Организация самоуправления в классе
статья по теме

Волынкина Ирина Яковлевна

Организация самоуправления в классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_samoupravleniya_v_klasse.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Организация самоуправления в классе

                                                            Учитель начальных классов

                                                                     Волынкина И.Я.

     Младшие школьники Усятской сош объеденены в детскую организацию «Солнышко», которая состоит из четырёх групп. Группы созданы на основе каждого отдельного класса. Свою работу с детским коллективом строю в соответствии с работой детской организации «Солнышко». Составляя план воспитательной работы с классным коллективом на год, ставлю цель и намечаю задачи, с помощью которых добиваюсь намеченной цели. Цель воспитательного процесса в первом классе «Помочь каждому ребёнку осознать неповторимость своей личности, а также личности каждого одноклассника», Во втором классе - «Формирование и развитие чувства сплочённости классного коллектива». В третьем – «Формирование толерантных отношений между детьми, имеющие какие-либо различия, развитие желания становиться лучше, самосовершенствоваться». В четвёртом – «Формирование умения вести себя конструктивно во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия».

     По сложившейся в нашей школе традиции, в ноябре первоклассников принимают в детскую организацию. Детям вручаются эмблемы и повязываются галстуки. Наши галстуки синие. Группа называется «Капельки». У нас есть девиз «Мы капаем как капельки, мы весело живём, по капельке, по капельке гранит наук грызём». Наша отрядная песенка «Вместе весело шагать». В  классном уголке размещены название группы, девиз, отрядная песня, состав группы, отмечены поручения, расписаны обязанности.

     Общественная жизнь ребёнка начинается с выполнения первых поручений. Поручение является решающим средством стимулирования общественной деятельности. Оно кристаллизует в себе все существенные и специфические отношения, складывающиеся в коллективе: добровольность, сознательность, чувство долга, чести, ответственности за порученное дело, понимание его общественной значимости и необходимости, осознание зависимости его успешного выполнения от отношения к делу каждого из участников.

     Поручения в нашем классе бывают двух типов: постоянные и временные (разовые). Основанием для такого деления служит разграничение всех видов общественной деятельности детей в группе «Капельки» на две большие группы:

а) деятельность, проводимая в течение всего года (самообслуживание, общественно полезный труд и пр.);          

б) разовые мероприятия (праздники, викторины, соревнования и т.д).

     В первый год обучения даю разовые поручения. Наблюдаю, как ребёнок их выполняет, как к этому относится, с желанием или нет, есть к этому склонность или нет. Постепенно приучаю к самообслуживанию.

     Во втором классе даю постоянные поручения с учётом желания ребёнка. Договариваемся о выполнении обязанностей. Если ребёнок просит поменять поручение, мы обсуждаем это вместе с классом. У детей постепенно накапливается опыт общественного поведения. Процесс формирования организационных умений проходит ряд этапов. Первый этап обычно включает:

а) подробное устное объяснение осваиваемой общественной функции;

б) демонстрацию её выполнения;

в) воспроизведение ребёнком своих обязанностей вслух;

г) запись сути обязанностей в классном уголке;

д) их практическое воспроизведение.

     На втором этапе работы эта форма указаний свёртывается. Сначала отпадает необходимость демонстрации выполнения, устные указания даются в более обобщённом виде, запись сути поручения в классном уголке сохраняется. К четвёртому классу дети чётко знают свои обязанности и обязанности своих одноклассников, помогают друг другу. Иногда по обоюдной договорённости меняются поручениями.

          Удовлетворяя существующую у младших школьников потребность участвовать в жизни своего класса, мы распределяем поручения так, чтобы каждый нашёл своё место в системе коллективных взаимоотношений. В соответствии со спецификой возраста при распределении поручений применяются игровые приёмы. Каждое поручение имеет свой отличительный знак, который прикрепляется к одежде исполнителя поручения. Получая вместе с устным указанием соответствующий отличительный знак, дети более эмоционально воспринимают поручение и серьёзнее относятся к своим обязанностям при их выполнении.

