Формы и методы работы классного руководителя с семьей
статья (1 класс) по теме

Рябкова Светлана Николаевна

В статье описаны формы и методы работы с родителями в школе, методика проведения, виды и подготовка родительского собрания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_metody_klassnogo_rukovoditelya_s_semey.docx68.64 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы работы классного руководителя с семьей.

Актуальность. 

Представление о счастье каждый человек связывает с семьёй. Не зря говорят: «Счастлив тот, кто счастлив в семье». Семья – это опора, крепость, начало всех начал. Это одно из немногих мест, где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости, уникальности. В семье дети получают первые уроки любви, понимания, доверия, веры. Это первый коллектив ребёнка, естественная среда ребёнка, где закладываются основы будущей личности.

 НЕВОЗМОЖНО сделать хлопОк одной рукой. Учитель - это только одна ладошка.  И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (родители) учитель бессилен.

Семья и школа – родители и учитель – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.

Вопрос о сотрудничестве родителей, учителя и ребёнка сейчас особенно актуален, так как система семейного воспитания претерпевает значительные изменения:

  • Малодетность семьи – дети в таких условиях не получают практических навыков по уходу за младшими братом или сестрой, развивается эгоизм у ребёнка;
  • Молодые отделяются от своих родителей, влияние старших поколений снижается, оно не востребовано, происходит отрыв от традиций семьи;
  • Утрачены народные традиции педагогики, которое отмечает, что воспитанием  ребёнка надо заниматься, пока он маленький, и «лежит поперёк лавки, а не вдоль»;
  • Осложнение семейного воспитания из-за обострения социально-экономических трудностей (низкая зарплата, низкий прожиточный минимум), родители занимаются зарабатыванием средств, а дети в стороне;
  • Родители увлекаются компьютером, просмотром телепередач, фильмов, а на общение с детьми, на их воспитание не хватает времени.

Каковы же функции взаимодействия школы и семьи?

К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся:

  • информационная;
  • воспитательно- развивающая;
  • формирующая;
  • охранно- оздоровительная;
  • контролирующая;
  • бытовая.

Задачи взаимодействия:

  • формирование активной педагогической деятельности родителей;
  • вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
  • активное участие родителей в воспитании детей.              

Организация взаимодействия школы и семьи предполагает:

  • изучение семьи с целью выявления её возможностей по воспитанию своих детей и детей класса;
  • группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка, детей класса;
  • анализ промежуточных и конечных результатов их совместной деятельности.

 Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьёй являются индивидуальные формы работы и групповые. Причем в том и другом случае реализуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

       К групповым  можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские комитеты. К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому. Все это традиционные формы работы с родителями учащихся.

     Групповые формы работы уместны для организации психологического просвещения родителей, для встреч с администрацией учебного заведения по самым насущным проблемам школьной жизни или, к примеру, по вопросам реформирования школы.

      Чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эффективными родители должны иметь возможность принимать участие в планировании содержания занятий родительских университетов и других различных форм взаимодействия со школой.

Групповые формы работы с семьей, их разнообразие в школе помогают родителям выбрать тот вид общения с педагогами и иными специалистами школы, который для них наиболее приемлем.

Педагогический коллектив школы сегодня ищет любые возможности и средства для того, чтобы помочь семье, оказать психолога - педагогическую помощь, научить воспитывать ребенка. Формы работы с родителями могут быть разными, но самой распространенной формой групповой работы с родителями на протяжении многих лет остается  родительское собрание.

Тема: Методика проведения родительского собрания.

                                                     План.

  1. Понятие «родительское  собрание», его цели.
  2. Виды  родительских  собраний.
  3. Подготовка  родительского  собрания
  4. Примерный  порядок  проведения  родительского  собрания.

1. Понятие «родительское  собрание», его цели.

  Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

  Родительское собрание – это не просто форма связи семьи и школы, это университет важной педагогической информации.

Цели  родительских  собраний:

  1. ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса в школе (характеристика используемых учебных программ, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках и т.п.);
  2. повышение  педагогической  культуры  родителей, пополнение  их  знаний  по  вопросам  воспитания ребенка  в  семье  и  школе (например, об  особенностях  конкретного  возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.);
  3. содействие  сплочению  родительского  коллектива, вовлечение родителей в жизнедеятельность  класса (конкурсы, экскурсии, походы и т.п.);
  4. выработка  единых  требований  к  воспитанию  детей  в  семье  и  школе.

2. Виды родительских собраний:

    Текущие родительские собрания – это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов (или например, посвященные, предстоящей дальней поездки детей или подготовки к многодневному походу, или инструктивное родительское собрание, на котором знакомят родителей с изменениями в учебном процессе).

    Тематические родительские собрания – это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.

Например:

-  «Трудности  адаптации  первоклассников  к  школе».

-  «Темперамент  вашего  ребенка».

