Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мы познаём мир»
рабочая программа (1 класс) на тему

Югова Светлана Васильевна

«Мы познаем мир» состоит в том, что она направлена не только на пробуждение интереса к предмету истории, но и в том, что она соединила в себе теоретические сведения из разных областей астрономии, географии, биологии, истории, экологии, ОБЖ, социологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.my_poznayom_mir.docx63.05 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Мы познаём мир»

Юговой Светланы  Васильевны-

учитель начальных классов

д.Уйско-Чебаркульская

2013

ПРОГРАММА

ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ  ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

 

Информационная карта

Школа:

МОУ Уйско-Чебаркульская сош

Объединение:

«Мы познаём мир»

Направление деятельности:

Общекультурная

Способ освоения содержания образования:

Внеурочная деятельность 1 раз в неделю

Уровень реализации программы:

1-4 классы

Форма реализации программы:

Групповая

Продолжительность реализации программы:

Четыре года

Пояснительная записка.

В Концепции модернизации российского образования четко выделены социальные требования к школе, которая «должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Готовность учителя оказать помощь в становлении социальной позиции - важный показатель выражения гуманизма педагога по отношению к школьнику.

Актуальность создания авторской учебной программы «Мы познаем мир» продиктована необходимостью обращения прежде всего к личности учащегося и максимального использования образовательных, развивающих и воспитательных возможностей гуманитарных предметов. В связи с этим хотелось бы отметить особые возможности такого нужного предмета, как история. У римлян была поговорка: «История – наставница жизни». Это очень верное высказывание. Обращаясь к истории, можно найти ответы на многие вопросы, в том числе, связанные с воспитанием и обучением детей. История – это действительность в ее развитии, движении; совокупность наук, изучающих прошлое, и вместе с тем, настоящее человеческого общества. Эта дисциплина наиболее полно аккумулирует предшествующий социальный опыт человечества. Она же наиболее системно передает этот опыт учащемуся, выступая объединяющим элементом для всех гуманитарных (и, отчасти, естественных) дисциплин. В курсе начального обучения истории необходимо сформировать первоначальные представления о связи личного, национального и общечеловеческого. Формируемые начальные знания служат в дальнейшем основой для приобретения более обобщенных  и отвлеченных знаний, так и последующего расширения самих знаний.

В ходе разработки программы «Мы познаем мир» были изучены несколько вариантов курса изучения истории для 3-го и 4-го классов, обеспеченных программами, учебниками, пособиями, методическими рекомендациями для учителя. В частности, курс «Введение в историю. 3-4 классы» (авторы: Е.В.Саплина, А.И.Саплин; М.: Дрофа); курс «Наша Родина и современный мир. Прошлое и настоящее. 3-4 классы»  (авторы: Н. И. Ворожейкина, Н.Ф.Виноградова; Смоленск: «Ассоциация XXI век»); интегративный курс по истории курса «Окружающий мир» (авторы: Л.В. Занков); курс (авторы Д.Д.Данилов, С.В.Тырин; Образовательная программа: Школа 2100; М.: Баласс) состоит из двух частей – «Мое Отечество» (3 кл.) и «Человек и человечество» (4 кл.). Главная цель всех курсов – пробуждение интереса к предмету истории.

Новизна программы

«Мы познаем мир» состоит в том, что она направлена не только на пробуждение интереса к предмету истории, но и в том, что она соединила в себе теоретические сведения из разных областей астрономии, географии, биологии, истории, экологии, ОБЖ, социологии. Кроме этого, одним из центральных понятий программы является социально ориентированный подход, который выражается в механизме изменения социальных качеств личности ребенка (т. е. социализации) через совместную деятельность взрослого (педагога, родителей) и ребенка. Программа рассчитана на 4 года (1-4 классы).

Цель программы

достижение оптимального общего развития каждого школьника через развитие способности устанавливать межпредметные связи, связи между близкими науками и областями жизни и умение видеть взаимосвязь между далекими, а также через социализацию. Формировать позитивные черты личности младшего школьника, которые соответствуют требованиям современной экономической, политической, религиозной, социальной, нравственной, культурной обстановке в стране.

Задачи  программы:

  • дать представление о истории возникновения имен и фамилий; помочь изучить свою родословную; показать, что история страны пишется через историю семьи, а семья – частичка общества;
  • дать представление об истории, историческом времени и пространстве, исторических источниках; погрузить детей в мир истории Отечества и родного края через представления об образе жизни людей в разные исторические эпохи, описание памятников архитектуры, рассказы о конкретных событиях и их участниках;
  • формировать системные знания о природе страны, родного края; о экологических проблемах страны и мира; о версиях становления человека; формировать ценностное отношение к природе, как основы существования человека и развития общества в целом;
  • познакомить с правилами безопасного поведения дома, в школе, на улице;
  • способствовать общему культурному росту личности;
  • создать условия для адаптации ребенка к определенным образцам поведения; изменения поведения детей в соответствии со школьными и общественными нормами;
  • научить адекватной оценке результатов своей деятельности; снять психологическое и социальное напряжение;
  • формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру;
  • развивать кругозор, эрудицию, логическое мышление, последовательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать; гибкость ума, его практичность и активность;
  • воспитание позитивных черт характера: стремление к прогрессу, личностному росту, самостоятельность, уважение к многовековому созидательному труду людей;
  • воспитание гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности.

