Воспитательная система. 2 класс.
методическая разработка (2 класс) по теме

Артамонова Галина Владимировна

Воспитательная система класса. Многие из учителей задаются вопросом: как правильно простроить воспитательную систему класса, да еще и грамотно представить ее? Предлагаю следущий вариант решения проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_sistema_klassa.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА

        Развитие творческих познавательных интересов младших школьников в процессе обучения и воспитания – актуальнейшая проблема современности. Современная отечественная педагогика характеризуется поиском новых средств развития творческих познавательных интересов учащихся в условиях ориентации на школьника как субъекта познавательной деятельности. Для любого школьника можно создать такие условия, при которых будет развиваться творческая познавательная активность.

        Решение данной задачи осложняет противоречие:

– между возрастающими требованиями к современному школьнику и недостаточными условиями развития творческой познавательной активности школьников в современной системе образования.

        Названное противоречие определило проблему, которая заключается в необходимости развития творческой познавательной активности младших школьников в условиях воспитательной работы.

        Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующих развитию личности и коллектива.

        В научно-методической литературе выделяют 5 наиболее существенных и важных компонентов, которые являются составляющими  воспитательной системы:

1. Индивидуально-групповой.

2. Ценностно-ориентационный.

3. Функционально-деятельностный.

4. Пространственно-временной.

5. Диагностико-аналитический.

        Этапы развития воспитательного процесса класса:

1. Проектирование системы.

2. Становление системы.

3. Стабильное функционирование системы.

4. Завершение функционирования системы.

        

Компоненты воспитательной системы

Содержание каждого компонента

ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВОЙ

2 «Д» класс (общеобразовательный) был создан в 2010-2011( 1 класс) учебном году.

Классный руководитель – Артамонова Г.В., образование высшее педагогическое, 15 лет педагогического стажа, увлекается изобразительным творчеством, оформительской работой, английским языком. Имеет степень МАГИСТРА ПЕДАГОГИКИ.

С данным классом работает с момента его образования, т.е. с 1 класса.

Учащиеся – 30 человек, из них 14 мальчиков и 16 девочек.

Родители:

Многодетные семьи – 3.

Опекаемые дети - нет.

Неблагополучные семьи – нет.

Неполные семьи – 4 (Коблова Сабина, Хохлов Макар, Александрова Дарья, Роденкова Анна).

Социальный статус родителей:

– служащие;

– рабочие;

– предприниматели;

- директора;

– домохозяйки.

Образование родителей:

– с высшим образованием;

– с незаконченным высшим;

– со средним специальным;

– со средним.

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННЫЙ

Цель школы: развитие проектной культуры.

Цель воспитательной системы класса: содействие становлению и проявлению творческого познавательного потенциала младших школьников.

Такую цель выдвинули сами ученики на одном из классных часов, затем поддержали родители на занятии родительского университета.

Задачи: на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний создать максимум условий для развития творческой познавательной активности младших школьников.

Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса:

1. принцип приоритета интересов и потребностей школьников и их родителей;

2. принцип интеграции воспитательно-образовательных усилий семьи и школы;

3. принцип сотворчества детей и взрослых;

4. принцип равенства всех участников воспитательного процесса;

5. принцип гуманизма и демократизации жизнедеятельности коллектива класса;

6. принцип диалога.

Классный руководитель работает по педагогической технологии «Личностно-ориентированный подход в воспитании младших школьников».

Концептуальные основы:

– воспитательная функция является одной из основных социальных функций учреждения наряду с образованием;

– воспитание представляет собой двусторонний процесс взаимодействия педагога и воспитанника, направленный на духовно-нравственное становление личности, её ценностное самоопределение; стимулирование самовоспитания;

– воспитательный процесс является одним из важнейших звеньев целостного педагогического процесса в образовательном учреждении наряду с учебным процессом;

– воспитательная система обладает значительным потенциалом, реализация которого зависит от специальной, продуманной организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействий детей и взрослых как в рамках учебного процесса, так и во внеурочное время;

– определяющее значение в разработке современного содержания, целей, методов воспитания имеет гуманистическая идеология, обусловливающая общую направленность воспитательной деятельности на гармоничное развитие личности – достижение ею гармонии как во внутреннем духовном мире, так и с окружающим социоприродным пространством;

– создание условий для развития личности в учреждении предполагает реализацию комплексного, деятельностного, средового подходов к организации учебно-воспитательного процесса, а также учёт индивидуальных особенностей развития личности школьника.

Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса отражается в следующих пунктах плана воспитательной работы: выборы родительского совета, помощь в планировании и организации его деятельности, работа с социально неблагополучными семьями, окружающим социумом, общественностью.

        Индивидуальная работа с родителями позволяет установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей развивающего влияния на личность ребёнка. Поэтому классный руководитель включает в план работы посещение семей учащихся, индивидуальные беседы с родителями, совместное определение перспектив и средств развития ученика, педагогические консультации, индивидуальные поручения.

        Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития познавательной активности учащихся осуществляется классным руководителем с помощью тематических и итоговых родительских собраний, индивидуальных консультаций, проверки дневников учащихся, составления карт развития детей и таблиц результатов их учебной деятельности, ведения портфолио, направления родителям писем-характеристик, записок-извещений, благодарственных и поздравительных открыток.

Использование в совместной работе с учащимися и родителями форм, приёмов и методов моделирования воспитательной системы класса позволило определить желаемый образ выпускника начальной школы и представления детей и взрослых о целях, основных направлениях и способах организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в нашем классном сообществе.

ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности.

Приоритетный вид деятельности, способствующий формированию индивидуальности класса – познавательная деятельность, которая может оказать влияние на развитие личности учащихся.

Выбор приоритетного вида деятельности зависел прежде всего от интересов и потребностей учащихся, потребностей родителей, личностных особенностей классного руководителя, типа учебного заведения.

        Увлечённость классного руководителя, его девиз – «творить и познавать как можно больше», работа в экспериментальной площадке по теме «Ситуация успеха как средство развития познавательной активности младших школьников», учёба в магистратуре, - всё это перерастает в общее увлечение классного сообщества, и на этой основе формируется его индивидуальность.

        Взаимосвязь учебно-познавательной и внеурочной творческой деятельности проявляется в различных формах: это и включение учащихся в различные конкурсы, олимпиады («День эрудита»), КВН, посещение выставок, музеев, журналов-эстафет «Мир моих друзей. Мир моих интересов. Мир общих дел», организованно-деятельностных игр «Развитие познавательной деятельности младших школьников» как для учащихся, так и для родителей.

        В этом году поручения в классе были распределены в форме игровой ситуации: «Наш город», где учащиеся дали название городу «Строим город СОЛНЦЕЦВЕТ». Нарисовали герб и выбрали девиз жизнедеятельности города «Все делаем творчески, а иначе зачем?», в чём прослеживается творческая и познавательная (приоритетная) деятельность. Наличие символики в классе помогает коллективу чётко следовать намеченной цели.

        Классный руководитель – «проводник по стране знаний» (ведущая роль).

        Класс можно охарактеризовать как единый сплочённый коллектив, хотя и существует 2 микрогруппы, состоящие из 3-4 человек (по территориальному признаку). Но в классе, коллективе это не чувствуется. Уровень развития коллектива «Мерцающий маяк». В школьных делах все ребята вместе, сплочённые, объединённые одной целью, общими интересами. Явных лидеров в классе нет, но и отверженных тоже нет.

        В классе главенствуют общепринятые нормы и ценности. Например, совместно с учащимися были выработаны законы жизни в классе:

        1. Каждый человек имеет право на ошибку и её исправление;

        2. Человек не имеет права унижать, оскорблять и обижать другого человека;

        3.Человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать свою правоту;

4. Человек должен учиться дружить и иметь друзей;

        5.Человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи;

        6.Человек должен учиться быть терпеливым и настойчивым в достижении своих целей.

        Все они направлены на воспитание умения быть  Человеком.

        В классе за  предыдущий учебный год сформулировались такие традиции как:

        1. «Праздник рождения класса»;

        2. «Я пришёл в этот день в этот мир» (день рождения);

        3. «Праздник юмора»;

        4. Традиция «тёплых писем»;

        5. «Как живёшь, дневничок ?»;

        6. Книга «Классные достижения».

