Что означают наши имена
проект (3 класс) по теме

Герасимова Светлана Ивановна

Исследовательский проект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_oznachayut_nashi_imena.doc986 КБ

Предварительный просмотр:

Белое Озеро – 2009 г.

Паспорт проекта.

Руководитель и консультант: Герасимова С.И.

Участники проекта: учащиеся 2 класса

Тип проекта: долгосрочный, творческий.

Срок реализации проекта:  декабрь - январь.

Форма занятий: индивидуальная, групповая (в семье).

Организация проекта: МОУ СОШ с. Белое Озеро.

Продукт проекта: презентация «Значение моего имени»

      Цель проекта: обучать приемам исследовательской работы при проведении проекта;

        Задачи проекта: 

  •  Исследовать происхождение и значение своего имени.
  •  Развивать интерес к происхождению своему имени, прививать уважительное отношение к собственному имени.
  •   Способствовать сплочению отношений между старшими и младшими членами семьи.
  •  Воспитывать у родителей и детей интерес к совместному проведению досуга.
  •  Активизировать творческую деятельность учащихся.
  •  Развивать коммуникативные способности учащихся.
  •  Развивать индивидуальные способности учащихся;
  •  Развивать умения детей мыслить и выражать свои мысли;
  •  Научить учащихся самостоятельно собирать необходимую информацию;

Вопросы, направляющие процесс обучения:

  • Основополагающий вопрос для учащихся: что означает мое имя, как интереснее рассказать об имени?
  • Проблемные вопросы

-  нахождение и чтение справочной литературы, «Практической энциклопедии семейного воспитания»;

- сбор информации о происхождении и значении имени;

- сбор информации о происхождении и значении имени;

Разработка проекта. Основные стадии разработки учебного проекта:

I. Разработка проектного задания.

II. Разработка самого проекта.

III. Презентация.

IV. Рефлексия.

I. Разработка проектного задания.

Перед учащимися была поставлена проблема:  что означает ваше имя, и как интереснее рассказать о своем имени? Были выдвинуты свои гипотезы. Самой лучшей была признана идея презентации в виде составления альбома «Значение моего имени».

Учащимся были предложены следующие задания:

1. Заполни анкету:

- Как тебя зовут?

- Нравится ли тебе твое имя?

- Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?

- Как тебя зовут ласково?

- Как зовут, когда на тебя сердятся?

- Какое у тебя полное имя?

- В честь кого тебя назвали? Расскажи о нем.

- Кто твои тезки (известные люди)? Расскажи о них.

- Знаешь ли ты покровителя (ангела) своего имени? Расскажи о нем.

- Когда твои именины?

2. Выполни аппликацию «Ромашка».

- В центре цветка впиши свое имя.

- На лепестках ромашки напиши производные от своего имени или семейные прозвища.

- На листке цветка напиши имя, с которым мама обращается к тебе, когда сердится.

- Божью коровку приклей на лепесток с обращением к тебе, когда называют ласково.

II. Разработка самого проекта.

Работу учащиеся вели самостоятельно, обращались за помощь к старшим членам семьи и учителю. Они  собирали материал в Интернете, справочной литературе, «Практической энциклопедии семейного воспитания».

Учащиеся совместно с родителями составляли альбом-презентацию. Ребенок выполнил аппликацию «Ромашка», в центре цветка написал свое имя и ласкательные синонимы. Божью коровку налепил к лепестку с обращением, которое больше всего ему нравится.

III. Презентация.

Был проведен праздник «Что означают наши имена», на котором учащиеся представили свои выступления и альбомы о своем имени.

                   

IV. Рефлексия.

Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Учащиеся, участвуя в проекте, пробовали свои силы в исследовательской работе, учились самостоятельно добывать необходимую информацию в справочной и научной литературе. Узнали много нового о своем имени. У детей возникло чувство гордости за свое имя. У них улучшились отношения между старшими и младшими членами семьи. Проект способствовал сплочению семей.

                                                                                   

Праздник «Что означают наши имена»

Хорошо там и тут,
где по имени зовут                                                                    

             * * * *                                                  
Нас не было - оно было,
нас не будет - оно будет;
                                                                                                                                  
никто ни у кого его не  видел,                                                              
а у каждого оно есть. (Имя)                                                          

Цели:

образовательные

  • познакомить обучающихся с историей появления имён, значением и происхождением своего имени;
  • вызвать эмоциональное стремление к поисковой работе над происхождением и расшифровкой имён друзей и близких;
  • помочь осознать высокий нравственный смысл имени;
  • углубить знания из личного опыта детей, краеведческие знания;

воспитательные 

  • воспитывать в детях положительные качества личности (внимание друг к другу, умение слушать товарищей);
  • воспитывать патриотические чувства к малой Родине

развивающие 

  • развивать речь детей при помощи скороговорок, чистоговорок; развивать логическое мышление;

– развивать индивидуальные творческие способности детей, любознательность и самостоятельность.

