Организация самоуправления в классе
статья на тему

Захарова Елена Николаевна

В статье описывается опыт организации самоуправления в классе в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_samoupravleniya_v_klasse.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Организация самоуправления в классе.

Согласно одному из определений, детское самоуправление – это демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения поставленных групповых целей.

Цель: привлечь каждого ребенка к участию в общественной жизни, повышение социальной активности, творческого потенциала детей.

Задачи: воспитать у ребят уважительное отношение друг другу; развитие коммуникативных умений и навыков подростков, организаторских способностей, формирование потребностей в самореализации.

Основу данного самоуправления составляют сменные творческие группы, которые решают вопросы жизнедеятельности класса. Создание и чередование коллективных творческих поручений позволяют каждому учащемуся занимать активную позицию в построении работы класса, что положительно влияет на формирование их организаторских способностей, умение управлять своим Я, раскрывать и развивать свои потенциальные и реальные возможности. На протяжение четырёх лет в классе существует 5  групп, которые выполняют различные сменные функции. В каждой группе есть командир, который отвечает за планирование деятельности и её выполнение. При смене деятельности командир тоже меняется, таким образом, каждый ребёнок становится или ведущим в группе или ведомым. И если в 1-2 классах состав групп часто менялся, то в 3-4 он более стабильный.

Каждый ученик – это сложная, своеобразная и интересная личность. Поэтому не случайно в разных видах деятельности становятся лидерами разные учащиеся, которые выполняют эту роль не по принуждению, а в соответствии со своим желанием, интересом.

Надо стараться вызвать интерес участия в самоуправлении через выполнение детьми постоянных и временных поручений (по желанию учащихся), через участие в социальном проекте. Все чаще ребята проявляют инициативу и, что радует, в большинстве своём эти инициативы направлены на взаимодействие с другими коллективами. Учащиеся по собственной инициативе берут на себя ответственность за конкретные дела.

Наиболее сложным моментом в реализации самоуправления является обучение актива, создание программы действий.  

        Ожидаемые результаты:

  • Устойчивые ценности личности и коллектива.
  • Способность и желание учащихся заниматься разнообразными видами  деятельности.
  • Умение общаться и вступать в позитивные отношения.
  • Умение ставить и достигать поставленные цели.
  • Умение коллективно придумывать, планировать, создавать новый продукт (конкурс, поход, викторины, помощь друг другу и др.).
  • Активное участие в социальных проектах, создание собственных проектов.

                         

                 Социальный проект «Тепло детского сердца».

1.Актуальность проекта.

В обществе часть детей сегодня убеждена, что надо думать только о себе. С такой моралью общество уничтожит само себя. Преодолевая прагматичность и эгоизм, вступая в социально значимую деятельность, участники проекта своим личным примером, делами показывают, что можно жить иначе и что благотворительность – это здорово!

 Одной из главных целей воспитательного процесса является формирование нравственной культуры школьников. Особенно важным на сегодняшний день становится развитие культуры взаимоотношений школьников с разными социальными группами (прежде всего возрастными). В такую группу входят бабушки, дедушки, ветераны ВОВ.

Уходя на пенсию, пожилые люди нуждаются не только во внимании, связанном в организации их быта.  Особый смысл для этих людей приобретают формы духовного общения с детьми, когда они поздравляют их с праздниками, рассказывают о своих делах. Это пробуждает в пожилом человеке жажду к жизни, понимания своего места в обществе. Для детей - это приобретение духовно-нравственных ценностей. У детей, заботящихся о пожилом человеке, навсегда заложатся в душе понимание к нуждам стариков и потребность в оказании помощи этим людям. В наше время, когда человек в погоне за карьерой, за деньгами забывает о главных человеческих ценностях, важно напоминать о них. 

                                                       Девиз проекта.

     Нет ничего более страшного для человека, чем другой человек, которому нет до него никакого дела.


2.Задачи проекта:

-Приобрести социально значимый для учащихся опыт общения со старшим поколением;
-Разработать план мероприятий по оказанию помощи пожилым людям;
-Организовать волонтёрскую работу с учащимися начальных классов;
-Содействовать работе Совета бабушек и дедушек;
-Создать  газету для пожилых людей «С любовью…»;
-Организовать на базе класса обучение старшего поколения компьютерной грамотности;
-Исследовать возрастные особенности пожилых людей и их потребности.
3.   Способы решения задач проекта:
-Формирование творческой  рабочей группы из  школьников, родителей;
-Планирование воспитательной работы класса с учетом данного проекта;
-Формирование группы младших школьников по организации волонтёрского движения;
-Согласование плана работы с Советом ветеранов, Советом бабушек и дедушек;

-Формирование группы из пожилых людей для обучения на компьютере;
-Создание редколлегии газеты для пожилых людей; 
-Исследовательские работы учащихся.
4.Предпосылки успеха проекта.
-Налаживание отношений с пожилыми людьми;
-Налаживание связей с общественностью;
-Повышение качества воспитательной работы в школе.
5.Продолжительность проекта -4 года (сентябрь 2010 –  май 2014г.)
6.Реализация проекта осуществляется в четыре этапа:

-Диагностический
-Подготовительный;
-Организационный;
-Практический;
-Заключительный.
7. Информационная поддержка
-Школьная газета «В десяточку»;
Гипотеза

     Если будет осуществлен данный проект, то внимание учащихся класса будет привлечено к проблеме уважения пожилых людей вообще  и своих бабушек и дедушек в частности.