Обучение курса «Мои первые уроки истории» следует начинать с 1 класса. Реализация программы предполагает конструирование педагогом развивающей среды, интегрирующего подхода в обучении, через междисциплинарный подход, который является основой интеграции. Именно интеграция способствует глубокому усвоению знаний, широкому взгляду на предмет, позволяет мыслить целостно.

В 1 классе учащиеся учатся видеть историю вокруг себя, изучают историю своей семьи и школы, учатся осознавать свою статусную роль – «я – сын (дочь)», «я- ученик», «я – девочка (мальчик)», «я – русский (татарин и т.д.)».

Во 2 классе учащиеся вводятся в мир истории через вещественно – материальную среду (жилище, деньги, одежда, книги и т.д.) Учатся осознавать свою социальную роль «я – друг»,; понимать, что каждый из них является членом общества; знакомятся с памятниками культуры и традициями, с элементарными социальными нормами общества.

В 3 классе знакомятся с эволюцией всего живого на земле, в том числе и человека. Дети учатся понимать, что человек – часть природы, природа- наш общий «дом»; учатся ценить себя, других людей, природу и окружающий мир в целом. Осмысливают значимость природы для собственной жизни и счастья, радости общения с ней и открытия нового, ощущения ее красоты и сохранения своего здоровья, проблему ответственности за жизнь в гармонии с природой.

В 4 классе учащиеся знакомятся с важнейшими событиями и личностями истории Отечества, формируются представления о современной России и ее соседях, раскрываются проблемы человека и общества в целом. Формируется гражданская позиция личности, статусная роль «я – гражданин».

1 класс – 20 часов

2класс – 25 часов

3 класс – 25 часов

4 класс – 25 часов

Предполагается творческое использование программы учителем: он сам, с учетом времени, уровня развития детей и своей подготовки, выбрать определенный объем информации. Также программа может быть представлена интегрированными курсами уроков и дополнительного материала на внеклассных занятиях. Однако наибольший эффект достигается при систематической работе с детьми по всем блокам. Поэтому программа «Мы познаем мир»  предполагает реализацию во время систематических кружковых занятий.

Основными организационными формами являются: урок – викторина, урок – путешествие, урок – исследование, урок – дискуссия, урок – сказка, компьютерные презентации и т. д.

Большое внимание уделяется совместной со взрослыми практической деятельности: проведению наблюдений, опытов, использование дискуссий, моделирования, ролевых игр, анализа ситуации общения, коллективного сочинения сказок, рисования; чтение энциклопедий, работа с картой, составление проекта и т.д. Учитель проводит тестирования и анкетирования с целью закрепления изученного материала и подготовки к изучению нового.

К концу изучения курса учащиеся должны знать:

  • свою родословную, все о своей семье;
  • правила безопасного поведения дома и в общественных местах;
  • нормы этики и морали;
  • научную, религиозную и эволюционную версии возникновения и развития жизни на Земле;
  • современные экологические проблемы;
  • важнейшие исторические события, культурные и исторические памятники, выдающихся деятелей страны.

Должны уметь:

  •  применять полученные знания на практике;
  • ориентироваться в важнейших исторических событиях, потребностях современного мира;
  • работать самостоятельно и в коллективе, логически и творчески мыслить;
  • пользоваться коммуникативными умениями;
  • осознавать себя носителями различных социальных ролей одновременно, умело и свободно пользоваться ими;
  • различать истинные ценности человека от мнимых или второстепенных;
  • адекватно оценивать себя и окружающий мир в целом.

В результате реализации программы «Мы познаем мир» планируются следующие результаты:

  • создать основу дальнейшего изучения курса истории;
  • помощь в осознании себя, своих возможностей;
  • развитие интереса к человеку, к общению, к миру;
  • развитие познавательных интересов, творческих способностей; позитивных черт личности, соответствующих требованиям современной жизни.

                               

Тематическое планирование.

1  класс.

Тема

Содержание занятий

Методы обучения. Практические задания.

1

2

3

4

1-2

Что такое школа.

Почему учатся в школе. Почему каждый человек должен учиться.  Чему учат в школе.

Викторина «Умники и умницы».

Ролевая игра «Школа».

3

Как, когда и почему возникли школы.

Первые школы. Чем они отличались от современных.

Проигрывание сценки «Школа прошлого».

4-5

Учебные принадлежности. От пера и до компьютера.

Чем и как писали в прошлом.

Рисование на тему «Школа будущего».

6-8

История нашей школы.

История  школы, в которой учатся дети. Гордость школы.

Экскурсия в прежнее здание школы. Рассматривание фотографий открытия новой школы.

 Встреча с бывшими выпускниками.

9-10

Школа, в которой я учусь.

Знакомство со школой: кабинеты, библиотека, спортивный зал и др. Правила поведения в школе. Права и обязанности школьника.

Экскурсия по школе. Конкурс рисунков по теме.

11-12

Я и мир знаний.

В результате занятия дети должны сделать вывод, что человек должен стать грамотным, получить профессию, продолжать учиться всю жизнь.

Игра «Всезнайка» (решение занимательных задач, кроссвордов и т.д.)

13-15

Моя родословная.

Понятие «родословная», «генеалогия», «история». Необходимость изучения истории своей семьи, предков.

