Семинар-практикум "Народные игры"
учебно-методический материал по теме

Лабзовская Любовь Валентиновна

Народные игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют «самого обширного участия всех духовных и телесных сил…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnye_igry_-_seminar-praktikum.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 536 им. Т.И. Гончаровой

Семинар-практикум

«Традиционно народные игры»

учитель начальных классов

 Л.В.Лабзовская

10 февраля 2010 года

 Санкт-Петербург

Актуальность

Народные игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют «самого обширного участия всех духовных и телесных сил…»

Е.А. Покровский

К.Д. Ушинский считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство.

  1. Возродить детское игровое сообщество в пространстве общеобразовательного учреждения.
  2.  Содружество – учитель-ученик-родитель.
  3. Воспитание через игровую деятельность.

Возможные проблемы (сложности):

Отсутствие игровых навыков

Положительно:

Народная игра – педагогически многофункциональна. Через игру положительное влияние на несколько сфер одновременно: двигательную, эмоциональную, социальную, интеллектуальную.

Тема: Традиционно народные игры

Цели:

  • Познакомить с различными видами народных игр.
  • Овладение игровыми навыками.
  • Воспитывать интерес к игровой деятельности.

Сказительница

Чтобы вас, друзья, развлечь,

От учебных дел отвлечь

Попытаюсь сей же час

Я увлечь игрою вас.

(выходят 2 скомороха)

1 скоморох

        Здравствуйте, дети, здравствуйте  добры молодцы и красны девицы, здравстуйите гости дорогие.

        Я – Ерема, он – Фома. Приглашаем вас на нашу полянку – в игры играть, свою удаль показать.

2 скоморох

        Прежде, чем начать играть

Дружно мы начнем считать.

Считалка.

Видишь, бабочка летает –

На лугу цветы считает.

Раз, два, три, четыре, пять.

Ох! Считать – не сосчитать,

За день, за два и за месяц.

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Даже мудрая пчела

Сосчитать бы не могла.

(выбран Садовник)

Игра «Садовник»

Садовник:

Я садовником родился,

Не на шутку рассердился

Все цветы мне надоели, кроме … (розы)

Роза

Ой!

Садовник

Что с тобой?

Роза

Влюблена

Садовник

В кого?

Роза

В тюльпан.

Этот диалог происходит в быстром темпе. Тот, кто замешкался и не отозвался, выбывает из игры.

1 скоморох

Продолжаем мы играть

И начнем считать и водящего выбирать.

Считалка

За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке теремок,

На дверях висит замок.

Ты за ключиком иди

И замок отомкни.

(выбран водящий)

Игра «Колечко»

Водящий берет в руки колечко. Все остальные сидят на стульчиках, складывают ладони «лодочкой» и кладут их себе на колени.

        Водящий обходит детей ми вкладывает каждому в ладони свои ладошки со спрятанным в них колечком. Кому-нибудь из играющих он незаметно опускает колечко в руки,  не подавая вида и продолжает обходить игроков. Через некоторое время водящий отходит на несколько шагов и припевает:

«Колечко, колечко, выйди на крылечко!

Кто с крылечка сойдет, тот колечко найдет!»

Тот,  у кого в руках осталось колечко, должен вскочить и убежать. Дети, которые оказались рядом, стараются не пустить его, придерживая руками. Если игроку с колечком удается убежать, то он становится ведущим.

1 скоморох обращается ко 2 скомороху:

Фома, Фома, а что у тебя за сума:

2 скоморох:

Хоть сума моя проста

С виду вроде бы пуста.

Ну-ка, _______________, подойди

Руку в суму опусти.

(достает картинку с Бабой-Ягой).

1 скоморох

Игра «Баба-Яга»

Считалка

Раз, два, три, четыре, пять

Собрались мы поиграть ,

К нам сороки прилетели

А тебе водить велели.

(ведущий – Баба-Яга)

Описание игры

Баба-Яга становится в середину круга, все остальные ходят, держась за руки вокруг нее и поют припевку:

«Баба-Яга, костяная нога.

За селом с помелом,

Нос крючком, волосы влочком.»

После слов «Лови!» разбегаются. Баба-Яга скачет на одной ножке и ловит кого-нибудь. Тот, кого поймали, становится водящим.

Обязательное условие игры:

Бабе-Яге нельзя становиться на вторую ногу и нельзя перескакивать с ноги на ногу.

1 скоморох

Так играть умеет всяк,

А умеете вы так?

Теперь, _________________, подойди

Руку тоже опусти.

(достает карточку с названием игры «Челнок»)

Описание игры:

Играющие делятся на 2 группы. Каждая группа по считалке выбирает челнока.

1 считалка                                2 считалка

Шел баран                                Шла кукушка мимо сети,

По крутым берегам,                        Ей попались злые дети,

Вырвал травку,                        Раз, два, три -

Положил на лавку,                        Это верно ты!

Кто ее возьмет,                        Раз, два, три, четыре, пять -

Тот и вон пойдет.                        Одного нужно убрать.

Группы детей становятся напротив друг друга. Челноки становятся по бокам. Медленно запевается игровая припевка:

«Челнок бежит, земля дрожит,

Шьет, вышивает, дале посылает!»

