел программы по воспитательной работе для группы продленного дня "Дружим с математикой" для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Раздел программы по воспитательной работе для группы продленного дня "Я и мир вокруг"

Раздел программы по воспитательной работе для группы продленного дня "Я и мир вокруг" для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Раздел программы по воспитательной работе для группы продленного дня "Жизнь без опасности"

Раздел программы по воспитанию школьников для группы продленного дня "Жизнь без опасности" для работы в группе продленного дня с детьми с тяжелыми нарушениями речи...