        В классе, в основном, преобладает доброжелательный тон. Конфликты встречаются редко. Классный руководитель решает их спокойно, используя стиль диалогического, дружеского общения, способствующий эффективному воспитанию и развитию.

        Во 2  классе класс уже осознаёт себя единым целым. Ребята знают, что являются надёжными помощниками во всех делах школы.

        Органы самоуправления в классе – это округа в городе «Строим город Солнцецвет»:

        1. округ «Образование»;

        2. округ «Закон и порядок»;

        3. округ «Культура и творчество»;

        4. округ «Физкультура и спорт»;

        5. округ «Пресса. Информация».

ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ

Город «Строим город Солнцецвет» располагается в кабинете № 406 ГОУ Центр образования «Школа здоровья» № 2005. В этом городе происходят главные события классной жизни. Ребята заботятся об уютной и комфортной обстановке, о чистоте, об озеленении своего города.

        Жители города общаются, взаимодействуют и с другими коллективами, классами и ближайшим социальным окружением. Ребята чувствуют себя комфортно и защищёнными.

          Таким образом, была спроектирована воспитательная система (изучены интересы, потребности и другие личностные характеристики членов классного сообщества, на классных часах создан желаемый образ класса (умный, активный в познании, изучении нового, дружный, дисциплинированный).

           В настоящий момент воспитательная система класса находится на 3 этапе своего развития – стабильное функционирование системы. Уделяется внимание разработке проектов, направленных на развитие интеллектуальных способностей и творческих познавательных интересов, потребностей, опыта реализации полученных знаний, умений и навыков в практике:

– исследовательские проекты;

– игровые проекты;

– конкурсные проекты;

– проекты интеллектуального сотрудничества;

– рекламно-просветительские проекты.

ДИАГНОСТИКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ

        В соответствии с данными критериями используются традиционные и нетрадиционные методики изучения результативности учебно-воспитательного процесса, такие, как:

1. Методики для исследования развития познавательных процессов личности   младшего школьника;

        2. Модифицированный тест Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»;

        3. Методика «Герб класса»;

        4. Социометрические методы;

        5. Анкета «Я и ценности моей жизни», «Я и моя школа»;

        6. Краткий тест творческого мышления;

7. Организационно-деятельностная игра «Развитие личности младшего школьника»;

        8. Тест «Цветок настроения»;

        9. Сочинение-рассуждение «Каким я стал за этот год и почему»;

        10. Творческая мастерская «Я и класс, в котором я живу»;

11. Сбор – коллективный разговор об итогах прошедшего месяца (четверти, полугодия, года).

12. Методика «Мы – коллектив? Мы – коллектив… Мы – коллектив!»        (М.Г.Казакиной, Е.Н.Степановой);

13. Методика «Какой у нас коллектив» (А.Н.Лутошкин);

14. Удовлетворённость родителей работой образовательного учреждения» (Е.Н.Степановой).

        Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся, о развитии познавательной активности школьников и сформированности коллектива классного сообщества, использовать её при планировании и организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель воспитательной системы класса

Структура модели воспитательной системы класса...

Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

Воспитательная система класса

Воспитательный  процесс - серьезный кропотливый труд.  В данной системе представлена тематика классных часов по ПДД, ППБ, ОБЖ, нравственно - духовному воспитанию, прописана циклограмма работ...

Формирование экологической культуры школьников в рамках воспитательной системы класса

Целью воспитательной системы класса является воспитание социально - активной, нравственной, творческой личности, обладающей чувством гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё б...

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса. Игровая модель "В солнечном городе"...

Модель воспитательной системы класса.

Создание для учащихся здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе является актуальнымобоснованием модели воспитательной системы «Новое поколение»....

Воспитательная система класса, 3 класс, автор Давлетшина З.Г.

Система работы с классом, где преобладают учащиеся из неблагополучных семей. Проблемы класса, цель работы, направления работы, зона взаимодействия  (круг специалистов, коллектив родителей и педаг...