Программа 1 летней смены пришкольного лагеря "СОЛНЕЧНЫЙ"
рабочая программа по теме

Макаревич Анастасия Дмитриевна

Программа первой летней смены пришкольного оздоровительного лагеря "Солнечный" "Спорт - экспресс". Основное направление деятельности - спортивно - оздоровительное + презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon sport_ekspress.zip1.08 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Яровская средняя общеобразовательная школа

Тюменского муниципального района

Принято

на педагогическом совете  протокол № 4 от 10.01.2014

Согласовано

на Управляющем совете

протокол № 6

от 28.01.2014

Утверждаю

Директор

МАОУ Яровской СОШ

___________ Н.П. Филиппова

приказ от  29.01.2014 № 20-о

ПРОГРАММА

Летнего оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием детей "Солнечный"

1 смена «Спорт-экспресс»

2014 год

ПРОГРАММА

Спортивно-оздоровительной направленности

«Спорт - экспересс»

Информационная карта программы

1.

Полное название программы

Программа работы с детьми и подростками в летнем  лагере спортивно-оздоровительной направленности.

2.

Цель программы

Организация досуга, отдыха, оздоровления и занятости детей во время летних каникул на базе МАОУ Яровской СОШ; создание благоприятной обстановки для развития социально-активной, творческой личности.

3.

Адресат проектной деятельности (для кого, количество участников, география участников)

- Дети и подростки от 6 до 16 лет, в том числе: из социально незащищённых категорий (малообеспеченные, многодетные, неполные семьи).

- Население села Яр.

- Несовершеннолетние дети «группы особого внимания».

- Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

- Педагогический коллектив учреждения отдыха и оздоровления.

4.

Сроки реализации программы

Реализация программы будет проведена в три этапа:

  1. Подготовка к смене: апрель – май 2014 г.
  2. Проведение смены с 2.06 по 27.06
  3. Подведение итогов и отчёт о проделанной работе.

5.

Направление деятельности

Основное:

1.Спортивно-оздоровительное

Сопутствующие:

2. Игровое.

3. Трудовое.

4. Художественно-эстетическое.

6.

Краткое содержание программы

Программа предназначена для:

- формирования спортивно-оздоровительных навыков;

- воспитания отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;

- формирования позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитания активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятия асоциальных явлений (наркомании, пьянства и другого), подрывающих физическое и духовное здоровье.

7.

Название организации. Авторы программы.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Яровская средняя общеобразовательная школа.

Автор программы: Спирина Анастасия Дмитриевна

8.

Почтовый адрес организации.

625541 Тюменская область Тюменский район село Яр улица Источник д.93а

9.

Ф.И.О. руководителя организации

Директор Филиппова Наталья Петровна

10.

Телефон, факс, электронный адрес.

Тел. 765-600 (факс) 76-56-00

yar-school@yandex.ru

                               

Пояснительная записка

При создании программы летнего лагеря мы исходили из ряда достаточно простых, но и вместе с тем весьма важных оснований, которые мы и приводим:

- летний лагерь помогает использовать период летнего отдыха учащихся для укрепления здоровья, развития физических сил, психологической разгрузки, обогащения знаниями и новыми впечатлениями;

- такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению, как временного детского коллектива, так и создает основу для развития социального интеллекта учащегося и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности;

- создаются большие возможности для организации неформального общения.  

  Неформальность же обстановки позволяет организовать и развивать самостоятельность ребят, воспитывать личностные качества, формировать активность, обучать разнообразным умениям и навыкам.

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

Актуальность программы

В этом году вся страна с увлечением наблюдала за достижениями спортсменов на олимпиаде в Сочи. Наша школа не была исключением. Все ребята с интересом смотрели соревнования, болели за олимпийцев, переживали вместе с ними их победы и поражения. Именно поэтому было решено основным направлением выбрать спортивно – оздоровительное. Участники смены ежедневно будут знакомиться с новыми видами спорта, учится играть в спортивные игры разных стран.

Также, 2014 год был объявлен годом культуры. А потому, была выбрана данная игровая модель – путешествие по разным странам. Участники смены будут знакомиться с традициями разных стран, их бытом.

