СТАТЬЯ Приобщение младших школьников к истокам русской культуры через народную куклу
статья (4 класс)

Заварзина Светлана Генриховна

Статья посвящена проблеме воспитания у детей патриотических чувств через активное приобщение их к русской народной культуре, через изготовление русской народной куклы.

В своей статье я поднимаю следующие задачи - обогащение знаний младших школьников о жизни и быте русского народа, формирование знаний о разнообразии и назначении традиционной тряпичной куклы, история возникновения куклы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение младших школьников к истокам русской культуры через народную куклу.

       Патриотические чувства не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства и зависят от социальных условий жизни и воспитания.

       Своя культура всегда выделяется человеком, как особенная, с которой он свыкается, сживается. К сожалению, с уверенностью можно сказать, что большинство очень поверхностно знакомо с русской культурой. Необходимо вернуть утраченные ценности.

       Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории.

       Воспитание ребёнка в первые годы жизни в значительной мере определяет последующий путь его жизни.

       Богатство и разнообразие природы, труд и быт русского народа определили оригинальность и самобытность народного творчества.

       Я считаю, что необходимо донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать ребят в национальных традициях. Необходимо прививать им любовь к своей стране через патриотическое и эстетическое воспитание.

       Педагоги, воспитатели должны заботиться о том, чтобы в сознании ребёнка, в его памяти запечатлелись детали окружающей природы, те любимые уголки, из которых постепенно складывается дорогой человеку мир.

       Важно не только видеть окружающее, но и создавать новые ценности. Существуют различные способы приобщения детей к национальной культуре.

       Одним из видов воспитания являются народные игры. В игре дети воспроизводят почти все жизненные ситуации – свадьбу, прием гостей. Это приобщает их к традициям, закладывает определенные моральные устои, вводит в обрядовую культуру.

       Одно из центральных мест в системе человеческих ценностей занимает трудовое воспитание. Оно формирует у ребенка особое отношение к труду как к жизненно необходимому средству существования и как к внутренней нравственной потребности человека.

       Дети приобщаются к русским традициям и культуре через участие в традиционных праздниках (Масленица, Пасха).

       Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играет знакомство с народной игрушкой как средством выражения национального характера.

       На Руси основным материалом для изготовления игрушек были глина и дерево. Мастерили также игрушки из соломы, мха, еловых шишек, льна. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Наиболее крупным центром деревянной игрушки издавна был Сергиев Посад. Другим центром игрушек была деревня Богородская. Богородская резьба и сейчас занимает значительное место в декоративном искусстве.

       Глиняную игрушку делали в Туле, Каргополе. Особенный интерес представляет дымковская игрушка, по названию слободы Дымково, близ города Кирова.

       В быту русского народа наиболее распространенной игрушкой была тряпичная кукла. Кукла – знак человека, его игровой образ, символ, который фокусирует время, историю культуры, страны и народа, отражая их развитие и движение. Сегодня рукотворная тряпичная кукла выполняет новую коммуникативную функцию: она стала средством приобщения к народному культурному опыту, в котором нам многое созвучно.

       Мастеря куклу своими руками, учащиеся знакомятся с народным мировоззрением, учатся рукоделию, учатся творить, им открывается мудрый мир наших предков. Народная кукла способствует передаче ребенку нравственных, символических и мифологических знаний.  Таким образом, приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

        Технологическая карта изготовления народной куклы КРАСОТА

   Свадебная кукла КРАСОТА

*        Кукла КрАсота (ударение на А) родом из Тульской губернии.

*        Делала её на свадьбу сама Невеста, показывая свои умения в рукоделии.

*        Ставили куклу в свадебный пирог, который пекла мать Невесты.

*        Кукла была оберегом красоты Невесты, поэтому в наряде куклы преобладал красный цвет – обережный, дающий жизненную силу.

*        На подносе создавалась целая композиция: в центр каравая ставилась кукла "Красота", поднос украшали ржаными колосьями и предметами рукоделия, изготовленными невестой.

*        Отведав пышного каравая и оценив умение невесты, гости оставляли на подносе деньги и подарки для молодоженов.

*        После свадьбы кукла бережно хранилась в семье.

Материалы:

1.        Лоскут красной ткани 20х10 см – для головы и волос;

2.        Лоскут красной ткани 15х7 см – для груди;

3.        Лоскут красной ткани для юбки;

4.        Лоскут белой ткани для передника;

5.        Белая ткань или бумажный рулон, завернутый в белую ткань;

6.        Красные нитки

7.        Наполнитель (вата или синтепон)

8.        Ленты, бусины  для украшения.

Ход работы

1.         Бумажный рулон завернуть в светлую однотонную ткань, получится туловище. (рис. а, б).

2.        На прямоугольном куске красной ткани размером (20х10 см) сделать два продольных  надреза, оставляя с одного края нетронутыми примерно 5 см. (рис. в).

3.        Нетронутый край ткани надеть на один конец туловища, получились волосы. Три ленты заплести в косу (рис. г, д).

4.        На красную ткань размером (15х7см) уложить два шарика ваты. Ткань с ватой перекрутить по центру между шариками.  (рис. е, ё).

5.        Получившуюся форму длинными краями ткани привязать к туловищу, формируя грудь.  (рис. ж).

6.        Под грудью привязать красную ткань, колоколом закрывающую туловище, получится юбка (рис. з).

7.        Украсить голову красной лентой, надеть белый фартук.

8.        Косу закрепить на талии с помощью пояса (рис. и).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение мл. школьников к истокам русской народной культуры как важная составляющая часть воспитания

Необходимость обращения к  истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна.  Не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитан...

Презентация по теме краеведения « ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ЗНАКОМСТВА С КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫМИ ПРАЗДНИКАМИ»

Этот материал может быть использован на уроках окружающего мира, внеклассных мероприятиях и быть источником для проекта....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка через решение проектных задач

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и актуализации материала по проблеме использования метода проектных задач в начальных классах на уроках русского языка с целью  ...

Повышение уровня грамотности младших школьников на уроках русского языка через развитие навыков самоконтроля при определении орфограммы

В статье раскрывается работа учителя над повышением уровня грамотности младших школьников на уроках русского языка через развитие навыков самоконтроля при определение орфограммы....

Повышение уровня грамотности младших школьников на уроках русского языка через развитие навыков самоконтроля при определении орфограммы

В статье раскрывается тема работы учителя над повышением уровня грамотности младших школьников на уроках русского языка через развитие навыков самоконтроля при определении орфограммы....

Приобщение младших школьников к произведениям православной культуры.

Актуальность проблемы состоит в том, что изменения в жизни страны, связанные с реформированием российского общества, привели к потере общих для всех граждан духовных ценностей....

Статья "Развитие речи младших школьников через знакомство с истоками русской культуры"

Статья "Развитие речи младших школьников через знакомство с истоками русской культуры"...