Внеклассное мероприятие "Это страшное слово блокада..."
классный час по теме

Тимофеева Любовь Юрьевна

Сценарий для учащихся начальной школы по теме: "Это страшное слово блокада..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_uroka_muzhestva.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Сценарий урока мужества

                                        «Это страшное слово блокада…»

                                                        ( для начальной школы )

Слайд1

Дети: ( 4 человека)

1)Вам, героическим защитникам Ленинграда,

2)Вам, участникам прорыва и снятия блокады любимого города,

3)Вам, пережившим страшную 900-дневную блокаду,

4)Всем ныне живущим и павшим смертью храбрых

                                     (вместе) ПОСВЯЩАЕТСЯ!

Слайд 2

Ученик

Опять война, опять блокада…
А, может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить.

Ученик
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде прочитали
Стихов достаточно вполне».

Слайд3

Ученик
И может показаться: правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда – не права!

Ученик
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!

Слайд 4

 Ведущий :

        В 2013 году мы отмечаем памятную дату: 69 лет со дня снятия блокады.

         В июле 1941года фашистские войска, имея превосходство в силах, преодолели упорное сопротивление советских войск и захватили окраины Ленинграда и Ладожского озера.

Слайд 5

Ученик

Отрезав город от страны,

Сжав в огненном кольце блокады

Враги хотели уничтожить, растоптать

Все то, что ленинградцы так любили.

Ведущий :

Ребята, давайте с вами вернёмся в то время, когда наш город назывался Ленинградом,

а ваши прадедушки и прабабушки были ещё совсем юными. Но на их долю выпали тяжкие испытания.

Слайд 6

Ученик

В Ленинграде белые ночи,

Июнь сорок первого года.

Выдалось жаркое лето

К утру отдыхает природа.

Слайд 7

Ученик

Спит Летний сад. Свет зари над Невой.

Розы, фиалки цветут.

И кто мог подумать, что бомбы, обстрелы

Вмиг тишину оборвут.

Слайд 8

Ученик

Напали фашисты на нашу страну.                            

Шли танки, летели снаряды.                                    

Отцы, деды, братья ушли на войну                

Сражаться с фашистской армадой.        

Фрагмент песни «Священная война».

Слайд 9

Ведущий: Наше дело правое! Победа будет за нами! Уже на второй день войны на улицах города висел плакат художника В.А.Серова

Слайды 10-13

На защиту города поднялись все его жители: 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды.

Слайд 14

Ученик

Хотели враги Ленинград уничтожить,

Стереть этот город с земли.

Но захватить и прорвать оборону

Фашисты никак не смогли.

Слайд 15

Ученик

Враги окружили наш город.

В блокадном кольце Ленинград.

Над Лиговским, Невским проспектом

Снаряды и пули летят.

 Ученик

Рано зима в этот год наступила.

Морозы пришли, холода.

И в мирную жизнь ленинградцев.

Ворвалась нежданно беда.

Слайд 16

Ведущий. Посмотри на карту! Если земля нарисована коричневым, значит её, захватили фашисты. На коричневой земле нарисована фашистская свастика. А там где, стоит Красная Армия, нарисованы красные звёзды. Враг окружил город. Ленинград оказался в блокадном кольце.

Слайды 17-20

Враги обстреливали из пушек все ленинградские улицы. Так было каждый день. Враг бил по жилым домам, по школам, по детским садам. Он бил по улицам, убивая мирных жителей не щадя женщин, стариков, детей. Это не забудется никогда!

Слайды 21-22

Ученик

Охваченный войною блокадный Ленинград.

На улицах трамваи замерзшие стоят.

Разрушенные здания и надпись на стене:

«Опасно при обстреле на этой стороне».

Слайд 23

Ученик

Зачем эту надпись наш город хранит?
Чтоб взрослые знали и дети:
« Ничто не забыто. Никто не забыт!»
Чтоб помнили все строчки эти.

Ведущий

Зимой 1941-42гг Ленинград сковала лютая стужа.

Слайд 24

Ученик

В водопроводных кранах не вода, а лёд.

И только прорубь невская горожан спасёт.