     Дети в нашем классе выполняют такие поручения: организатор, библиотекарь, цветовод, старший дежурный в классе, хозяюшка, доктор Чистюлькин, фенолог, художник, ответственный за питание в столовой, старший дежурный в столовой среди мальчиков, старший дежурный в столовой среди девочек.

     Организатор во время дежурства по школе распределяет обязанности среди ребят, организует игры, в четвёртом классе проводит репетиции к праздникам, классным часам. Помогает тем, у кого не получается что-то при выполнении поручения. Эту работу выполняет лидер класса. К нему дети прислушиваются, обращаются за помощью.

     Библиотекарь выдаёт книги из классной библиотеки, ведёт их учёт (записывает в тетрадь), наводит порядок в классной библиотеке, участвует в оформлении уголка читателя, проверяет читательские дневники, рассказывает об интересных книгах.

     Цветовод ухаживает за цветами, интересуется их свойствами, готовит сообщения о них.

     Старший дежурный в классе организует дежурство в классе. Следит за ходом дежурства.

     Хозяюшка следит за чистотой и уютом в классе. Помогает приготовиться к урокам изо и технологии. Поддерживает порядок там, где хранятся материалы и инструменты для этих уроков.

     Доктор Чистюлькин следит за внешним видом детей. Готовит сообщения о правилах гигиены.

     Фенолог отмечает погоду в календаре природы, рассказывает об интересных явлениях природы, участвует в оформлении уголка природы.

     Художник помогает организовывать и оформлять выставки рисунков, поделок, участвует в выпуске праздничных плакатов, газет.

     Ответственный за питание в столовой каждый день делает заявку на питание, в которой записывает количество детей, идущих в столовую. Готовит сообщение о правильном питании.

     Старший дежурный в столовой среди девочек (мальчиков) следит за очерёдностью дежурства за столом, за порядком во время движения в столовую и во время приёма пищи.    

     Как показала практика, часто менять поручения не стоит, так как навыки не будут отрабатываться. Дети должны научиться делать не только то, что им хочется, но и то, что надо для других людей.  

Наша методика организации общественных поручений включает:

  • вручение обязанностей
  • контроль за выполнением поручения
  • отчёт
  • самооценку
  • оценку товарищей

     Эта методика способствует формированию качеств общественника – организатора. Дети приучаются самостоятельно распределять поручения в коллективе, контролировать их выполнение, оказывать помощь друг другу, анализировать и оценивать деятельность товарищей по выполнению общественных обязанностей.

     Самоуправление относится к управленческим инновациям, которые затрагивают структуру, методы управления, ориентированы на замену элементов системы управления с целью ускорения, облегчения или улучшения решений поставленных задач.

     Самоуправление учит детей жизни в обществе. Задача современной школы состоит в том, чтобы подготовить ребёнка к жизни. Опыт жизни в классном коллективе, в котором организовано самоуправление, - это и есть подготовка к жизни. Полноценная, обогащённая ценным личным опытом жизнь «сегодняшнего дня» - лучшая подготовка к жизни «завтрашнего дня».

     

           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации самоуправления в начальных классах

В начальной школе необходимо готовить детей к самоуправлению. Вот так можно поставить работу в классе. Каждый ученик при деле и каждому поручение по интересу! Каждый педагог может творчески подойти к ...

Организация самоуправления в классе (презентация)

Организация самоуправления в классе (презентация)...

«Работа классного руководителя с родителями учащихся. Организация самоуправления в классе и школе»

Педагогический совет «Работа классного руководителя с родителями учащихся. Организация самоуправления в классе и школе»...

Организация самоуправления в классе

Материал в помощь организации самоуправления в классе...

Организация самоуправления в классе.

В начальной школе создана и действует организация самоуправления «Солнышко», которая объединяет классные коллективы в единый школьный коллектив. С одной стороны, самоуправление подготавливает учащихся...

Организация самоуправления в классе

В статье описывается опыт организации самоуправления в классе в начальной школе....

Формирование личности ученика через организацию самоуправления в классе.

Из опыта работы по организации самоуправления в классном коллективе....