Лагерь размещается на базе  муниципального автономного образовательного учреждения Яровской средней общеобразовательной школы.   В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме. Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

 Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.

Основная идея программы летнего оздоровительного лагеря  - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности.

Цели программы:

Организация досуга, отдыха, оздоровления и занятости детей во время летних каникул на базе МАОУ Яровской СОШ; создание благоприятной обстановки для развития социально-активной, творческой личности.

Задачи:

- Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива;

- Формирование у школьников навыков общения и толерантности;

- Развитие творческого потенциала, творческого мышления;

- Профилактика безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних во время летних каникул;

- Развитие и укрепление связей школы, семьи, общественности, учреждений дополнительного образования детей, культуры, здравоохранения в организации каникулярного отдыха, занятости детей и подростков.

По своей направленности  данная программа является профильной, т.е. включает в себя разноплановую  деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей. По продолжительности программа является  краткосрочной, реализуется в течение лагерной смены.

      Финансирование лагеря осуществляется из областного бюджета, средств родителей (законных представителей).

     В рамках лагерной смены создан волонтерский отряд, который посещает ветеранов, пожилых и оказывает посильную помощь.

    В течение лагерной смены будут работать следующие кружки:

  1. Весёлые нотки
  2. Радуга
  3. Рукодельница
  4. Мы пешеходы
  5. На театральных подмостках
  6. Здоровячок

Игровой сюжет смены

Программа реализуется с помощью игры-путешествия. Каждый день спорт-экспресс пребывает в различные страны, где ребята знакомятся с символикой, традициями и национальными видами спорта данной страны. В течении смены дети посетят Австралию, Испанию, Италию, Англию, Бразилию, ОАЭ, Японию, Португалию, США, Ирландию, Мадагаскар и Грецию. Также вспомнят традиции родной страны, научаться играть в спортивные игры родного края.          

Участники программы  лагеря – это учащиеся общеобразовательного учреждения в возрасте от 6 до 16 лет. На зачисление в лагерь первоочередное право имеют дети из семей следующих категорий:

- дети из многодетных семей;

- дети из малоимущих семей;

- дети, находящиеся под опекой;

- дети, находящиеся  в приёмных  и патронатных семьях;

- дети – сироты, дети – инвалиды;

- дети, «группы особого внимания»;

- дети из семей, в которых один из родителей – инвалид;

- дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Количество участников:

1 отряд – 25 человек

2 отряд – 25 человек

3 отряд - 20 человек

4 отряд – 20 человек

Продолжительность смены: 18 дней

Программа  летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей опирается на следующие принципы:

  1. Принцип гуманизации - построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.
  2. Принцип сотрудничества – результатом деятельности воспитательного характера в лагере является сотрудничество ребёнка и взрослого.
  3. Принцип демократичности - участие всех детей  и подростков в программе развития творческих способностей.
  4.  Принцип дифференцации воспитания - отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуальными  особенностями детей.

Механизм реализации программы:

Подготовительный этап

  • Разработка программы деятельности  летнего оздоровительного лагеря;
  • Подготовка методического материала для работников лагеря.

Организационный этап

  • Встреча детей, проведение  диагностики по выявлению  лидерских, организаторских и творческих способностей;
  • Запуск программы;
  • Формирование органов самоуправления;
  • Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;

Основной этап

  • Реализация основной идеи программы;
  • Вовлечение подростков в различные виды коллективно - творческих дел.

Заключительный этап

  • Подведение итогов смены
  • Выработка  перспектив деятельности организации
  • Анализ предложений детьми, родителями, педагогами  по деятельности
  • оздоровительного  летнего лагеря

Сроки действия программы: с 02.06.14-25.06.14г.

Содержание деятельности по направлениям

Направление

                Задачи  

Краткое содержание программы

     Спортивно - оздоровительное

- привитие навыка здорового образа жизни;

- развитие физических способностей детей через активную спортивную  жизнь лагеря;

- профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних в каникулярный период.

