Программа "Азбука жизни"
учебно-методический материал (2 класс) по теме

Мауль Людмила Иосифовна

Программа гражданско-правового воспитания для учащихся начальных классов (2 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr_azbuka_zhizni.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации муниципального образования                 «Горнозаводский район»                                                                                                                Муниципальное общеобразовательное учреждение                                                                   «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Горнозаводска

АЗБУКА ЖИЗНИ

Программа гражданско-правового воспитания для учащихся начальных классов (2 класс)

Мауль Людмила Иосифовна,

учитель начальных классов                                    высшей квалификационной категории

МОУ «СОШ №3» г. Горнозаводска

г. Горнозаводск

2010

Пояснительная записка

        Изменения, происходящие в современной России, такие как,

демократизация общества, построение правового государства, признание

основных прав и свобод человека, расширение возможностей для развития

духовных и материальных потребностей личности, актуализируют проблему

готовности человека к выбору и самостоятельному ответственному действию

в политической, экономической и культурной жизни.

        Указанные выше тенденции развития России требуют переосмысления

целей и результатов образования и воспитания. В качестве главного

результата образования и воспитания должна рассматриваться готовность и

способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную

ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, в

котором они живут.

Высшей ценностью государства становится человек, его права и свободы. Изменения, происходящие во всех сферах жизни, требуют адекватных  изменений и в сфере образования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркнуто, что школа – должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (на период до 2025 года) определяет в качестве одной из основных целей образования – «воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих  права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью…»

В связи с этим, в настоящее время все большее внимание уделяется проблемам правового образования детей, начинать которое необходимо с начальной школы, так как основы правосознания, как фундамент формирования личности, должны закладываться как можно раньше.

Цель программы:

  • создание условий для формирования гражданско-правовой культуры, успешной адаптации и самореализации  младших школьников на следующей ступени обучения и в социуме.

Задачи:

  • содействовать ребёнку в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе, в родной стране, входящей в систему стран всего мира;
  • помогать в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определённые права и требующему исполнения определённых обязанностей;
  • обогащать знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими усвоению определённых норм морали, нравственности.

Программа гражданско-правового воспитания носит ознакомительный характер, дает общее представление об основных правах и свободах маленьких граждан России, государственной символике.

Ведущие принципы программы, на которых строится образовательный процесс:

  • принцип системности (содержание программы как совокупность взаимосвязанных компонентов);
  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  • принцип преемственности (между классами начальной школы);
  • принцип наглядности (наглядные средства могут быть использованы в различных дидактических целях: для закрепления правовых знаний, как зрительная опора в объяснении педагога, как самостоятельный источник информации);
  • принцип диалога (внимательное отношение к мнению каждого участника занятий);
  • принцип научности (соответствие подобранного материала достижениям современной науки);
  • принцип связи с жизнью (с личным опытом учащихся, предполагает обогащение правовых знаний учащихся и одновременно избавление учеников от ошибочных правовых представлений и установок).

Направления программы:

  1. Права детей (на жизнь, на семью, на имя, на образование, на отдых, на охрану здоровья, на неприкосновенность личности). Права человека. Равноправие. Уважение к правам. Обязанности. Гражданин. Ребенок. Семья. Правовые документы. Конвенция о правах ребенка. Всеобщая Декларация прав человека. Конституция.
  2. Правила для учащихся. Устав школы. Правила поведения и общения в школе, дома, в общественных местах. Саморегуляция поведения. Закон. Беззаконие. Проступок. Преступление. Наказание. Ответственность. Добро. Зло. Золотое правило нравственности.
  3. Государственная символика: Родина. Россия. Российская Федерация. Малая родина. Герб. Гимн. Флаг. Триколор. Столица. Москва. Президент.

Классификация часов гражданско-правового воспитания в зависимости от характера деятельности учащихся:

  • информационно-ознакомительные;
  • игровые;
  • дискуссионные;
  • оценочные.

Формы работы по реализации программы: беседа, дискуссия, путешествие, чтение и обсуждение сказок, рассказов, конкурс рисунков; игровые технологии: деловая игра, ролевая игра, дидактические игры (викторины, кроссворды, ребусы); анкетирование, тест-опрос, практикум,  тренинг,  интеллектуальный марафон, КВН, презентация.

Направленность программы.

Предлагаемый опыт предназначен для учителей и учащихся начальных классов.  

Содержание программы:

Программа рассчитана для учащихся 2-х классов. Предлагаемый материал освобождается от сложностей и дается в небольшом объеме. Все занятия начинаются с рефлексии предыдущего и заканчиваются получением обратной связи. Программа предусматривает проведение 17 часов в год (1 раз в 2 недели).

  1. Права ребенка.
  • Кто Я? Какие мы?

Формирование представления о том, что все люди разные (по внешнему виду, характеру, физическим возможностям, роду занятий и т.д.), но все равны в своих правах.

