"Страшное слово - жадность" Методическая разработка
методическая разработка (3 класс) по теме

Кулакова Анастасия Дмитриевна

Методическая разработка для учащихся начальной школы по теме "Страшное слово - жадность" (3 класс)

Разработано на основе книги Д.С.Лихачева "Письма о добром"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_likhachyova._strashnoe_slovo-zhadnost.3_klass.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 47 ИМЕНИ Д.С. ЛИХАЧЕВА

___________________________________________________________________________

197136, Санкт-Петербург,  ул. Плуталова, д.24;   тел./факс 498-17-59,  тел./факс 232-85-81       

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Урок – внеклассное чтение

3 класс

Образовательные  технологии:  здоровьесберегающие технологии, технология продуктивного чтения.

Тема:  «Урок  Д.С.Лихачева. Страшное слово - жадность»

                                  Составила: учитель начальных классов

                                              Кулакова Анастасия Дмитриевна

                                           ГБОУ № 47 им. Д. С. Лихачева

Санкт - Петербург

2010/11 учебный год

Тема урока:

«Страшное слово – жадность»

Цели урока:

  • познакомить детей с деятельностью выдающегося человека современности Д.С.Лихачёва;
  • воспитывать у детей положительные человеческие качества, такие как любовь к ближним, уважение к людям;
  • развитие речи, обогащение и активизация словаря.

                                                                                     

                                                                                                                         

                                                                                                   

        

             

                                 

Ход урока:

Учащиеся участвуют в диалоге с учителем, активно отвечают на поставленные вопросы.

У.

  • Здравствуйте! Сегодня, на данном занятии, мы будем говорить об очень важных качествах человека. Но, для начала, я бы хотела обсудить с вами одну ситуацию, которая произошла с одним мальчиком. Прочитайте внимательно текст и вы  поймёте, какие слова пропущены (они все однокоренные) и  без труда скажете как  люди называют такого мальчика.

Жадный   мальчик

Жил на свете очень жадный  мальчик. Идёт он улицей, видит, продают мороженое. Стал мальчик  

и  думает: «Если бы мне кто-то дал сто порций мороженого – вот было бы хорошо».

Подходит к школе. В тихом безлюдном переулке вдруг догоняет его седой-седой дедушка и

спрашивает:

- Это ты хотел сто порций мороженого?

Мальчик удивился. Скрывая замешательство, он сказал:

- Да…Если бы кто дал деньги…

- Не нужно денег, - сказал дедушка. – Вон за той ивой – сто порций мороженого.

Дедушка исчез, как и не было его. Мальчик заглянул за иву и от удивления даже портфель с

книжками уронил на землю. Под деревом  стоял ящичек  с мороженым. Мальчик быстро насчитал  

сто сверточков, завёрнутых в серебристую бумагу.

От  жадностиу мальчика задрожали руки. Он съел одну, другую, третью порцию, больше есть не

мог, у него заболел живот.

- Что - же делать? – думает мальчик.

Он вынул из портфеля книги, бросил их под иву. Набил портфель блестящими свёрточками. Но они

не поместились в портфель. Так жалко было оставлять их, что мальчик заплакал. Сидит возле ивы

и плачет.

Съел ещё две порции. Поплёлся к школе.

Зашёл в класс, положил портфель, а мороженое начало таять. Из портфеля потекло молоко.

У мальчика мелькнула мысль: а может быть, отдать мороженое товарищам? Эту мысль

отогнала  жадность.: разве можно отдавать такое добро кому-то?

Сидит мальчик над портфелем, а из него течёт. А жадный .мальчик думает: неужели такое

богатство погибнет?

Пусть подумает над этой сказкой тот, у кого где-то в душе поселился маленький червячок –

жадность . Это очень страшный червячок.