- тематическая утренняя зарядка;

- соревнования по следующим спортивным играм: петанк, крикет, лапта, городки, стритбол, футбол;

- КТД «Сумо», «Ралли», «Верблюжьи бега», «Зов джунглей»;

- минутки здоровья;

- Книга рекордов Гиннеса;

- шашечный турнир;

- Международный олимпийский день.

      Нравственно - патриотическое

- воспитание  любви к родной школе,  родному краю, своей стране;

- воспитание чувства патриотизма, гражданского самосознания;

-приобщение к общечеловеческим ценностям;

- экскурсия в краеведческий музей с. Ембаево;

- ЛМК «Я люблю тебя, Россия»;

- КТД «Символика»;

- викторина «День России»;

- КТД «Вечер традиций»;

- ИПС «Иван Купала»;

       Интеллектуально -творческое

- развитие творческих способностей детей через КТД и  индивидуальную деятельность, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами;

-развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей;

- создание условий для успеха, формирования целостного отношения к нормам жизни, правилам поведения

- развитие уважительных взаимоотношений между взрослыми и детьми в ходе равноправной, взаиморазви-вающей, творческой, интел-лектуальной деятельности.

- работа кружков;

- конкурсы рисунков на асфальте;

- прикладные мастер- классы;

- ИПС «Колизей», «Чудо-сад», «Прогулки по Лиссабону», «Сладкое дерево»;

- КТД «Коррида», «Бразильский карнавал»;

-танцевальный конкурс «Под звуки самбы»;

- оформление отрядных книг рекордов;

- конкурс «Мисс и мистер лагеря»;

- «Битва хоров»;

- составление летописи экипажа.

Экологическое

- воспитание ответственного отношения к природе;

- изучение и охрана окружающей среды;

- развитие экологического мышления;

- воспитание ответственности за своё здоровье  и здоровье других  людей как личностную и общественную ценность.

- КТД «Кенгуру»;

- викторина о животных и растениях;

- выставка «Волшебные цветы»;

- всемирный день защиты слонов;

- ИПС «Заповедники».

Работа с кадрами (воспитателями и вожатыми)

- повышение теоретического уровня и совершенствование практических умений и навыков  в воспитательной работе через семинары, через изучение методической литературы;

- подготовка  воспитателей и вожатых к работе по программе «Спорт - экспресс»;

- накопление и пополнение методического материала по внеклассной работе.

- обсуждение основных положений программы «Спорт - экспресс» и возможных путей её реализации;

- корректирование плана работы по направлениям;

- проведение социологического исследования по  изучению интересов, увлечений и занятий учащихся, выявлению их ценностных ориентаций;

- разработка мероприятий, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с  социальными аспектами  жизни детей и подростков;

- индивидуальная работа с воспитателями  с целью проведения намеченных мероприятий;

- анализ проведённых мероприятий с целью выявления положительных и отрицательных сторон.

РАСПОРЯДОК  ДНЯ

Распорядок не пустяк, давайте будем жить вот так!

 

8.00 – 8.15   Солнышко встаёт, спать ребятам не даёт! Приём детей.

8.15 - 8.30   Чтобы быть весь день в порядке, надо сделать нам зарядку. Зарядка.

8.30 – 8.45   Пора, пора на линейку, детвора!  Линейка.

8.45 – 9.15   Каша, чай, кусочек сыра – вкусно, сытно и красиво. Завтрак.

9.15 – 9.45  Чтобы чем-то отличиться, нужно срочно потрудиться! Операция      

                       «Уют».

9.45 – 11.15     Кто – то любит танцевать, , кто – то петь и рисовать,

                        Только бездельники в час этот маются,

                        А все ребята в кружке занимаются.    

Работа кружков, игры по интересам, подготовка к КТД, игры на свежем воздухе  

11.15 – 13.00   Лишь заслышав зов игры,

                         На улицу выбежим мы.

                         Ждёт нас здесь много забав интересных,

                         Соревнований, походов чудесных. КТД

13.00- 13.45    «Вот уже в который раз повара встречают нас!» Обед

13.45- 14.00    Подготовка ко сну

14.00- 16.00     Тихо! Тихо!Тишина! Сон

16.15-17.00      Пора и подкрепиться! Полдник

17.00-17.30   Ура! Опять игра! Подвижные игры на свежем воздухе

17.30. -18.00  Пора расставаться… Подведение итогов дня.