     Итогам станет повышение нравственной культуры ребенка, которая напрямую зависит от накопления им личного опыта в отношениях со старшим поколением.

                                                 Этапы проекта

1)Диагностический:

Определение проблемы (недостаточное внимание ветеранам ,людям, закончившим трудовую деятельность)

 2) Подготовительный:

планирование основного этапа проекта;

определение состава участников на разных этапах осуществления проекта;

уточнение информации о ветеранах, бабушках и дедушках;

рекламирование проекта;

3)Организационный, практический:

Классные пятиминутки об истории  и традициях благотворительности;

проведение благотворительной «Осенней ярмарки», «Ярмарки ко Дню Победы»;

театрализованный  праздник;

 конкурс на лучшее оформление газеты;

распределение денежных средств, полученных в ходе проведения ярмарки;

оформление открыток-поздравлений ветеранам, бабушкам, дедушкам с приглашением на праздничный концерт;

 формирование групп для вручения подарков и поздравлений ветеранам;

посещение ветеранов на дому: поздравление, беседы, общение;

чествование ветеранов. «От всей души»

4)Итоговый этап:

Подведение итогов проекта «Тепло детского сердца».

Обобщение опыта.

                                       

Результаты реализации проекта

год

вид деятельности

результат

2014-2015

  • Формирование банка данных

  • Разведка добрых дел

 Изготовление поздравительных открыток для пожилых людей. 
Гостевой визит к ветеранам- участникам ВОВ «Мы дедушек и бабушек слушаем рассказ».
 Концерт ко дню пожилого человека, Дню Победы.

Благотворительная ярмарка.

2015-2016

  • Разведка добрых дел

  • Организация работы добровольцев, волонтёров

  Детская почта, поздравления бабушек, дедушек, ветеранов и  участников войны с Новым годом.  Музыкально-спортивный праздник «Молодецкие сражения».  Выступления-воспоминания дедушек о службе в Советской Армии и бабушек о школах прошлого века.
 Оформление выставки изобразительных работ «Защитники Родины».

Благотворительная ярмарка.

2016-2017

  • Организация работы добровольцев, волонтёров

 Организация экскурсий в историко-краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Времен связующая нить».

Оказание  адресной помощи ветеранам ВОВ, труженикам тыла, пожилым людям, соседям. Литературная гостиная «И помнит мир спасенный»

Благотворительная ярмарка.

2017-2018

  • Организация работы добровольцев, волонтёров

  • Подведение итогов

 Конкурс чтения стихов «О тех, кто мир нам подарил».

Благотворительная ярмарка.

Гостевой визит к ветеранам- участникам ВОВ, пожилым людям.

Концерт –конкурс «Мы вместе».

Создание буклетов, презентаций о проделанной работе, публикаций в школьной газете.

Праздник «От всей души»

    В результате реализации проекта «Тепло детского сердца» 27 бабушек, дедушек,  ветеранов получили поздравления и подарки к   Дню пожилого человека. Средства для этого были заработаны классом на благотворительной «Осенней ярмарке», во время которой желающими (а это не только учащиеся класса и школы , но и учителя) были приобретены  кулинарные изделия собственного производства по низким ценам.

     Пожилые люди, получив добрые поздравления, почувствовали, что в школе о них заботятся, их помнят и любят. Сформирована связь между поколениями, устранение недостатка внимания и уважения к старшему поколению со стороны молодежи - помимо регулярной помощи, совместные чаепития с пожилыми «подшефными», приглашение их на школьные праздники, мероприятия в класс, поздравления на дому.

  Школьники имели возможность приобрести опыт общественно значимой деятельности (ярмарка) и продолжить формирование коммуникативных навыков и таких нравственных качеств как отзывчивость, милосердие, открытость, стремление и умение сотрудничать с другими людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации самоуправления в начальных классах

В начальной школе необходимо готовить детей к самоуправлению. Вот так можно поставить работу в классе. Каждый ученик при деле и каждому поручение по интересу! Каждый педагог может творчески подойти к ...

Организация самоуправления в классе

Организация самоуправления в классе...

Организация самоуправления в классе (презентация)

Организация самоуправления в классе (презентация)...

«Работа классного руководителя с родителями учащихся. Организация самоуправления в классе и школе»

Педагогический совет «Работа классного руководителя с родителями учащихся. Организация самоуправления в классе и школе»...

Организация самоуправления в классе

Материал в помощь организации самоуправления в классе...

Организация самоуправления в классе.

В начальной школе создана и действует организация самоуправления «Солнышко», которая объединяет классные коллективы в единый школьный коллектив. С одной стороны, самоуправление подготавливает учащихся...

Формирование личности ученика через организацию самоуправления в классе.

Из опыта работы по организации самоуправления в классном коллективе....