В.А.Сухомлинский)

  •  Вы внимательно прочитали сказку и уже догадались, какое чувство испытывал мальчик,  какие  слова  исчезли из текста и как называют этого мальчика?
  • Давайте прочитаем текст, заполнив пропуски.
  • Кто может сформулировать тему нашего разговора?
  • А что такое жадность? Как вы понимаете это? Подберите синонимы к этому слову.
  • В словарях значение трактуется так: «Жадность – стремление удовлетворить непомерные, ненасытные желания;  неумеренное желание владения или потребления, либо нежелание делить что-либо с нуждающимся.».
  • Как вы это понимаете?
  • Сегодня мы выясним , что же такое жадность? Что чувствуют окружающие люди и как на них  влияет жадность?  Как бороться с ней и можно ли это сделать?
  • А  разобраться в этой ситуации нам поможет одно из писем Д.С.Лихачёва, письмо № 16  «О жадности ». Д. С. Лихачев написал замечательную книгу «Письма о добром», с которой мы уже знакомы.  чтобы поговорить с вами о самых важных вещах, которые есть в жизни. Эта книга написана в форме писем, адресованных вам, молодому поколению. Она рассказывает о цели и смысле жизни, о мудрости, совести, справедливости, верности, дружбе, любви, России, культуре, таланте. Замечательно, что теперь у вас вновь появилась возможность пообщаться с удивительно мудрым и добрым собеседником.

        ( Письмо № 16. « О жадности»

Меня не удовлетворяют словарные определения слова «жадность». «Стремление удовлетворить чрезмерное, ненасытное желание чего-либо» или « скупость, корыстолюбие»(это из одного из лучших словарей русского языка – четырёхтомного, первый том его вышел в 1957 году) в принципе это определение четырёхтомного «Словаря» верно, но оно не передаёт того чувства отвращения, которое меня охватывает, когда я наблюдаю проявления жадности в человеке. Жадность – это забвение собственного достоинства, это попытка поставить свои материальные интересы выше себя, это душевная кособокость, жуткая направленность ума, крайне его ограничивающая, жухлость умственная, жалкость, желтушный взгляд на мир, желчность к себе и другим, забвение товарищества. Жадность в человеке даже не смешна, она унизительна. Она враждебна себе и окружающим.

Иное дело – разумная бережливость; жадность – её искажение, её болезнь. Бережливостью  владеет  ум, жадность овладевает умом.)

-  Давайте прочитаем, что  Д.С.Лихачёв говорит о жадности, как он относится к

ней.

- Как вы понимаете слова «жухлость», «жалкость», «желтушный взгляд»,

«душевная  кособокость», «желчность»?

- На что ещё обращает внимание Д.С.Лихачёв?

- Мы с вами познакомились с творчеством Д.С.Лихачёва – письмо, о том, что такое

жадность, с творчеством В.А.Сухомлинского – сказка, о том, что такое жадность,  а  

сейчас я вас познакомлю с творчеством Акима Я. Л.- это небольшое стихотворение.  ( Жадина

Кто держит

 Конфету свою

В кулаке,

Чтоб съесть её

Тайно от всех

В уголке,

Кто, выйдя во двор,

Никому из соседей

Не даст прокатиться

На велосипеде,

Кто мелом,

Резинкой,

Любою безделицей

В классе

Ни с кем

Ни за что

Не поделиться –

Имя тому

Подходящее дадено,

Даже не имя,

А прозвище:

ЖАДИНА!

Жадину

Я ни о чём

Не прошу.

В гости я

Жадину

Не приглашу.

Не выйдет из жадины

Друга хорошего,

Даже приятелем

Не назовёшь его.

Поэтому –

Честно, ребята, скажу –

С жадными

Я никогда

Не дружу!

- А теперь давайте обратимся к себе. Что мы знаем о ней? Жадничали ли мы? Мы

выслушали мнение очень умных людей, а как мы сами  относимся к жадинам?

- Жадность- явление, знакомое каждому из нас. Жадность – это не только характер,

но и чувство. Его трудно описать словами, но можно  сказать с уверенность, что

каждый из нас хоть один раз испытывал это чувство, и знает, что оно собой

представляет.