-  «Как  воспитывать  детей?»

-  «Методы  воспитания».

-  «Как  любить  ребенка?»

-  «Труд  в  семье».

-  «Как  уберечь  своих  детей  от  насилия. Навыки  по  предупреждению  насилия».

    Итоговые родительские собрания – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.

Например:

-  «Перелистывая  страницы: итоги  прошедшего  учебного  года».

  Собрания, созываемые по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации.

  Собрания, совместные с учениками и родителями.

  Собрания, на которых учитель отвечает на вопросы родителей.

  Общешкольные родительские собрания проводятся 1-2 раза в год. Основной целью общешкольного родительского собрания является знакомство  родителей с целями и задачами работы  школы, с новыми уставными документами школы, нормативными актами в сфере образования, с основными направлениями и итогами работы учебного заведения.

  Собрания родителей параллели может проводиться в случае необходимости обсуждения важнейшей проблемы, которая касается только учащихся данных классов( например, собрание родителей выпускных классов; родителей первоклассников).

  Классные родительские собрания проводятся 4-5 раз в учебном году. Может проводиться один раз в месяц. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса в классе, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы, подводятся итоги выполненной работы.

3.  Подготовка родительского собрания.

    Для того чтобы родительское собрание действительно достигало своих целей, необходимо его правильно подготовить и провести.

1. С чего начинается подготовка к родительскому собранию? С определения его тематики. Темы могут сообщаться администрацией, классным руководителем, учителями- предметниками или предлагаться родителями. Очень важно посоветоваться с родителями детей – какие вопросы и проблемы их интересуют.

  Тематика должна быть нестандартная, привлекающая внимание, вызывающая интерес. Например, что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в 1-ый класс. Так можно назвать первое родительское собрание, на котором должно состояться знакомство с классным руководителем. На такое собрание родители, как правило, приходят, так как тема названа конкретно, она их интересует. Родители приходят на это собрание с определенными ожиданиями, и если эти ожидания оправдаются, то сразу снимается проблема посещения последующих собраний.

2. Тщательно продумать сценарий родительского собрания – необходимо написать кратко конспект с изложением информации, которую надо довести до сведения родителей. Содержание для собрания можно почерпнуть из психолого-педагогических книг, журналов, газет, общения с учителями-предметниками, детьми, родителями, школьной администрацией. Продумать, кто встретит родителей и проводит их в класс.

3. Следует заранее договориться с учителями-предметниками, социальным педагогом, школьным психологом, медицинским работником, с родительским комитетом о выступлениях, которые помогут провести собрание. Обговорить основные тезисы и направления их выступления. Беречь время людей приглашенных на собрание, с этой целью установить регламент и следить за его соблюдением.

4.Необходимо подготовить средства – иллюстрации, документы, раздаточный материал для родителей (правила учащихся, устав школы).

5. Информация о времени и месте проведения родительского собрания должна быть донесена до родителей заблаговременно – можно записать ее в дневниках учащихся, позвонить родителям, можно придумать различные формы приглашения родителей на собрание с указанием вопросов, которые будут там рассматриваться.

  На первом родительском собрании желательно объявить тематику последующих встреч на весь учебный год. Этот график на первом родительском собрании сообщается для того, чтобы они заранее могли спланировать свое время, не занимать его никакими делами. Встречи могут проходить один раз в месяц и в одни и те же дни недели и в одни и те же часы.

6. Готовясь к родительскому собранию, классный руководитель может заранее попросить родителей и  детей заполнить анкеты, которые помогут учителю составить более конкретное представление о том предмете, который предполагается обсудить.

7. Продумать оформление класса, чтобы создать определенную настроенность родителей (можно оформить выставку работ учащихся, отображающую классную и внеклассную деятельность детей, выпустить стенгазету «раскладушку», видеофрагменты, фотографии, которые раскрывают отдельные моменты из жизни класса).

8. Основным методом проведения собрания должен стать диалог – только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения. Подготовить вопросы, которые зададим родителям.

9. Помещение должно быть убрано и проветрено.

10. Подумать нужно заранее и о том, чтобы родителям было удобно снять верхнюю одежду, поставить сумки, чтобы они чувствовали себя комфортно.

11. Особое внимание обратить на размещение родителей в классе. Вошло в традицию рассаживать родителей на те же места, где сидит их ребенок. Это рационально: родитель наглядно узнает рабочее место своего ребенка, может познакомиться с родителями соседа по парте. А это очень важно, т.к. сидящие за одной партой часто бывают друзьями, и будет очень хорошо, если эта дружба выйдет за пределы класса и станет семейной. Можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники хорошо видели и слышали друг друга.

