Методическая разработка тематического часа общения по теме "Нравственное воспитание. Сад доброты"
презентация к уроку (1 класс) по теме

Сасина Марина Александровна

Методическая разработка тематического часа общения по теме "Нравственное воспитание. Сад доброты". Презентация предназначена для проведения в 1 - 2 классах в начальной школе. Данный час общения формированию таких нравственных качеств как доброта, взаимовыручка, толерантность, сопереживание.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №4 г.Навашино

учитель нач.кл. Сасина М.А.

Тема: ЧО  урок  нравственности, деловая игра «Сад доброты» 

Цель: 

развивать потребности в нравственном самосовершенствовании; ориентировать на ценности человеческой личности;                                                Задачи:

развивать творческие способности детей, интерес и любознательность; 

воспитывать добрые и уважительные чувства друг к другу;                                                              способствовать сплочению детского коллектива;                                                                                                        

Оборудование: презентация, карточки  «цветы»  учащимся и учителю,  эпиграф урока,  модель дерева  и модель клумбы ,  «фрукты» со словами.

Организационный этап

Вводно – мотивационный момент                                        1.Чтение стихотворения                                                                               «Здравствуйте!» - мы друг другу сказали.

Здравствуйте! Что особого мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте»,

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

2. Игра «Весёлые приветствия»     Слайд 2  (СОЛНЦЕ)

Каждый день мы здороваемся с большим количеством людей: своими друзьями, знакомыми, учителями. Как можно приветствовать?

- Можно глазами и головой (Учитель предлагает, а ученики здороваются глазами, так как придумывают в этот момент, можно предложить подмигивание, кивок головой и др.)

- Можно руками (Ученики здороваются, как могут, и как им позволяет фантазия.)

- А можно словами. Да, сказать: «Здравствуй!», «Привет!», «Здорово!» и т.д. (Ученики произносят приветственные слова)                                                                      

Придумано кем - то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
— Доброе утро! Солнце и птицы!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!

Основной этап                                                                                    1. Вступительная беседа с учащимися  Слайд 3 (САДОВНИКИ)                                                             Сегодня мы с вами будем не просто учениками, а сказочными садовниками.  - Что вы знаете о людях этой профессии?                                                                                              - Чем интересна эта профессия?                                                                                   Садовник — специалист по уходу за садом или любым озеленённым объектом.

Садовник должен обладать знаниями в таких науках, как цветоводство, агрономия, почвоведение, ботаника.

Садовник должен выполнять следующие работы по уходу за садом: прополка, полив, подкормка растений удобрениями, обрезка и стрижка растений, создание композиций, цветников, посадка растений.                                                                                                      

И мы все вместе на этом уроке «посадим» чудесный сад. В нём будут расти не просто деревья и цветы, а  необычные растения. В конце нашего путешествия каждый из вас посадит цветок. Сейчас я подойду к каждому, и вы выберете тот цветок, который вам больше понравится. Берегите этот цветок.

Пока я раздаю цветы, посмотрите ,пожалуйста, клип и подумайте, о чём он.

                                                                               Слайд 4 (КЛИП ДОБРО)                                                                       

2. Определение темы урока Работа над эпиграфом                                                                                              - О чём прозвучала песня?                                                                                        Доброта- это солнце, которое согревает душу человека. Давайте все вместе прочитаем слова М. Пришвина.                          Слайд 5  (ЭПИГРАФ)                                                                              

« Все хорошее в природе - от солнца; а все лучше в жизни – от человека»   Это эпиграф нашего урока                                                                                                                                                                                                                

- Как вы понимаете значение высказывания?                                                       Мы знаем, что от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство- ДОБРОТА. Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе от прекрасной мелодии  стало светлее. Это, наверно, потому что собрались здесь добрые сердечные люди.                                                               

3. Чтение стихотворения                                                                                                                                            Добро и зло творить                                                                                                                                     Во власти всех людей.                                                                                                                 Но зло творится без труда,                                                                                                                                                  Добро творить труднее!                                                                     

4. Знакомство с поздравительными  телеграммами                              

Ребята, я получила телеграммы,  в которых  поздравляют нас с наступающим Новым годом.

Попробуйте догадаться, кто прислал поздравления?                                                                                                                                                      

1. Я желаю от души
Вам здоровья, малыши!
Чтоб прививок не боялись,
Ежедневно закалялись,
Чтоб не мучил вас бронхит.
Добрый доктор... (Айболит).  

