"Путешествие в прошлое"
план-конспект занятия (4 класс) по теме

Гурова Екатерина Михайловна

Познавательная игровая программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_proshloe.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гурова Екатерина Михайловна

Воспитатель ГБОУ центр образования «Школа здоровья» № 1317 г. Москва.

Информация о себе: Работаю в центре образования № 1317 воспитателем. Люблю свою работу и, как мне кажется, умею находить общий язык с детьми. Мне хочется, чтобы мои воспитанники выросли добрыми и порядочными людьми – это,  на мой взгляд, самое главное.

 «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ»

Цели:

- познакомить детей с особенностями разных эпох; особенностями культуры;

-развивать интерес к истории;

-воспитывать навыки коллективной работы, толерантность

Оборудование:

- интерактивная доска;

- проектор;

- компьютер;

- элементы костюмов;

- маршрутные листы.

Ход игры.

Класс делится на две команды.

Сегодня мы отправимся в прошлое.  Узнаем, какие особенности есть у разных эпох. Первой остановкой в нашем пути станет 18 век. Что же мы увидим, если перенесёмся на улицы города 18 века? На улицах нет машин, нет высотных зданий, очень сильно отличается  одежда горожан. Дамы одеты в нарядные длинные платья, на руках ажурные перчатки, изысканные шляпки украшают чудесные причёски, в руках  зонтики. Обязательными элементами костюма у кавалеров считались плащ и шляпа. В это время люди придавали особенно большое значение семье и роду. Каждый род или семья имели свой герб, девиз. Опозорить их считалось недопустимым. За это человека могли даже изгнать из семьи.

Этот  век отличала необычайная галантность. Высоко ценилось хорошее воспитание, умение сочинять стихи и музыку, вежливость и отношение к дамам. И сейчас мы узнаем, получились ли  бы из вас настоящие дамы и кавалеры.

1-й конкурс.

От каждой команды приглашаются по даме и кавалеру. (Надевают элементы костюмов).  Кавалеру 1 команды надо максимально вежливо пригласить даму на прогулку в сад, а  кавалеру 2 команды так же вежливо попросить даму принять цветок у  него. Дамы же должны отказать или согласиться, но сделать это так, чтобы не обидеть кавалера.

По итогам конкурса команды получают родовой герб в маршрутные листы.

Дальше наш путь приводит нас в 12 век.

И что же мы встречаем на улицах городов средневековой Европы?

Дома закрыты, на улицах никого лишь горят огромные костры. В воздухе висит запах гари и непонятных трав. На улицах можно встретить лишь странные группы людей, одетые в длинные  чёрные балахоны.

Что же здесь случилось? Страшная неизлечимая болезнь поразила жителей. Сквозь шорохи доносится страшное слово – чума.

2 конкурс.

В нашем времени человечество смогло победить страшные болезни прошлого. Давайте попробуем помочь жителям города, преодолеть эту напасть. Команды должны попробовать сформулировать правила, которые необходимо соблюдать жителям, чтобы болезнь отступила и больше не приходила в город.

 В конце конкурса команды получают знак красного креста в маршрутный лист.

        Дальше сквозь пески времени мы попадаем во времена Киевской Руси. Здесь уже реже встречаются города, всё больше деревни, сёла и посёлки. Костюмы снова меняются. Девушки в красивых сарафанах, на голове кокошники или ленты, юноши в расшитых рубашках, подпоясанных цветными поясами.  Видимо мы попали на праздник. И верно, это день праздника Ивана Купалы. Чем же знаменит этот праздник? Проходит этот праздник в день летнего равноденствия 22 июня.

Обязательным обычаем Иванова дня было массовое купание: с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами.

     В местах, где существовал запрет на купание в реках (из-за той же нечисти), купались в святых источниках. На Русском Севере в Иванов день топили бани, в которых мылись и парились, заваривая собранные в этот день травы и используя ивановские веники. И вода, и травы в Иванов день наделялись магической силой, поэтому их использование должно было наделить человека жизненной силой и здоровьем.

     В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём, и
их союз считается природной силой. Символом такого соединения являются
костры по берегам рек, которые жглись в этот день. Кроме того, в Иванов день очень часто гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок
поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь.

Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли
домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери
сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём
сгорели и болезни.
     Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки.  По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие. Считалось при этом, что купальский костёр обладает магической силой, способной отгонять всю нечисть. Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии.

     Главным героем растительного мира в Иванов день становился папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, появляющимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они не находились. Кроме того, одним из главных символов Иванова дня был цветок Иван-да-марья, который символизировал магический союз огня и воды.

3 конкурс

        Давайте с вами вспомним какие же народные игры и забавы вы знаете. Команды по очереди предлагают ответы.

После ответов команд все вместе играем в «Ручеёк»

В маршрутный лист команды получают цветок папоротника.

Вот и последний пункт нашего путешествия. Каменный век. Наши далёкие предки встречают нас здесь – первобытные люди. Жили в то время в пещерах, украшая их стены рисунками.  Чтобы выжить люди жили племенами. В каждом племени был свой шаман, который имел огромную власть. Люди были суеверны и очень верили словам шамана.

4 конкурс

Сейчас вам предстоит выбрать шамана, клич вашего племени, и ритуальную пляску, в которой участвует всё племя.

Итог

Мы с вами побывали в разных исторических эпохах, но история человечества еще более разнообразна и поэтому наше с вами путешествие не последнее. Я надеюсь,  мы еще не раз сможем узнать интересные факты из истории нашей страны и узнать много необычного. Возвращаемся в наш 21 век, в котором также происходит много событий, и они тоже становятся историей.

До новых встреч.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. http://ru.wikipedia.org
  2. http://stranadetstva.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в прошлое нашего города

Презентация. Цель: изучение исторического прошлого города Тольятти...

Путешествие в прошлое нашего города

Научная статья. Цель: узнать историческое прошлое города Тольятти....

Урок по коррекции дисграфии. Тема: "Путешествие в прошлое жилища"

Конспект урока и презентация по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.2 класс.Тема: "Путешествие в прошлое жилища" Логопедическая тема: Языковой анализ и синтез.Грамм...

Программа летнего лагеря "Путешествие в прошлое"

Программа создана для летнего школьного лагеря. Возраст участников 1-4 класс. Цель программы: создать благоприятные возможности для оздоровительного и познавательного досуга детей в летний период, нап...

Внеклассное занятие по истории.Тема: Путешествие в прошлое города Сыктывкара

Внеклассное занятие по истории города Сыктывкара Республики Коми...

Путешествие в прошлое

презентация использовалась на занятиях по предшкольной подготовке по комплексной программе "Детский сад2100"...

конспект урока по информатике "Путешествие в прошлое" 5 класс

Урок по информатике "Путешествие в прошлое" составлен в соответствии с ФГОС....