               

План мероприятий

Летнего оздоровительного лагеря «Солнечный»

на 1 смену 2014 г.

Мероприятие

Дата проведения

Ответственный

День отправления

- организационное мероприятие «Открытие лагерной смены»;

-принятие правил поведения;

-инструктаж по ТБ;

-создание имиджа отряда;

-викторина ко Дню защиты детей.

2.06.2014

Начальник лагеря,

воспитатели,

вожатые

Австралия

-КТД «Вечер традиций»;

-знакомство с законами лагеря;

-операция  «УЮТ»;

-КТД «Кенгуру».

3.06.2014

Начальник лагеря, воспитатели, организатор физической культуры

Испания

-оформление отрядных  комнат и спален;

- КТД «Символика»;

-беседа «Правила поведения в столовой»;

-ИПС «Коррида».

4.06.2014

Воспитатель, организатор физической культуры, вожатые

Италия

-конкурс загадок;

- викторина о животных и растениях;

-ИПС «Колизей»;

- соревнования по петанку.

5.06.2014

Воспитатель, организатор физической культуры, вожатые

Япония

-прикладной мастер-класс «Цветущая сакура»;

-конкурс рисунков на асфальте «Восходящее солнце»;

- беседа о толерантности;

-КТД «Сумо».

6.06.2014

Воспитатель, организатор физической культуры, вожатые

ОАЭ

-ИПС «Чудо-сад»;

-выставка детских работ «Волшебные цветы»;

-КТД «Верблюжьи бега».

9.06.2014

Воспитатель, организатор физической культуры

Португалия

-ИПС «Прогулка по Лиссабону»;

- КТД «Ралли»;

-посещение театра «Ангажемент».

10.06.2014

Воспитатель, организатор физической культуры, вожатые

Россия

-Викторина «День России»;

-ЛМК «Я люблю тебя, Россия»;

- соревнования по лапте, городкам;

-экскурсия по г.Тюмени

11.06.2014

Воспитатель, организатор физической культуры, вожатые

США

- водная эстафета;

- беседа «Спасение утопающего», инструктаж по правилам поведения вблизи водоемов;

- соревнования по стритболу.

16.06.2014

Воспитатель, организатор физической культуры, вожатые

Бразилия

- танцевальный конкурс «Под звуки самбы»;

- соревнования по футболу;

-посещение цирка.

17.06.2014

Воспитатель, организатор физической культуры, вожатые

Бразилия

- КТД «Бразильский карнавал»;

- Шоу нетрадиционной моды.

18.06.2014

Воспитатель, организатор физической культуры, вожатые

Ирландия

-ИПС «Золото лепрекона»;

- Книга рекордов Гиннесса;

-оформление отрядных книг рекордов.

19.06.2013

Воспитатель, организатор физической культуры, вожатые

Мадагаскар

-Всемирный день защиты слонов;

-ИПС «Заповедники»;

 - КТД «Зов джунглей».

20.06.2013

Воспитатель, организатор физической культуры, вожатые

Греция

- конкурс «Мисс и мистер лагеря»;

-шашечный турнир;

- Международный олимпийский день.

23.06.2013

Воспитатель, организатор физической культуры, вожатые

Англия

-«Hand-made» - поделки своими руками;

-минутка здоровья «Личная гигиена»;

- соревнования по крикету.

24.06.2013

Воспитатель, организатор физической культуры, вожатые

Россия

- выпуск отрядных стенгазет «Спортивный вестник»;

-экскурсия в краеведческий музей с.Ембаево;

- ИПС «Сладкое дерево»;

-соревнования «Игры моего края».

25.06.2013

Воспитатель, организатор физической культуры, вожатые

Россия

- минутки здоровья. «Научись закаляться»;

 -ИПС «Иван Купала»;

-составление летописи экипажа;

- «Битва хоров».

