ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ЭРЗЯНСКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ "МОЯ СЕМЬЯ"
статья по теме

Великанова Елена Александровна

Выступление на конференции "Этнокультурное воспитание: проблемы и перспективы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon velikanova_e.a._lukhovka_vystuplenie_2013_tekst.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

ВЕЛИКАНОВА Е..А.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ  РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ЭРЗЯНСКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «МОЯ СЕМЬЯ

Издавна замечено, что истоки творческих сил человека восходят к детству – к той поре, когда творческие проявления во многом непроизвольны и жизненно необходимы. Об этом часто пишут и говорят применительно к дошколятам. Моменты творчества достаточно заметны  и в младшем школьном возрасте, когда дети вносят элементы фантазии в процесс познавания: для  учеников начальных классов характерны неожиданные сопоставления, необычные предположения. Сама новизна предлагаемой умственной работы требует интуиции, своеобразной умственной инициативы. И передо мной как учителем стоит задача – вырастить своих учеников инициативными, думающими, творческими людьми.

Бурно развивающееся в младшем школьном возрасте наглядно-образное мышление играет важную роль не только на ранних этапах развития, оно может стать предпосылкой творческой деятельности  взрослого человека.

Уроки эрзянского языка в начальной школе могут успешно выполнять задачи развития творчества у детей, их фантазии и воображения, воспитания любви и уважения к своей родине и любви к близким и родным людям. Одним из благоприятных для этого я считаю раздел уроков по теме «Моя семья».

Так как именно в семье, в общении с родителями дети получают первые уроки гражданственности. Эти уроки — начало долгого пути взросления, который должен пройти растущий человек, прежде чем станет подлинным гражданином, для которого неотделимы личное и общественное, права и обязанности, который горячо любит свою Родину, готов трудиться на ее благо и защищать ее.

В семье закладываются основы духовной культуры и нравственности. Постепенно, в процессе общения с близкими, ребенок начинает понимать, какой поступок можно считать хорошим, а какой плохим, что такое деятельное добро, уважение к людям, ответственность за свои поступки и дела и за общее дело коллектива

Конечно, всему этому предшествует огромная работа, которую с учетом возрастных особенностей проводит учитель. М.Р. Львов в своей книге «Школа творческого мышления» сказал: «Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать. Творчество всегда самодеятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного,  все понимающего учителя. Командные методы в творчестве не срабатывают, здесь успех достигается на основе увлеченности. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и ребёнку и учителю».

На примере своего опыта я хочу познакомить с нетрадиционными подходами к обучению эрзянскому языку младших школьников. Эрзянский язык для учеников– язык слов, живущих своей интересной и загадочной жизнью. Поэтому важно с самого начала обучения ребёнка в школе раскрыть тайны и возможности эрзянского слова, развивая детское творчество, прививая интерес и благоприятное отношение к языку народа своей республики.

Мне очень близки принципы гуманно-личностных педагогических технологий, идеи творческих мастерских. В учебно-воспитательном процессе стараюсь создавать условия для развития творческих способностей детей. Чтобы побудить ребенка к творчеству, необходимо найти такое задание, выполнение которого потребует от него опоры на себя, принятия независимого решения, использования своего внутреннего опыта. Ребят увлекают задания, которые удивляют своей неожиданностью, поэтому я стараюсь находить и использовать новые формы постановки учебной задачи.

Изучая слова и фразы раздела «Моя семья», «Наша крепкая семья» в 4 классе, я предлагаю детям составить творческую работу о своей семье в виде свободного сочинения, рассказа в картинках, электронной презентации о членах своей семьи, семейной родословной на эрзянском языке.  