Слады 25-26

Ведущий

Без воды, без тепла, без света. День похож на темную ночь.  Дома не отапливались, в квартирах появились железные печурки – буржуйки, которые можно было топить дровами, бумагой, сжигали мебель, и в самую последнюю очередь – книги.

Ведущий

Сколько испытаний принесла блокада!

Город был изолирован от Большой земли.

Поэтому катастрофически  уменьшались нормы выдаваемых продуктов.

Слайды 27-28

Ведущий

Вглядитесь в эти фотографии - и вы поймёте, как жили ленинградцы первой блокадной зимой.

 Вот такой кусочек хлеба получали ленинградцы по карточкам на целый день.

Такие объявления висели во всех булочных Ленинграда. Муки в этом хлебе не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы.

Слайд 29

Ученик

Цену хлебу знает каждый ленинградец.

Маленький кусочек – 125 грамм.

Не сдаётся Ленинград. Город выживает,

Урок отваги, мужества преподносит нам.

Слайды 30-31

Ученик

Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать.

Ученик

Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.

Слайд 32

Ученик

Вместо супа –

Бурда из столярного клея,

Вместо чая –

Заварка сосновой хвои.

Это б все ничего,

Только руки немеют,

Только ноги

Становятся вдруг не твои.

Слайд 33

Ученик

Только сердце

Внезапно сожмется, как ежик,

И глухие удары

Пойдут невпопад…

Ученик

Сердце!

Надо стучать, если даже не можешь.

Не смолкай!

Ведь на наших сердцах –

Ленинград.

Ученик

Бейся, сердце!

Стучи, не смотря на усталость,

Слышишь:

Город клянется, что враг не пройдет!

Ученик

… Сотый день, дорогая.

 Как потом оказалось, впереди

Оставалось еще 800!

Ведущий Все эти нечеловеческие тяготы и лишения на равнее с взрослыми переносили дети и подростки.

Слайд 34

До сей поры в музее истории Ленинграда хранится очень скромный дневник Савичевой Тани (11лет) , а его копия в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища. Всего 42 строки.

Слайд35

Ученик

В осаждённом Ленинграде

Эта девочка жила.

В ученической тетради

Свой дневник она вела. 

В дни войны погибла Таня,

Таня в памяти жива:

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир её слова:

Ведущий

«Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941года.

Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года..»

Слайд 36

Ученик

А в ночи пронзает небо

Острый свет прожекторов.

Дома нет ни крошки хлеба,

Не найдёшь полена дров.

От коптилки не согреться

Карандаш дрожит в руке,

Но выводит кровью сердце

В сокровенном дневнике:

Ведущий

«Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».

Слайд 37

Ученик

Отшумела, отгремела

Орудийная гроза,

Только память то и дело

Смотрит пристально в глаза.

К солнцу тянутся берёзки,

Пробивается трава,

А на скорбном Пискарёвском

Остановят вдруг слова:

Ведущий

«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года.

Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».

Слайд 38

Ведущий

Люди, вслушайтесь в  дневник:

Он звучит сильней орудий,

Тот безмолвный детский крик:

«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»

Слайд 39

 Ведущий. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться.

Трагедия семьи Тани Савичевой типична для блокадного Ленинграда: сколько погибло от голода людей, сколько вымерло семей!

Слайд 40
Ведущий

В это время обычной принадлежностью зимнего Ленинградского пейзажа стал вид пешехода – мужчины, женщины или подростка, везущего детские санки с прикрученным к ним телом покойника, обернутым в  одеяло или кусок полотна.

Слайд 41

Ученик

      « Скрипят полозья в городе, скрипят.

Как многих нам уже не досчитаться!

Но мы не плачем: правду говорят,

Что слезы вымерзли у ленинградцев.»

Слайды 42-48

Ведущий                                                                

Когда  застыл лёд на Ладожском озере, появилась возможность перевозить продукты прямо по льду. Дорогу по льду Ладоги назвали «Дорогой жизни». Расчищали дорогу с помощью лошадей, потом по ней шли машины с хлебом.