Группы одновременно сходятся и расходятся. Темп припевки ускоряется, в это время 2 челнока бегут внутри колонны навстречу друг другу, туда и обратно. Их задача – проскочить между колоннами, чтобы те их не задели. Если колонны сомкнулись и челнок попал между ними – он выходит из игры. Затем выбирают новых водящих и игра продолжается.

2 скоморох:

Но прежде, чем продолжим мы играть,

Вы должны загадку отгадать.

Загадка.

«Кто-то за кого-то ухватился крепко,

Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко!

Но еще помощники скоро прибегут

Победит упрямицу дружный, общий труд!

Кто ж засел так крепко? Отгадали? (репка)

Сказительница:

Жил был старик со старухой. Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.

(Выходит дед, смотрит на репку, удивленно почесывает макушку, начинает тянуть репку, но вытянуть не может).

Дети ходят вокруг и поют:

Посадил дед репку, ни густу, ни редку

Барыня ты моя, сударыня ты моя

Выросла репка, ни  густа, ни редка

Барыня ты моя, сударыня ты моя

Сказительница:

Зовет дед бабку.

Дед:

Бабка, иди репку тащить.

Бабка:

Ой, дед, какая же она большая!

Дети поют:

Посадил дед репку, ни густу, ни редку

Барыня ты моя, сударыня ты моя

Выросла репка, ни  густа, ни редка

Барыня ты моя, сударыня ты моя

Бабка за дедку, дедка за репку,

Тянут – потянут – вытянуть не могут!

Сказительница:

Зовет бабка внучку.

Бабка:

Внученька, иди пособи!

Внучка:

Ах, какая большая репка! Как же мы ее вытащим?

Дети поют:

Посадил дед репку, ни густу, ни редку

Барыня ты моя, сударыня ты моя

Выросла репка, ни  густа, ни редка

Барыня ты моя, сударыня ты моя

Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку,

Тянут – потянут – вытянуть не могут!

Сказительница:

Зовет внучка Жучку.

Внучка:

Жучка, Жучка, иди помоги!

Дети поют:

Посадил дед репку, ни густу, ни редку

Барыня ты моя, сударыня ты моя

Выросла репка, ни  густа, ни редка

Барыня ты моя, сударыня ты моя

Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку,

Тянут – потянут – вытянуть не могут!

Сказительница:

Зовет Жучка кошку.

Жучка:

Кошка, иди репку тянуть!

Дети хором поют:

Посадил дед репку, ни густу, ни редку

Барыня ты моя, сударыня ты моя

Выросла репка, ни  густа, ни редка

Барыня ты моя, сударыня ты моя

Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку,

Тянут – потянут – вытянуть не могут!

Сказительница:

Зовет кошка мышку.

Кошка:

Мышка, скорее иди сюда. Репку тянуть будем!

Дети  поют:

Посадил дед репку, ни густу, ни редку

Барыня ты моя, сударыня ты моя

Выросла репка, ни  густа, ни редка

Барыня ты моя, сударыня ты моя

Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку,

Тянут – потянут – вытянули репку!

Сказительница:

Права русская поговорка: «Терпение и труд все перетрут.»

1 скоморох:

Кто перечислит игры, в которые мы играли?

2 скоморох:

Какие игры понравились?

Сказительница:

Вы играли с нами в игры

Мы «спасибо» говорим

Все мальчишки, все девчонки

Всех гостей благодарим!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пятью пять» - интеллектуальная игра, основной целью которой является расширение зоны активного познания младших и средних школьников. Основой игры является детская игра по составлению слов на базе данного ("Балда", "Виселица" и т.д.)

Садись за уроки всегда в одно и то же время.Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо....

Игра-обсуждение «Люди, которые играют в игры, игры, в которые играют люди».

Мероприятие для обучающихся 4 класса по предупреждению детской наркомании, токсикомании и алкоголизма....

Урок по физической культуре в 4 классе. Игры: игра-эстафета «Солнышко», «Космонавты», игра на внимание «3, 13, 33».

Символические олимпийские игры. Мы познакомимся с олимпийской сим­воликой, узнаем, каково значение Олимпийских игр. И во время соревнований сами узнаем, насколько мы смелые, ловкие и быс­трые....

Урок литературного чтения в 1классе на тему: «Игры в слова (стихотворения Г.Остера «Вредные советы», Ю.Мориц «Попрыгать-поиграть…», А.Барто «Игра в слова»). Как нужно играть (третий урок вежливости)».

Использование на уроках чтения технологии сотрудничества помогает детям строить свои отношения на уважении. Формируются у учащихся навыки сотрудничества, ораторское мастерство, устойчивый познавательн...

Видеоцикл о забытых народных играх «Гуляй-Играй». Подвижные народные детские игры. Фольклор.

Список игр: 1. Заря 2. Кошки-Мышки 3. Столбики-Мигалки 4. Бабка, распутай 5. Челнок 6.Жмурки 7. Золотые ворота 8. Корзинки 9. Плету сито 10. СтёклышкиВсем известно, что любимые подвижные народные игры...