26.06.2013

Воспитатель, организатор физической культуры, вожатые

Конечная станция

- подведение итогов смены;

-награждение;

-концерт закрытия «По секрету всему свету!».

27.06.2013

Воспитатель, организатор физической культуры, вожатые

                  Материально-технические условия предусматривают:

1.     Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.

2.     Материалы для оформления и творчества детей.

3.     Наличие канцелярских принадлежностей.

4.     Аудиоматериалы и видеотехника, мультимедиа

5.     Призы и награды для стимулирования.

 Основное предназ-

начение

помещение

 

Применение

Источник финансирования и материальная база

 

Ответственные

Кабинет

Комната отдыха

Материальная база школы. Родительские средства на закуп-ку канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отряд-ных дел, подготов-ки стендов и мате-риалов для конкурсов

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

Спортивный

зал

Занятия спортом, состязания,  линейка

(в случае плохой погоды)

Материальная база

школы

Спортивный руководитель

Спортивная площадка

Линейка, проведение общелагерных  игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания

Материальная база

школы

Спортивный руководитель

Школьный двор

Отрядные дела, игры-путешествия

Материальная база

школы

Воспитатели, администрация лагеря

Актовый

зал

Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, работа детской творческой мастерской

Материальная база

школы

Воспитатели, администрация лагеря

Школьная библиотека

Литература для педагогов и детей лагеря

Материальная база

школы

Библиотекарь

Школьная столовая

Завтрак, обед, полдник

Фонд социального страхования

Заведующая пищеблоком

Методический кабинет

Творческая мастерская воспитателей.

Материальная база школы

Воспитатель

 

                          Кадровые условия

В реализации программы участвуют:

  • начальник лагеря;
  • вожатые;
  • воспитатели;
  • инструктор по физическому воспитанию;
  • повара столовой;
  • библиотекарь;
  • медработник;
  • педагоги дополнительного образования.

Методические условия  предусматривают:

  • наличие необходимой документации, программы, плана;
  • проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
  • коллективные творческие дела;
  • творческие мастерские;
  • индивидуальная работа;
  • тренинги;
  • деловые и ролевые игры.

 

               Педагогические условия

1.     Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.

2.     Организация различных видов деятельности.

3.     Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.

4.     Создание ситуации успеха.

5.     Систематическое информирование о результатах прожитого дня.

6.     Организация различных видов стимулирования.

 

Программа разработана с учётом следующих законодательных нормативно – правовых документов:

- Конвенцией ООН о правах ребёнка;

- Конституцией РФ

- Законом  РФ «Об образовании»

- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка  в РФ» от

24.07.98 г. № 124 – ФЗ

- Трудовым кодексом РФ от  30.12.2001г. № 197

- Федеральным законом «О внесении изменений  и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях»

от 01.09.г. № 2

- Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001г.

- Постановления Правительства Тюменской области от 07.06.2010 года № 160-п «Об утверждении положения об организации в Тюменской области детских оздоровительных лагерей с дневным пребыванием»

Смета расходов на одного ребенка летнего оздоровительного лагеря «Солнечный»

на 1 смену 2014г.

Наименование услуги

Стоимость

Приобретение канцелярских товаров, настольных и развивающих игр, средств гигиены

200 руб.

 Посещение театра «Ангажемент»

200 руб.

Посещение  цирка

400 руб.

Экскурсия по городу Тюмени

200 руб.

Посещение музея в с. Ембаево

70 руб.

Итого:

1070руб

Ожидаемые результаты

задача

Пути реализации

результат

- Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива;

- ежедневная утренняя гимнастика;

- соблюдение СанПин;

- сбалансированное питание;

- игры на свежем воздухе;

- соревнования по различным видам спорта;

- минутки здоровья.

- отсутствие несчастных случаев и пищевых отравлений;

-выполнение утренней гимнастики,  режимных моментов  на 100%;

- минимизация простудных заболеваний;

- посещение  детьми спортивных секций до 80%;

- охват детей в спортивных конкурсах до 90%

- Формирование у школьников навыков общения и толерантности;

- огоньки;

- часы общения;

- беседа о толерантности

- результат анкетирования детей должен выявить  положительную динамику в области уровня  толерантности. (Приложение №6)

- Развитие творческого потенциала, творческого мышления;

- творческие КТД, ИПС, ЛМК;

- ведение бортового журнала;

- создание газет и листовок;

- участие в общелагерных мероприятиях.