12. На парту перед каждым родителем положить тетради ребенка, дополнительную литературу, лист бумаги с ручкой. Можно положить папку с работами ученика, в которой также даются советы, ставятся вопросы, которые имеют отношение только к данному учащемуся и его семье. Эти записи как бы молчаливая индивидуальная беседа учителя с родителями во время коллективного общения. Совершенно  ясно, что  родителей  интересуют  подробные  результаты  учебной  работы  их  ребенка, именно  поэтому  разумно  подготовить  сводные  листы  успеваемости  по  каждому  ребенку  отдельно. В  тех  случаях, когда  учебная  ситуация  вызывает  тревогу, классному  руководителю  стоит  особо  подчеркнуть  ряд  оценок (маркером). При  всей  трудоемкости  этой  процедуры  она  себя  оправдывает, т.к.  известно, что  дневник  целостной  картины  успеваемости  ученика  в  уч.процессе  не  дает.

13. Готовясь к собранию, учитель тщательно анализирует  успехи  в  учении  и  поведении  учащихся, стараясь  не  упустить  даже  самых  незначительных  достижений, особенно  у  тех, кто  недостаточно  хорошо  справляется  с  программой  обучения  и  правилами  поведения. Подбирая  и  демонстрируя  работы  детей, учитель  преследует  цель  наглядно  показать  родителям  рост  и  совершенствование  ЗУН  каждого  ребенка.

14.Собрание  не  должно  превышать  1,5 часов.

15. Обращаться  к  родителям  по  имени  и  отчеству. Чтобы  не  ошибиться, положить  перед  собой  список  с  их  именами

16. Помнить  о  «золотом  правиле»  пед.анализа: начинать  с  позитивного, продолжить  о  негативном, завершать  разговор  предложениями  на  будущее.

17. Заранее  подготовить  благодарственные  письма  тем  родителям, чьи  дети  принимали  активное  участие  в  конкурсах  и  олимпиадах.

4. Примерный  порядок  проведения  родительского  собрания.

  1. Определение  темы, повестки  дня  собрания.
  2. Сообщение  классного  руководителя, членов  родительского  комитета  о  выполнении  решений  предыдущего  собрания.
  3. Психолого-педагогическое  просвещение  родителей на  педагогическую  тему (в  форме  лекции, беседы). Сообщение  могут  сделать: учителя-предметники, классный  руководитель, школьный  психолог, социальный  педагог, участковый, медицинский  работник и т.д.

Например:

-  «Телевизор  и  компьютер  в  жизни  ребенка»

-  «Как  развить  у  ребенка  желание  читать»

-  «Леворукость  и  праворукость»  

-  «Карманные  деньги»

-  «Свободное  время – организация  досуга»

-  «Режим  дня  в  жизни  ребенка»

-  «Как  избежать  конфликтов  со  школой?»

4.  Выступление  родителя  об  опыте  семейного  воспитания  по  определенному  вопросу.

Например, «Как  хорошо  уметь  читать» или  «Пять  шагов  к  любви  литературы» (сообщение  о  домашнем (совместном) чтении).

   5. Обобщение, обмен  мнениями  по  изложенному  вопросу.

      6. А) Анализ  учебных  достижений  учащихся  класса.

В  этой  части  родительского  собрания  классный  руководитель  знакомит  родителей  с  общими  результатами  учебной  деятельности  класса. С  самого  начала  стоит  предупредить  родителей, что  ответы  на  частные  вопросы  они  получат  только  в  ходе  персонального  общения.

          Б) Ознакомление  родителей  с  состоянием  социально-эмоционального  климата  в  классе.

Классный  руководитель  делится  результатами  наблюдения  за  поведением  ребят  в  значимых  для  них  ситуациях (на  уроках, на  переменах, в  столовой, на  экскурсии  и т.д.). Темой  разговора  может  быть  и  взаимоотношения  в  классе, и  речь  детей, и  внешний  вид  учащихся  и  др. вопросы.

Педагогические  требования: при  обсуждении  данных  вопросов  с  родителями  быть  предельно  корректным  и  деликатным, избегать  негативных  оценок  в  адрес  как  всего  класса, так  и  конкретного  ученика.

7.Обсуждение  организационных  вопросов (экскурсии, классные  вечера, приобретение  учебных  пособий  и т.д.),  т.е. информирование  родителей  о  предстоящих  делах. Причем  финансовые  вопросы  лучше заранее обсудить  с  родительским  комитетом.

8.Разное.

9. Подведение  итогов  родительского  собрания.

-  Необходимо  сделать  выводы, сформулировать  необходимые  решения.

-  Наметить  план  работы  на  новый  месяц.

-  Распределить  поручения  для  родителей.

-  Важно  выяснить  отношение  родителей  к  проведенному  собранию (можно  подготовить  анкеты  для  оценок  и  пожеланий  родителей. Например, примерные вопросы  анкеты: Ваше  мнение  о  проведенной  встрече? Ваше  мнение  о  представленной  информации?  и т.д.

-  Сообщить  о  проведении  следующего  родит.собрания, о  его  повестке  дня.