                                                                              Слайд 6  (АЙБОЛИТ)

Это добрая телеграмма?    (ДА)                                                                                  

2. Я желаю вам в подарок
Получить огромный торт,
Шоколад и печенье,
Мармелад и варенье,
Становиться толще, выше,
Жду от вас ответ на крыше. (Карлсон.)            
Слайд 7 (КАРЛСОН) 

А это- добрая телеграмма?     (ДА)                                                                                  

3. Я хочу вам пожелать
Лишь пятерки получать,
Книжки добрые любить,
С математикой дружить.
От лица Пьеро, Мальвины
Ваш дружище... (Буратино)                                
Слайд 8 ( БУРАТИНО) 

И эта телеграмма тоже с добрыми пожеланиями!                                                                                                                                                                Вот ещё одна  телеграмма. Автор этой телеграммы – недобрый, недоброжелательный. Кто же автор странной телеграммы?                                                  

4. Пусть для вас учебный год
Только гадости несет!
Получайте только двойки,
Очень редко можно - тройки,
Бейте окна и витрины,
Не ходите в магазины,
Затевайте больше драк.
Привет, Старуха... (Шапокляк).                  
Слайд 9 (ШАПОКЛЯК)                                                                                                                                                                                                                       

- Ребята, вам приятны слова старухи Шапокляк.

Они украшают нашу жизнь?        (НЕТ)                                                                                                      

А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы                                                                                                                            

5. Чтение учителем  сказки “Звездная страна 

Ребята, я хочу рассказать вам сказку.   Слайд 10 (ЗВЁЗДН. СТРАНА)                             

В одной сказочной стране жили-были звездочки, поэтому страна называлась Звездная.                                                   Слайд 11 ( ЗВЁЗДОЧКИ)

Звездочки были разные: голубые и белые, желтые и синие, зеленые и розовые, красные. Они и по размеру были разные. Жили здесь и крохотные звездочки,  и средних размеров,  и огромные звезды. Не было среди них ни одной звездочки похожей на другую. Но всех их объединяло одно общее свойство. Душа каждой звездочки была заполнена любовью ко всем жителям этой сказочной страны. Поэтому они видели друг в друге только хорошее и доброе и от этого светились удивительным волшебным светом. Звездная страна от этого чудесного сияния была необыкновенно красива и неповторима. Повсюду царили мир, согласие, взаимопонимание и любовь.                                                                                                                              

Но однажды пролетал над Звездной страной самый злой   на свете волшебник, которого так и звали Злюка.     Слайд 12 (ВОЛШ. И ЗВЁЗД.)

Увидел Звездную страну Злюка и закипела в нем зависть. Как же так думает: доброта  кругом, красота, мир. Никто не воюет, никто не ссорится. И не стало Злюке покоя. К сожалению, встречаются еще такие существа, которым очень плохо, если другим хорошо. И задумал злой волшебник свое злое дело. А чтобы звездочки его не узнали, обернулся ветром перемен и начал нашептывать о том, что  в других странах веселее, интереснее и лучше живут. Заволновались звездочки, забеспокоились. Им тоже хотелось зажить еще интереснее, еще веселее, еще лучше.                                                                                                                                                      - “А что же нужно для этого сделать?” - поинтересовались звездочки.                  - “Все очень просто, нужно находить в других недостатки, все время ругать, побольше критиковать, совершать плохие поступки,”, - учил со знанием дела Злюка. Но звездочки не умели этого делать.

И злой волшебник принялся их обучать дальше.  Слайд 13 (ВОЛШЕБНИК)                                                                                                                       

- Эй, ты, - крикнул он синей  звездочке по имени Аделаида.                                                              - Ты чего такая тёмная? Знаю, знаю, умываться ленишься. Фу, грязнуля, какая... Тонну мыла надо, чтобы такую чумазую отмыть. Хи-хи... ха-ха...                                                                                                                                                                        Кто-то подхватил, кто-то промолчал... Но веселее не стало. А синяя звездочка Аделаида от грубых насмешек стала прямо у всех на глазах тускнеть и не светилась уже удивительным волшебным светом как раньше.                                А Злюка не унимался.                                                                                                                               - Эй, громадина, - крикнул он большой зеленой звезде Иоланте. Вот разъелась... Смотри, скоро всю страну без продуктов оставишь с такими-то аппетитами. Ха-ха ха...                                                                                                  Никто не заступился. И от грубых насмешек начала блекнуть яркая прежде зеленая звездочка Иоланта. А Злюка все не унимался. Он подошел к маленькой красненькой звездочке по имени Ника  и стал смеяться над ней.                                                                                                         - Ой, не могу... Что это за крохотуля? Не звездочка, а микроб какой-то. Только в микроскоп такую разглядывать. Какой от нее прок, зря только небо коптит. И снова весело расхохотался. От таких грубых и злых слов, странного смеха крохотная красная звездочка Ника почти совсем погасла. И тут многие звездочки подхватили идею злого волшебника. Они принялись с большим усердием выискивать недостатки в каждой звездочке, критиковали друг друга, обзывали, вспоминали все проступки, которые были совершены когда-то.                                                         Слайд 14 ( Погасшие звёзды)