Оборудование:

  • на доске эпиграф - строка А.С. Пушкина “Что в имени тебе моем?”,
  • отрывок из поэмы Гомера “Одиссея”,
  • аудиозапись фрагментов песен,
  • у каждого ребенка на груди бейдж с его именем.

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

1. Ребята, сегодня мы с вами поговорим на очень интересную тему, а вот на какую мы с вами сейчас выясним…

Представьте, пожалуйста, себе такую ситуацию. Вы оказались в незнакомой компании, или вспомните ту ситуацию, когда вы пришли в нашу школу впервые в первый класс.

Что в первую очередь сделала учительница, чтобы вы не чувствовали себя одиноким, чтобы вам было комфортно в новом коллективе?

2. Давайте отгадаем загадку - что принадлежит вам, однако другие пользуются этим чаще, чем вы? Ответ – имя.

Она вас познакомила друг с другом, то есть она назвала вас по именам, чтобы побыстрее освоились и нашли себе друзей.

3.  Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. Влияет на характер и судьбу человека и созвездие, под которым он родился. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребенку при рождении. Сегодня – праздник наших имен.

 Каждый малыш при рождении от своих родителей в первую очередь получает ИМЯ.

Мы с вами все живем в мире имён. Недаром ещё Гомер в своей “Одиссее” писал:

Нет меж живущих людей,

да не может и быть, безымянных:

В первый же миг по рождении каждый,

убогий и знатный,

Имя, как сладостный дар,

от родимых своих получает...

3. Сообщение темы и цели занятия

1. Итак, как вы уже догадались, мы будем говорить об имени человека. То есть поближе познакомимся с вами, узнав тайны ваших имен.

В народе говорят:

Не имя красит человека, а человек - имя. (русская пословица)

Лучше глаз лишиться, чем доброго имени. (русская пословица)

А в Японии мудрецы говорят: Тигр бережет свою шкуру, а человек – имя.

4. Сообщение учителя.

Имя — в традиционной культуре непосредственно связано с судьбой человека. Поэтому ритуалы, относящиеся к наречению именем, занимают важное место в родинно-крестильной обрядности славян.

Имя ребенку выбирали обычно крестные родители (часто согласуя свой выбор со святцами и советуясь со священником). Это имя сохранялось втайне и сообщалось родителям только после крещения по возвращении крестных с новорожденным домой. Часто присутствующие на крестинном обеде должны были сами отгадать имя; за это крестный отец награждал отгадавшего вином, а тот, в свою очередь, одаривал ребенка деньгами. Раскрытие имени до крещения считалось тяжким грехом и могло повлечь за собой смерть новорожденного.

 Чаще же имя держали втайне, опасаясь вмешательства нечистой силы: вештицы, могущей навредить ребенку, босорки, “бисыцы” и других женских демонов, способных подменить новорожденного на своего ребенка.

Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто, когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера или поведения (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз), профессию (Шуба, Ложка, Пушка). Давались имена, связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.

Известный советский археолог Арциковский сообщил, что в древнем Новгороде жила семья волховских рыбаков. Отец носил фамилию Линев (от рыбы линь). У Линева было 4 сына. Он оказался

человеком не без юмора и назвал всех сыновей “по-рыбьи”: Сом Линев, Ерш Линев, Окунь Линев и Судак Линев.

В русском языке есть русские имена, например, Владимир, Всеволод, Светлана, Людмила, Вера, Надежда, Любовь и многие другие. Почему мы сразу поняли, что они русские? Потому что, если мы послушаем их внимательно, то сразу поймем,  что они значат. Всеволод – «владеет всем». А чем владеет Владимир, Владислав? Людмила – она какая? Для кого?

А еще в русском языке есть много имен, которые пришли к нам из греческого, древнееврейского и латинского языков. В этих языках у имен тоже есть значения.

А теперь я загадала слово. Оно обозначает праздник. Праздник, который связан с темой нашего  урока. Этот праздник вашего имени … (именины). Этот праздник есть у тех, кого назвали русскими, а точнее сказать, православными именами.

Именины – это не день рождения, а день памяти святого, имя которого вы носите. Так что вы можете отмечать не только день рождения, но и именины (день ангела).