Примечание:

  1. Все  родительские  собрания, как  и  заседания  родит.комитета, протоколируются. Документация  хранится  у  учителя.
  2. Родители  должны  осознать, понять, что  в  вопросах  обучения  и  воспитания  вы  их  единомышленник.
  3. Предупредить  родителей, что  не  вся  информация  может  стать  достоянием  детей.
  4. Родители  должны  уйти  с  собрания  с  ощущением, что  они  всегда  и  во  всем  должны  помогать  своему  ребенку.  

После  проведения  родительского  собрания  предметом  пед.анализа  кл.руководителя  может  стать:

  1. Причины  отсутствия  некоторых  родителей.
  2. Причины, по  которым  некоторые  родители  остались  на  личную  беседу.
  3. Вопросы  родителей  на  собрании, их  участие  в  обсуждении  вопросов.

Родители вправе ожидать от человека, профессионально связанного с воспитанием, не просто называния каких - либо трудностей учебного или личного характера у их ребенка, а обсуждения конкретных путей помощи ученику по их преодолению. В связи с этим главную задачу родительского собрания мы видим в просвещении родителей, повышении их компетентности и активности в формировании личности ребенка, а также в создании в коллективе детей и родителей атмосферы добра, взаимопонимания и доверия.        

По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.

Текущие родительские собрания   это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.

Тематические родительские собрания   это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.

Итоговые родительские собрания   это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.

  Итоговые родительские собрания можно проводить в различной форме, в зависимости от темы и цели самого собрания. Это могут быть праздники, походы, торжественные собрания.

Что же такое родительское собрание?

Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания. Посещение ребенка на дому – это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы классный руководитель беспокоил их дома. Но если совместная школьная жизнь только начинается, необходимо в беде и в радости учиться быть вместе. Преподаватель может не только прийти и проверить наличие уголка школьника, но и поздравить с днем рождения, навестить больного ребенка вместе с его одноклассниками, вместе с ребятами помочь по хозяйству, если в этом есть необходимость. Такие приемы возможны только в том случае, если они связаны с определенными обстоятельствами в жизни ученика. Однако в последнее время мы встречаемся с такой ситуацией, что ребята в собственных семьях подвергаются насилию со стороны взрослых, матери забывают о своем предназначении. Дети в таких семьях чувствуют себя изгоями и при этом далеко не всегда школа и классный руководитель знают о том, что происходит в семье ученика. Если родительский комитет знает о тех проблемных ситуациях, которые есть в семьях учащихся класса, необходимо бывать в семьях таких ребят, не оставляя его без поддержки и помощи. 

Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.

К каждому родительскому собранию уместно подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса, школы. Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать,     каждый должен получить то, что для него особенно актуально. Поэтому в содержание родительских собраний в нашей школе введены следующие традиционные рубрики:

  "Из истории воспитания детей в семье";

  "Традиции воспитания народов мира";

  "Азбука воспитания детей в семье";

  "Книжная полка родителей";

  "Обсудите вместе с ребенком";

  "Творческая мастерская семьи".

  Такие рубрики позволяют сделать родительское собрание необычным; рейтинг родительских собраний изменяется, способствует изменению взаимоотношений в лучшую сторону в системе учитель   ученик   родитель.

   Хорошей традицией родительских собраний в школе является оформление индивидуальных приглашений папам и мамам для участия в родительском собрании. Приглашения могут быть оформлены по-разному: типографский вариант, руками самих учащихся, с помощью родительского комитета. Главным в таких приглашениях на родительское собрание является то, что родители получают их заранее, а не за час до встречи. В приглашении всегда полностью указываются имя и отчество обоих родителей, день и час проведения собрания, его тема, контактный номер телефона, по которому можно позвонить, если родители по какой - то причине не могут принять участие в собрании, а также программа собрания. Такой подход к организации системы в работе с родителями помогает формировать уважение к профессиональной деятельности педагога, подчеркивает значительность встреч родителей с учителем, стимулирует их интерес к школе и культуру родительского взаимодействия друг с другом и со школой.

    Огромное значение для родителей, дедушек и бабушек имеют благодарственные письма, которые в нашей школе вручают родителям на последнем родительском собрании в конце учебного года. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.

Формы работы:

Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Посещения ребенка на дому - это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы их беспокоили дома. Однако если совместная школьная жизнь только начинается, необходимо в беде и радости учиться быть вместе. 