  • О человеческом счастье…

Формирование представления о том, из чего складывается человеческое счастье. Какие важнейшие условия для этого необходимы (друзья, взаимопонимание, семья, любовь, здоровье, достойный уровень жизни).

  • О человеческом счастье…

Формирование представления о том, что человек сам создаёт своё счастье и что для этого следует предпринять (учиться, чтобы быть грамотным, образованным, получить возможность заниматься любимым делом, приносить людям пользу; создавать хорошие отношения в семье, среди окружающих, чтобы тебя уважали, любили; заботиться о здоровье; заботиться о счастье страны, мира и т.п.).

  • Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Формирование представления о том, что такое хороший поступок;

плохой поступок.

  • А нужны ли правила?

Соблюдение определённых правил в поведении, деятельности (ПДД, правила противопожарной безопасности, взаимоотношения между людьми и т.д.)

  • Царство Закон.

Формирование понятия «закон», роль закона в обществе.

  • Царство Беззаконие.

Формирование понятия «беззаконие» (уточнение представления о законе, оттенив его ситуацией беззакония), осознание неразрывности прав и обязанностей.

  • Закон для нас. Закон внутри нас.

Знакомство со Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребёнка, Конституцией Российской Федерации (первичное образное знакомство).

  • Что мы знаем о правах человека?

Обобщение знаний, представлений из области граждановедения, правоведения, культуры поведения.

  1. Государственная символика.
  • Наша Родина – Россия.

Формирование устойчивого, уважительного отношения к родной стране. Создание эмоционально-положительной основы для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. Первоначальное знакомство с символикой Российской Федерации (гербом, флагом, гимном).

  • Для чего нужны флаг и герб страны.

Знакомство с символами РФ – флагом, гербом. Описание этих символов. Отличие и сходство флага, герба в прошлом и настоящем времени.

  • Гимн – торжественная песня.

Знакомство с символом РФ – гимном. Заучивание гимна РФ. Отличие и сходство гимна в прошлом и настоящем времени.

  • Самый главный человек в стране.

Формирование понятия «президент». Заочное знакомство с президентом России, его правами и обязанностями.

  1. Правила для учащихся.
  • Правила школьной жизни.

Формирование отношения к школе, как к работе. Соблюдение правил поведения в школе.

  • Правила поведения на природе «Не навреди!» (экскурсия в музей)

Формирование бережного отношения к окружающей природе, чувства ответственности. Составление и соблюдение правил поведения на природе.

  • Правила поведения в театре (игра-тренинг)

Разыгрывание мини-спектакля, изготовление декораций, ролевые игры «Обслуживающий персонал театра», «Зрители», «Артисты». Соблюдение правил поведения в театре.

  • Правила поведения в общественном транспорте (КВН)

Формирование правил поведения в общественном транспорте через инсценировку стихотворений: «Шёл трамвай десятый номер» С.В. Михалков, «Любочка» А.Л. Барто и рассказа «Девочка с куклой».

Требования к уровню реализации программы.

К концу 2-го класса учащиеся должны:

Знать:

  • что все люди равны в своих правах независимо от пола, цвета кожи, физических возможностей;
  • что поступки, уважающие, защищающие права человека, - хорошие поступки и, наоборот, поступки, нарушающие права человека, - плохие;
  • что соблюдение людьми общепринятых правил поведения и безопасности обусловлено необходимостью соблюдения прав друг друга;
  • что государство – основной гарант соблюдения прав человека в стране;
  • название страны, главного Закона страны, государственных символов России, президента.

Иметь представление о понятиях:

  • равноправие;
  • хороший поступок;
  • плохой поступок;
  • правило;
  • закон и беззаконие;
  • уважение;
  • культура поведения;
  • права человека.

Уметь:

  • оценивать поступок человека с точки зрения права;
  • доказать своё мнение;
  • корректировать своё поведение, базируясь на понятии «соблюдение прав человека».

Литература:

  1. Азбука права: разработки занятий в начальной школе /авт.-сост. Н.Н. Бобкова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе. 2 класс / Л.В. Управителева. – Ярославль, Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Урок есть жизнь. Жизнь есть урок"

В эссе отражена моя педагогическая позиция....

Сценарий экологической игры по станциям "Жизнь прекрасна! Жизнь вокруг!"

Игра по станциям может быть проведена во 2-4 классах в рамках Недели окружающей среды. Она является одним из агитационных мероприятий в рамках экологического проекта «Чтоб природу сохранять, надо дело...

Жизнь виртуальная и жизнь реальная.

1) Сформировать понятие реальной и виртуальной жизни.2) Помочь разобраться, какая жизнь помогает стать настоящими людьми.2) Выяснить пользу или вред приносят компьютерные игры?...

Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Детское сотрудничество"

Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...

Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Оценка и самооценка""

Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...

Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Учимся работать вместе""

Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - осн...