Рассматривание семейных фотографий. Составление   «генеалогического древа» своей семьи.

16-17

 «Лента времени» моей жизни.

Понятия «лента времени», «поколение». Простейшие единицы измерения времени.

Построить « ленту времени» моей жизни (с родителями).

18

Что в имени тебе моем?

 История происхождения имен.

Знакомство с многообразием имен. Что влияет на выбор имени. Национальные имена. Значения имен.

Игра «Семь моих имен».

Поисковое задание: найти историю своего имени.

19-22

Фамилия моей семьи.

Мой папа.

 Мое отчество.

Представления детей о своей фамилии, отчестве, своем папе. Подвести детей к необходимости знать все о своих родителях, предках.

Составление рассказа о папе (маме) по плану. Написать письмо папе (маме).

23-24

Профессии моих родителей.

Моя мечта.

Что такое профессия? Рассказывание о профессиях родителей и родственников. Знакомство с разнообразием профессий. Представление о будущей профессии.

Практическое задание: составить альбом «Профессии моей семьи» (с родителями).

Конкурс рисунков «Кем я буду?»

25

Традиции моей семьи.

Понятие  «традиция». Виды традиций: семейные, школьные, классные, праздничные, оздоровительные, государственные. Выяснить традиции семей школьников.

Ежедневное выполнение оздоровительных мероприятий (режим дня, умывание и т.д.)

26

Семейные хобби.

Понятие «хобби». Разнообразие семейных увлечений. Воспитание любви к членам семьи.

Сочинение стихов «Папа, мама, я – дружная семья» (с родителями).

27

Семейная гордость.

Каждая семья уникальна. Каждой семье есть чем гордиться. Как представляют дети понятие  «гордость семьи». Многозначность этого понятия. Воспитание гордости за своих близких и страну.

Конкурс проектов «Семейная гордость» (с родителями). Встреча с ветераном войны ( одним из родственников учеников).

28

Самый счастливый день в моей семье.

Что такое «счастье». Многозначность понятия. Дети должны сделать вывод: быть рядом с близкими людьми - это и есть счастье.

Конкурс рисунков по теме.

29

Фамильный герб. Фамильный девиз.

Понятия «герб», «девиз». Знакомство с историей возникновения герба. Нацеливание на создание герба и девиза своей семьи.

Составление герба и девиза своей семьи

( с родителями).

30

Мой характер, мои привычки.

Понятие «характер». Разнообразие характеров. Правила общения. Что такое привычки. Полезные и вредные привычки.

Анкеты «Мои привычки», «Легко ли со мной общаться?». Составление списка «Привычки, от которых я избавлюсь»

31

Правила поведения в семье.

 Моя семья – прошлое, настоящее, будущее.

Помощь родителям, обязанности по дому. Чем я огорчаю своих родителей. Правила поведения в семье: приветливость, сочувствие, доброжелательность, гостеприимность и т.д.

Ролевая игра «Семья». Составление проекта в виде рассказа «Моя семья в будущем».

32

Семья и школа.

Дети должны понять, что семья и школа теперь для него одинаково важны. Семья переживает за него, и он не должен огорчать  близких.

Составление плана мероприятий, в которых хотели бы принять участие родители.

33

Обобщение. Мои впечатления.

Обобщающий урок. Что узнали нового. Что понравилось. Что не понравилось.

Итоговое тестирование.

                                                                   

2  класс.

Тема

Содержание занятий

Методы обучения. Практические задания.

1

2

3

4

1-2

Мои друзья.

С кем ты дружишь. Почему? Понятия «друг», «враг», «товарищ», «знак».

Конкурс рисунков «Мои друзья».

3-4

Человек без друзей, что дерево без корней.

Почему ты можешь поссориться с другом. Работа с пословицами о дружбе. Нацеливание детей на мысль – для чего нужны друзья?

Проигрывание, анализ коммуникативных ситуаций.

5

Друзья познаются в беде.

 История моей дружбы…(анализ ситуаций).

В чем ценность дружбы. С кем бы вы хотели дружить, а с кем нет. Почему? Кого можно назвать настоящим другом. Совместный вывод.

Обсуждение отрывков из художественных произведений, мультфильмов, из жизни детей.

6.

Основные правила дружбы. Мои друзья – прошлое, настоящее, будущее.

Помочь увидеть свои недостатки и положительные моменты при общении с ровесниками. Мнения детей о том, существуют ли правила дружбы, нужны ли они (примеры).

Групповой проект «10 заповедей дружбы».

7

Книга – источник знаний.

 История появления книги.

Знакомство с историей появления книги. Различные жанры произведений. Кто принимает участие в создание книги. Знакомство с классной библиотекой.  Домашняя библиотека.

Работа в группах: изготовление «Книжки – малышки» для самых маленьких. Экскурсия в школьную библиотеку.

8-9

Мой любимый вид спорта и его история.

Значения спорта для жизни и здоровья. Виды спорта. Любимый вид спорта , почему.

По готовым мини-рефератам подготовить пересказ об истории понравившегося вида спорта. Придумать подвижную игру для прогулки на спортивной площадке.

10-11

Как появились театр, кино, музыка.

Первые музыкальные инструменты. Знакомство с созданием театра, появлением первого кино. Известные современные музыкальные инструменты, композиторы. Знакомство с современным театром на примере Московского детского музыкального театра и художниками на примере И. Левитана.