Посещение ребенка на дому – это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы классный руководитель беспокоил их дома. Но если совместная школьная жизнь только начинается, необходимо в беде и в радости учиться быть вместе. Преподаватель может не только прийти и проверить наличие уголка школьника, но и поздравить с днем рождения, навестить больного ребенка вместе с его одноклассниками, вместе с ребятами помочь по хозяйству, если в этом есть необходимость. Такие приемы возможны только в том случае, если они связаны с определенными обстоятельствами в жизни ученика. Однако в последнее время мы встречаемся с такой ситуацией, что ребята в собственных семьях подвергаются насилию со стороны взрослых, матери забывают о своем предназначении. Дети в таких семьях чувствуют себя изгоями и при этом далеко не всегда школа и классный руководитель знают о том, что происходит в семье ученика. Если родительский комитет знает о тех проблемных ситуациях, которые есть в семьях учащихся класса, необходимо бывать в семьях таких ребят, не оставляя его без поддержки и помощи. 

Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет, если школьное самоуправление предусматривает создание этого органа. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общешкольный родительский совет. Это - координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач.

От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в школьном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей. Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса. Родительский комитет может взять на себя организацию конкурсов на лучший дневник, тетрадь; рейдов – проверок бережного отношения учащихся к своему портфелю, учебникам, письменным принадлежностям.

 Родительский актив — это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.

    К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести родительские встречи, тренинги, ринги, родительские вечера.

    Большое значение имеют родительские встречи в работе с проблемными детьми. Встречи с родителями других ребят, авторитетность чужих родителей в глазах проблемного ребенка порой делают гораздо больше, чем приглашения различных специалистов.

    Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительский вечер это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Уже традиционными в нашей школе стали конкурсы рисунков, посвященные Дню матери и Дню пожилого человека, а также « праздник для мам».

  Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим умением способствуют тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается.

    Родительские вечера помогают более тепло и сердечно пережить обиды и огорчения, посмотреть на наболевшие проблемы в воспитании ребенка спокойно и без истерик.

    Родительский вечер   это возможность найти единомышленников и помощников по воспитанию детей и формированию детского коллектива.

    Замечательно, если итогом родительского вечера станет выпуск родителями газеты, в которой они обратятся к детям с предложением или просьбой, вызовут своих ребят на какое-то соревнование, объявят интересный конкурс.

     С помощью организации родительских вечеров можно решить еще очень большую нравственную проблему родительских коллективов. Эта проблема заключается в учебном соперничестве детей. Зачастую такое соперничество поощряется семьей, что приводит к конфликтным ситуациям между детьми и их родителями. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях детей и взрослых.

    В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги.

    Родительские тренинги   это активная форма работы с теми родителя ми, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка.

    В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставят себя ждать

   Такой тренинг называется тренингом родительской эффективности.

   По результатам участия в тренинге школьный психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей.

В групповые тренинги нужно привлекать не только детей, которые являются трудными, но и одаренных, а также детей, тяжело переживающих семейные драмы и часто болеющих. Каждое тренинговое занятие должно анализироваться.

 Помимо тренингов с учащимися и их родителями, хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг.

 Родительские ринги   одна из дискуссионных форм обаяния родителей и формирования родительского коллектива. Проведение родительских рингов в школе просто необходимо. Многие родители уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, абсолютно не учитывая возможности и способности своего ребенка, уровень его реального учебного потенциала. Некоторые из родителей считают, что их методы воспитания истинны и не подлежат сомнению и коррекции со стороны педагога. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

Родительский ринг готовится в виде ответов на самые актуальные вопросы педагогической и психологической науки. Вопросы выбирают сами родители. Они могут сделать выбор тем уже в самом начале учебного года. Перечень проблемных вопросов для участия в ринге родители получают на первом родительском собрании. В ходе проведения ринга по одному и тому же вопросу ведут полемику две или более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах могут выступать молодые педагоги, работающие в школе, и даже ребята-старшеклассники, у которых уже не за горами приобретение родительского опыта. Последнее слово в ходе ринга остается за специалистами, которых необходимо приглашать для участия во встрече, или за классным руководителем, который может привести веские доводы из жизни классного коллектива в защиту определенной позиции.

   Полезность таких встреч состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержания учебного и воспитательного процесса.

  Темы родительских рингов в школе могут быть самыми разнообразны ми. Можно предложить, например, такие:

  Плохие привычки   наследственность или влияние социума?

Организация совместных досуговых мероприятий.

Во многих школах родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья» и «Праздники», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и «Встреча с ветеранами», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, походы выходного дня; кружки, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются поделки, сувениры — все то, чем семья увлекается в свободное время.

Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее один - два энтузиаста всегда находятся. Чаще всего это спортсмены, тренеры, которые организуют различные спортивные секции или проводят соревнования вместе со школьными преподавателями физкультуры.

Кружки могут работать и вне школы. И если у какой-то мамы есть возможность собирать у себя дома девочек, она может возглавить домашний кружок или клуб, например «Хозяюшка», и этим оказать огромную помощь в воспитании будущих матерей и хозяек дома.

Неоценима помощь родителей и в укреплении материально-технической базы школы, в организации родительского патруля во время проведения дискотек и вечеров.

Университет педагогических знаний — это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.

Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.

При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.

Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое самовоспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.

Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.
Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, предшествующих конференции, иногда предлагается заполнение краткой анкеты.
Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.

Практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.
В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.

День открытых уроков проводится в удобное для родителей время. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.

Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута — уважение к позиции и мнению любого участника. 
Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Частная школа — за и против», «Выбор профессии — чье это дело?».

Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

    Индивидуальные консультации проводятся по инициативе родителей или по инициативе учителя. Поводом для приглашения родителей на консультацию являются результат наблюдений педагога за ребенком, проблемы общения ребенка с классом и педагогами, конфликтная ситуация и др.

  В ходе индивидуальной консультации педагог должен внимательно слушать родителей и всем своим поведением способствовать тому, чтобы они охотно рассказывали о своем ребенке как можно больше.

   Чем больше сведений классный руководитель, социальный педагог или заместитель директора по воспитательной работе имеет о каждом ребенке, тем больше шансов создать ему нормальные условия для становления.

   Каждая консультация заканчивается рекомендациями по воспитанию ребенка. Рекомендации могут быть письменными или устными.  

  Что выделаете, если чувствуете проблемы с дисциплиной у своего ребенка?

  Можно ли наказывать ребенка собственным домом?

  Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?

   "За" и "против" школьной формы.

  Нужны ли ребенку праздники?

  Трудности школьного урока. В чем они состоят?

Школьники очень рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, и гордятся участием родителей в жизни класса и школы.

На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать  следующие методы  активизации родителей:

«Мозговой штурм»  - метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Реверсионная мозговая атака, или Разнос» - этот метод отличается от « мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.

«Список прилагательных и определений».  Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики         (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, «Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели.

«Ассоциации» на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в детском коллективе).

Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, собрание на тему «Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.

«Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их  и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм». Например, тема «Как любить своего ребенка» родители заносят запись  наиболее важных моменты по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного.

«Запись на листах». При обсуждение проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как успокоить ребенка, если он расстроен», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.

«Эвристические вопросы». К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них , родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.

«Мини - эксперимент». Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.

Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т. д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: “Семья-эрудит”, “Семейное увлечение”; читательские конференции “Круг семейного чтения” и др.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки “Мир наших увлечений” и др.

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся могут примерно быть такими:

- Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, - создайте необходимые условия для общения с вами!

- Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече на другое время!

- Разговаривайте с родителями спокойным тоном, поучать; это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!

- Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказываться по всем наболевшим вопросам!

- Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали!

- То, о чём родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов!

- Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители ещё с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность! Готовясь к встрече с семьёй ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но в первую очередь, хорошее, дающее шанс на будущее!

- Каждая встреча с семьёй ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика!

- Если педагог в какой – то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам!

- Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы!

Необходимо отметить еще одну важную особенность  нового стандарта от предыдущего - отныне стандарт рассматривается как общественный договор  между семьей, обществом и государством, т.е. фиксируется распределение взаимных обязательств между ними. И если профессиональное сообщество озабочено набором знаний и умений по отдельным предметам, то семья ждет от образования возможностей личностного и карьерного успеха. Общество ставит вопрос о социальной мобильности и формировании модели адекватного социального поведения молодежи, а государство заинтересовано в воспитании ответственных и законопослушных граждан и в обеспечении безопасности. Все эти интересы согласованы в рамках нового стандарта образования.

Хочется верить, что ответственность за качество образования не будет теперь лежать на одном учителе, а поровну распределится между семьёй, муниципалитетом, государством (за ресурсное обеспечение) и учителем. Отныне в каждой школе будет разработан и заключен общественный договор между родителями и школой, в котором должны быть определены права и обязанности двух сторон на весь период обучения ребенка в школе.

   Подытоживая сказанное, надо заметить, что только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка, но, применяя любую воспитательную технологию, необходимо помнить первую медицинскую заповедь: "Прежде всего, не навреди".

Строить систему отношений с родителями надо начинать ещё тогда, когда их дети посещают детский сад. Для этого в школе организуют встречи: “День открытых дверей”, “Давайте познакомимся”. Они знакомят родителей со школой, с её традициями и программами обучения, а это даёт им возможность выбора и программы, и учителя. Кроме того, дети имеют возможность посещать подготовительные занятия, на которых учитель организует в игровой форме работу по обогащению словарного запаса, работает над развитием памяти, воображения, мышления. Но самое главное – ребёнок проходит адаптацию в новом коллективе и учреждении, а родителям даются советы, которые помогут успешнее начать обучение в первом классе.

Задача учителя – помочь родителям осознать свою родительско - воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.

Большинство родителей желают добра и удачи своим детям, но часто не знают, как это сделать. Ничего страшного и обидного для учителя в этом нет. Семью нужно принимать такой, какая она есть. И думать, много думать, как и чем помочь родителям, как укрепить связь с семьёй в проблемах воспитания.

