«Совместная деятельность семьи, школы и общественности по социализации подростков»
материал по теме

Парфёнова Оксана Викторовна

Доклад на научно-практическую конференцию  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6 имени Героя Кубани атамана Мингрельского хуторского казачьего общества С.А.Осьминина
муниципального образования Абинский район

Доклад

на научно-практическую конференцию

«Мой вклад в образование района»

на тему:

«Совместная деятельность семьи, школы и общественности

по социализации подростков»

                                                                                    Учитель начальных классов

Парфёнова Оксана Викторовна

        

Ст.Мингрельская

2014 год

Уважаемые коллеги!

Парфёнова Оксана Викторовна, классный руководитель 2 «А» класса школы № 6. Тема моего доклада ««Совместная деятельность семьи, школы и общественности по социализации младших школьников».

Только при согласовании влияний семьи, школы и общественности можно повышать действенность школьного воспитания. Организующим центром такой совместной воспитательной работы должна выступать школа. Это связано с рядом факторов. Во-первых, именно школа обеспечивает необходимый уровень образования учащихся. Во-вторых, школа располагает специально подготовленными кадрами профессиональных педагогов, большинство же родителей не имеют надлежащей психологической и педагогической подготовки. В-третьих, значительную часть своего времени учащиеся проводят в школе, её влияние сказывается также на их деятельности в семье, поскольку они продолжают свою учебную работу дома, выполняя учебные задания. В то же время нельзя не учитывать, что большинство родителей занято материальным обеспечением семьи, что ослабляет традиционные контакты родителей с детьми.

  Второй год я работаю по федеральным государственным  образовательным стандартам

В условиях введения ФГОС особенно актуальной является проблема социализации младших школьников. В этом возрасте происходит ряд психофизических изменений в развитии ребенка; меняются ведущий вид деятельности, социальная группа, в которую входит ребенок, сущность позиции, которую занимает ребенок в глазах окружающих и самого себя. Без учета этих изменений невозможно объективно оценить обоснованность социальных требований, предъявляемых к младшим школьникам современным обществом, соответствие этих требований реальному уровню их развития, определить основные направления социализации младших школьников, определить и обосновать показатели их социализированности.

Слайд 2. Как писал Ш.Амонашвили, «нельзя, чтобы ребёнок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе или только в семье. Если мы хотим воспитать в нем личность, то всё его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремлённую воспитывающую среду». Речь идет о той природной, культурной, социальной среде, которая осваивается детьми, учителями, родителями в процессе их совместной деятельности, - среде, значимой и ценной для них.                    Сотрудничество школы и семьи я начинаю с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Для этого перед поступлением в школу я, как классный руководитель, совместно с социальным педагогом посещаю каждую семью своего будущего ученика. Особое внимание  обращаю на индивидуальные особенности детей, на взаимоотношения между родителями и детьми в каждой отдельной семье, на сложившийся психологический климат в классе между родителями.

 Секрет моего успеха заключается в том, чтобы не ограничиться отдельными парадными мероприятиями, а организовать взаимно интересную, насыщенную повседневную жизнь детей и взрослых.

Слайд 3. Это происходит через педагогический всеобуч, практические занятия и деловые игры. Одним из важных направлений сотрудничества семьи и школы является взаимное обучение учителей, родителей и детей- каждому есть чему поучиться друг у друга. Главные результаты этой работы я вижу в установлении взаимопонимания, готовности к сотрудничеству, уверенности в успехе.

Слайд 4. При планировании совместных внеклассных мероприятий я ставила перед собой следующие задачи:

- поощрять его активность и самостоятельность каждого ребёнка, расширять возможности обучения и самообучения;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащегося;

- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;

- укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой.

Самым важным в своей работе я считаю участие родителей в учебно-воспитательном процессе через совместные творческие дела. Ни одно крупное дело в школе не проводится без участия родителей.

        Слайд 5. Взрослые и дети вместе участвовали в праздниках «Самый замечательный семейный праздник»,  «Семейный альбом», «Мама, папа, я – читающая  семья», и др.