Подготовить сообщение о каком- либо художнике, актере, музыканте (энциклопедия «Все обо всех»).

12-13

Мы – туристы. Страна (город), которые меня покорили, их история.

Любите ли вы путешествовать? Как? Понятие «турист». Куда бы вы хотели отправиться в путешествие? Почему? Что вы уже знаете о интересующей вас стране? Поиск ее на карте мира.

Из любого источника найти историю страны, которая интересна и подготовить краткое сообщение о ней (в группах).

14

Компьютер – мир увлечений и его предки.

Какими были первые печатные машинки. Что такое компьютер. Интернет. Составные части компьютера, их предназначение. Компьютер – не только средство увлечений, но и работы. Дети должны понять, что развлечения могут быть самыми разнообразными, лишь бы они не приносили вреда самому и другим людям.

Найти в Интернете (можно с родителями) значение понятия «хобби» и его некоторые виды.

15

Основные правила увлечением хобби.

Мнения друг друга об этом вопросе. Составление правил увлечением хобби (общие и индивидуальные).

Конкурс рисунков «Мое хобби».

16-17

Виды профессий. Как они появлялись и развивались.

Виды профессий.  На примере 3-5 поразмышлять о том, почему эта профессия появилась и как. В разные времена распространены разные профессии в зависимости от требований жизни, но есть профессии, которые нужны всегда: учитель, врач и т. д.

Игра «Профессии» по типу «Города». Ролевые игры «В магазин», «В школу», «В больницу».

18-19

Кем быть?

Кем бы ты хотел стать. Почему? Как ты представляешь свою будущую профессию.

Чтение стихотворения «Кем быть?»

 Конкурс рисунков по теме.

20

Первое жилище человека.

Представления о первом жилище человека. Изба. Отличие домов богатых и бедных, разных народов. Провести сравнение с современными домами.

Видеофильм по теме.

21

История стола и стула.

Знакомство с первыми предметами быта.

Анкетирование по изученным темам.

22-23

История одежды.

Первая одежда (от шкуры животных до современной одежды) .Национальные костюмы.

Конкурс рисунков «Национальные костюмы родного края».

24

История денег.

Деньги и их предназначение. Сколько их должно быть. (размышления детей) История денег. Современные деньги.

Создание альбома «Деньги в разные времена» (работа с классом).

25

Современный мир вещей. Правила поведения дома.

Название и назначение, польза и вред различных современных бытовых приборов современного дома. Правила обращения с ними.

Составить «Кодекс правил поведения дома».

26

Дом, в котором я живу- прошлое, настоящее, будущее.

Провести аналогию между жилищем в древние времена и до наших дней (положительные и отрицательные стороны, устранение недостатков).

Игра «Я буду архитектором, пусть меня научат».

27.

Что такое общество. Кто и когда придумал правила общения?

Все ли живые существа общаются. Понятие «общение». С какими людьми вы бы хотели общаться? Почему? Что нравиться и не нравиться в своем общении? Что такое общество? Почему придумали правила общения?

Составить «Кодекс правил общения».

28-29

Виды общения: правила общения в транспорте, в театре, в гостях и т.д.

Разграничение правил общения в зависимости от общественного места. Выделить общие правила для всех и всегда. Разделить категории: добро – зло, милосердие – равнодушие и т.д. (на примере рассказов В. Осеевой).

Ролевые игры «Правила вежливости» (в библиотеке, в театре и т.д.)

30

Незнакомец во дворе и на улице.

Какие бывают незнакомцы. Правила поведения с ними.

Конкурс рисунков «Осторожно, незнакомец!»

31

Бугульма – город счастливой судьбы.

Представления о своем городе: название, местонахождение, достопримечательности, природа, люди. Краткая история города.

Конкурс рисунков по теме.

32

По улицам любимого города…

История названий улиц города.

Экскурсия по городу.

33

Мой город – прошлое, настоящее, будущее.

Аналогия между прошлым, настоящим и будущим города. Обозначить проблемы города, пути их разрешения.

Составить рассказ «Челябинск – город будущего».

34

Обобщение. Мои впечатления.

Впечатления о том, что узнали нового и что хотели бы узнать.

Тест по изученным темам.

3  класс.

Тема

Содержание занятий

Методы обучения. Практические задания.

1

2

3

4

1-3

Земля и космос.

Земля. Солнце. Планеты. Смена дня и ночи, времен года. Понятие «астрономия». Существует ли жизнь в космосе. Легенды о созвездиях.

Сочинение сказки «Фантастические приключения инопланетян на Земле».

4-5

Наша Земля на глобусе и карте полушарий.

Знакомство с глобусом. Земля – шар. Сравнение глобуса и карты полушарий. Что можно найти на глобусе и карте полушарий. Великие кругосветные путешествия.

Практическая работа с глобусом и картой полушарий. Сравнение их с географической картой.

6-7

Когда не было жизни на Земле.

Что представляла собой Земля до появления на ней жизни.

Найти сведения о различных версиях появления жизни на Земле.

8-9

Как и когда появилась жизнь на Земле (религиозная версия).

Религиозные версии (библейские сказания), мифы о сотворении жизни.

Слушание подготовленных сообщений учащихся, обмен мнениями, выводы.