Сегодня семья и дети нуждаются в защите и заботе. Педагоги призваны не судить семью, а всеми возможными путями помогать, беречь гуманизм отношений, учиться вместе жить и воспитывать, поддерживать друг друга, оставаться людьми в любой ситуации.

Взаимодействие с родителя строю на основе таких идей-принципов, как:

обращение к чувству родительской любви;

умение разглядеть в каждом ученике положительные черты;

уважение личности отца и матери, их родительских забот, трудовой и общественной деятельности.

К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому.

Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родителей или по инициативе классного руководителя. Поводом для приглашения родителей на консультацию может быть результат наблюдений педагога за ребенком, проблемы в общении ребенка с классом и педагогами, конфликтная ситуация, инициатива ребенка, связанная с семейной ситуацией.

Существует определенная этика общения с родителями при подготовке и проведении индивидуальной работы с семьей:

необходимо заранее обсудить возможность проведения такой консультации;

родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме;

время консультации или беседы должно быть четко оговорено;

родители не должны ждать под дверью своей участи;

желательно, чтобы оба родителя присутствовали на встрече;

необходимо четко формулировать цели консультации, ее актуальность;

родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме;

все доводы родителей, их аргументы “за” и “против” должны быть внимательно выслушаны;

в ходе консультации родители должны получить четкие рекомендации и предложения по обсуждаемой проблеме;

если в этом есть необходимость, в ходе консультации родители получают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительное консультирование ребенка;

если присутствие ребенка в ходе консультации обязательно, то он приглашается на встречу.

Каждая консультация или беседа должна классным руководителем тщательно анализироваться. Результаты посещения на дому, консультации фиксируются в дневнике классного руководителя, они являются руководством к действию для последующих встреч с семьей.

Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребёнка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме «школа – семья». Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям:

Просвещение родителей по вопросам педагогики и психологии,
формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно - воспитательному процессу, диагностика, коррекционная работа.

Направления совместной деятельности классного руководителя и семьи будут эффективны тогда, когда классный руководитель будет использовать активные формы взаимодействия с семьями своих учеников.

 «Чему необходимо научить ребенка?».

Любить себя. Любовь к себе - наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока ребенок не будет ценить собственную жизнь, он не станет деятельным, а значит, не сможет реализовать себя.

Интерпретировать поведение людей. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Если ребенок научился понимать и объяснять поведение людей, он не будет склонен огорчаться в подобных ситуациях. Например, учительница накричала на него. Он может подумать о том, ЧТО У нее сегодня сдали нервы, что она очень устала, что в классе много шалунов, которые ей мешают.

Объяснять собственное поведение. Ребенок сможет объяснить, как вел себя на уроке, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что он при этом чувствует. Тогда он лучше сможет понять, чего от него хотят, что он делает не так и почему с ним это случается.

Общаться с помощью слов. Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, словами; помогает другим лучше понять себя и этим снимает многие проблемы и неприятности. Вот он, как кажется учителю, заупрямился, не стал отвечать и весь день ничего не делал. Учителю не будет так казаться, если ребенок просто скажет, что сначала он очень испугался, потому что его никогда не спрашивали первым, а потом огорчился, что ему поставили двойку, и весь день было так обидно, ведь он знал стихотворение и не ответил, что хотелось плакать. У него детская, чистая коммуникация. Если он о чем-то переживает, надо научить его говорить о своих чувствах, а не пере водить их в постоянные мысли, которых он боится или стесняется. Тогда его душевная боль проходит, и детское сознание может воспринимать учебную или другую задачу, которую он реализует в действии. Поэтому рекомендуется помогать ребенку отреагировать на свои негативные эмоции через рассказ, игру, драматизацию, рисунок, пантомиму: «Нарисуй. Покажи. Расскажи. Проиграй, что тебя сейчас тревожит, а потом мы начнем с тобой делать уроки!».

Интересоваться и задавать вопросы. Все разговоры о подготовке детей к школе, интересе к учению, познавательных способностях окажутся излишними, если мы перестанем интересоваться и реагировать на замечательные вопросы, которые дети задают себе и окружающим: «Почему солнце не падает с неба?», «Почему рыбы не захлебываются в воде?», «Почему люди стареют?» и т.д.

Если мы хотим поддерживать в детях инстинкт любознательности, мы должны убедиться, что уже к пяти годам ребенок упивается своими вопросами и знает, что есть способы, как найти на них ответы. Детей надо научить самим находить ответы на вопросы.

Понимать, что на сложные вопросы нет простых ответов. Ребенок столкнется в жизни с серьезными вопросами, социальными и научными проблемами. Не надо постоянно твердить ему: «Ты еще маленький», «Не твоего это ума дело», «Вырастешь - поймешь». Можно приоткрыть завесу и показать, что не на все вопросы есть однозначные ответы. Этим мы будем развивать стереоскопическое, глобальное, а не только черно-белое мышление ребенка.