- активное участие  всех отрядов в жизни лагеря, отрядных и общелагерных мероприятиях.

- Профилактика безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних во время летних каникул;

- привлечение детей «группы риска» к участию в жизни лагеря;

- беседы по профилактике правонарушений.

 - отсутствие конфликтных ситуаций;

- снижение количества правонарушений со стороны детей «группы риска».

- Развитие и укрепление связей школы, семьи, общественности, учреждений дополнительного образования детей, культуры, здравоохранения в организации каникулярного отдыха, занятости детей и подростков.

- совместные мероприятия с библиотекой, ДК, Домом творчества;

- привлечение к участию в общелагерных мероприятиях родителей

- участие родителей и представителей учреждений дополнительного образования в финальном мероприятии «По секрету всему свету!»

Пути оздоровления детей:

  • определение исходных показателей состояния здоровья (антропометрические данные)
  • рациональная организация двигательной активности детей с использованием циклических упражнений, составляющих основное содержание утренней зарядки, ежедневных занятий по физическому воспитанию, прогулок, физкультминуток, спортивных игр и упражнений с музыкальным сопровождением на фоне положительных эмоций;
  • тренировка системы терморегуляции растущего организма - эффективное закаливание (оптимальная температура воздуха в помещении, одежда, соответствующая погоде и температуре воздуха, а не сезону), босохождение, воздушные процедуры, различные методики дыхательной гимнастики;
  • создание благоприятного микроклимата в пришкольном оздоровительном лагере;
  • организация специальной игровой комнаты;
  • обеспечение рационального питания детей (выбор продуктов, обработанных с помощью современных технологий безопасности, тщательный прогрев пищи, правильное ее хранение и др.) с полным набором важнейших компонентов пищи (белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов и балластных веществ (растительные волокна и клетчатка при ограниченном потреблении рафинированных продуктов);
  • создание условий для наиболее эффективных и динамичных оздоровительных режимов детей, позволяющих реализовать в повседневной жизни ребенка достаточную двигательную активность с преобладанием циклических упражнений, максимум положительных впечатлений.

     Указанные принципы обеспечивают комплексный подход к оздоровительно-воспитательной работе в пришкольном оздоровительном лагере и способствуют формированию у детей навыков здорового образа жизни.

Схема взаимодействия:

Возможные факторы риска и негативные последствия

 

Фактор риска

Меры профилактики

Низкая активность детей в реализации программы

- выявление индивидуальных способностей и интересов ребенка для приобщения и занятости другой деятельностью (социально-значимой, спортивной, организационной и т.д.)

Санитарно-эпидемиологические (клещевая опасность)

- противоклещевая обработка территории лагеря;

- ежедневные осмотры младших детей и самоосмотры детей старшего школьного возраста.

Неблагоприятные погодные условия

 

-организация мероприятий согласно тематике смен в 2-х вариантах (на основе учета погоды: на свежем воздухе – в хорошую погоду, в помещениях лагеря на плохие погодные условия)

Недостаточная психологическая компетентность воспитательского коллектива

- организация Школы вожатых, наставничества, методической и психологической помощи;

- проведение инструктивно-методических сборов с теоретическими и практическими занятиями;

- планирование взаимозаменяемости воспитателей педагогами лагеря;

- индивидуальная работа с воспитателями по коррекции содержания работы.

Несоответствие предлагаемой направленности смены ожиданиям, интересам, запросам воспитанников

- выявление детских, родительских ожиданий от организации Летней кампании;

- корректировка соответствующих направлений работы, мобильность педагогического руководства смены.

Мониторинг реализации программы

Вводная диагностика

Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, выяснение психологического климата в коллективе;

- анкетирование;

- беседы в отрядах;

- планёрки администрации лагеря, старших вожатых, воспитателей.

Пошаговая диагностика

- Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря;

- Отрядные «Огоньки»;

- Форум лагеря (возможность выяснения проблемы, идеи, события в общее обсуждение).