10-11

Как и когда появилась жизнь на Земле (научная версия).

Научные представления о возникновении жизни на Земле.

Дискуссия по вопросу.

 Устное сочинение – размышление «Нужна ли жизнь на Земле».

12-13

Предки «человека разумного».

Наши предки – шимпанзе и горилла. Родословная человека исчисляется 44 млн. лет. Место обитания человекообразных обезьян. Прямохождение. Внешний вид, облик, занятия первых людей.

Конкурс рисунков «Первые люди и природа».

14

Отличие человека от животных.

Главные отличия человека от животных ( прямохождение, сознание, рука, орудийная деятельность).

Тест по изученным темам.

15-16

Человек – часть природы.

Палка и камень – оружие и орудие. Добывание огня. Первая рыбная ловля. Первое жилище. Приручение животных. Первые законы. На примере жизни древних людей подвести к выводу, что человек неразрывно связан с природой. Значение природы в жизни современного человека. Взаимосвязь компонентов природы. Повторение правил здорового образа жизни.

Устное сочинение – рассуждение «Назначение человека на Земле».

17

Вода.

Вода в природе. Свойства, состояния воды. Круговорот воды в природе. Вода в жизни животных, растений, человека. Экономия воды. Загрязнение водоемов. Вода и наше здоровье.

Практическая работа: изучение свойств воды.

Сочинение сказки «Путешествие капельки».

18

Первые черви. Первые рыбы.

Урок построен из сообщений детей по теме.

Работа в группах.

19-20

Оставшиеся в море.

Знакомство с известными видами рыб и других подводных обитателей, в том числе тех, кто занесен в Красную Книгу. Отличительные черты рыб и морских обитателей. Способы передвижения. Питание.

Составление кроссворда по теме.

21

Воздух.

Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. Ветер. Распространение семян ветром. Чистый и загрязненный воздух. Источники загрязнения воздуха. Воздух и наше здоровье.

Составление рассказа «Что бы ты сделал для поддержания чистоты воздуха в твоем городе».

22.

Первые птицы.

Знакомство с первыми птицами. Сходство и различие с современными.

Конкурс рисунков по теме.

23-24

Современные летающие животные (птицы, насекомые).

Представители птиц, насекомых. Их питание, способы передвижения, места обитания. Сезонные изменения. Исчезающие виды птиц. Значение птиц, насекомых в природе, для жизни человека.

Экологическая викторина по теме.

Экскурсия на природу: наблюдение за птицами, их подкормка.

25

Солнце. Почва. Камни, песок, глина.

Солнце – источник света и тепла. Роль света в жизни животных, растений, человека. Легенды о солнце. Солнце и наше здоровье.

Свойства песка, глины. Разнообразие камней.

Почва – верхний слой земли. Значение почвы для всего живого. Необходимость охраны почвы.

Подготовить сообщение  «Сравнительный анализ использования неживой природы древним человеком и современными людьми».

26

Динозавры и другие предки современных зверей.

В ходе занятия дети должны получить представление о первых животных, определить их сходство и различие с современными животными.

Работа в группах: составление альбома «Виды динозавров».

27

Оставшиеся на суше.

Разнообразие животного мира. Представители зверей. Питание животных, места обитания, сезонные изменения. Размножение на примере 1-2 видов обитателей края.

Разнообразие растений в природе. Деревья, кустарники, травы – их признаки. Понятие о декоративных, культурных, лекарственных, комнатных, ядовитых растениях. Исчезающие виды.

Связь растений, животных и человека.

Составление проекта «Животный мир родного края»,

«Растительность родного края».

28

Причины вымирания живого на Земле – вчера и сегодня.

Определение причин исчезновения многих растений и животных прошлого. Суть понятия «борьба за выживание». Определение причин исчезновения современных живых организмов. Выводы (сходство и различие этих причин).

Составление проекта «Книга жалоб».

Конкурс рисунков «Береги лес!»

29-30

Экология. Проблемы Земли – наши проблемы.

Понятие «экология». Экологические проблемы планеты, страны, города. Участие человека в охране природы. Здоровый образ жизни.

Групповая работа: составить «Кодекс сохранения здоровья нашей планеты Земля» и «Кодекс сохранения моего здоровья».

31-32

Что такое краеведческий музей?

Понятие «краеведение». Изучение экспонатов исчезнувших живых организмов.

Экскурсия в краеведческий музей. Конкурс рисунков по теме.

33-34

Обобщающий урок. Мои впечатления.

Ученики делают главные выводы для себя о значении природы в жизни планеты и в жизни каждого человека, делятся впечатлениями.

Составление тестов для проверки знаний друг друга.

Викторина «Знатоки природы».

4  класс.

Тема

Содержание занятий

Методы обучения. Практические задания.

1

2

3

4

1-2

Историческое время. Историческая карта.

 Кто нам помогает изучать историю.

Понятия: календарь, час, день, неделя, месяц, год, настоящее  и будущее время.

Историческое время. «Лента времени». Римские и арабские цифры при счете времени. Наша эра, до нашей эры.

Что такое археология. Как работают археологи. Исторические источники (письменные, вещественные, устное народное творчество).  

Практическая работа:

1) соотнести год с веком;

2) сравнить свою «ленту времени» с «лентой времени» истории.