И от грубых, обидных слов, дурных мыслей добрые отношения друг к другу стали исчезать, а души начали заполняться ненавистью, злобой, завистью. И от этого звездочки поблекли, потускнели и уже не светились удивительным волшебным светом, который когда-то придавал неповторимое очарование Звездной стране. Прекрасная и светлая ранее, она превращалась в унылую, серую, безжизненную страну. Первой опомнилась совсем юная золотистая  звездочка по имени Злата. Она решила во чтобы то ни стало спасти свою любимую родину. “Что же делать?” - думала Злата. “Может быть подождать доброго волшебника? Но когда он прилетит?   Действовать надо прямо сейчас, немедленно, иначе может быть поздно. И она на свой страх и риск начала действовать.                                              

- Как бы вы стали действовать?                                                                             (мнения детей)                                                                                                                     - А вам интересно, что предприняла Злата?                                                            Злата стала вместо недостатков находить в звездочках достоинства, искала то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. Сначала она обратилась к синей звездочке Аделаиде.                                                                                                                - Аделаида, ты очень добрая, ты всегда заботилась о больных звездочках. Благодаря твоему вниманию, чуткости, терпению они быстрее  выздоравливали.                                                                                                                         И свершилось чудо. Поблекшая звездочка Аделаида засияла вдруг снова удивительным волшебным светом.                                                                                           - Ура! Получилось. Добрые слова помогают - ликовала обрадованная Злата. И начала действовать уже увереннее.                                                                                              - Иоланта, я всегда восхищалась твоей ответственностью, твоей пунктуальностью. Ведь ты ни разу в жизни никуда не опоздала. И от этих добрых слов Иоланта вновь вспыхнула, засверкала, переливаясь всевозможными оттенками чудесного зеленого цвета.                                    Потом Злата заговорила с крошечной звездочкой.                                                   - Хоть, ты, Ника, и очень маленькая, но душа твоя напоминает огромный неиссякаемый кладезь всевозможных интересных творческих идей. Именно благодаря тебе наши праздники проходили так весело и интересно.                                                                                                 И Ника засияла вновь удивительным волшебным светом. Идею Златы подхватили другие звездочки. Они принялись искать друг в друге что-то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. И свершилось чудо.

                                                                   Слайд 15 ( ЗВЁЗДЫ ЗАЖГЛИСЬ)       

Звездочки вспыхивали одна за другой, как огоньки новогодней гирлянды. Снова Звездная страна засияла удивительным волшебным светом, вновь она стала прекрасной и неповторимой, пожалуй, она стала еще краше, чем прежде.

А Злюка понял, что ему здесь нечего больше делать и убрался восвояси.

                                                                      Слайд 16 (ВОЛШ,УЛЕТЕЛ) 

 Он полетел искать такую страну, жители которой обожают находить в других недостатки, а достоинств не замечают, где любят критиковать друг друга, ссориться, вспоминать ошибки и промахи, где долго помнят обиды.                                                                                                                                  Беседа по восприятию:                                                                                                                                     - Чему учит сказка?                                                                                                                    -  Кто из героев особо запомнился? Понравился? Почему?                                                                                                                      Вывод: сказка учит, что нельзя безоглядно доверять всем подряд. Нужно помнить, что в мире есть добро и зло, что порой с молчаливого нашего согласия кто-то творит ужасные дела. Учит добрее и терпимее относиться друг к другу. История эта говорит нам о том, что все мы разные. У каждого своё тело, своя душа, а чем мы наполним эту душу: любовью или нелюбовью к окружающим, зависит от нас самих. Выискивая в другом человеке недостатки и ошибки, мы подталкиваем его к тому, чтобы он стал ещё  хуже, потерял веру в себя и не стремился к добрым поступкам. И наоборот, подчеркивая в человеке достоинства, мы помогаем  ему стать ещё лучше. Учитесь находить доброе и хорошее, что есть в каждом! 