Итоговая диагностика

- Анкетирование;

- Творческий отзыв (рисунок «Наш лагерь», сочинение «Мой лагерь»;

- Народный форум «Фабрика достижений лагеря».

                     

Приложение 1

Анкета

Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:

1.Твои первые впечатления от лагеря?

•   Плохие

•   Хорошие

•   Не очень хорошие

•   Не очень плохие

•  Другое _____________________________

2.Что ты ждешь от лагеря?

•   Хорошего настроения

•   Весёлых игр

•   Познавательных занятий

•   Новых знакомств

•   Спортивных соревнований

•   Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?

3.  В каких делах ты хочешь участвовать?

•   Спортивное направление

•   Художественно-прикладное

•   Начально-техническое направление

•   Трудовая деятельность

•   Познавательная деятельность

4.  Что тебе нравиться делать?

•   Играть

•   Соревноваться

•   Принимать участие в выставках

•   Подготавливать задания для других детей

•   Заниматься декоративно-прикладным творчеством

5. Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?

•   Да

•   Нет

•   Не знаю

•   Скорее да, чем нет

•   Скорее нет, чем да

•   Кто твои друзья в лагере?

- Пожалуйста, закончи предложения (фразы):

Я пришел в лагерь, потому, что _____________________________________

__________________________________________________________________

Я не хочу, чтобы __________________________________________________

__________________________________________________________________

Я хочу, чтобы _____________________________________________________

__________________________________________________________________

Я боюсь, что ______________________________________________________

__________________________________________________________________

Пожалуйста, напиши также:

Имя_______________________   Фамилия _____________________________

Приложение 2

МЕТОДИКА ОПРОСА

Детям даётся задание: написать, что, по их мнению, В детском лагере (отряде) хорошо и что плохо, или что радует и что огорчает. При этом не ставятся ориентирующие вопросы.

Анализ полученной с помощью этой методики информации позволяет увидеть удачные и неудачные дела, характер общения, отношений в лагере, настроения, что является показателем жизнедеятельности детского лагеря.

Приложение 3

АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ

  1. Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.
  • совершенно согласен
  • согласен
  • трудно сказать
  • не согласен
  • совершенно не согласен

2. В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.

  • совершенно согласен
  • согласен
  • трудно сказать
  • не согласен
  • совершенно не согласен

  1. У нас хорошие вожатые.
  •  совершенно согласен
  • согласен
  • трудно сказать
  • не согласен
  • совершенно не согласен

  1. Ко всем воспитателям в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.
  • совершенно согласен
  • согласен
  • трудно сказать
  • не согласен
  • совершенно не согласен

  1. У меня есть любимый воспитателям в нашем лагере
  • совершенно согласен
  • согласен
  • трудно сказать
  • не согласен
  • совершенно не согласен

6. В отряде я всегда могу свободно высказывать своё мнение.

  • совершенно согласен
  • согласен
  • трудно сказать
  • не согласен
  • совершенно не согласен

  1. У меня есть любимые занятия в нашем лагере
  • совершенно согласен
  • согласен
  • трудно сказать
  • не согласен
  • совершенно не согласен

8. Когда смена закончится, я буду скучать по нашему лагерю.

  • совершенно согласен
  • согласен
  • трудно сказать
  • не согласен
  • совершенно не согласен

Обработка полученных данных

Детям предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с их     содержанием по следующей шкале:

4 - совершенно согласен

3 - согласен

2 - трудно сказать

1 - не согласен

0 - совершенно не согласен

Показателем удовлетворённости детей (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов на общее количество ответов. У = общая сумма баллов / общее количество ответов

Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости детей жизнью в лагере.

Приложение 4

АНКЕТА (в конце смены)

•  Что ты ожидал (а) от лагеря?

Что тебе понравилось в лагере?

•   Что тебе не понравилось?

•   С кем из ребят ты подружился?

•   Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?

•   Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующу* смену?

•   Было ли скучно в лагере?

•   Было ли тебе страшно?

•   Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?

•   Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать своей повседневной жизни уже сейчас?