3-4

Люди, жившие по берегам рек. Языческие верования славян.

Древний Киев.

Жизнь, быт, занятия восточных славян. Славянские праздники. Языческие боги восточных славян. Описание древнерусского города. Занятия жителей древнерусских городов.

Практическая работа с исторической картой: найти границы Киевской Руси, ее соседей.

Аппликация «Древнерусский город».

4-5

Крещение Руси. Христианство. Древняя Москва.

Иисус Христос. Причины и последствия крещения Руси.

Основание Москвы. Юрий Долгорукий. Краткие сведения о Древней Москве: облик города, занятия жителей.

Практическая работа с исторической картой: найти границы Древней Москвы, ее соседей.

Составить кроссворд по теме.

6

Монголо – татарское иго.

Понятие «монголо – татарское иго». Земли, находящиеся под игом. Слабость Руси в XIII веке. Мужество русских воинов.

Практическая работа с исторической картой: найти границы русских  земель под игом.

7

Александр Невский.

Кто такие крестоносцы. Почему Александра прозвали Невский. Ход Невской битвы и Ледового побоища. Их значение в истории.

Составить сравнительную таблицу «Построение войск на Чудском озере»

Найти сведения о Дмитрии Донском.

8

Дмитрий Донской.

 На поле Куликовом.

Урок построен по сообщениям детей ( рассказывание о Дмитрии Донском, работа с картой: место сражения, ход, итоги).

Компьютерная презентация по теме.

9-10

Иван III и Иван IV.

Роль князя Ивана III в освобождении княжеств от монголо – татарского ига.

Иван Грозный . Укрепление и расширение русского государства. Москва – столица России.

Тест по изученным темам.

11

Минин и Пожарский.

Великая смута. Формирование ополчения. Борьба у стен Кремля. Народная память.

Коллективное рисование фильма по теме.

12

Царь, бояре, помещики.

Дать представление о царе, боярах, помещиках, крестьянах по плану ( жизнь, быт, деятельность).

Составление кроссворда по теме.

13

Необычный царь и его реформы.

Петр I и значение его деятельности в истории России. Раскрытие понятия «окно в Европу». Основание Санкт – Петербурга.

Видеофильм по теме.

14

Война 1812 года. Бородинское сражение. Кутузов и Наполеон.

Краткое описание причин и хода войны. Главные личности этой войны. Сожжение Москвы. Героизм русских воинов.

Работа со стихотворением М.Ю. Лермонтова

«Бородино».

15-16

Отмена крепостного права.

Понятие «крепостное право». Причины отмены крепостного права. Положение крестьян после реформы. Значение реформы для будущего России.

Исторический диктант.

17-18

Последний царь.

Что представляла собой Россия в период правления Николая II (экономика, наука, техника и т. д.) Судьба Николая II и его семьи.

Составление кроссворда по теме.

19-21

Россия в 1917 – 1940 гг.

Понятия «революция», «переворот». Октябрьский переворот. Отречение Николая II от престола.

В.И.Ленин, образование СССР.

И. Сталин. Развитие СССР в довоенные годы.

Составление кроссворда по теме.

22-23

Начало ВОВ 1941 – 1945 гг. Битва за Москву.

22 июня 1941 г. Причины войны. Гитлер и его план «Барбаросса».

Вся жизнь страны переведена на военный лад.

Первое поражение немцев.

Видеофильм по теме.

24

Блокада Ленинграда. Великие битвы.

Что такое блокада? Жизнь людей в период блокады.

Сталинградская битва. Сражение под Прохоровкой. Битва за Берлин.

Героизм советских людей (на фронте и в тылу).

Составление фотоальбома «Сталинградская битва».

25

Маршал Жуков. Победа 1945 г. Итоги войны.

Личность маршала Жукова и его роль в победе над фашистами.

Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Встреча победы. Итоги войны.

Составление фотоальбома «Города – герои».

26

СССР во второй половине XX века.

 Распад СССР. Россия в 90-е годы.

Мирный труд людей. Строительство городов. Развитие страны: полет в космос, строительство АЭС, ГЭС и другие достижения).

Причины распада СССР. Курс на развитие демократии. «Сложные 90-е».

Составление проекта «Космонавтика – сказка, реальность, мечта».

27-28

Символика РФ. Законы России.

Что такое Конституция. Значение символики РФ. (герб, флаг, гимн).

Конкурс рисунков по теме.

29

Человек, семья, общество. Проблемы нашего общества.

Количество стран в мире, народностей. Мир, покой и согласие между людьми и государствами. Родина человека – одна. Проследить цепочку: человек – семья – общество.

Характерные проблемы современного общества, пути их искоренения. Понятие –«гражданин». Права и обязанности граждан России.

Видеофильм по теме.

30

Современная карта Родины и мира.

 Россия и ее соседи.

Местонахождение современной территории России и ее соседей. Условные обозначения на карте.

Практическая работа с картой: РФ, ее соседи; РТ, соседи. Условные обозначения.

31

Родной край – Родина моя.

Значение символики РФ. (герб, флаг, гимн). Народы РТ. Традиции.  Обобщение полученных знаний.

Составление проекта по теме.

32

Выдающиеся личности РТ.

Жизнь, быт, героизм Я. Гашека и других известных личностей РТ.

Экскурсия в музей Я.Гашека.