Ребята, известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня ты мал и имя у тебя маленькое. Когда ты подрастешь, твое имя подрастет вместе с тобой и станет полным. Когда ты станешь взрослым, тебя станут величать по имени – отчеству. В русской культуре отчество дается ребенку по имени отца. Если отца зовут Сергеем, то сына величают Сергеевичем.

  • Ребята, как вы относитесь к своему имени?
  • Кому оно нравится? Кому не нравится?
  • Может, кто из вас знает, как выбирали родители вам имя? В честь кого вас назвали?

Давайте послушаем рассказы одноклассников, что они узнали о своем имени, именинах, и заполним на доске Краткий словарик толкования имен.

5. Презентация детьми своих проектов.

Рассказывает 1 группа учащихся о своих именах. (Ребятам было дано поисковое задание: узнать всё о своём имени: происхождение имени, значение, особенности, роль имени в истории и т.д.)

Слово предоставляется Ксении, Егору, Кириллу, Виктору.

По мере выступления детей на доске заполняется таблица

Краткий словарик толкования имён

Имя

Значение

С какого языка

пришло

(Эта таблица продолжается по мере выступления учащихся класса)

Чтение стихов об именах

К С Е Н И Я

Гости, гости будут к нам!

В доме трам и тарарам.

Подбегает к маме Ксюша:

Мама, милая, послушай,

Напеку я куличей,

Из песка и калачей,

Новый кукольный сервиз

Им поставим.

И - сюрприз:

В каждом кукольном горшочке

Будут для гостей цветочки!

Мама улыбается,

К дочке наклоняется:

Да, конечно, мой малыш,

Правильно все говоришь,

Ты такая милая

И гостеприимная!

Только можно, я гостям

Тоже что-нибудь подам -

Угощенья и посуду?

Я тебе мешать не буду!

Е Г О Р

Затеял маленький Егор

С папой важный разговор:

"Ты купи-ка мне лопатку,

Во дворе устрою грядку,

Я цветы там посажу,

Всем ребятам покажу.

Будут там цветы расти,

Нам кивать, весной - цвести,

Буду я руководить,

Как нам садик посадить!"

Папа скажет для порядку:

"Я куплю тебе лопатку,

Только ты мне обещай:

Про цветы не забывай,

Правильно руководи,

За собой ребят веди.

Ведь ты, Егор, большой умелец,

Самый главный земледелец!"

К И Р И Л Л

Кирилл - владыка детской,

Где есть большой комод,

В комоде том богатство:

Машины, пароход.

А на комоде -

Зайцы, медведи и слоны,

Солдаты и индейцы

Неведомой страны.

И всеми ими может

Кирилл повелевать,

Он аккуратно сложит

Игрушки, ляжет спать.

Проснется очень взрослым,

Ну а потом, потом,

Владеть он станет крупным

Заводом, кораблем!

В И К Т О Р

Спросил меня мальчонка Витя:

"Скажи, что значит - победитель?"

И я стараюсь объяснить,

Кого б неплохо победить:

Упрямство, лень, обиды, скуку

И непокорную науку,

И тех, кто любит навредить

Совсем неплохо победить!

И если ты их победишь,

Ты будешь молодцом, малыш!

Ведь неспроста твои родители

Тебя назвали победителем!

6. Конкурс для зрителей.

Именная  викторина “Кого как зовут?”

  1. Назовите имя девушки, которая боялась очень жаркой погоды? (Снегурочка)
  2. Назовите имя и фамилию поэта, определившего цвет носа у Мороза? (Николай Некрасов)
  3. Имя самого высокого милиционера Москвы? (Степан)
  4. Как еще можно назвать бегемота? (Гиппопотам)
  5. Как называл своего друга англичанин, проживший на необитаемом острове 28 лет 2 месяца и 19 дней? (Пятница)
  6. Имя Маугли в голливудском варианте. (Тарзан)
  7. Как звали мальчика, который однажды вечером, сидя на лавочке, “качал ногой”, когда ему и его друзьям “делать было нечего”? (Николай)
  8. Как зовут ребенка, у которого папа осел, а мама кобыла? (Мулл)
  9. Как звали капитана, дети которого отправились на его поиски по всему свету? (Грант)

  1. Имя и фамилия артиста, герой которого “поскользнулся, упал, потерял сознание, очнулся – гипс” (Юрий Никулин)
  2. Как звали соперника Буратино по сердечным делам? (Пьеро)
  • А как называются одинаковые имена? (Тезки)

7. Учитель: В нашем классе есть тезки

Два Данила;         Два Ильи.
       