Родители учеников на одном из родительских собраний были ознакомлены с целями и задачами  предстоящей работы, проинформированы о видах, формах и вариантах представления готового материала. Все мамы и папы приняли это предложение и помогают нам учителям. Они совместно со своими детьми изготавливают плакаты, альбомы, презентации, участвуют в подборе материалов, фотографий, стихов по теме, о своей семье, помогают рисовать портреты своих родных. Этому предшествуют беседы с детьми о родительских профессиях,  роде занятий всех членов семьи, что укрепляет добрые отношения в семье, налаживает крепкие родственные связи

         Для осуществления цели приобщения детей к общению на эрзянском языке необходимо добиваться, чтобы дети внимательно слушали учителя, понимали его речь в различных ситуациях, правильно выполняли просьбы и команды. Естественно, речь самого педагога должна быть ясной, четкой, без фонетических, лексических и грамматических ошибок,  служить образцом для подражания. Это необходимо детям при представлении своей работы, устном рассказе, при комментировании своих рисунков и электронных презентаций.

         Во время обучения языку решаются и образовательно-воспитательные задачи: дети знакомятся со сказками, праздниками, традициями и обычаями мордовского народа, осознают собственную национальную принадлежность; воспитываются в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.

         Изучение эрзянского, сопоставление его с родным языком (русским, татарским и др.) вносит определенный вклад в развитие самостоятельного мышления, памяти, воображения ребенка.

Проведение различных праздников и развлечений с привлечением материала на эрзянском языке является формой закрепления и как бы итоговым занятием по контролю за языковым и речевым материалом, пройденным за определенный период на занятиях, демонстрацией успехов детей перед родителями и детьми из других классов начальной школы или на общешкольных мероприятиях.

Данная работа с учащимися является неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания,   является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка и предполагает становление его отношения к родителям, окружающим, к коллективу, обществу; отношения к труду, своим обязанностям и самому себе.

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

В нашем лицее данное направление воспитательной работы всегда было одним из приоритетных. Разнообразные мероприятия всегда планировались и проводились на должном уровне. Воспитание духовности  начинается и на уроках, и в общении со взрослыми - людьми  труда, высокой нравственности и преданности родной стране, малой родине.  

Рассказывая о своей семье, представляя своих близких, ребёнок называет их полными именами, говорит об их профессиях и роде деятельности. В заключении ученик гордо заявляет о том, какие дружные отношения между членами его семьи, как крепко любит он своих близких и родных. Многие показывают свою семью на фотографиях, рисуют портреты родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр.

Всё это, наряду с воспитательными результатами,  способствует глубокому усвоению знаний эрзянского языка, обогащает лексический запас учащихся, способствует формированию положительной мотивации к изучению языка

Конечно, выполненные работы не лишены недостатков, но это не главное. Важно то, что каждая творческая работа – результат детского самовыражения в слове. Дети пишут искренне, высказывая свои мысли и чувства.

Питательная среда детского творчества – ощущение тайны, которую так хочется разгадать. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и учителю, ученику и его членам семьи.

Постепенно – шаг за шагом, год за годом –мои ученики проникаются чувством доброго отношения к изучаемому языку, к народу-носителю языка. На уроках они радуют меня и радуются сами, удивляют взрослых и удивляются себе в этом мире.

Литература.

  1. Вальчук Е.В., Дмитриева С.Ю.

Программы по изучению эрзянского языка в начальных классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (первый, второй, третий год обучения).  Саранск 2006

  1. М.Р. Львов «Школа творческого мышления» М. «Педагогика» 1999

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"

Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...

Использование ИКТ и интерактивных тестов для повышения мотивации обучения учащихся начальных классов на уроках английского языка

Интерактивные тесты и ИКТ позволяют осуществлять деятельностный подход к обучению, дают возможность многоразового выполнения заданий, помогают учащимся самостоятельно проводить анализ уровня своих зан...

«Развитие творческого мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка»

Развитие творческого мышления - это один из способов мотивации учащихся в процессе обучения.  Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение...

Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка

Орфография - это один из противоречивых разделов науки о языке. С одной стороны, орфография «обращена» к широким кругам пишущих и читающих. Этим определяется ее социальный аспект. С друго...

Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка

Развитие орфографической зоркости учащихся 1-4 классов с помощью рифмовок....

Развитие творческого мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка в 3 классе

«Развитие творческого мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка»...