Мини –исследование учителя начальных классов МБОУ «Красноярская СОШ» Мугиновой Т.А. по выявлению уровня сформированности толерантности у младших школьников. Приобщение учащихся начальной школы к истокам народной культуры.
презентация к уроку по теме

Мугинова Татьяна Александровна

 

С каждым годом в школы приходит все большее количество детей разных национальностей. Это дети из семей беженцев, вынужденных переселенцев, жертв национальных конфликтов. Учителю важно донести до учащихся мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир. Мы все чаще и чаще говорим о толерантном мире, т.е. мире без жестокости и насилия, мире, в котором главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но произносить эти красивые слова недостаточно. Толерантность нужно воспитывать.

Толерантность – это сотрудничество, дух партнерства, отказ от доминирования, причинения вреда кому-либо, терпимость к чужим мнениям, признание своего равенства с другими.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мини –исследование по выявлению уровня сформированности толерантности у младших школьников. МБОУ «Красноярская СОШ» Мугинова Т.А., учитель начальных классов 2012 г.

Слайд 2

Приобщение учащихся начальной школы к истокам народной культуры.

Слайд 3

ТОЛЕРАНТНОСТЬ - это сотрудничество, дух партнерства, отказ от доминирования, причинения вреда кому-либо, терпимость к чужим мнениям, признание своего равенства с другими.

Слайд 4

Уровни развития толерантности: Обучение толерантности. Понимание и принятие другой культуры. Уважение культурных различий.

Слайд 5

Цель: создание педагогических условий, способствующих воспитанию детей младшего школьного возраста средствами народной культуры в условиях современной школы.

Слайд 6

Задачи: Выявить и педагогически представить актуальные противоречия процесса обращения к средствам народной культуры. Определить и психолого - педагогически охарактеризовать воспитательно-развивающую ценность уместного и обоснованного насыщения досуга учащихся начальных классов элементами народной культуры. Формировать эмоционально окрашенные чувства причастности детей к наследию прошлого, потребности общаться с его ценностями.

Слайд 7

Элементы народной культуры: Постижение основных пластов народного искусства: фольклора, прикладного искусства. Введение ребенка в мир народной культуры посредством образов русской культуры. Знакомство с народным творчеством, историей народа, его традициями и обычаями. Знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием. Изучение основных жанров фольклора. Знакомство с культурой малой Родины, своего края, их традициями, обычаями, музыкой.

Слайд 8

Система работы: поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры.

Слайд 9

Приоритеты опыта: Уроки. Интегрированные занятия-игры. Элементы театрализации фольклора и практической деятельности.

Слайд 10

Создание атмосферы национального быта. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.

Слайд 11

Знакомство с народным искусством. Роспись на прялках и посуде.

Слайд 12

Узоры в кружеве и вышивке.

Слайд 13

Причудливые игрушки, сказочные птицы.

Слайд 14

Занятия лепкой, аппликацией, конструированием

Слайд 15

Посещение Тульского краеведческого музея.

Слайд 16

Знакомство с русскими народными играми.

Слайд 17

Проведение традиционных праздников.

Слайд 18

Праздник русской березки.

Слайд 19

Включение родителей в воспитательный процесс. Совместное изготовление народных костюмов.

Слайд 20

Праздники с участием родителей и детей, совместные походы, экскурсии.

Слайд 21

Результативность работы. Знания о музее. Знания о труде взрослых. Знания о процессе изготовления вещей. Знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства. Проявление интереса к истории, народной культуре, фольклору. Знание народных сказок, игр, мелодий. Участие в народных играх и праздниках.

Слайд 22

Младшие школьники живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, у них свои критерии оценки красоты, человеческого достоинства. Становясь другом детей, учитель должен «возвыситься к духовному миру ребенка, а не снисходить к нему и быть образцом для подражания».



Предварительный просмотр:

Заочный муниципальный конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми младшего школьного возраста в контексте требований ФГОС второго поколения.

Мини –исследование учителя начальных классов МБОУ «Красноярская СОШ» Мугиновой Т.А. по выявлению уровня сформированности толерантности у младших школьников.

Приобщение  учащихся начальной школы к истокам народной культуры.

С каждым годом в школы приходит все большее количество детей разных национальностей. Это дети из семей беженцев, вынужденных переселенцев, жертв национальных конфликтов. Учителю важно донести до учащихся мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир. Мы все чаще и чаще говорим о толерантном мире, т.е. мире без жестокости и насилия, мире, в котором главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но произносить эти красивые слова недостаточно. Толерантность нужно воспитывать.

Толерантность – это сотрудничество, дух партнерства, отказ от доминирования, причинения вреда кому-либо, терпимость к чужим мнениям, признание своего равенства с другими.

На психологическом уровне толерантность носит характер добровольного индивидуального выбора, она не навязывается, а обретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт.

Вопрос толерантности очень актуален сегодня.

Уровнями развития толерантности в образовании являются:

  1. Обучение толерантности.