Мы никогда не забудем мужество, стойкость, героизм водителей, дорожников, связистов, зенитчиков, регулировщиков – всех тех, кто под бомбёжкой и обстрелом, в мороз, метель и вьюгу работал на «Дороге жизни».

О подвигах шофёров на ледовой дороге слагали легенды.

Рассказывали о водителе, который, вывозя из города истощённых детей, увидел, что они в кузове его машины замерзают. Тогда он снял с себя всю тёплую одежду и накрыл ею малышей. А сам в трескучий мороз сел в кабину полураздетым.

Слайд 49

Ученик

Чтобы жизнь спасти ленинградцам,

Зимой в сорок первом году

С хлебом шли в город машины

По Ладоге, прямо по льду.

Слайд 50

Ученик

Бомбёжки, метели, заносы…

Уходят машины под лёд,

Но каждый шофёр твердо верил,

Что город любимый спасет.

Слайд 51

Ученик

 «Дорогой жизни» Ладогу назвали,

Надеждой на спасение людей.

Раненых, больных и истощенных

Везли полуторки из города по ней.

Ведущий                                                              

Давайте песню мы о Ладоге споём,

Ведь эту песню любят все и знают.

 Она как символ мужества людей.

И пусть нам наши гости подпевают.

Слайды 52-53

Хор «Песня о Ладоге» (слова П.Богданова, музыка П.Краубнера и Л.Шенберга)

Ведущий

Но, не смотря на все тяготы: голод, холод, парализованный городской транспорт, не действующие водопровод и канализация, люди жили, трудились, защищали свой город.

Слайд 54

Ученик

В городе блокадном люди выживали.

От холода и голода они детей спасали.

Ученик

Чтоб согреться, мебель в буржуйках сжигали

И свой кусочек хлеба детям отдавали.

Слайды 55

Ученик  Город жил. В нём оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт.

Слайд 56-57

Ученик Женщины рыли окопы, но это было нелегко, так как с воздуха вражеские самолёты бросали бомбы.

Слайды 58 -59

Ученик  На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки.

Ученик Работали на станках женщины и даже школьники.

Слайды 60-61

Ученик Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах.

Ученик А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу. 

Слайды 62-63

Ученик Помогали ухаживать за ранеными в госпиталях, устраивали им концерты.

Ученик  Несли дежурство на крышах домов, обезвреживали зажигательные бомбы.

Слайд 64
Ученик Несмотря на такое тяжёлое время, работали школы. И те дети, которые могли ходить, учились в школе.

Ученик И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев.

Слайд 65
Ведущий Многие ленинградские мальчишки и девчонки за доблестный труд и за оборону Ленинграда были награждены орденами и медалями. Несломленный дух ленинградцев помог им выжить, выстоять в том испытании.

Слайд 66
Хор  песня о ленинградских мальчишках. (И.Шварц, В.Коростылев)


Ведущий Для поддержания духа по радио постоянно велись передачи, читали стихи, звучала музыка.

Слайд 67

Ученик

В каждом доме день и ночь

Радио звучало.

Оно для ленинградцев

Связью с миром стало.

Ведущий

В замёрзших домах среди голода, мрака,

Бомбёжек, обстрелов жил город мой.

Рождались стихи гениальные, яркие,

Творимые чувствами, болью, душой.

Слайд 68

Ученик

Смерти назло и блокаде

Музыка не молчит.

За пультом стоит Шостакович.

Симфония в зале звучит.

Ученик

Её прерывают бомбежки,

Но музыку не удержать

И в темноте музыканты

Смогли симфонию доиграть.

Слайды 69-70

Ученик

Эта музыка жить будет вечно,

Как символ стойкости людей.

Симфонию назвали «Ленинградской»,

По праву мы гордимся ей.

Звучит фрагмент седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича

Слайды 71-72

Ведущий

900 дней и ночей длилась блокада Ленинграда.

Это были 900 дней мужества, стойкости, подвига непокоренных ленинградцев.14 января 1944 года наши войска перешли в наступление и 27 января 1944года полностью освободили Ленинград от фашистской блокады. 

Слайд 73

Ученик

За город шли жестокие бои.