(интернет)

33

Россия – Родина моя.

Обобщение полученных знаний, умений, социального опыта.

Составление проекта по теме.

34

Обобщение. Мои впечатления. Что изучает история?

Итоги. Впечатления. Выводы: дети – полноправные граждане страны.

Дети – будущее страны. Права и обязанности детей. Главные ценности человека.

Написать сочинение – рассуждение «Что изучает история? Место человека в истории».

К концу 1- го года обучения учащиеся должны знать:

  • свою родословную;
  • историю своей жизни;
  • профессии своих родителей;
  • историю возникновения своего имени и своей фамилии;
  • увлечения и традиции своей семьи;
  • правила поведения в семье;
  • правила поведения в школе;
  • историю возникновения школ;
  • историю своей школы;
  • для чего необходимо учиться;
  • права и обязанности школьника;

иметь представление о понятиях:

  • история;
  • абак, перо, пергамент;
  • родословная, род, родственник ;
  • поколение, предки, семья, потомок;
  • генеалогия;
  • традиция;
  • характер;
  • привычка;
  • лента времени;
  • фамилия, отчество;
  • герб, геральдика, девиз;
  • счастье;
  • гостеприимство;
  • хобби;
  • обязанность, право;
  • профессия;
  • тезки;

а также уметь:

  • составлять «генеалогическое древо» своей семьи;
  • различать виды профессий, ориентироваться в них;
  • подчинять свое поведение семейным и школьным нормам;
  • умело пользоваться своими семейными и школьными правами и обязанностями;
  • взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса (учителями, работниками школы, одноклассниками).

К концу 2- го года обучения учащиеся должны знать:

  • правила общения с друзьями, знакомыми и незнакомыми людьми;
  • правила поведения дома, в общественных местах и на улице;
  • историю возникновения книги;
  • жанры художественных произведений;
  • работу по созданию книги;
  • историю возникновения некоторых видов спорта;
  • стратегию ведения здорового образа жизни;
  • историю появления театра, кино, музыки;
  • краткую историю некоторых стран (2-3);
  • предназначение компьютера, название его составных частей;
  • виды профессий, их значение и предысторию;
  • историю некоторых вещей (стол, стул и т.д.);
  • историю родного города, его достопримечательности;
  • некоторых известных художников (3-4), композиторов (3-4), и других известных личностей;
  • элементарные эстетические и этические понятия;

иметь представление о понятиях:

  • друг – враг, добро – зло, любовь – ненависть и др.;
  • летопись, летописец, Красная буква;
  • типография, издатель, издательство;
  • писатель, поэт;
  • художник, холст, кисть, «писать картину»;
  • композитор;
  •  гример, костюмер, режиссер, актер, сценарист;
  • театр;
  • турист;
  • физическая, географическая карта мира;
  • общество;
  • село, поселок, город, мегаполис;
  • область, республика, область;
  • изба, юрта, крепость;

а также уметь:

  • пользоваться правилами общения;
  • пользоваться правилами поведения дома и в общественных местах;
  • ориентироваться в различных жанрах книг, работать с книгой;
  • ориентироваться в различных видах спорта;
  • пользоваться стратегией здорового образа жизни;
  • ориентироваться в различных культурных памятниках;
  • работать с географической картой;
  • ориентироваться в мире профессий;
  • работать с энциклопедией, компьютером;
  • работать в группе и самостоятельно;
  • составлять простейшие проекты;
  • поставить себя на место другого;
  • соблюдать культуру общения в диалоге.

К концу 3- го года обучения учащиеся должны знать:

  • научную и религиозную версии возникновения жизни на Земле;
  • предков «человека разумного»;
  • отличия человека от животного; эволюцию человека (кратко);
  • название некоторых предков человека;
  • представления о космическом пространстве, его влиянии на планету Земля;
  • особенности живой и неживой природы, их роль в жизни человека;
  • экологические проблемы планеты, страны, города; их влияние на жизнь человека;
  • правила здорового образа жизни;

иметь представление о понятиях:

  •  «человек разумный»;
  • эволюция;
  • наука, религия, миф;
  • молекула, атом;
  • глобус, физическая карта полушарий;
  • экватор, полюс, меридиан, ось Земли;
  • климат;
  • экология, эколог;
  • Красная Книга;
  • астрономия, планеты;
  • материк, суша, океан;
  • вулкан, землетрясение, цунами, ураган, смерч и др.;
  • земноводные, моллюски, рептилии;
  • крипточерви, крипторептилии, криптоптицы, криптозвери;
  • креведение;

а также уметь:

  • работать с глобусом и физической картой полушарий;
  • работать со словарем;
  • самостоятельно готовить сообщение по теме;
  • уважать и ценить прошлое человечества;
  • ориентироваться в современном животном и растительном мире;
  • ориентироваться в доступных научных и обществоведческих понятиях;
  • оказывать посильную помощь животным, птицам, ухаживать за растениями;
  • экологически грамотно вести себя на природе;
  • экономно относиться к природным ресурсам;
  • принимать участие совместно со взрослыми в практической природоохранной деятельности;
  • видеть красоту природы при разных условиях;
  • пользоваться стратегией здорового образа жизни;
  • высказывать свою точку зрения;
  • выделять главное, обобщать;
  • фиксировать наблюдения, осознавать события;
  • осознавать себя частью природы;
  • осознавать ежедневную ответственность за будущее планеты, родной природы, а значит за свое будущее и будущее своих близких людей.