(Дети рассказывают о происхождении своего имени)

Чтение стихов об именах

Д А Н И И Л

Умные, добрые люди

Скажут врагам:

"Бог рассудит!"

Если не так что-то будет,

То не беда, пусть бог судит.

Исстари так у людей повелось,

И потому тебе имя далось.

Древнее имя придаст тебе сил -

Мудрое, доброе - Даниил.

И Л Ь Я

Если ты Ильей зовешься,

В жизни ты не ошибешься.

Будешь сильным и здоровым,

Всегда нужным, всегда новым,

Оттого что папа с мамой,

Бабушка и дедушка

Сильное и важное

Имя дали детушке.

Именем своим гордись,

Никогда зря не сердись,

И тогда вокруг тебя

Будет счастлива Земля!

8. Конкурс для зрителей “Аукцион знаменитых тезок”

  • Вспомним знаменитых Александров (Александр Пушкин, Македонский, Невский, Радищев, Грибоедов, Блок, Грин, Дюма, Фадеев, Твардовский, Галич, Розенбаум, Малинин, Буйнов).
  • Назовите знаменитых Валентинов и Валентин (Валентин Серов (художник; показать его картину “Стригуны на водопое”) Ка-таев (писатель; показать его книгу), Толкунова (певица), Легкоступова (эстрадная певица), Терешкова (летчик – космонавт; показать портрет).

Награждение победителей аукциона.

9. В нашем классе есть имена мальчиков, которые начинаются одинаково (влад…– что значит: владеть). Они обозначают «владеть миром, владеть славой (Владимир, Владислав)

(Предоставляется им слово)

Чтение стихов об именах

В Л А Д И М И Р

Каждым ярким белым днем

Солнце царствует огнем.

Каждой ноченькою ясной

Месяц царствует прекрасный.

Каждый день и день за днем

Мы живем и мы растем,

В каждом доме - свое царство,

Сказочное государство.

И всегда должно так быть:

Радость и любовь царить

Будут дома у тебя,

Царство - вся твоя семья.

А Володя, хоть и сын -

Самый главный господин.

Он, как солнышко, один,

Без него не будет царства,

Сказочного государства!

В Л А Д И С Л А В

Очень славный мальчик,

Славик - Владислав,

Он порезал пальчик

И залез на шкаф.

Он прославился на пляже -

Чуть не утонул.

Во дворе известен даже -

Семь шаров надул!

Славный мальчик Владислав

Все везде успеет,

Имя у него такое -

Славой он владеет!

10. А что за события обозначают эта дата:  25 января? (Татьянин день, День студентов).

 (Рассказ Татьяны о своем имени и  о Татьянином дне.) 

Чтение стихов об именах

Т А Т Ь Я Н А

Таня, Танечка, Танюша

Любит про себя послушать.

Мы расскажем нашей Тане,

В честь кого ее назвали:

В честь сабинского царя

Называют все тебя!

Станешь ты у нас царицей -  

Будем мы тобой гордиться!

Скажите, чем необычно имя Валя? (Им можно назвать и мальчика и девочку)

11. Назовите еще такие редкие подобные имена, которые можно одновременно давать и девочкам и мальчикам (Женя, Саша, Валера).

У нас есть такая девочка с необычным именем – Валерия. (Слово Валерии)

Чтение стихов об именах

В А Л Е Р И Я

Хмурится ребенок

Прям-таки с пеленок,

Слова вам не скажет,

Но пальчиком покажет.

Знает все на свете,

Но хранит в секрете!

Ямочка на щечке,

Кудряшка на височке,

Девочка румяная,

Смышленая, упрямая.

Мы с тобой поспорим,

Но не будем ссориться,

А если кто обидит,

Тому не поздоровится!

Я тебя покрепче

Руками обниму

И словечко тайное

Тихонечко шепну.

Будешь ты здоровой

Будешь ты чудесной,

Девочка кудрявая,

Молчунишка-песня!

12. Блицтурнир

Продолжаем отгадывать загадки-шутки “Имена девочек и мальчиков”. 

В данном задании нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в тексте. Ответ может подсказать эхо, ведь разгадка скрыта в самом конце вопроса. Но нужно быть внимательными: эхо может и подвести.

1.Кто принёс куклу из магазина?

Ответ: Зина (магаЗИНА).

2.Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома?

3.Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша?

4.Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена?

5.Кто покажет дом, в котором живёт растеряша?

6.Как зовут девочку, с которой дружит дочь Малинина?

7.Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?

8.Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?.

9.Кто подскажет друзьям место, где растёт вкусная ежевика?

10.Кто, заметив жука, спрятался под диван?