Миньон Маклофлин сказал: «Мы рождаемся бесстрашными, доверчивыми и

жадными, и большинство из нас остаются жадными».

Жадность проявляется с раннего возраста. Дети отбирают друг у друга

понравившиеся им игрушки,  а также отказываются делиться игрушками,

конфетами.

Позднее жадность проявляет себя в накоплении денег, в погоне за хорошей

работой, новой машиной или большим домом. Из-за жадности люди предают,

обворовывают и даже убивают друг друга.

Помимо горечи и расстройств, которые жадные по натуре люди причиняют

окружающим, они и сами страдают от своей жадности. Многие врачи и психологи

утверждают, что жадность является причиной многих болезней.

Мы начинаем нервничать оттого, что нам чего-то не хватает, начинаем злиться –

отсюда расстройство сна, бессонница, неврозы.

Своей жадностью человек ранит не только окружающих, но, в первую очередь,

себя самого, потому что жадность, как червь, изъедает его изнутри, подкашивая его

психическое и физическое здоровье.

          -    С жадностью бороться очень трудно, особенно если ты сам поражён этим

         пороком. Первый шаг к освобождению от собственной жадности (как и от любого  

         другого греха и порока) – это выяснить, жадный ты человек или нет. 

          -    Выявление проблемы – это первый шаг к избавлению от неё. Допустим, вы  

          поняли, что являетесь обладателем данного порока – жадности. Что дальше? 
          - Разумеется, невозможно избавиться от жадности за один день, тем более, если вы            

          уже давно болеете этой болезнью. . Но попытаться непременно стоит. 
          -   Давайте попытаемся помочь жадному человеку, дадим ему несколько советов,

          чтобы он вылечился от жадности (но и сами будем им следовать).
         - Советы для того, чтобы не стать жадиной.

  1. Необходимо  делиться с другими тем, что у тебя есть;
  2. Приучать себя  быть довольными своей пищей, одеждой, игрушками;
  3. Держаться правила: «Кто недоволен тем, что ему дано, тот ничего не заслуживает»;
  4. Помогать бедным;
  5. Не присваивать себе чужие вещи и если такое вдруг произошло, немедленно возвращать то, что тебе не принадлежит;
  6. Если ты нашёл что – либо в классе , в школе, на улице, попытайся найти хозяина;
  7. Понимать, деньги и вещи – не самое ценное  на земле. Что гораздо лучше этого – какой ты сам: добрый, хороший, честный и т.д.

А нашу беседу я хотела бы закончить высказываниями мудрых людей, а вы

скажите мне, что они хотели сказать нам, что думали о жадности:

«Жадный беден всегда» Франческо Петрарка

«Жадность до денег, если она ненасытна, гораздо тягостней нужды, ибо чем

больше растут желания,, тем больше потребности они порождают». Демокрит

«Высшее богатство – отсутствие жадности». Сенека Младший

«В молодости человек копит себе на старость, а состарившись откладывает себе на

похороны» Ж.Лабрюйер

«Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но

слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность». М.Ганди

«Богатство не уменьшает жадности» _Крисп Саллюстрий

«Подарите ему весь мир, а он потребует ещё обёрточную бумагу». Жюльен де

Фалкенаре

«Кто не доволен тем, что имеет, тот не был бы доволен и тем, что хотел бы иметь»

Бертольд Авербах

         Поговорки о жадности и скупости:

  • Помрёшь – ничего с собой не возьмешь.
  • Что скупому в руки попало, то и пропало.
  • Скупой запирает крепко, а потчует редко.
  • Скупому душа дешевле гроша.
  • Ни себе, ни людям.
  • Глаза завидущие, руки загребущие.
  • Жадность до добра не доводит.
  • Жадность ведет к бедности.
  • Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.
  • Скупой (жадный) платит дважды.
  • Одной рукой собирай, другою раздавай!
  • Рука дающего не оскудевает.
  • Добрый хозяин – господин деньгам, а плохой – слуга.