Этот уровень предполагает развитие у учащихся терпимости в отношении культурных особенностей других этносов и либерального отношения к ним, даже если на первый взгляд они вызывают негативную реакцию.

  1. Понимание и принятие другой культуры предполагают ее изучение и поддержку.

Принимая различия, школьник признает и утверждает своими поступками и делами их важность и ценностную значимость для себя и окружающих.

  1. Уважение культурных различий – уровень, предполагающий высокую оценку другой культуры.
  2. Уважение культурных различий.

Чтобы решить проблему воспитания толерантности у учащихся в начальной школе, я работаю над ней многие годы. Исследование показало, что дети порой не знают народных традиций, народных праздников, культуры своего народа. Поэтому одной из главных  задач является приобщение детей к истокам народной культуры в условиях начальной школы.

          Изучение истории отечественной культуры в настоящее время представляет собой одно из актуальных направлений всей образовательной системы, особенно важное для подрастающего поколения. Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить.

Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих детей с миром народной культуры, могут стать основой для глубокого её познания, преодоления стереотипов в восприятии представителей других народов, и профилактики межэтнических конфликтов в молодёжной среде.

Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.

 Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у младших школьников патриотические чувства, и развивать духовность. Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству народа в воспитании и развитии детей традиционны для практики школьного образования.

    Условия возникновения и становления опыта.

В течение нескольких лет я изучала литературу о русской народной культуре. Узнала много интересного и познавательного для себя и для своей работы. Стала по-новому относиться к праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Работая над этой темой, у меня есть удивительная возможность дать детям почувствовать себя частью великого целого – своего  народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем. Ведь только в этом случае мы можем рассчитывать на прогрессивное развитие.

        Сущность опыта.

   Главное в моей работе – творческое развитие ребёнка, его умение действовать в воображаемом пространстве, развитие фантазии, мира чувств, разнообразие его ощущений, ассоциаций, памяти, сознания, его индивидуальности и духовности. Освоение детьми пространства и среды выстроено с учётом региональных, этнокультурных традиций, формирования способности воссоздать в облике те образы жизни, те «стили», которые свойственны конкретному ландшафту, истории края, истории культуры, общечеловеческим и духовным ценностям.

       Проводя работу по данной теме, я стараюсь формировать в душе ребёнка любовь, бережное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.

    Разные нации живут на просторах Российской Федерации. Подлинная любовь к родному не имеет ничего общего с национальной ограниченностью. Изучение родной культуры заставляет задуматься и о наших общечеловеческих корнях, побуждать уважать культуру других народов и чутко к ней относится.

  Чтобы понять чужой народ, нужно знать свою национальную культуру, изучать и признавать культуры чужие, бережно относиться к ним и постигать общие начала разных культур.

   Система работы.

Вся система работы включает  в себя поэтапное, постепенное  воспитание  и развитие ребенка на традициях народной культуры. Степень новизны  заключается  в осуществлении  художественно-эстетического цикла через интеграцию  художественно-творческой деятельности детей, как одной из форм взаимопроникновения различных направлений по приобщению детей к русской народной культуре. Работать начинаю с 1 класса. Для каждого класса разрабатывается план работы на год с учетом индивидуальных и возрастных особенностей младших школьников.

Приоритеты данного опыта:

 Проведение систематических интегрированных занятий-игр.  

 Подойдя творчески к реализации программы, были разработаны конспекты занятий. Интерес к  теме возникает у ребёнка тогда, когда будет затронута его эмоционально-чувственная сфера. Это достигается благодаря включению в программу занятий: игр, элементов театрализации, фольклора и практической деятельности, во время которой дети имеют возможность сделать что-то своими руками.

Создание атмосферы национального быта.

Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.

      «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».  В классе имеются альбомы «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», подборки игр, загадок на разные темы и др. Раскраски: «Матрёшки», «Народное творчество» и др. Рассматривая эти альбомы и раскраски, дети знакомятся с элементами, узорами, орнаментами, сюжетными композициями. Есть игрушки, сделанные детьми на занятиях и дома с родителями собственными руками. Весь наглядный материал лежит в доступном для детей месте. Дети в любой момент могут подойти взять, посмотреть, потрогать, поиграть.

 Одним из условий успешного решения задач является создание предметно-развивающей среды. Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своей семьи. Только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представления о жизни в далёком прошлом.  

  Для приобщения детей к народной культуре, посещаем Тульский краеведческий  музей. Перед тем как посетить музей, готовлю детей к восприятию намеченной темы, даю  им первоначальный минимум знаний. Знакомлю с предметами быта, их названиями, предназначениями, со способом действий с ними.

      Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и др.)

Слушаем, анализируем, восхищаемся украинской, белорусской, грузинской, молдавской музыкой, знакомимся с композиторами, народными инструментами.

Читая сказки разных народов, я обращаю детей на одинаковое чувство юмора, на одинаковое отношение людей разных национальностей к порокам людей, к лени, нежеланию трудиться, к злу, к вранью. Знакомлю с новыми словами, присущими только данной национальности, что детям очень интересно.