(Ответы: Зина, Рома, Даша, Елена, Яша, Нина, Роза, Юра, Вика, Иван)

Проверка ответов и выявление победителя.

13. Учитель: В нашем классе есть редкие, необычные имена:

Ангелина, Карина.

Учащиеся рассказывают о своих именах, заполняя словарик на доске.

 Чтение стихов об именах

А Н Г Е Л И Н А

Прямо с самого утра

Лине сообщили:

Будет дождь, а с ним - гроза,

Вот - сиди в квартире.

Позже сообщили,

Что совсем забыли!

Ведь коня купили -

Передать просили

Тетя с дядей Сашей

Ангелине нашей:

Будь здорова, не грусти,

Нас тот час же извести,

Весело ль тебе с конем

Дома быть дождливым днем.

 К А Р И Н А

Откуда ты пришла, Карина,

Чудесная такая?

Из дальних призрачных морей,

Со словом "дорогая"?

От ярких бусин - карих глаз,

От ягод спелых, сочных?

Пришла ты сделать лучше нас,

Мы это знаем точно!

Краткий словарик толкования имён

Имя

Значение

С какого языка

пришло

Ксения

Гостья, гостеприимство

греческое

Егор

(нар. вариант имени Георгий) Землевладелец, покровитель

Древнегреческое

Кирилл

Повелитель, владыка

Древнегреческое

Виктор

победитель

латинское

Илья

Бог мой  Яхве

Древнееврейское

Даниил

мой судья - Бог

Древнееврейское

Владимир

Владеет миром

Царить + знатный

Древнегерманское

Владислав

Владеть + слава

славянское

Татьяна

Устроительница, от имени сабинского царя Tatias

древнегреческое

Валерия

Сильная, здоровая

От римского родового имени

Ангелина

Возвещать, извещать

древнегреческое

Карина

Дорогая

испанское

Имена давно вошли в наш быт, литературу, устное народное творчество. Существует много скороговорок с именами и частушек.

14. Конкурс скороговорщиков

  1. Осип осип, Архип охрип.
  2. Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
  3. Кирилл Кире подарил рыбку, Кира Кириллу подарила улыбку.
  4. У Клары и Валерки Вареники в тарелке.

- Ребята, объясните, пожалуйста, смысл поговорки: “Не имя красит человека, а человек имя”

Действительно, человека в большей степени красят его добрые дела и поступки. Очень хочется, чтобы на нашей планете было больше добра, улыбок и счастья.

Жизнь человека на земле не бесконечна. Но некоторые люди за свою жизнь успевают сделать столько много полезного для других, что их постоянно вспоминают с благодарностью и уважением. В их честь называют города и улицы. Идет человек по такой улице, увидит ее название и подумает что-нибудь хорошее о том, кто носил это имя и сделал его знаменитым. Например, площадь А. Пушкина или улица Гагарина.

Может быть, и вы, когда вырастите, совершите что-нибудь хорошее и вашим именем тоже назовут улицу…

Литература

  1. Зима Д.и Н.Тайна имени. – М. 2002.
  2. Ромашова Е.И. День рождения в семье и в школе.– М. 1999.
  3. Сухин И.Г. Занимательные материалы. Вако М. 2004.
  4. Чудеса, рекорды, достижения. Диво,93.-М.Русская книга. 1993.
  5. Б. Хигер “Энциклопедия имен”. Изд. “Яуза”, “Эксмо”,2003

Художественная литература 

  1. Гомер “Одиссея” М., “Просвещение”, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Что означают наши имена"

Исследовательская работа выполнена учащимися 3Б класса в рамках НИК младших школьников....

"Здравствуйте! Как Вас зовут?" или "Что означают наши имена"

Это занятие можно проводить как внеклассное мероприятие в классе с разно-национальным составом....

"Что означают наши имена"

Это занятие можно проводить как внеклассное мероприятие в классе с разно-национальным составом....

Внеклассное мероприятие "День именинника. Что означают наши имена?" 4 класс

Внеклассное мероприятие "День именинника. Что означают наши имена?" 4 класс....

Классный час в 1 классе "Что означают наши имена".

Цели:1) Познакомить учащихся со значением их имен, с ритуалом имянаречения на Руси.2) Развивать индивидуальные творческие способности учащихся, инициативу, любознательность и самостоятельность.3) Восп...

Конспект и презентация к занятию внеурочной деятельности "Что означают наши имена"

Конспект и презентация к занятию внеурочной деяткльности курса "Первооткрыватели" на тему "Что означают наши имена"...

Что означают наши имена.

Учебно-исследовательская работа по окружающему миру в 3 классе...