Быть весёлым, но не быть смешным
классный час (4 класс) по теме

Ключинская Светлана Васильевна

Классный час построен на обсуждении книги Д.С.Лихачёва "Письма о добром"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл byt_vesyolym.docx47.12 КБ

Предварительный просмотр:

Быть весёлым, но не быть смешным

Классный час, посвященный Д.С.Лихачёву

4 класс

Ключинская С. В.

учитель начальных классов

Д. С. Лихачев

Письмо 8 «Быть веселым, но не быть смешным»

Цель урока:

Сформировать у учащихся понимание того, как важно быть добрым, скромным, честным, уметь слушать окружающих, уважать людей.                                                              

     Задачи урока:

  1. познакомить детей с деятельностью выдающегося человека современности Д.С. Лихачева, с его книгой «Письма о добром»;                                                          
  2. развивать у учащихся такие понятия, как достоинство, скромность, умение слушать окружающих, уважение к людям;                                                                  
  3. воспитывать учащихся на примере жизни и деятельности Д. С. Лихачева.                                  

Оборудование:                                                                        

  1. распечатки текста письма 8 «Быть веселым, но не быть смешным» из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром»;
  2. Д.С. Лихачев «Письма о добром»;                                                                                                            
  3. мультимедийная установка (презентация).

Дидактические приёмы:

  1. диалог культур;
  2. тренинг актёрского мастерства;
  3. арттерапия;
  4. работа в группах и парах сменного состава;
  5. игровые технологии.

Ход урока:

У ч и т е л ь: Сегодня мы с вами будем говорить о замечательном человеке, выдающемся учёном нашей страны Дмитрии Сергеевиче Лихачёве. В России и во всём мире очень любят и уважают этого человека. Наш сегодняшний разговор посвящён светлой памяти Дмитрия Сергеевича Лихачёва.

СЛАЙД

            -Многие годы Дмитрий Сергеевич Лихачёв занимался изучением истории древнерусской литературы, возглавлял в Пушкинском доме отдел древнерусской литературы.                                                                                                         СЛАЙД

             -Дмитрий Сергеевич Лихачёв – автор большого числа монографий, почётный доктор многих зарубежных университетов и академий наук.                       СЛАЙД

             - В 1993 году Дмитрию Сергеевичу Лихачёву первому было присвоено звание почётного гражданина Санкт-Петербурга.                                                      СЛАЙД

            -Я видела его портрет, читала написанные им книги, слышала его голос по радио. Сейчас, осмыслив многие вещи, я могу сказать, что у него были лицо и облик настоящего интеллигента. Талантливый и одарённый, известнейший учёный, он был необыкновенно простым и отзывчивым человеком в жизни и общении.                                                    СЛАЙД

                           «Актуализация знаний и представлений учащихся о том, как важно проявлять в жизни достоинство, скромность, умение слушать окружающих, уважение к людям, как важно быть весёлым, но не быть смешным. Пробуждение интереса и мотивации к обсуждаемой теме».

Диалог с учителем, ответы на вопросы.

В е д у щ и й: Сегодня мы будем говорить об очень важных качествах человека, таких, как достоинство, скромность, умение слушать окружающих, уважение к людям, узнаем, как важно быть весёлым, но не быть смешным.

-Дмитрий Сергеевич Лихачёв написал замечательную книгу – «Письма о добром», чтобы поговорить с вами о самых важных вещах, которые есть в жизни.                                                        СЛАЙД

-Эта книга написана в форме писем, адресованных вам, молодому поколению. Она рассказывает о любви к Родине, о красоте окружающего мира. Главная мысль, которая пронизывает, является стержнем всей книги,- «Человек должен жить в сфере добра».

-Сегодня мы познакомимся с одним из этих писем. Оно называется «Быть весёлым, но не быть смешным».                                                                      СЛАЙД

-В письме Дмитрий Сергеевич Лихачёв затрагивает несколько проблем. Мы рассмотрим 4. Во время нашей беседы каждый должен составить «Правила воспитанного человека».                                                                                   СЛАЙД

 -Вы будете записывать на листе те пункты «Правил воспитанного человека», которые считаете подходящими, или те, которые вам кажутся наиболее важными. А в конце занятия мы попробуем обобщить эти правила.

Фрагмент 1:                                                                                                                      СЛАЙД

… Известный американский психолог начала XX века Д.Джеймс писал:«Мы плачем оттого, что нам грустно, но и грустно нам оттого, что мы плачем».

. . . поговорим о форме нашего поведения, о том, что должно войти в нашу привычку и что тоже должно стать нашим внутренним содержанием.

У ч и т е л ь:  А как вы думаете, ребята, что означают слова «форма нашего поведения?»

(«Форма нашего поведения» - это, прежде всего воспитание!)

Сценка  «Мальвина и Буратино». ( приложение)

У ч и т е л ь:  Какого же человека мы можем назвать воспитанным, и как вы понимаете такое понятие, как «воспитанность»? (Воспитанный человек - это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшими, и с младшими.)

У ч и т е л ь:  Сейчас я буду называть некоторые поступки, а вы будете определять, какой человек мог бы так поступить — воспитанный или невоспитанный.

 - Если со своими друзьями и знакомыми этот человек вежлив, а с домашними груб и раздражителен?

 - Если он не считается с характером, привычками и желаниями своих близких?

 - Если он любит высмеивать своих близких при любом удобном случае, не щадя их чувств и не считаясь с их желаниями?

- Если молодой человек пропускает вперед себя женщину, помогает ей войти в транспорт?

Стихотворение  «Не стой в стороне равнодушно…»  (приложение)

Фрагмент 2              СЛАЙД

  • Но каким весёлым надо быть? Шумное и навязчивое веселье утомительно окружающим. Вечно «сыплющий» остротами молодой человек перестаёт   восприниматься как достойно ведущий себя. Он становится шутом. А это худшее, что может случиться с человеком в обществе, и это означает в конечном счёте потерю юмора.
  • Не надо утомлять окружающих беспрерывными шутками, остротами и просто глупыми пустыми разговорами. Они никому не интересны.
  • Нет «лучшей музыки» в человеке, чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место.
  • В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим... Всегда будьте ровными с людьми, уважайте людей, которые вас окружают.

У ч и т е л ь:  Скажите, пожалуйста, оказывались ли Вы в такой ситуации, когда в компании один человек пытается все время быть в центре внимания, навязывая всем свое мнение, пытается всех развеселить? Что Вы чувствовали при этом?

             (Старайтесь не только сами развлекать других, но и позволяйте другим что-то рассказывать.)

У ч и т е л ь: Как нужно себя вести? (Не нужно важничать, «задирать нос», нужно вести себя ровно везде.)

У ч и т е л ь: В чём заключается настоящая вежливость человека. ( Истинная вежливость человека заключается в благожелательном отношении к людям, а также в умении соблюдать чувство такта и меры.)

Пословицы:                 СЛАЙД

  • До того нос задрал, что дождь в ноздри попал.
  • Не задирай носа – споткнёшься.
  • Не гордись. «Я» в алфавите последняя буква.
  • Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
  • Длинный язык, да короткие мысли.
  • В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.
  • Будь первым, когда надо слушать, и последним, когда надо говорить.
  • Сам поет, сам слушает, сам хвалит.
  • Языком масла не собьёшь.
  • Где много слов, там мало дел.
  • Кто без устали болтает, в том толку не бывает.

У ч и т е л ь: Надеюсь, что про вас так не скажут никогда.

Фрагмент 3:                 СЛАЙД

  • Не будьте смешными. Не быть смешным - это не только умение себя вести, но и признак ума...
  • В разговоре с другими умейте слушать, умейте помолчать, умейте пошутить, нередко и вовремя. Занимайте собой как можно меньше места
  • Поэтому за обедом не кладите локти на стол, стесняя соседа, но также не старайтесь чрезмерно быть «душой общества». Во всём соблюдайте меру, не будьте навязчивыми даже со своими дружескими чувствами.
  • Нет ничего более неприятного и глупого в облике человека, чем важность или шумливость. Выглядеть смешным можно не только в поступках, но и во внешнем виде.  

У ч и т е л ь: Главное, что важно вам запомнить и понять:

  • своим поведением вы проявляете свою суть, свой характер.
  • Есть хорошая народная пословица: «Каков характер, таковы и поступки».
  • Необходимо воспитывать в себе бережное отношение к обществу, к природе, ко всему, что вас окружает.
  • Необходимо научиться уважать самого себя, тогда и окружающие будут вас уважать: «Сам себя не уважишь, и другие уважать не будут».
  • А ведь человек, которого уважают, не может выглядеть смешным.

У ч и т е л ь: Вот и Д.С. Лихачев, обращаясь к нам, пишет: «Не будьте смешными».

             -Для того чтобы не выглядеть смешным, надо соблюдать и многие другие правила этикета. К примеру: «За обедом не кладите локти на стол, стесняя соседа».  

-  Как вы думаете, а зачем нужны правила этикета?

- Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете основные правила этикета.

Ситуация.

  • Письмо «В театре».   (приложение)
  • Правила поведения в театре.   (приложение)

У ч и т е л ь:     Есть много книг о «хороших манерах». И я уверена, что вы обязательно их прочитаете.    

Фрагмент 4:           СЛАЙД

  • … И ещё одно, и самое, может быть, важное: будьте правдивы. Стремящийся обмануть других, прежде всего, обманывается сам. Он наивно думает, что ему поверили, а окружающие на самом деле были просто вежливы.
  • Но ложь всегда выдаёт себя, ложь всегда «чувствуется», и вы не только становитесь, противны, хуже - вы смешны.
  • Не будьте смешными! Правдивость же красива, даже если вы признаетесь, что обманули перед тем по какому-либо случаю, и объясните, почему это сделали. Этим вы исправите положение. Вас будут уважать, и вы покажете свой ум.

У ч и т е л ь: Прекрасные слова, не правда ли? Как вы поняли их? (Необходимо быть правдивым с людьми, уметь признаваться в допущенной лжи.)

Сценка «Пожар во флигеле» В.Драгунский  (приложение)

(Предлагаемое далее задание возможно в двух вариантах).

 1 вариант: Вспомните и назовите пословицы или поговорки, которые бы подходили к данному контексту.

 2 вариант: На доске записаны пословицы, учащиеся выбирают наиболее

понравившиеся им:                       СЛАЙД

•    На обмане далеко не уедешь.

•    Вранье до добра не доведет.

•    Ложь - что мелкая монета, с ней долго не проживешь.

•    Ложь дружбу губит.

•    У лжи короткие ноги.

•    Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.

•    С враньем весь свет пройдешь, да назад не воротишься.

•    Не рой другому яму - сам в нее попадешь.

•    С хитростью - до обеда, а с умом - целый день.

•    Правда светлее солнца и дороже золота.

У ч и т е л ь: Ребята, представьте себе, что прошло 50 (100) лет. Как, по-вашему, изменятся ли те ценности, о которых идет речь в письме Д. С. Лихачева? Почему?

Стадия урока: Получение от учеников обратной связи на уровне понимания проблемы «Быть веселым, но не смешным».

У ч и т е л ь:  Молодцы, ребята, Вы хорошо поработали. Прочитайте, пожалуйста, что же Вы отметили на своих листах.

- Каков он, воспитанный человек? (Учащиеся зачитывают свои правила, на доске ведется запись в виде кластера: записывается ключевое слово)      

Запись на доске:        СЛАЙД

             «ВОСПИТАНИЕ», вокруг которого «накидываются» слова, выражающие образы и определения, подходящие для данной темы.  

             порядочность      достоинство   скромность     соблюдение этикета    чувство меры                    

                                ВОСПИТАНИЕ                                                  

            ответственность     правдивость    забота  уважение к окружающим и к себе    

             

У ч и т е л ь:    Из высказываний Д.С. Лихачева можно составить моральный кодекс. Что такое мораль? Кодекс?    

У ч и т е л ь:    Я предлагаю вам сокращенный вариант этого кодекса, прочитайте, и, я надеюсь, вы обязательно найдете для себя то, что вам близко и понятно (кодекс прилагается).            

                         Моральный кодекс Д.С. Лихачева               СЛАЙД                        

    1. Люби людей – и ближних, и дальних.                                                

    2. Твори добро, не видя в том заслуги.                                                    

    3. Ни зависти, ни жадности, ни злобы ты в сердце никогда не допускай.                    

    4. Учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь; чтение – путь к                    житейской мудрости, не гнушайся им!                                                  

    5. Старайся всегда соблюдать чувство меры.                                                

    6. Люби свою Родину.

    7. Твой дом – земля, твоя семья – человечество, береги их!                                

 Задание:                                                                            

         •    Я попрошу вас составить свод правил для своего класса.                

Заключительный вопрос урока:

  • Каким же должен быть человек, чтобы не выглядеть смешным? (Человек должен быть честным, правдивым, скромным в одежде и в поведении, должен обладать умением слушать других, всегда быть приветливым, ровным со всеми, уважать людей, которые его окружают.)      

Песня  «Волшебные слова»

Д. С. Лихачев

Фрагменты из письма 8

 «Быть веселым, но не быть смешным»

Фрагмент 1.

Известный американский психолог начала XX века Д.Джеймс писал:

«Мы плачем оттого, что нам грустно, но и грустно нам оттого, что мы плачем».

Поговорим о форме нашего поведения, о том, что должно войти в нашу привычку.

Фрагмент 2

Но каким весёлым надо быть? Шумное и навязчивое веселье утомительно окружающим. Вечно «сыплющий» остротами молодой человек перестаёт   восприниматься как достойно ведущий себя. Он становится шутом. А это худшее, что может случиться с человеком в обществе, и это означает в конечном счёте потерю юмора.

Не надо утомлять окружающих беспрерывными шутками, остротами и просто глупыми пустыми разговорами. Они никому не интересны.

Нет «лучшей музыки» в человеке, чем скромность и умение помолчать, не

выдвигаться на первое место.

 В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим...Всегда будьте ровными с людьми, уважайте людей, которые вас окружают.

Фрагмент 3:

Не будьте смешными. Не быть смешным - это не только умение себя вести, но и признак ума...

В разговоре с другими умейте слушать, умейте помолчать, умейте пошутить, нередко и вовремя.

Занимайте собой как можно меньше места. Поэтому за обедом не кладите локти на стол, стесняя соседа, но также не старайтесь чрезмерно быть «душой общества». Во всём соблюдайте меру, не будьте навязчивыми даже со своими дружескими чувствами.

Нет ничего более неприятного и глупого в облике человека, чем важность или шумливость. Выглядеть смешным можно не только в поступках, но и во внешнем виде.  

Фрагмент 4:

… И ещё одно, и самое, может быть, важное: будьте правдивы. Стремящийся

обмануть других, прежде всего, обманывается сам. Он наивно думает, что ему поверили, а окружающие на самом деле были просто вежливы. Но ложь всегда выдаёт себя, ложь всегда «чувствуется», и вы не только становитесь, противны, хуже - вы смешны.

Не будьте смешными! Правдивость же красива, даже если вы признаетесь, что обманули перед тем по какому-либо случаю, и объясните, почему это сделали. Этим вы исправите положение. Вас будут уважать, и вы покажете свой ум.

В театре.

После третьего урока первый класс «А» отправился в театр. Смотреть пьесу про кота Леопольда.

Свет погас, занавес раздвинулся... Катя достала большую шоколадную конфету и стала не спеша её разворачивать. Фольга затрещала. Первых слов Леопольда никто не услышал. Леночка сказала, что у неё тоже кое-что есть, и вытащила целлофановый пакет с домашним печеньем. Кто только придумал такие шуршащие пакеты? Шум стоял такой, что другие зрители начали на первоклассников шикать.

Учительница отобрала у Леночки пакет и велела всем смотреть на сцену.

Все, наконец, стали смотреть на сцену.

—        А я уже этот спектакль видел! -- поделился радостью Костик. — А я знаю, этот серый мышонок сейчас приклеится к скамейке!

—Подумаешь, я тоже  видел! — перебил его Славик. — Сначала приклеится, а потом в бочку провалится!

—        Да тихо вы! — вышли из себя сидевшие впереди
бабушка и внучка.

Мальчишки перестали пререкаться.

Костик надулся и решил, что в утешение купит себе в антракте бутылочку лимонада. Но вспомнил, что деньги остались в курточке. А курточку он сдал в гардероб. В обмен ему дали белый номерок с дырочкой. Ой, а где номерок? Костик стал шарить по карманам. Вот он, вот он номерок! Костик сжал номерок в кулаке. Но тут мышата на сцене стали так ловко кувыркаться, что все в зале зааплодировали. Костик тоже захлопал в ладоши.

Номерок выпал и ускакал по полу куда-то в первые ряды. Костик похолодел: не видать ему своей курточки без номерка!

Мальчик опустился на четвереньки и пополз под креслами вперёд. Зрители поджимали ноги и тихонько ругались.

Первое действие закончилось, вспыхнул свет. Красный и взъерошенный Костик тут же увидел свой номерок. Это было в первом ряду перед самой сценой. Актёры-мышата исподтишка показали Костику кулаки.

Он немножко испугался, покупать лимонад не пошёл и потуже надвинул номерок на палец.

К концу второго действия выяснилось, что палец в дырочке распух и номерок не снимается! Все в зале аплодировали и смеялись, а Костик плакал горькими слезами.

Славик потащил его в туалет, где палец намылили, и номерок удалось снять.

Так что в театре произошло много всего интересного...

Кроме того, что было на сцене.

Как вести себя в театре.

1. «Театр начинается с вешалки», — сказал великий режиссер Константин Станиславский. Перед выходом проверь, есть ли на твоем пальто петелька, чтобы повесить его в гардеробе. Пальто перекинь через барьер. Не перегружай гардеробщицу.

2. Номерок сразу спрячь в сумочку или кармашек (запомни куда) и больше о нем не заботься. Дурная привычка — вертеть номерок на пальце — приводит к тому, что в середине спектакля он падает под кресло. И тебе приходится разыскивать его в темноте.

3. Если твоё место в середине ряда, постарайся занять его заранее. Неудобно беспокоить тех, кто сидит в начале. Если уж такое произошло (опоздал! опоздал!), проходи лицом к сидящим. Не забудь попросить прощения за беспокойство.

4. Может случиться так, что ты уже сидишь, а к свободным местам пробираются мимо тебя. Нужно встать и позволить пройти. Не ворчи и никак не выражай своего неудовольствия.

5.  Во время спектакля не шурши фольгой от шоколадных конфет. И вообще ничем не шурши. Эти звуки мешают и зрителям, и актерам.

6.  Не разговаривай с тем, кто сидит рядом. Не комментируй происходящее на сцене! Поделиться впечатлениями можно и в антракте. А вот смеяться на комедии или всплакнуть в лирическом месте не запрещается.

Это даже необходимо. Представь, что ты актер и стараешься рассмешить зрителя. А зрители сидят и вежливо... молчат. Ужасно!

7. Некоторые зрители бегут в гардероб, только закончится спектакль. Это очень некрасиво. Нужно подождать, пока актеры выйдут на сцену, и аплодисментами выразить своё восхищение их игрой.

Сценка «Мальвина и Буратино»

Входят Буратино и Мальвина

Мальвина. Здравствуй, Буратино!

Буратино. Здравствуй, Мальвина!

Мальвина. Что же ты невесёлый сегодня? Может быть, задание не выполнил?

Буратино. Плохо я справился с заданием.

Мальвина. Почему?

Буратино (злобно). Потому что не умею себя сдерживать.

Мальвина. А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой говорить, когда ты такой сердитый?

Буратино. Вот еще! Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает, плакать не буду.

Мальвина. Буратино, ответь, пожалуйста, каким тоном ты разговариваешь?

Буратино. Что значит — каким тоном? Обыкновенным.

Мальвина. Подожди, Буратино,  пусть ребята тебе подскажут, действительно ли у тебя обыкновенный тон?

Ребята высказывают свое мнение.

Мальвина. Я заметила, что ты говоришь таким тоном не только с ребятами, но, к сожалению, и со взрослыми.

Буратино. Не было этого, не было, не было...

Мальвина. Но вот, опять ты за свое. А когда ты говорил папе Карло: «Хочу мороженое, хочу мороженое» — или «Хочу в школу» — разве это не было сказано капризным, недовольным голосом?

Буратино. Может быть, я иногда и говорю немного громко и капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Только некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как хлопнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: «Ну, как посадка прошла?» Он обиделся почему-то и ушел. А что я плохого ему сказал? Или вот учительница двойку за кляксу ему поставила, и я, чтобы утешить его, спел: «Клякса-вакса-гуталин, на носу горячий блин!» Что тут было! Он очень рассердился. А я ведь развеселить его хотел. Нехорошо он поступил, правда, ребята?

Выслушиваются мнения ребят.

Мальвина. Я думаю, что ребята правильно тебе сказали, ты поступил плохо. Нужно всегда подумать вначале: не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь. Нужно следить за своими словами.

Буратино. Я разве один так разговариваю? Да я, можно сказать, учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что неправильно. А сами как разговаривают? Пусть скажут. А, замолчали! Потому что многие из них очень похожи на меня. Разве не так? Есть такие! Да, да, я сам слышал! Из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, дразнятся, не уступают друг другу, смеются над неудачами товарищей. Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже, кто лучше себя ведет, а просто все станем добрей. Xорошо я придумал, Мальвина?

Мальвина. Это ты здорово придумал! Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Запомните это!

***

Не стой в стороне равнодушно,

 Когда у кого-то беда.

 Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

                                                               ***

Что такое «здравствуй?»

Что такое «здравствуй»?

Лучшее из слов.

Потому что «здравствуй»

Значит — будь здоров.

Правило запомни

Знаешь — повтори.

Старшим это слово

Первым говори.

Вечером расстались,-

Встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй»

Говорить пора.        

В.Драгунский «Пожар во флигеле» (отрывок)

Мы с Мишкой так заигрались в хоккей, что совсем забыли, на каком мы находимся свете, и когда спросили одного проходящего мимо дяденьку, который час, он нам сказал:

 — Ровно два.

 Мы с Мишкой прямо за голову схватились. Два часа! Каких-нибудь пять минут поиграли, а уже два часа! Ведь это же ужас! Мы же в школу опоздали! Я подхватил портфель и закричал:

 — Опоздали.

 Я говорю:

 — Ох, влетит... Родителей вызовут! Ведь без уважительной же причины.

 Мишка говорит:

 — Надо ее придумать. Давай выдумаем поскорее!

 Я говорю:

 — Что же делать? Прямо не знаю... Слушай, знаешь что? Надо придумать что-нибудь интересное и храброе, чтобы нас еще и похвалили за опоздание, понял?

Мишка говорит:

 — Это как?

 — Ну, например, выдумаем, что где-нибудь был пожар, а мы как будто ребенка из этого пожара вытащили, понял?

 Мишка обрадовался:

 — Ага, понял! Можно про пожар выдумать, а то еще лучше сказать, как будто лед на пруду проломился, и ребенок этот — бух!.. В воду упал! А мы его вытащили... Тоже красиво!

 — Ну да, — говорю я, — правильно! Но пожар все-таки лучше!

 — Ну нет, — говорит Мишка, — именно что лопнувший пруд интереснее! …

 И вот я тихонько приоткрыл дверь нашего класса, просунул голову, и вижу весь класс, и слышу, как Раиса Ивановна диктует по книжке:

 — «Птенцы пищат...»

 А у доски стоит Валерка и выписывает корявыми буквами:

 «Птенцы пестчат...»

 Я не выдержал и рассмеялся, а Раиса Ивановна подняла глаза и увидела меня. Я сразу сказал:

 — Можно войти, Раиса Ивановна?

 — Ах, это ты, Дениска, — сказала Раиса Ивановна. — Что ж, входи! Интересно, где это ты пропадал?

 Я вошел в класс и остановился у шкафа. Раиса Ивановна вгляделась в меня и прямо ахнула:

 — Что у тебя за вид? Где это ты так извалялся? А? Отвечай толком!

 А я еще ничего не придумал и не могу толком отвечать, а так, говорю что попало, все подряд, только чтобы время протянуть:

 — Я, Раиса Иванна, не один... Вдвоем мы, вместе с Мишкой... Вот оно как. Ого!.. Ну и дела. Так и так! И так далее.

 А Раиса Ивановна:

 — Что-что? Ты успокойся, говори помедленней, а то непонятно! Что случилось? Где вы были? Да говори же!

 А я совсем не знаю, что говорить. А надо говорить. А что будешь говорить, когда нечего говорить? Вот я и говорю:

 — Мы с Мишкой. Да. Вот... Шли себе и шли. Никого не трогали. Мы в школу шли, чтоб не опоздать. И вдруг такое! Такое дело, Раиса Ивановна, прямо ох-хо-хо! Ух ты! Ай-яй-яй.

 Тут все в классе рассмеялись и загалдели. Особенно громко — Валерка. Потому что он уже давно предчувствовал двойку за своих «птенцов». А тут урок остановился, и можно смотреть на меня и хохотать. Он прямо покатывался. Но Раиса Ивановна быстро прекратила этот базар.

 — Тише, — сказала она, — дайте разобраться! Кораблев! Отвечай, где вы были? Где Миша?

 А у меня в голове уже началось какое-то завихрение от всех этих приключений, и я ни с того ни с сего брякнул:  — Там пожар был!

 И сразу все утихли. А Раиса Ивановна побледнела и говорит:

 — Где пожар?

 А я:

 — Возле нас. Во дворе. Во флигеле. Дым валит — прямо клубами. А мы идем с Мишкой мимо этого... как его... мимо черного хода! А дверь этого хода кто-то доской снаружи припер. Вот. А мы идем! А оттуда, значит, дым! И кто-то пищит. Задыхается. Ну, мы доску отняли, а там маленькая девочка. Плачет. Задыхается. Ну, мы ее за руки, за ноги — спасли. А тут ее мама прибегает, говорит: «Как ваша фамилия, мальчики? Я про вас в газету благодарность напишу». А мы с Мишкой говорим: «Что вы, какая может быть благодарность за эту пустяковую девчонку! Не стоит благодарности. Мы скромные ребята». Вот. И мы ушли с Мишкой. Можно сесть, Раиса Ивановна?

 Она встала из-за стола и подошла ко мне. Глаза у нее были серьезные и счастливые.

 Она сказала:

 — Как это хорошо! Очень, очень рада, что вы с Мишей такие молодцы! Иди садись. Сядь. Посиди...

 И я видел, что она прямо хочет меня погладить или даже поцеловать. И мне от всего этого не очень-то весело стало. И я пошел потихоньку на свое место, и весь класс смотрел на меня, как будто я и вправду сотворил что-то особенное. И на душе у меня скребли кошки. Но в это время дверь распахнулась, и на пороге показался Мишка. Все повернулись и стали смотреть на него. А Раиса Ивановна обрадовалась.

 — Входи, — сказала она, — входи, Мишук, садись. Сядь. Посиди. Успокойся. Ты ведь, конечно, тоже переволновался.

 — Еще как! — говорит Мишка. — Боялся, что вы заругаетесь.

 — Ну, раз у тебя уважительная причина, — говорит Раиса Ивановна, — ты мог не волноваться. Все-таки вы с Дениской человека спасли. Не каждый день такое бывает.

 Мишка даже рот разинул. Он, видно, совершенно забыл, о чем мы с ним говорили.

 — Ч-ч-человека? — говорит Мишка и даже заикается. — С...с...спасли? А кк...кк...кто спас?

 Тут я понял, что Мишка сейчас все испортит. И я решил ему помочь, чтобы натолкнуть его и чтобы он вспомнил, и так ласковенько ему улыбнулся и говорю:

 — Ничего не поделаешь, Мишка, брось притворяться... Я уже все рассказал!

 И сам в это время делаю ему глаза со значением: что я уже все наврал и чтобы он не подвел! И я ему подмигиваю, уже прямо двумя глазами, и вдруг вижу — он вспомнил! И сразу догадался, что надо делать дальше! Вот наш милый Мишенька глазки опустил, как самый скромный на свете маменькин сынок, и таким противным, приличным голоском говорит.

 — Ну зачем ты это! Ерунда какая...

 И даже покраснел, как настоящий артист. Ай да Мишка! Я прямо не ожидал от него такой прыти. А он сел за парту как ни в чем не бывало и давай тетради раскладывать. И все на него смотрели с уважением, и я тоже. И наверно, этим дело бы и кончилось. Но тут черт все-таки дернул Мишку за язык, он огляделся вокруг и ни с того ни с сего сказал:

 — А он вовсе не тяжелый был. Кило десять — пятнадцать, не больше...

 Раиса Ивановна говорит:

 — Кто? Кто не тяжелый, кило десять — пятнадцать?

 — Да мальчишка этот.

 — Какой мальчишка?

 — Да которого мы из-подо льда вытащили...

 — Ты что-то путаешь, — говорит Раиса Ивановна, — ведь это была девочка! И потом, откуда там лед?

 А Мишка гнет свое:

 — Как — откуда лед? Зима, вот и лед! Все Чистые пруды замерзли. А мы с Дениской идем, слышим — кто-то из проруби кричит. Барахтается и пищит. Карабкается. Бултыхается и хватается руками. Ну, а лед что? Лед, конечно, обламывается! Ну, мы с Дениской подползли, этого мальчишку за руки, за ноги — и на берег. Ну, тут дедушка его прибежал, давай слезы лить...

 Я уже ничего не мог поделать: Мишка врал как по писаному, еще лучше меня. А в классе уже все догадались, что он врет и что я тоже врал, и после каждого Мишкиного слова все покатывались, а я ему делал знаки, чтобы замолчал и перестал врать, потому что он не то врал, что нужно, но куда там! Мишка никаких знаков не замечал и заливался соловьем:

 — Ну, тут дедушка нам говорит: «Сейчас я вам именные часы подарю за этого мальчишку». А мы говорим: «Не надо, мы скромные ребята!»

 Я не выдержал и крикнул:

 — Только это был пожар! Мишка перепутал!

 — Ты что, рехнулся, что ли? Какой может быть в проруби пожар? Это ты все позабыл.

 А в классе все падают в обморок от хохота, просто помирают. Раиса Ивановна ка-ак хлопнет по столу! Все замолчали. А Мишка так и остался стоять с открытым ртом.

 Раиса Ивановна говорит:

 — Как не стыдно врать! Какой позор! И я-то их считала хорошими ребятами!.. Продолжаем урок.

 И все сразу перестали на нас смотреть. И в классе было тихо и как-то скучно. И я написал Мишке записку: «Вот видишь, надо было говорить правду!»

Письмо восьмое

БЫТЬ ВЕСЕЛЫМ, НО НЕ БЫТЬ СМЕШНЫМ

   Говорят, что содержание определяет форму. Это верно, но верно и противоположное, что от формы зависит содержание. Известный американский психолог начала этого века Д. Джеймс писал: «Мы плачем оттого, что нам грустно, но и грустно нам оттого, что мы плачем». Поэтому поговорим о форме нашего поведения, о том, что должно войти в нашу привычку и что тоже должно стать нашим внутренним содержанием.

   Когда-то считалось неприличным показывать всем своим видом, что с вами произошло несчастье, что у вас горе. Человек не должен был навязывать свое подавленное состояние другим. Надо было и в горе сохранять достоинство, быть ровным со всеми, не погружаться в себя и оставаться по возможности приветливым и даже веселым. Умение сохранять достоинство, не навязываться другим со своими огорчениями, не портить другим настроение, быть всегда ровным в обращении с людьми, быть всегда приветливым и веселым – это большое и настоящее искусство, которое помогает жить в обществе и самому обществу.

   Но каким веселым надо быть? Шумное и навязчивое веселье утомительно окружающим. Вечно «сыплющий» остротами молодой человек перестает восприниматься как достойно ведущий себя. Он становится шутом. А это худшее, что может случиться с человеком в обществе, и это означает в конечном счете потерю юмора.

   Не будьте смешными.

   Не быть смешным – это не только умение себя вести, но и признак ума.

   Смешным можно быть во всем, даже в манере одеваться. Если мужчина тщательно подбирает галстук к рубашке, рубашку к костюму – он смешон. Излишняя забота о своей наружности сразу видна. Надо заботиться о том, чтобы одеваться прилично, но эта забота у мужчин не должна переходить известных границ. Чрезмерно заботящийся о своей наружности мужчина неприятен. Женщина – это другое дело. У мужчин же в одежде должен быть только намек на моду. Идеально чистая рубашка, чистая обувь и свежий, но не очень яркий галстук – этого достаточно. Костюм может быть старый, он не должен быть только неопрятен.

   В разговоре с другими умейте слушать, умейте помолчать, умейте пошутить, но редко и вовремя. Занимайте собой как можно меньше места. Поэтому за обедом не кладите локти на стол, стесняя соседа, но также не старайтесь чрезмерно быть «душой общества». Во всем соблюдайте меру, не будьте навязчивыми даже со своими дружескими чувствами.

   Не мучайтесь своими недостатками, если они у вас есть. Если вы заикаетесь, не думайте, что это уж очень плохо. Заики бывают превосходными ораторами, обдумывая каждое свое слово. Лучший лектор славившегося своими красноречивыми профессорами Московского университета историк В. О. Ключевский заикался. Небольшое косоглазие может придавать значительность лицу, хромота – движениям. Но если вы застенчивы, тоже не бойтесь этого. Не стесняйтесь своей застенчивости: застенчивость очень мила и совсем не смешна. Она становится смешной, только если вы слишком стараетесь ее преодолеть и стесняетесь ее. Будьте просты и снисходительны к своим недостаткам. Не страдайте от них. Хуже нет, когда в человеке развивается «комплекс неполноценности», а вместе с ним озлобленность, недоброжелательность к другим лицам, зависть. Человек теряет то, что в нем самое хорошее, – доброту.

   Нет лучшей музыки, чем тишина, тишина в горах, тишина в лесу. Нет лучшей «музыки в человеке», чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место. Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность или шумливость; нет ничего более смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о своем костюме и прическе, рассчитанность движений и «фонтан острот» и анекдотов, особенно если они повторяются.

   В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим.

   Никогда не распускайтесь, всегда будьте ровными с людьми, уважайте людей, которые вас окружают.

   Вот несколько советов, казалось бы, о второстепенном – о вашем поведении, о вашей внешности, но и о вашем внутреннем мире: не бойтесь своих физических недостатков. Относитесь к ним с достоинством, и вы будете элегантны.

   У меня есть знакомая девушка, чуть горбатая. Честное слово, я не устаю восхищаться ее изяществом в тех редких случаях, когда встречаю ее в музеях на вернисажах (там все встречаются– потому-то они и праздники культуры).

   И еще одно, и самое, может быть, важное: будьте правдивы. Стремящийся обмануть других прежде всего обманывается сам. Он наивно думает, что ему поверили, а окружающие на самом деле были просто вежливы. Но ложь всегда выдает себя, ложь всегда «чувствуется», и вы не только становитесь противны, хуже – вы смешны.

   Не будьте смешны! Правдивость же красива, даже если вы признаетесь, что обманули перед тем по какому-либо случаю, и объясните, почему это сделали. Этим вы исправите положение. Вас будут уважать, и вы покажете свой ум.

   Простота и «тишина» в человеке, правдивость, отсутствие претензий в одежде и поведении – вот самая привлекательная «форма» в человеке, которая становится и его самым элегантным «содержанием».

Песня «Волшебные слова»

1 «Извини», «пожалуйста», «прости» и «разреши»-

Это не слова, а клю…, а ключик от души.

Кроме нашей спутницы, таблицы умножения,

Есть ещё табли…, табли…, таблица уважения.

Припев:

Помните, как азбуку, как дважлы два:

 «Спасибо» и «пожалуйста» - волшебные слова.

«Спасибо» и «пожалуйста» - волшебные слова.

Волшебные, волшебные, волшебные слова.

2  Всюду, где нескромному укажут от ворот,

 Вежливый попро…, попро…, попросит и пройдёт.

 Перед словом вежливым двери отворяются,-

 Пусть оно поча…, поча…, почаще повторяется!

Припев:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способность коллектива быть воспитателем, а личности быть воспитуемой...

Направление педагогической деятельности на нравственное воспитание в формировании детского коллектива....

Методическая разработка урока литературного чтения "Смешные книжки. тайна смешного. Н.Носов "Федина задача"

Данная разработка может быть использована в различных УМК как на уроке, так и во внеурочной деятельности....

«Быть добрым очень легко, быть справедливым — вот что трудно»

Классный час на тему "Справедливость"Цель занятия:- подвести учащихся к мысли о том, что за справедливость, правду, добро нужно бороться, что необходимо отстаивать правильное мнение даж...

Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?

Классный час 3-4 класс на тему: "Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?...

Конспект урока литературного чтения "Весёлое и смешное в рассказе Н. Носова «Федина задача»

Цель: обучать учащихся выразительному чтению в процессе анализа текста, определить «нервные узлы» рассказа и поставить непосредственно к ним вопросы, которые характеризуются ясностью, стил...

Весёлые старты "Здоровым быть здорово!"

Сценарий спортивного мероприятия, посвящённого Всемирному дню здоровья....