Презентация по теме краеведения « ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ЗНАКОМСТВА С КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫМИ ПРАЗДНИКАМИ»
презентация урока для интерактивной доски (3 класс) по теме

Клёнышева Светлана Юрьевна

 Этот материал может быть использован на уроках окружающего мира, внеклассных мероприятиях и быть источником для проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon klenysheva_svetlana_yurevna.ppt1.96 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кленышева Светлана Юрьевна Учитель I квалификационной категории МОУ "Мордышская начальная школа-детский сад" Суздальского района. Стаж работы 20 лет.

Слайд 2

ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: « ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ЗНАКОМСТВА С КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫМИ ПРАЗДНИКАМИ» Обряд – совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции. Словарь русского языка С.И.Ожегова

Слайд 3

АКТУАЛЬНОСТЬ Не разработанность концептуальных основ духовно-нравственного становления личности ученика начальной школа, а также отсутствие целостной теории духовно-нравственного воспитания в начальной школе сдерживают и ограничивают качества духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в настоящие время. ПРОБЛЕМА Какова совокупность ведущих подходов, принципов и педагогических условий духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы в контексте идей отечественной культурно-педагогической традиции.

Слайд 4

Цель – определяется решением этой проблемы Объект – духовно-нравственное воспитание личности ученика начальной школы Предмет – система уроков по программе «Наш край» (автор Харчевникова Е.Л.) как процесс духовно-нравственного становления личности младшего школьника в логике отечественной культурно-педагогической традиции . Практическая значимость системы праздников по данной теме – принцип природосообразности.

Слайд 5

Задачи Рассмотреть приобщение младших школьников к истокам русской культуры как один из подходов к процессу духовно нравственного становления личности ученика начальной школы в контексте с отечественной культурно-педагогической традиции. Определить содержание данного подхода к процессу современного духовно-нравственного воспитания Определить педагогические условия для практического внедрения программы «Наш край» в учебно-воспитательный процесс начальной школы Экспериментально апробировать систему уроков по теме «Календарно-обрядовые праздники для приобщения младших школьников к истокам русской культуры.

Слайд 6

Календарно-обрядовые праздники. Сколько надежд, ожиданий предвкушения радостей и веселья связано с этими праздниками. Колядные песни – «овсени», имели обычно величальный характер: воспевали гостеприимство хозяев, их богатство, славился их труд на земле, пелись пожелания здоровья, богатого урожая, приплода: Где коза ногою, Там жито копною. Где коза рогом, Там жито стогом. Где коза ходит, Там жито родит… Колядки

Слайд 7

В старину гибкими молодыми ветвями освящённой вербы ударяли всех домочадцев. Чаще всего детей, иногда – и животных. Так после долгой зимы самым дорогим в доме передавали жизненную силу первого цветущего растения. При этом припевали-приговаривали: Верба красна, бей до слёз, будь здоров! Как вербочка растёт, так и ты расти! Не я бью, верба бьёт! Верба хлёст, бьёт до слёз! Вербное воскресение

Слайд 8

Успение. Успение – конец жатвы. Этот день ещё называется «дожинки», «обжинки». Народные приметы: На Успение огурцы солить. Успение – окончание жатвы. Оканчивается посев озимого хлеба. Первый спас – Медовый – начало Успенского поста. С этого дня начинают есть мёд, пекут пироги с мёдом. Второй спас – Яблочный – встречи осени, осенник. В этот день срывают спелые яблоки, освящают их.

Слайд 9

ПОКРОВ ПОКРОВ- первое зазимье. На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка. С этого дня начинали конопатить (утеплять) избы, приговаривая при этом: « Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а меня добром.» ПОКРОВ – конец хороводам, начало посиделкам. Весело ПОКРОВ проведёшь – дружка найдёшь.

Слайд 10

Гипотеза - предполагается, что процесс духовно-нравственного становления личности младшего школьника через ее приобщение к истокам русской культуры приобретет управляемый и эффективный характер, если: Используется гармоничное сочетание православной и светской составляющих отечественной культурно-педагогической традиции (через знакомство с содержанием календарно-обрядовых праздников) Содержание сценариев данных праздников строиться на культурологической основе в соответствии с этическими ценностями русской культуры Формирование представлений о нравственном идеале и его осознании учеником начальной школы осуществляется в процессе деятельного приобщения к этическим ценностям русской культуры нашедших свое отражение в содержании праздников Процесс приобщения младших школьников к истокам русской культуры предстают как целостный вариативный.

Слайд 11

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение мл. школьников к истокам русской народной культуры как важная составляющая часть воспитания

Необходимость обращения к  истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна.  Не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитан...

Презентация "Развитие регулятивных УУД самоконтроля младших школьников на уроках русского языка"

опыт работы по формированию самоконтроля на уроках русского языка с 1 по 4 класс...

СТАТЬЯ Приобщение младших школьников к истокам русской культуры через народную куклу

Статья посвящена проблеме воспитания у детей патриотических чувств через активное приобщение их к русской народной культуре, через изготовление русской народной куклы.В своей статье я поднимаю следующ...

Отчёт о работе над темой самообразования «Формирование интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка посредством изучения этнокультуроведческого материала»

Я работаю над проблемой «Формирование интеллектуального развития  младших школьников на уроках русского языка посредством изучения этнокультуроведческого материала». Проблема эта очен...

Приобщение младших школьников к ценностям народной культуры на уроках технологии

Знакомство с народными промыслами на уроках технологии в начальной школе...

Приобщение младших школьников к произведениям православной культуры.

Актуальность проблемы состоит в том, что изменения в жизни страны, связанные с реформированием российского общества, привели к потере общих для всех граждан духовных ценностей....