Организация работы воспитателей по формированию привычек безопасного поведения на улице, дорогах и в транспорте.
учебно-методический материал (4 класс) по теме

Коптева Людмила Анатольевна

Воспитание применительно к сфере дорожного движения - это формирование, развитие и совершенствование системы знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, качеств личности, устойчивых привычек правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Целью воспитания является сохранение жизни и здоровья детей, приучение их к установленному порядку в сфере дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_moy.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

ТОГБОУ «Инжавинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

Организация работы воспитателей по формированию привычек безопасного поведения на улице, дорогах и в транспорте.

Коптева

Людмила

Анатольевна

2013г.

            Воспитание применительно к сфере дорожного движения - это формирование, развитие и совершенствование системы знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, качеств личности, устойчивых привычек правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Целью воспитания является сохранение жизни и здоровья детей, приучение их к установленному порядку в сфере дорожного движения.
            Ежедневно в дорожно-транспортные происшествия (ДТП) в России попадают более 70 несовершеннолетних. Младшие школьники погибают, получают травмы и увечья чаще всего в силу возрастных и психофизиологических особенностей поведения, из-за неподготовленности к самостоятельному участию в дорожном движении. Дорожно-транспортный травматизм имеет ярко выраженный сезонный характер (в каникулы и после них) и возрастает во второй половине дня, когда учащиеся  остаются без присмотра. Основные причины несчастных случаев и аварий с детьми: переход улицы (дороги) в неположенном месте; езда на велосипедах, роликовых коньках, самокатных средствах по проезжей части дороги; игры на улицах; несоблюдение сигналов светофоров и требований дорожных знаков; хождение по проезжей части дороги при наличии тротуара или обочины.
           Для младших школьников характерны типичные ошибки поведения в дорожной среде. Дети часто действуют необдуманно, потому что их мотивационная сфера по темпам развития отстает от интеллектуальной. Мотивы не осознаются, а воля еще не сформирована. В результате ребенок может внезапно выскочить на дорогу перед близко идущим транспортом (например, за укатившимся мячом) из-за препятствия, сооружения, зеленых насаждений. По этой же причине дети неправильно выбирают место для перехода улицы, неосторожны при посадке и высадке из маршрутного транспорта. Вредна и привитая взрослыми с малых лет привычка — чем скорее преодолеешь опасную зону (проезжую часть), тем быстрее окажешься в безопасности. В основе такого поведения - врожденный инстинкт: от опасности надо убегать. Зачастую эффект получается обратный: неожиданное появление ребенка на дороге не оставляет водителю времени принять решение - затормозить или объехать.
            Младшие школьники еще не вполне осознают, что такое вообще опасность. Поэтому их надо обучать безопасному поведению. Тогда у них сформируются умение прогнозировать опасность и ее последствия, способность правильно оценивать свои возможности. Учащимся необходимо прививать психологическую устойчивость к опасным ситуациям, дисциплинированность, осторожность, наблюдательность - личностные качества, которые помогут им адаптироваться к дорожной среде.
Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание Правил дорожного движения.
Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Предрасположенность младших школьников к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития, как:
- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

- быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;

- преобладание потребности в движении над осторожностью;                                

- стремление подражать взрослым;                                                                                                              

- недостаток знаний об источниках опасности;                                                                                                    

- переоценка своих возможностей.

        Совершенно ясно: чем раньше дети получают сведения о том, как должен вести себя человек на улице, тем ниже будет вероятность несчастных случаев. Следовательно, основные задачи по воспитанию безопасного поведения младших школьников на улице следующие:
1. Способствовать развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения.                                                                         2.Формировать и развивать умения и навыки безопасного поведения.             3. Воспитывать устойчивые привычки соблюдать правила безопасности.

Для успешного решения этих задач в работе с детьми воспитателю следует придерживаться следующих принципов:

  1. Систематичность
  2. Психологический комфорт
  3. Наглядность
  4.  Доступность
  5. Непрерывность

           Обучая детей правилам поведения на улице, важно использовать разные формы и методы работы. Правила дорожного движения написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Младших школьников же необходимо знакомить с обязанностями пешеходов, пассажиров в других, доступных для них, формах. Это беседы, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видеофильмов, настольные и дидактические игры.  

Надо стараться создать у детей положительный настрой. Работа проводится комплексно по всем разделам воспитания и обучения. Знания закрепляются в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах. Именно во время игр у детей воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т.е. все качества, которые так необходимы для предупреждения опасности.
           Для решения вышеперечисленных задач в нашей школе ведется большая работа. Младшие школьники, в том числе наш третий класс, в полном составе посещают кружок «Школа юного пешехода». На занятиях кружка дети знакомятся с дорожными знаками, разметкой дороги, правилами поведения на улице. В нашем классе оформлен уголок по ПДД.
В перспективном плане работы  предусмотрены и проводятся такие мероприятия, как «Азбука безопасного движения», классный час «День зеленого огонька», праздник «Даже в сказке, без сомнения, знают правила движения!». А так же в ежедневный план работы включаем дидактические игры: «Учим дорожные знаки», «Что означают три цвета светофора», «Азбука пешехода», «Чья машина быстрее преодолеет препятствия» (у нас в классе есть маленькие машинки, светофор и перекресток, сделанные своими руками).
           При организации поездок с детьми в автобусе или во время пешеходной экскурсии воспитатель (педагог) берет на себя ответственность за жизнь и здоровье. Поэтому особое внимание следует уделять вопросу безопасности младших школьников в  общественном транспорте. Напоминать детям, что на улице надо вести себя очень осторожно. Обращать их внимание на движение пешеходов и транспорта.

           Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. Диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает такие результаты: все дети хорошо усвоили дорожные знаки, знают правила перехода дороги со светофором и без светофора, отлично знают правила поведения пассажиров.Ребенок — это тот живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Чем раньше мы научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у младших школьников сознательного отношения к безопасному поведению на улицах и дорогах города Самары

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТАнализ статистики ДТП с участием детей и психолого-педагогические исследования указывают, что для эффективного обучения подрастающего поколения безопасному поведению на дороге и у...

Урок окружающего мира. Здоровье и безопасность. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Материал может быть использован для внеурочной деятельности. Сценарий урока + презентаци + викторина по правилам дорожного движения....

Программа организации внеурочной работы с младшими школьниками по формированию навыков безопасного поведения.

Программа организации внеурочной работы с младшими школьниками по формированию навыков безопасного поведения....

«Глядя в монитор». Викторина для учеников начальной школы в рамках работы над проектом «Охрана зрения». Воспитатель 2 «Б» класса Ю.Н. Степанова « Организация работы в ОУ по профилактике зависимого поведения среди детей и подростков»

« Организация работы в ОУ по профилактике зависимого поведения среди детей и подростков» Викторина для учеников начальной школыв рамках работы над проектом «Охрана зрения»и по профилактике ...

Пояснительная записка к программе курса ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ.

Изучение курса «Правила безопасного поведения на улицах и дорогах» на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:·        укрепле...

Обучение родителей методам формирования у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

При подготовке к занятиям по ПДД и в процессе проведения урока перед учителем возникают сложные методические вопросы, связанные как с выбором средств, форм и методов изложения учебного материала, с вы...