    Будьте довольны своей жизнью Но иногда можно быть  разумно бережливым !

         

.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

        

…………………  мальчик

Жил на свете очень….......................….. мальчик. Идёт он улицей, видит, продают

мороженое.

Стал мальчик и  думает: «Если бы мне кто-то дал сто порций мороженого – вот

было бы хорошо».

Подходит к школе. В тихом безлюдном переулке вдруг догоняет его седой-седой

дедушка и спрашивает:

- Это ты хотел сто порций мороженого?

Мальчик удивился. Скрывая замешательство, он сказал:

- Да…Если бы кто дал деньги…

- Не нужно денег, - сказал дедушка. – Вон за той ивой – сто порций мороженого.

Дедушка исчез, как и не было его. Мальчик заглянул за иву и от удивления даже

портфель с книжками уронил на землю. Под деревом  стоял ящичек  с мороженым.

Мальчик быстро насчитал  сто сверточков, завёрнутых в серебристую бумагу.

От …………………………………..…..у мальчика задрожали руки. Он съел одну,

другую, третью порцию, больше есть не мог, у него заболел живот.

- Что - же делать? – думает мальчик.

Он вынул из портфеля книги, бросил их под иву. Набил портфель блестящими

свёрточками. Но они не поместились в портфель. Так жалко было оставлять их, что

мальчик заплакал. Сидит возле ивы и плачет.

Съел ещё две порции. Поплёлся к школе.

Зашёл в класс, положил портфель, а мороженое начало таять. Из портфеля потекло

молоко.

У мальчика мелькнула мысль: а может быть, отдать мороженое товарищам? Эту

мысль отогнала  ......................................................: разве можно отдавать такое добро

кому-то?

Сидит мальчик над портфелем, а из него течёт.А………………………….….мальчик

думает: «Неужели такое богатство погибнет?

Пусть подумает над этой сказкой тот, у кого где-то в душе поселился маленький  

червячок – ……… …………………………..….. . Это очень страшный червячок.

В.А.Сухомлинский)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Письмо № 16. « О жадности»

Меня не удовлетворяют словарные определения слова «жадность». «Стремление удовлетворить чрезмерное, ненасытное желание чего-либо» или « скупость, корыстолюбие»(это из одного из лучших словарей русского языка – четырёхтомного, первый том его вышел в 1957 году) в принципе это определение четырёхтомного «Словаря» верно, но оно не передаёт того чувства отвращения, которое меня охватывает, когда я наблюдаю проявления жадности в человеке. Жадность – это забвение собственного достоинства, это попытка поставить свои материальные интересы выше себя, это душевная кособокость, жуткая направленность ума, крайне его ограничивающая, жухлость умственная, жалкость, желтушный взгляд на мир, желчность к себе и другим, забвение товарищества. Жадность в человеке даже не смешна, она унизительна. Она враждебна себе и окружающим.

Иное дело – разумная бережливость; жадность – её искажение, её болезнь. Бережливостью  владеет  ум, жадность овладевает умом .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Евгений Чарушин "Страшный рассказ" . Методическая разработка урока чтения во 2 классе

Цель: Ознакомить с творчеством Е.Чарушина; развивать навыки выразительного чтения, беглого чтения; Учить делить текст на смысловые части и озаглавливать; способствовать воспитанию любви к природ...

классный час "Это страшное слово - война"

классный час "Это страшное слово - война"...

Внеклассное мероприятие "Это страшное слово блокада..."

Сценарий для учащихся начальной школы по теме: "Это страшное слово блокада..."...

Презентация к устному журналу "Это страшное слово - БЛОКАДА"

В презентации собраны фотографии блокадного Ленинграда, его жителей и защитников....

Классный час на тему "Это страшное слово ВОЙНА"

Данный материал ипользуется во 2-4 классах  на классном часу, посвящённом Великой Отечественной войне....

Это страшное слово -война

Что знают дети о войне...

Безударные гласные в корне слова. Методическая разработка.

Безударные гласные в корне слова. 3 класс...