Внеклассное занятие" Времена года - зима"
план-конспект занятия (4 класс) на тему

О признаках зимы. Жизнь животных зимой. Как уберечься от простудных заболеваний зимой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл О признаках зимы505.77 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа VIII вида № 482 ЮВОУО ДО г. Москвы.

КОНСПЕКТ

ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ

 4 КЛАСС

ПО ТЕМЕ:

« ВРЕМЕНА ГОДА - ЗИМА»

(ПО СЛЕДАМ ЭКСКУРСИИ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  ИКТ)

                                                                   Учитель ГБОУ СКОШ VIIIвида № 482

                                                                     ЮВОУО г. Москвы

                                                                    Веселова Людмила Сергеевна                                

Москва  2012г

ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

-формировать умения высказывать свои суждения;

- закрепить понятие о зиме как времени года;

- формировать стойкие понятия о признаках зимы;

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЕ :

- корригировать когнитивные процессы;

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:

- воспитывать самостоятельность в работе;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

- воспитывать аккуратность и активность при выполнении работ.

ОБОРУДОВАНИЕ:

-  сказочный герой Незнайка;

- конверт с загадками;

- слайды: зимний лес, речка зимой,

                                                      белка, заяц, лиса, волк,

                   медведь, ёж.

- плакат: зимующие птицы.

-Плакаты программам:

«ПОГОДА»

«КЛУБ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ»

«В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»

«ЗДОРОВЬЕ»

  ХОД УРОКА :

I.Организационный момент.

- Приветствие.

Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем

- Проверка  подготовленности класса к уроку.

II. Введение в тему.

Чтение стихотворения А.С.Пушкина.

- Под  голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя , на солнце снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

- Как вы думаете, какому времени года посвящено стихотворение А.С. Пушкина?

- Какие слова Вам помогли в этом стихотворении определить, что это зима?

Урок наш необычный. Мы будем играть, но вы помните, что вы ученики и должны многому научиться.

Сегодня наш класс – это телевизионный канал «Зимушка – зима», который рассказывает зрителям об этом времени года.

К прямому эфиру сейчас будут готовиться 4 программы:

«Погода»

«Клуб путешественников»

«В мире животных»

«Здоровье»

Эти программы помогут нам говорить о зиме. Наши зрители могут задавать нам вопросы в письменной форме, а мы должны на них ответить.

III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ.

А помогать нам будет Незнайка.

- Зиме.

-Снег лежит, лес чернеет, речка покрыта льдом.

ПРОГРАММА  «ПОГОДА»

Задача нашей программы – рассказать зрителям о погоде зимой.

НЕЗНАЙКА подаёт конверт, а учитель вскрывает его.

Задание 1.

Отгадайте загадки и назовите зимние месяцы.

О каком месяце говорится и почему?

- Год кончает, зиму начинает?

- Году начало, зиме середина?

- Зиму замыкает, новому сезону дорогу показывает?

- В феврале зима с весной встречается.

Задание 2.

- Какие основные приметы зимы вы можете назвать?

- Что вы можете сказать о зимних сутках?

- Расскажите нам о солнце?

Вывод:

- А раз солнышко не греет, то на земле мало тепла. Температура воздуха понижается. Становится холодно.

- А когда холоднее ночью или днём?

- Какие природные явления можно наблюдать зимой?

Задание 3.

-Почему зимой идёт снег? Спрашивают телезрители.

Вывод:

Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому тёплым летом идёт дождь, а холодной зимой – снег.

- Декабрь.

-Январь.

- Февраль.

- Холод, снег.

Зимой мало солнечных лучей, света и тепла.

- Дни становятся короче, а ночи длиннее.

-Солнце позже встаёт и раньше садиться. Солнце светит, но не греет.

-Ночью.

-Снег, снегопад, метель, вьюга, гололёд, сосульки, мороз, иней, сугробы, лёд, узоры на стекле и т.д.

Ученики дают ответы.

-Нам задают вопрос.

  А нужен ли снег?

Вывод:

Снег нужен. Он греет, маскирует и кормит.

Медведь не засыпает, если нет снега.

               ПРОГРАММА:

 «КЛУБ  ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ»

- Мы расскажем о том, какими мы видим землю (почву), водоёмы и растения в зимнее время.

 Проведём мысленное путешествие по не живой природе.

Задание 1.

- Чем покрыта земля зимой?

- Чем покрыты водоёмы зимой?

- Какие меры безопасности мы должны соблюдать зимой на водоёмах?

Вывод:

Зимой опасно играть на тонком и рыхлом льду, лёд может треснуть, и вы провали-

тесь в воду.

Задание 2.

- Что происходит с лиственными растениями в зимнее время?

Лиственные деревья это- берёза, липа, клён, дуб, осина, тополь и т.д.

Вывод:

-Да деревья стоят голые. Сбросив листву, они засыпают. Для растений нужно тепло, свет, вода.

- А почему не засыпают хвойные растения?

Вывод:

- Об этих деревьях говорят:

«Зимой и летом, одним цветом»

- У ели сосны очень длинные корни, смола мешает промораживанию ствола, в нём сохраняются соки. Хвоинки тонкие и имеют толстую оболочку.

- Ученики рассуждают по этому вопросу.

- Снегом.

- Льдом.

-Учащиеся дают свои ответы.

Учащиеся рассуждают по данному вопросу.

- Учащиеся дают свои ответы.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

А сегодня у зимы новоселье

С вами мы приглашены на новоселье

Дом построен из сугроба

Вот такой вышины.

Белый коврик у порога

Вот такой ширины.

Мы по лестницам шагаем

Выше ноги поднимаем

Топ – топ.

Двери комнат отворяем

Справа – хлоп.

Слева – хлоп.

Здравствуй, зима.