Давайте немного отдохнём вместе с героями любимых мультиков, которые умеют дружить и добры друг к другу

                                                                             Слайд 17(ФИЗМИН, ДРУЖБА)

 6. Работа с пословицами             Слайд 18 (ПОСЛОВИЦЫ)                                                                                        Мудрые мысли о человеческих качествах выражены в кратких изречениях – пословицах и поговорках.  Мы выберем пословицы, в которых говорится о доброте.                                                                                                             Торопись на доброе дело, а плохое само придёт.                                                  Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным                                                                               Красна птица перьем, а человек уменьем.                                                                                                                                                                                              Учись доброму, плохое на ум не пойдёт.                                                                Крепкую дружбу и водой не разольёшь.                                                                   Не место красит человека, а человек место.                                                                                             Доброе слово лечит, а злое калечит.                                                                        Обидеть - что ударить, доброе сказать, что приласкать.

Давайте споём песенку вместе с котом Леопольдом « Если добрый ты…»

И гостям предложим нас поддержать!

                                                        Слайд 19 (КАРАОКЕ Песня кота Леоп.)

 Какие слова всегда говорил  кот Леопольд?

                                                 Слайд 20 (  Давайте жить дружно!)                                                                                                                                                                                                                                            

Обобщающий этап                                                                                                                           1. Тренинг «Мне  нравится, когда…  

                                                   Слайд 21 ( Солнышко)                                                                                                                                                                  Каждый человек должен решить в каком мире ему жить. И это зависит только от него самого. Продолжите предложение.                                                          «Мне  нравится, когда…                                                                                                    «Мне не нравится, когда…                                                                                                                                                                                                                                          2. Игра «Дерево нашего класса»                                                                                            -Сейчас на необычном дереве в нашем саду доброты, вырастут  плоды с добрыми  качествами людей. Все слова начинаются на букву, с которой начинается слово добро.  Это человеческие качества, которые каждый человек  должен стремиться в себе воспитывать.                                                                                                                       (дети называют слова с места:

дисциплинированные                                                                                                                          добросовестные                                                                                          добросердечные                                                                                                         добрые                                                                                                                          деловые                                                                                                                 деятельные                                                                                                               дружные                                                                                                               душевные                                                                                                 дружелюбные                                                                                                  догадливые                                                                                             дружественные                                                                                       демократичные                                                                                                         деликатные                                                                                                    добропорядочные  

  • И посадим цветы с добрыми словами под деревом.

Прочитайте добрые слова на цветах.

(Дети читают)

Ну а теперь поработаем садовниками… Слайд 22 (фон Если добрый ты)

(Дети прикрепл. магнитами фрукты на дерево, а цветы под дерево,

садятся за парты)

                                                                                                                                                                                                                Подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь с этого урока. Пусть этот опыт помогает вам быть в жизни добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека.  Человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется побыть одному.

                                                                    Слайд 23  ( САД )                                                            

Посмотрите, какая чудесный сад получился у нас. Так и мы с вами учимся, играем, трудимся вместе. Я желаю, чтобы вы в классе тоже были сплоченные и дружные, чтобы эти отношения у вас остались надолго.  Доброта- тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать. Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.                                                                                                                                            

Если кому-то, кому-то поможет                                                                                                       Твоя доброта и забота твоя,                                                                                                       Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,                                                                Что годы живёшь ты не зря.

                               

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников "Дорогою добра"

Формирование нравственных качеств личности через восприятие, и понимание....

Методическая разработка классного часа "Доброта рядом живёт"

Методическая разработка классного часа содержит как теоретический, так и практический материал по организации воспитательного процесса....

Методическая разработка тематического родительского собрания «Значение общения в развитии личностных качеств ребенка»

Цель: Повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей по  данной теме.Задачи:    рассмотреть проблемы, выявленные в результате анкетирования детей и...

Методическая разработка классного часа "Что такое доброта"

Продолжить знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями....

Методическая разработка "Сценарий часа общения"

Данная методическая разработка о дружбе и мирном сосуществовании в коллективе - "Мы все такие разные, но группа мы одна".Вместе живут на огромной планетеРазные взрослые, разные дети,Внешност...

Методическая разработка классного часа "Путешествие в мир доброты"

В моем материале представлено  внеклассное занятие "Путешествие в мир доброты". Презентация к нему прилагается....