Не бояться неудач. Чтобы научиться чему-либо, ребенок не должен бояться ошибок и неудач. Детям надо помочь понять, что на ошибках можно учиться. Тем более нельзя за это унижать и наказывать детей. Ребенок, который боится ошибок и неудач, вырастет неуверенным в себе человеком, настоящим неудачником.

Доверять взрослым. Ребенку необходимо доверять взрослым, но доверие разрушается, если родители в угоду ребенку постоянно играют с ним в разные игры и обманывают: «Съешь кашу, станешь большим», «Мама всегда говорит правду», «Папа самый сильный, самый смелый».

Иногда родители думают, что ребенок не станет им доверять, если узнает об их слабостях. Мы не нарушим доверия ребенка, если признаем свое человеческое несовершенство.

Думать самому. Чувство собственной уникальности и способности к выбору - жизненно важная часть человеческого существования. Этой способности легко научиться, если просто поощрять ребенка в том, чтобы он не боялся что-то делать сам, не опасаясь, что его накажут или будут над ним смеяться. Никто из нас не хочет воспитать человека, слабого духом или слабого интеллектуально. Мы хотим, чтобы наши дети принимал и серьезные решения, обладали здравым смыслом и собственными убеждениями. Для этого не надо ждать, пока ребенок окончит школу или станет совершеннолетним. Надо уже сегодня демонстрировать свое уважение к личности ребенка.

Знать, в чем можно полагаться на взрослого. К пяти годам ребенок должен знать, что существует много ситуаций, с которыми он не может справиться. Он не может справиться с компанией старших детей, с диким поведением группы и многими другими случаями. Нам необходимо объяснить детям, что взрослые, родители могут быть настоящими друзьями ребенка, которые приходят на помощь в трудную минуту, которые могут понять их и уважают их права.

На наш взгляд, первый шаг навстречу родителям должна сделать школа, педагоги, которые имеют самую гуманную профессию на земле.

Представителям школ важно позаботиться о привлечении к педагогическому всеобучу родителей квалифицированных специалистов (врачей, психологов, социальных педагогов и др.), которых немало среди тех же родителей.

Следует задействовать разнообразные формы просвещения, как известные, традиционные, так и новые. При этом каждая из форм должна предполагать творческий, активный характер работы родителей (с родителями.)

Полезно дифференцировать работу с членами семьи (мамами, папами, бабушками, дедушками и др.)

Заключение.

Несмотря на то, что проблемы семьи долгое время были несколько отодвинуты на второй план, сейчас важность семьи постепенно возрастает: осознается ее роль в развитии подрастающего поколения.

Также мы определили, что духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и способности во многом зависят от того, в каких условиях протекает их формирование в детстве и юношеские годы. А так как родители составляют первую общественную среду ребенка, соответственно личности родителей играют существеннейшую роль в его жизни. Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания.

Таким образом, можно сделать вывод, что семья – это первая школа общения ребенка. Семья – это главный фактор развития ребенка как личности. Семья располагает благоприятными условиями для эстетического воспитания детей. С ростом ребенка восприятие прекрасного обогащается при посещении культурных мероприятий, театров, музеев, выставок и т.д. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта и внешнего вида самого ребенка и его родителей.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что семейное воспитание играет основополагающую роль в воспитании ребенка.

Также стало ясно, что воспитание не происходит само собой. Семейное воспитание ребенка строится на определенных принципах, выработанных поколениями.

Литература:

1. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. Рига, 1989.

2. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993.

3. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. М., 2005.

4. Помощь родителям в воспитании детей / Пер. с англ.; Под ред. В.Я. Пилиповского. М., 1991.

5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.

6. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции направления и перспективы / Пер. с финского. М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы классного руководителя в период адаптации.

Переход из детского сада в школу для детей всегда болезненен. Задача классного руководителя: помочь ребятам быстрее адаптироваться и сгладить проблемы этого периода. В статье описаны формы и методы ра...

"Формы и методы работы классного руководителя в период каникул"

Организуя свою работу с детским коллективом в период каникул классный руководитель должен изменить педагогические приоритеты, ведь с первого плана  уходят  общеучебные навыки детей,  и ...

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

Формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика

В статье рассматриваются основные направления и формы работы классного руководителя....

Формы и методы работы классного руководителя по формированию ценностного отношения к семье у младших школьников через семейное чтение.

Средством полноценного духовного общения ребёнка и взрослого может стать традиция семейного чтения....

Доклад на школьном методическом объединении классных руководителей «Формы и методы работы классного руководителя с семьёй».

     Взаимодействие школы и семьи должно носить характер воспитательного союза, в котором обе стороны уважают друг друга, осознают особенность каждой и стремятся творчески соедин...

Формы и методы работы классного руководителя с семьей ученика

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от...