За Родину солдаты воевали

И в январе, разбив врага,

Кольцо блокадное прорвали.

Слайд 74

Ученик

Спасибо тем, кто город отстоял,

Кто выжил в страшную блокаду.

Кто восстанавливал, из пепла возрождал.

Спасибо вам, герои Ленинграда.

Слайд 75

Ведущий 930000 участников обороны Ленинграда награждены медалью « За оборону Ленинграда».

Слайд 76

27 января 1944 года в 8 часов вечера над заостренным шпилем Адмиралтейства, над гигантским куполом Исаакиевского собора, над выжившим Ленинградом грянул гром, вспыхнули снопы золотых стрел - салют из 324 орудий, знаменующий собой освобождение Ленинграда, конец блокады.

Слайд 77

Ученик

За залпом залп. Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут,
А ленинградцы тихо плачут.

Ученик
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо,
Их радость слишком велика -
Гремит салют над Ленинградом!

Слайд 78

Ученик
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось.

Ученик
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе салют!
Сегодня ленинградцы плачут...

Слайд 79

Ведущий

Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности. Объявляется минута молчания. (Метроном) 

Слайды 80-81

Ведущий

У дороги жизни шепчутся березы,

Седину лохматит дерзкий ветерок.

Не стыдитесь, люди, и не прячьте слезы:

Плачет вместе с вами каменный цветок.

Слайд 82

Ученик                                                              

Есть в нашем городе мемориал.

Он памятью народной стал.

В граните застыла Родина-мать,

Чтоб павших покой всегда охранять.

Слайд 83

Ученик                                                                

Вечный огонь никогда не погаснет.

Как память о тех, кто наш город сберёг.

О тех, кто работал, сражался отважно

И для Победы сделал, что мог 

Слайд 84

Ученик

Под шелестом опущенных знамен

Лежат бок о бок дети и солдаты.

На пискаревских плитах нет имен,

На пискаревских плитах только даты.

Год 41…

Год 42…

Полгорода лежит в земле сырой.

Слайд 85

Ведущий Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.

Слайд 86

Ученик

Люди!

Покуда сердца стучатся, -

Помните!

Какою ценой завоевано счастье,

Пожалуйста, помните!

Слайд 87

Ученик

Песню свою, отправляя в полет, -

Помните!

Ученик

О тех, кто уже никогда не споет,-

Помните!

Слайд 88

Ученик

Детям своим расскажите о них,

Чтоб запомнили!

Ученик

Во все времена бессмертной Земли

Помните!

Слайд 89

Ученик

К мерцающим звездам ведя корабли,

 О погибших помните!

Ученик

Встречайте трепетную весну,

Люди Земли!

Убейте войну!

Прокляните войну!

Слайд 90

Ученик

Люди Земли!

Мечту пронесите через года

И жизнью наполните!..

Ученик

Но о тех, кто уже не придет никогда, -

Заклинаю!

Помните!

Слайд 91

Ведущий

Наш город встал, как страж на сумрачном заливе,

Вонзая шпили в огненный рассвет.

Есть города богаче и счастливей,

Есть и спокойней, но прекрасней нет!

Слайд 92 (клип)

 Песня «Санкт-Петербург – гордая белая птица» (О.Кваша, В Панфилов)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Это страшное слово - война"

классный час "Это страшное слово - война"...

Презентация к устному журналу "Это страшное слово - БЛОКАДА"

В презентации собраны фотографии блокадного Ленинграда, его жителей и защитников....

Классный час на тему "Это страшное слово ВОЙНА"

Данный материал ипользуется во 2-4 классах  на классном часу, посвящённом Великой Отечественной войне....

"Страшное слово - жадность" Методическая разработка

Методическая разработка для учащихся начальной школы по теме "Страшное слово - жадность" (3 класс)Разработано на основе книги Д.С.Лихачева "Письма о добром"...

Это страшное слово -война

Что знают дети о войне...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ НА ТЕМУ: «БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА»

Патриотическое воспитание как часть воспитательного процесса в начальной школе. Блокада Ленинграда стала одним из трагических событий Второй мировой войны.  Спасибо, что выжили!...