         ПРОГРАММА

«В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»

- Задача нашей программы рассказать о переменах, которые происходят в жизни животных и птиц в зимнее время.

Задание 1.

- Кого же мы можем встретить в зимнем лесу?

Послушайте.

*Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам

Он в шубке серенькой зимой

А в рыжей шубе – летом.

/ СЛАЙД 1./

- Почему она меняет цвет шубки?

Вывод:

- Белке легче прятаться от врагов в серой шубке (ястреб, куница)

- Шубка становится более тёплой.

Учащиеся выполняют упражнения.

-Белка. Учащиеся делятся своими знаниями о белке.

- Учащиеся отвечают

- А кто ещё из лесных жителей меняет цвет шубки?

* У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

/СЛАЙД 2./

Вывод:

- Днём заяц спит в сугробе или в снежной ямке, а ночью выходит добывать еду. Он обгладывает кору упавших деревьев.

Враги зайца – лиса, волк.

*Хвост пушистый,

Мех – золотистый

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт.

*Какой зверь опасный

Ходит в шубе красной.

Снег разгребает,

Мышек хватает.

/СЛАЙД 3./

Вывод:

Лиса тоже готовится к зиме. Зимой на лапках отрастает густая шерсть, чтоб не было холодно ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.

*На овчарку он похож

Что ни зуб, то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

/СЛАЙД 4./

Вывод:

- Волк не меняет шубы, но он её утепляет. Волчья шерсть становится длиннее и гуще. Это ему необходимо. Спит волк прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Днём волк спит, а ночью охотится.

- А вот каких животных нельзя встретить зимой в лесу?

- Не знаете? Я вам помогу.

*Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придёт весна,

Пробуждается от сна.  /СЛАЙД 5./

-Заяц.  (Рассказ о зайце)

-Лиса.  (Высказывание о лисе)

- Лиса.

-Волк.  (Высказывания о волке)

-Медведь. Учащиеся высказываются о медведе.

*Сердитый недотрога,

Живёт в глуши лесной

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

/СЛАЙД 6./

Вывод:

- Медведь и ёж впадают в спячку. Запасов на зиму они не делают, а заботятся только о своём домике – берлоге и норке.

- Они летом и осенью стараются наесться посытнее, чтобы проспать всю холодную зиму.

Задание 2.

- Назовите птиц, которых можно встретить в парках нашего города зимой?

Задание 3.

-Легко ли птицам живётся зимой?

-Расскажите, как можно помочь птицам перенести холодную зиму?

- Как мы должны помогать птицам?

Вывод:

Друзья птиц должны строить для них кормушки – столовые. И каждый день насыпать им корм: хлебные крошки, зерно, крупы, семечки, не солёное сало, сухие ягоды и т.д.

ПРОГРАММ «ЗДОРОВЬЕ»

- Во время зимы организма человека ощущает недостаток тепла, солнечного света, витаминов.

-Задача нашей программы рассказать, как надо заботиться о своём здоровье.

- А вот и Незнайка принёс нам конверт.

Задание 1.

- Расскажите, почему зимой надо одеваться теплее?

Вывод:

- Зимой холодно, можно простудиться. Для этого надо одеваться теплее.

Задание 2.

- Как уберечь себя от охлаждения и обморожения?

Вывод:

-Слушать ежедневно сводку погоды. И одеваться в  зависимости от погоды.

- На улице дышать только носом, а не ртом

( Можно заболеть ангиной).

- Правильно питаться и принимать витамины.

- Заниматься спортом , закаливанием.

- Делать утреннюю зарядку.

- Больше быть на свежем воздухе.

IV. ИТОГ УРОКА.

- О каком времени года мы сегодня говорили?

- Что интересного и познавательного вы узнали из программ.

-Ёжик. Рассказ о еже.

- Воробьи, галки, вороны, синица, снегирь, дятел, голуби.

-Нет. Им голодно и холодно.

Ученики рассуждают по данному вопросу.

- Делать кормушки и

подкармливать их в стужу.

Ученики дают ответы.

- Ученики  дают обоснованные ответы.

- Ученики дают ответы.

Слайды к внеклассному занятию по теме «Зима»

СКАЗОЧНЫЙ ГЕРОЙ «НЕЗНАЙКА»

 СЛАЙДЫ: «Программы телевизионных передач.»  

«ПОГОДА»

«КЛУБ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ»

«В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»

«ЗДОРОВЬЕ»

« СЛАЙДЫ»

Падает снег.

Замёрзла вода.

Иней.

Лиственные деревья зимой

стоят без листвы.

 И только хвойные деревья

стоят зелёными.

Белка летом.

Белка зимой.

Заяц.

Лиса.

Волк.

Медведь.

Ёжик.

Зимняя одежда детей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Время года. Зима- покой природы".

Урок по окружающему миру для 1 класса по теме : "Время года.Зима -покой природы"....

Времена года. Зима - покой природы. Урок окружающего мира в 1 классе.

Цели: ознакомить  учащихся  с зимними явлениями;научить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;развивать  стремления к познанию окружающего мира;воспи...

Время года - зима.

Представленный материал предназначен для работы с детьми во время уроков устной речи, живого мира  рисования, в ГПД. Методические пояснения даются для родителей, воспитателей ГПД....

Время года - зима

Наглядно-иллюстративный материал к урокам "Устная речь", "Живой мир"...

Внеклассное мероприятие "Времена года. Зима."

Данная разработка поможет учителю уточнить и закрепить знания и представления учащихся о природе и погоде зимой, о жизни животных в зимнее время года, о зимующих птицах; формировать у учащихся а...

«Ориентирование во времени: время года «Зима». Признаки времени года».

Технологическая карта по развитию психомоторики и сенсорных процессов...