К концу 4- го года обучения учащиеся должны знать:

  • наиболее важные и значимые исторические события страны;
  • выдающихся исторических личностей;
  • основной закон страны;
  • народы, населяющие Россию (3-4),республику (3-4);
  • государственную символику России и РТ;
  • государственные праздники РФ и РТ;
  • права ребенка;
  • эстетические и этические понятия;
  • нормы морали общества;
  • особенности и проблемы современного мира, страны, края, города;
  • основные исторические источники;
  • исторические и культурные памятники РФ и РТ (3-4);
  • гражданские права и обязанности;
  • природные богатства страны;

иметь представление о понятиях:

  • историческая карта, масштаб;
  • археология;
  • единицы времени ( год, век, тысячелетие, эра);
  •  «лента времени»;
  • язычество;
  • славяне;
  • крещение, христианство, Библия;
  • мусульманство, Каран;
  • мозаика, фрески;
  • ремесленники, купцы, князь;
  • дружина;
  • дань;
  • собор;
  • иго, Золотая Орда, кочевники, юрта, хан;
  • крестоносец, рыцарь, побоище, кольчуга;
  • ополчение;
  • крепостное право, крепостные, помещики;
  • дворяне, бояре, крестьяне;
  • революция;
  • мораль;
  • народ, национальность, раса;
  • независимость;
  • конституция;
  • гражданин;
  • федерация;
  • модернизация;
  • экономика;
  • реформа;
  • коммунизм, капитализм, демократия;

а также  уметь:

  • ориентироваться в единицах измерения времени;
  • определять последовательность исторических событий;
  • различать историческую и современную карту России;
  • работать с географической и физической картой (находить территорию страны, края, свой город; находить страны – соседи, пользоваться условными обозначениями, правильно стоять у карты);
  • работать с исторической картой ( находить места исторических событий, прослеживать ход сражений);
  • рассказывать о родной стране, столице РФ и РТ, родном крае, городе;
  • рассказывать о наиболее важных исторических событиях;
  • прослеживать связь прошлого с современной жизнью;
  • анализировать, сравнивать, обобщать, логически мыслить, свободно обмениваться мнениями, иметь свою точку зрения, творчески мыслить;
  • работать самостоятельно и в группах;
  • участвовать в проектной деятельности;
  • уважать людей других национальностей;
  • ориентироваться в гражданских правах и обязанностях;
  • жить и общаться в соответствии с нормами морали общества;
  • ориентироваться в проблемах современного человека и современного общества в целом;
  • осознавать себя частью своей семьи, природы, своей страны, общества;
  • адекватно выражать свое «Я»;
  • ориентироваться на главные ценности жизни;
  • уважая других людей, стремиться к самосовершенствованию; к обретению качеств, соответствующих требованиям современной жизни ( активность, самостоятельность, инициатива, умение отстаивать свою точку зрения);
  • совершенствуя себя, совершенствовать окружающий мир.

Использованная  литература.

1. Богданов А. П.  История с древнейших времен до наших дней. История России с древнейших времен до 1917 года. - Москва, Просвещение, 1997.

2. Ворожейкина Н. И.  Наша Родина и современный мир. Прошлое и настоящее  // « Начальная школа "+", "-"», 1999, № 9.

3. Вяземский  Как сегодня преподают историю в школе. Методика, - Просвещение.

4.  Данилов Д. Д., Тырин С. В., Вахрушев А. А.  Вводный курс истории и обществознания в рамках единой образовательной области «Окружающий мир» в начальной школе  //  « Начальная школа "+", "-"», 1999,  № 12.

5.  Дмитриев Н. Я.,  Казаков А. Н.   Интегрированный курс «Мы и окружающий мир» по Л. В. Занкову //« Начальная школа "+", "-"», 1999, № 9.

6.  Игнатьева Т. В. Пропедевтический курс истории в начальной школе //   «Начальная школа "+", "-"», 1999,  № 12.

7.  Корнева Т. А., Шмидт Е. А. Уроки истории в 3 классе. Поурочные разработки. Методика., Волгоград, Братья Гринины, 2000.

8.  Саплина Е. В., Саплин А. И.  О курсе «Введение в историю. 3-4 кл.» //   «Начальная школа "+", "-"», 1999, № 9.

10.  Саплина Е. В., Саплин А. И.  Введение в историю. 3-4 кл. – Москва, Дрофа,  1997.

11.  Саплина Е. В., Саплин А. И. Тетрадь творческих заданий. 3-4 кл. - Москва, Дрофа,  1997.

Электронные  ресурсы.

1.  Сеть творческих учителей – http://www.it – n.ru/board. aspx? cat _no

2. Фестиваль педагогических идей  http://festival.l september.ru/articles/509616/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса " Следопыт". Направление:проектная деятельность.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального образования. За основу рабочей программы взята авторская программа Григорьева Д.В. «Методиче...

Рабочая программа внеурочной деятельности по проектно-исследовательской деятельности "Первые шаги в науку".

Рабочая программа по курсу проектно-исследовательской деятельности «Первые шаги в науку» научно-познавательной направленности составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной, базисно...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...