   В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т. д. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Фольклор используется как на уроках - играх, так и во всех режимных моментах, например на физминутках мы с детьми обращаемся к устному народному творчеству,  выполняем упражнения под потешки,.  В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетается слово, напевность, музыкальный ритм. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

 Знакомство с народным искусством.

    Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные обряды. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и  вышивке,  причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, очень важно знакомить с ним детей.

Дети с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц, животных. Играют в игры: «Угадай, чей силуэт?»,  «Народные промыслы». Детям очень нравится обводить трафареты: матрёшки, птицы Сирин, дымковских игрушек и др., а затем раскрашивать их. Дети с удовольствием занимаются лепкой, аппликацией и конструированием…

  Знакомство с русскими народными играми.

  Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным.

Мною  разработана картотека  народных игр, для детей по возрастам; система совместных мероприятий взрослых и детей по приобщению к русским народным играм.

 Проведение традиционных народных праздников.

  Работа с детьми предполагает обязательное использование народного устного и музыкального фольклора, включая проведение традиционных народных праздников в начальной школе. Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, младшие школьники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.

Здесь в качестве основных средств воспитания используются все компоненты народной культуры: фольклор, песня, сказка, пословицы, поговорки, художественные промыслы.  К участию в традиционных народных праздниках привлекаются родители.  Составляется план  работы с родителями, включающий следующие задачи:

 1) заинтересовать и привлечь родителей к активному участию  в календарных праздниках и развлечениях.

2) совместное изготовление  атрибутов и костюмов к праздникам.

      3) привлечь родителей к организации и  проведению групповых развлечений в праздниках вместе с детьми: самостоятельное исполнение музыкальных номеров на праздниках, и подготовка номеров с детьми.

Результативность работы.

За время работы по этой программе у детей появились знания о музее, о материалах и их признаках, о том, что выбор материала для изготовления предмета обусловлен его назначением, о труде взрослых, о процессе изготовления вещей из разных материалов разными инструментами. Развивается интерес и желание заниматься изобразительной деятельностью, дети знакомятся с произведениями декоративно-прикладного искусства, умеют создавать нарядные орнаменты, ритмично чередуя геометрические фигуры, соблюдая симметрию в использовании цвета и элементов узора.

Ученики 3-4 классов проявляют интерес к истории, народной культуре, фольклору. В изобразительной деятельности, рассказах отражают интерес к событиям истории, жизни народа. Знают народные сказки, игры, мелодии. Участвуют в народных играх и праздниках.

Задачи программы глубоки и серьезны, решать их в общеобразовательном учреждении  без участия родителей невозможно.  Родители положительно относятся к работе по проблеме «Приобщение детей к истокам народной культуры». Чтобы сделать их своими союзниками, внедряем интересные формы работы:  родительские собрания с выступлениями детей ( «Трудом красивым славен человек»), совместные праздники ( «Мама, папа, я – спортивная семья», конкурс для мальчиков и пап «Сильные, смелые, ловкие, умелые», праздник для мам и девочек «Дорогие и любимые»), развлечения, совместные экскурсии и походы. Например, очень запомнилась «Масленица» - праздник с участием  родителей.

Каким станет маленький человечек, зависит от родителей и учителя. Младшие школьники живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, у них свои критерии оценки красоты, человеческого достоинства. В.А.Сухомлинский писал: «Чтобы проникнуть в этот сказочный дворец, быть в нем наставником, надо стать в какой-то мере ребенком». Надо безгранично любить этот мир, любить тех, кто в нем живет. Становясь другом детей, учитель должен «возвыситься к духовному миру ребенка, а не снисходить к нему и быть образцом для подражания».

Результаты моей работы скажутся не сразу. Однако, я уверена, что мои ученики выйдут из стен школы не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но это будут самостоятельные люди, обладающие толерантностью, как важнейшим компонентом своей жизненной позиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Классный час "Разговор о толерантности"

Классный час, на котором учащиеся знакомятся с понятием "толерантность", с основными чертами толерантной личности. Работая в группах, ребята строят город толерантности....

Заданий, направленные на выявление уровня сформированности коммуникативных УУД у учащихся начальной школы.

Пакет заданий, направленный на выявление уровня сформированности коммуникативных УУД....

Сборник уроков учителей начальных классов МБОУ Курагинская СОШ № 7 Красноярский край

В сборник вошли разработки уроков и внеклассных мероприятий учителей начальных классов МБОУ Курагинская СОШ № 7 Красноярского края...

Экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников

С первых дней обучения в классе должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей. Поэтому учителю начальных классов нужно быстро и гиб...

Анкета на выявление уровня сформированности нравственного воспитания младших школьников

Анкета на выявление уровня сформированности нравственного воспитания младших школьников...

Выявление уровня сформированности умений и знаний младших школьников при написании выборочного изложения

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ И ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ НАПИСАНИИ ВЫБОРОЧНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ...