Образовательная программа литературно-драматического кружка
рабочая программа по теме

Помещено тематическое планирование и пояснительная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr.kruzhok.docx37.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

        «Дружбинская средняя (полная) общеобразовательная школа »

                                   

                                   

Согласовано                                                                    Утверждено

на Методическом совете                                         Директор МБОУ ДОД

Протокол от                                                             «Целинный районный

«__ » __ 2013г.№ _                                                   Дом детского творчества»

                                                                                      _______  И.А.Мотина                                                                                                                                          

                                                                                 Приказ от « _  » __ 2013г.№_

                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА

                                     детского объединения

                                        « РОДНИЧОК»

                                на 2013-2014 учебный год

                                                                                   Педагог дополнительного

                                                                                                        образования :

                                                                                                       Л.И.Харыбина      

                                                                             

                                                                                       

 

                                       с. Дружба

                         Структура образовательной  программы

1.Титульный лист

2.Пояснительная записка

3.Учебно-тематический план

4.Содержание изучаемого курса

5.Методическое обеспечение образовательной программы

6.Список литературы

                                                               

                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                             

                                             «Дети должны жить в мире красоты и фантазии,

                                        сказки, музыки, творчества»

                                                                                       В.А. Сухомлинский

   

Формирование и развитие творческой личности – одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Проблема развития творческих способностей детей не нова, но до сих пор актуальна. Только творческий человек становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения. У него более высокая работоспособность, но самое главное, у человека развивается его эмоциональная сфера, чувства, душа, чего так не хватает в современной жизни.

Именно театральная деятельность, на мой взгляд, является одним из средств развития творческого потенциала детей.

Ведь театр – это целая система воздействия на человека, благодаря которой, в совокупности с другими факторами формируется всесторонняя и гармоничная личность.

Данная программа составлена на основе Положения об образовательной программе дополнительного образования детей.

Направление : художественно-эстетическое. Программа рассчитана для детей 8-12 лет.

Цели детского объединения – создание условий для разностороннего развития личности, его творческого потенциала, формирование активной жизненной позиции.  

  Основные задачи деятельности детского объединения: 

                    обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей;                                                                                                       адаптация их к жизни в обществе;                                                                                                формирование общей культуры;                                                                                                         организация содержательного досуга;                                                                воспитание чувства прекрасного.                                                                            

 Посещение занятий драматического  кружка способствует развитию у школьников наблюдательности, фантазии, учит образному восприятию окружающего мира, вводит детей в мир прекрасного, пробуждает способность к состраданию и сопереживанию, развивает речь, активизирует мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощает творческие возможности ребенка и помогает его психологической адаптации в детском коллективе.

В наш  кружок нет специального отбора среди желающих детей. Он открыт для каждого ребенка. Все они обладают различными способностями, навыками, умениями, поэтому и возникает особая атмосфера, которая так необходима при синтетическом характере театрального искусства. Кружок объединяет не только «детей – актеров», но и художников, певцов, танцоров. С самого начала между кружковцами распределяются обязанности: кто хорошо рисует, тот занимается оформительской работой – делает эскиз костюмов, декораций; другие – изготавливают эти декорации; танцоры разучивают танцевальные «заставки» в спектакле. Таким образом, кружковцы знакомятся с профессиями театрального мира, естественно и непринужденно приобретают знания о «театральных профессиях». Постигая  технику актерской работы, дети учатся правильному дыханию, дикции, артикуляции, осваивают приемы постижения нужного художественного образа, учатся вести себя на сцене в соответствии с ролью и взаимодействовать не только с товарищами, но и со зрителями. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств: пробуждают чувства соучастия, сострадания, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Из многолетнего опыта работы известно, что дети, посещающие драматический кружок, показывают в учебе более высокие результаты, чем их сверстники. А происходит это за счет более развитого произвольного внимания, тренинга памяти, приобретенных навыков выразительного чтения, активизации мышления и познавательного интереса, развития творческого потенциала на театральных занятиях.                                Курс рассчитан на 70 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

                  Учебно-тематическое планирование кружка

                   Тема

  Теория          

Практика

Всего часов

Дата

                                          Раздел 1 Азбука театра

1

  Вводное занятие. Ознакомление детей с правилами техники безопасности  

1

 1

2

03.09

2

 Речевая подготовка

2

2

4

10.09, 17.09

            Раздел 2 Театр – искусство        коллективное

3

Театральные игры

2

4

6

24.09,1.10,8.10

4

  Выбор пьесы и обсуждение её с детьми

1

1

2

15.10

5

  Распределение ролей  

1

1

2

22.10

                                 Раздел 3 Культура и техника речи

 

6

 Работа над выразительностью речи  

2

 2

4

29.10,12.11

7

  Работа над отдельными эпизодами  

2

4

6

19.11, 26.11,3.12

8

 Чтение в лицах  

1

1

2

10.12

9

Эскизы декораций    

1

1

17.12

10

 Эскизы костюмов  

1

1

17.12

11

 Музыкальное оформление спектакля  

1

1

2

24.12

                                  Раздел 4 Ритмопластика

12

 Репетиция отдельных картин

Игра мимики и жестов

2

4

6

14.01,21.01,

28.01.

13

 Репетиция всего спектакля Пластические игры и упражнения

2

10

12

4.02,11.02.18.02

25.02,4.03,18.03

14

 Генеральная репетиция               Свобода движений на сцене    Презентация спектакля

2

4

6

1.04,8.04,15.04

Раздел 5 Обобщение и       систематизация знаний

15

 Театр, как вид искусства Премьера спектакля

1

1

2

22.04

16

 Районный фестиваль «Сияние звёзд»

2

2

29.04

17

Актёрское мастерство     Летопись драматического кружка: фотовыставка

3

3

6

6.05,13.05,

18

Инсценирование мини-сценок

1

1

2

20.05

19

Итоговое занятие

1

1

2

27.05

                                 Содержание изучаемого курса

Поставленные цели и задачи должны будут выполняться посредством постановки театральных инсценировок для детей и взрослых. В рамках кружка предусмотрены показательные чтения стихов и их последующее обсуждение, постановка театральных миниатюр. Учащиеся кружка будут принимать активное участие в организации общешкольных мероприятий. Важная роль отводится непосредственно репетициям, так как именно во время подобных занятий развиваются дружеские отношения и умение работать в коллективе, а также прививаются навыки взаимопомощи, ответственности, внимания, раскрывается творческий потенциал ребенка.

Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов:

Раздел 1. Введение. Азбука театра.

Театр – как вид искусства.

Театр – одно из древнейших искусств.

Родина театрального искусства.

Народные истоки театрального искусства – обряды, игры, праздники.

Охотничье маскирование.

Культ предков.

Возникновение русского театра.

Скоморохи – первые профессиональные актеры.

Возникновение театра в г.Бийске.

Практическая работа

Беседы с учащимися: «Что такое театр?», «Театр в твоей жизни», «Зачем люди ходят в театр?».

Викторина «Сдаем экзамен на воспитанность» (по правилам поведения в театре, кино).

Русские народные игры; игры – импровизации.

Раздел 2. Театр – искусство коллективное.

Путешествие по театральной программке.

Знакомство с театральными профессиями: актер, режиссер-постановщик, художник, декоратор, костюмер, гример, бутафор, суфлер, капельдинер и другие.

 Оформление спектакля: свет, шум, декорационное искусство.

Практическая работа

Работа в творческих мастерских: костюмерный цех, , цех по изготовлению декораций и т. д.

Конкурсы по актерскому мастерству.

Актерские разминки.

Театральные игры:  общеразвивающие, специальные (см. приложение)

Разыгрывание мини-сценок.

Раздел 3. Культура и техника речи.

Выразительность речи – основное требование к языку актеров.

Языковые средства выразительности речи.

Речевое дыхание, артикуляция, голос, дикция.

Громкость речи.

Основной тон высказывания. Какой окраски твой голос?

Практическая работа

Дыхательные и артикуляционные упражнения.

Дикционные упражнения.

Творческие игры со словами.

Скороговорки, считалки.

Диалоги.

Речевые ситуации, их анализ.

Создание, репетиции  и постановки мини-спектаклей на сказочные сюжеты.

Раздел 4. Ритмопластика.

Неязыковые средства выразительности.

Игра мимики и жестов.

Свобода выразительности движений.

Практическая работа

Имитационные речевые игры.

Пластические игры и упражнения .

Раздел 5  Обобщение и систематизация знаний

Повторение теоретических знаний о возникновении театра, как вида искусства; о театральных профессиях, первых профессиональных актерах.

Участие в традиционном школьном фестивале детского творчества.

Постановка спектакля по сказочным сюжетам.

Летопись школьного театра: фотовыставка.

                        Методическое обеспечение программы:

1.Методические виды продукции (разработки игр, бесед, конкурсов и т. д.);

2.Мультимедийные пособия и разработки;

3.Рекомендации по проведению практических занятий:

                                                .   Дикция. Орфоэпия.

В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.

Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть.

  • Логика чтения. Логические паузы.

Вычленение логической стороны звучания необходимо и постоянно совершенствовать. Средством воссоздания логического скелета читаемого, произносимого текста является расчленения его на части, осуществление логических ударений в пределах этих частей, изменение темпа произнесения речевых тактов, звеньев, кусков.

  • Речевой слух.

Понятие о речевом слухе включает в себя совокупность таких компонентов:

  • Физический слух – способность воспринимать звуки разной степени громкости и силы;
  • Фонематический слух – способность различать и воссоздавать все речевые звуки в соответствии с требованиями фонетической системы данного языка;
  • Звуковысотный слух – способность ощущать и воссоздавать мелодичность (мелодику) речи, характер интонации, чувство темпа и ритма.

Наличие этих способностей обеспечивает развитие умения пользоваться «шестью рычагами» (по ВП Острогорскому):

Громче – тише,

Выше – ниже,

Быстрее – медленнее.

Голос – одежда живой речи, а душой является интонация.

Волшебный посредник – видение образа.

«Если сам чтец, актер не будет ясно видеть перед собою те образы, которые он хочет передать аудитории, которыми он стремится увлечь воображение своих слушателей, эти образы не смогут «увидеть» и слушатели, зрители, а сами слова, не освещенные внутренним представлением, будут скользить мимо их сознания и воображения. Они останутся только сочетанием звуков, обозначающими понятия. Но смысл этих понятий и их значение, выявлены не будут», - В,Н, Аксенов, режиссер.

Видение поэта – посредник между жизнью и произведением в процессе его создания, благодаря видению устанавливается действенная связь между поэтическим творением и чтецом, видение содействует установленным контактам между исполнителем и зрителем, слушателем. Пропускать через себя, в своем воображении, видение образа.

Механизм видения не всегда срабатывает, так как люди делятся по И.П. Павлову на три категории, три типа:

Образный (сигналы I сигн. системы);

Мыслительный (II сигн. Системы);

Средний.

Поэтому художественное воображение, видение, надо развивать. Образы басен Крылова.

  • Позиция и поза.
  • Позиция – принципиальное отношение к кому-либо или чему-либо.
  • Поза – это перенесение , перевоплощение, чтобы лучше, ярче, убедительнее изобразить то или иное явление, демонстрируя свое к нему отношение. Исполнителю необходимо уяснить позицию автора и уточнить свою, которая может совпадать, а может и не совпадать с авторской.
  • Поза и авторская и исполнительская может быть доброжелательной и недоброжелательной, дружественной и враждебной, она может отображать одобрение или отрицание, осуждение.
  • Людям, лишенным чувства юмора, бывает просто невмоготу принять чужую позу, говоря, что они «не умеют и не хотят лицемерить». Но занимающему позу обличителя какого-либо недостатка не грозит опасность заразиться этим пороком.
  • Истинная артистичность состоит в способности быстро и свободно переходить из одного душевного состояния в другое. Эту способность необходимо поддерживать и развивать, во избежание эмоциональной глухоты, бесчувствия. «Бесчувствие – это увечье», - сказал Н.А. Некрасов.
  • Основой дикламационного искусства должен быть ритм.
  • Задача исполнителя состоит в том, чтобы пробуждать реакцию слушателя – зрителя на ритм. «Владение ритмом, живым пульсом стиха дает необходимое для чтения стиха естественность и разнообразие», - говорит актер Г.В. Артоболевский. Чтобы ритмом овладеть надо его уловить и ощутить

                                  Предполагаемые результаты:

 выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах,  инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра, проведение творческих литературных вечеров;

уметь представить характер героев произведения, обыгрывать его содержание, работать в коллективе, уметь вести себя на сцене, слушать товарищей и отстаивать точку зрения на своего сценического героя.

                                   Технические средства:

                 мультимедийное оборудование, компьютер.

                                   Литература

  1. Брудный Д. Л. Беседы о театре. Л., 1983.
  2. Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001
  3. Выгодский Л. Г. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
  4. Генов Г. В. Театр для малышей. М., 1991.
  5. Журнал «Праздник в школе». М., 2007.
  6. Журнал «Педсовет»
  7. Журнал «Последний звонок»
  8. Кияновский А. А. Школьный театр в начальной школе. М., 2007.
  9. Ладыженская Речь, речь. Речь. М.. 1986.
  10. Михайлова А. Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. М., 1974.
  11. Русские народные сказки
  12. Смирнова Н. И оживают куклы…М., 1980.
  13. Уварова Е. Д. Как поставить спектакль. М., 1962.
  14. Чеботаревская Т. А. Путешествие по театральной программке. М., 1975.
  15. Чурилова Э. Г. Программа «Арт - фантазия». М.,2006.


         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

образовательная программа внеурочной деятельности кружка «Мир вокруг нас»

Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий станов...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности кружка "Эрудит" (1 класс)

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на развитие интеллектуальных умений учащихс...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА ПО ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ АППЛИКАЦИИ "ВОЛШЕБНЫЕ ФИГУРКИ" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Кружок геометрической аппликации «Волшебные фигурки»Руководитель: Ионова Т.А. – воспитатель ГПД.Кружок «Волшебные фигурки» ориентирован на работу с учащимися от 8 до 10 л...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА "ОЧ-УМЕЛЫЕ РУЧКИ" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2-5 КЛАССОВ НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Кружок «Оч-Умелые ручки»Руководитель: Ионова Т.А. – воспитатель ГПД.Кружок «Оч-Умелые ручки» имеет художественно-эстетическую направленность, рассчитан на детей  8 ...

Адаптированная образовательная программа дополнительного образования кружка «Аппликашка»

Адаптированная образовательная программа дополнительного образованиякружка «Аппликашка»...

Адаптированная образовательная программа дополнительного образования кружка «Город мастеров»

Адаптированная образовательная программа  дополнительного образования кружка «Город мастеров»...