•   Что бы ты хотел (а) пожелать себе?

•   Что бы ты хотел (а) пожелать другим ребятам?

•   Что бы ты хотел (а) пожелать педагогам?

•   Самое важное событие в лагере? Было или оно?

•   Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?

- Закончи предложения:

Я рад, что__________________________________________________________

Мне жаль, что______________________________________________________

Я надеюсь, что_____________________________________________________

Твое имя, фамилия и автограф на память_______________________________

Приложение 5

ИТОГОВОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ

Фамилия, имя.______________________________________________________

1.  Самое яркое впечатление за эти дни у меня ...

2.  Из дел, проведённых в лагере, мне больше всего понравилось ...

3.  Несколько слов о нашем отряде ...

4.  Мои впечатления о лагере.

Приложение 6

Вопросы


Редко


Иногда


Часто

1. Я думаю, что мои знания оцениваются необъективно

2. Я стараюсь работать, не помогая другим 

3. Я переживаю за качество своей работы, а не других

4. Я бываю настроен агрессивно

5. Я не терплю критики в свой адрес

6. Я бываю раздражителен

7. Я стараюсь выделиться, где это возможно

8. Меня считают человеком настойчивым и напористым

9. Я не терплю конкуренции

10. Своим недругам я всегда даю отпор

11. Я эмоционально и болезненно переживаю неприятности

12. Стараюсь не вникать в проблемы других

13. У меня возникают конфликтные ситуации

14. Я думаю, что развивать и сохранять нужно только национальную культуру 

15. При общении я ориентируюсь не на личные качества, а на национальную принадлежность

16. Я думаю, что в спорах я должен защищать только свои интересы

17. Я скрываю свою национальную принадлежность, социальный статус

18. Я действую сгоряча, не переживаю за свои дела и поступки

19. Я думаю, что религия разъединяет людей

20.Я думаю, что я должен жить на земле своих предков

21. Я думаю, что смешанные браки нежелательны

22. Если слышу оскорбления в адрес мужского (женского) пола, как правило, отношу их на свой счет

23. Раздражают просьбы о помощи со стороны людей преклонного возраста 

24. Не терплю людей, просящих милостыню

25. Я думаю, что люди сами виноваты в своих несчастьях

Литература

  1. Праздник в школе. Каникулы без скуки. Минск. ИООО «Красико-Принт», 2003.
  2. С.В.Титов «Ура, каникулы!» Библиотека вожатого Творческий центр «Сфера» Москва, 2001.
  3. Мозаика детского отдыха. Школьный летний лагерь. 1-5 класс Москва Вако, 2004.
  4. Праздник в школе. Летние фантазии. Минск. Красико-Принт, 2007.
  5. Сценарии игр и праздников. «Правила дорожные знать каждому положено!» Познавательные игры с дошколятами и школьниками. М.С.Коган Сибирское университетское издательство. 2008.
  6. Нижегородский областной проект «Дворовая практика-2008» Нижний Новгород, 2009.
  7. Весёлый праздник. Лучшие сценарии, игры, конкурсы, забавы для младших школьников. Минск ХАРВЕСТ, 2008.
  8. Летний день: день за днём. «Сказочные каникулы» Н.А.Шаульская, О.А.Лифшиц Ярославль Академия развития, 2007.
  9. Лучшие сценарии для отдыха в школе и загородном лагере. Н.А.Шаульская Ярославль Академия развития, 2007.
  10.  «Добро пожаловать, игра» С.В.Титов Библиотека вожатого Творческий центр «Сфера» Москва, 2004.
  11.  Е.Филипенко «Нескучные каникулы» Игры и конкурсы в школе и загородном лагере. Ярославль Академия развития, 2005.
  12. «Игры на каждый день с тинейджерами». Сценарии игр и праздников.

Сибирское университетское издательство. 2007.      

13.  Л.Соколова «Необыкновенные праздники»   Сибирское     университетское издательство. 2008.      

14. Е.А.Гольцова, О.П.Власенко. Внеклассная работа в начальной школе. «Спортивный серпантин» Сценарии спортивных мероприятий для младших школьников. Волгоград, 2007.