Слайд 6, 7, 8, 9. В моём классе уже стали традиционными такие мероприятия, как сладкая ярмарка, конкурсы поделок из природного материала,  праздники Первого и Последнего звонка, на которые собираются и дети, и взрослые, совместные концерты, семейные вечера отдыха в классах, на которые приходят целыми семьями, походы, которые сближают детей и взрослых – вот далеко неполный перечень мероприятий, в которых принимают вместе участие дети и родители.  

          Слайд 10. Ребята очень трепетно относятся к тем, кто оказался в трудной ситуации. Кто нуждается в помощи и поддержке, кто болен. Вместе со своими воспитанниками мы постоянно проводим акции «Помоги ближнему», где дети приносят книги, игрушки в подарок своим сверстникам, проживающим в центре реабилитации. Совместно с детьми мы активно принимаем участие в акции «Цветик-семицветик». Все эти мероприятия сблизили детей, родителей и педагогов.

          Слайд 11. В этом году в преддверии Дня Защитников Отечества учащимися класса была отправлена посылка солдату Анисимову Александру в г.Ставрополь.

         Слайд 12. Для расширения кругозора, разнообразия внеклассной работы я тесно сотрудничаю и взаимодействую с работниками различных структур.. Работники библиотеки всегда рады школьникам на своих мероприятиях. Совместно с педагогами проводятся конкурсы чтецов, интеллектуальные викторины, знакомство с творчеством писателей и т.д. Работники культурно-досугового центра часто проводят танцевальные и песенные конкурсы, конкурсы костюмов. Наиболее поучительными и важными были встречи с работниками пожарной охраны. Они напоминали детям о правилах безопасного обращения с огнём, показывали устройство и принцип работы пожарной машины. Инспекторы ГИБДД рассказали о правилах дорожного движения, раздавали буклеты и памятки.

Слайд 13, 14. Поскольку школе присвоен статус казачьей школы, а в этом учебном году школа стала носить имя атамана Мингрельского хуторского казачьего общества С.А.Осьминина, частыми гостями в нашей школе являются представители казачьих обществ различного уровня. В их присутствии проводятся  различные семинары, проходящие на базе школы, торжественные мероприятия станичного и районного уровней.

Слайд 15. В связи с проведением зимней олимпиады в Сочи, в этом году большое внимание было уделено спорту. Я тоже решила организовать для своих ребят встречу со спортсменами.

Слайд 16. В своей работе я считаю, что не менее важны и необходимы для развития и воспитания личности ребёнка встречи, которые проходят между учениками моего класса и представителями старшего поколения, нашими ветеранами. Я приглашаю разные поколения: ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, участников войн в Чечне и Афганистане.  При проведении таких мероприятий очень важен сам процесс подготовки. Совместно с активом класса мы изготавливаем приглашения на праздник, затем лично вручаем его ветерану. Совместно с родителями учащиеся рисуют стенгазеты, изготавливают плакаты для оформления классной комнаты. Заключительным этапом в подготовке к такой встрече является изготовление памятных сувениров. Мероприятия эти тематические, посвященные праздникам и различным датам. Слёзы на глазах ветеранов, вдов войны, тружеников тыла - это самый трогательный и наглядный показатель нашей совместной работы, нашего сотрудничества. Эти встречи незабываемы для всех, ребята с интересом слушают воспоминания ветеранов, смотрят на их фотографии и боевые награды.  После таких встреч не надо долго объяснять школьникам, что надо уважать пожилых людей, они понимают это сами.

Слайд 17. Мальчишками моего класса было предложено оказывать помощь старшему поколению. Мы в свободное время навещаем ветеранов, закреплённых за классом. Дети с удовольствием помогают подмести пол, протереть пыль, полить цветы, принести дров.

Поскольку одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребёнка, я стараюсь в системе проводить такие мероприятия. Чтобы активизировать деятельность каждого учащегося, в конце каждой учебной четверти я даю полную оценку его деятельности, отражая его достижения и свои пожелания в портфолио.

В ходе своей работы я поняла, что для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в классе важно представлять родителей, учащихся и учителя как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагога, детей, родителей. Однако высокий уровень занятости, низкая педагогическая культура родителей негативно влияют на нравственное и физическое развитие детей.

Сейчас в школу приходят качественно другие ученики. У них широкий круг запросов, интересов. Запросы эти, как правило, носят глубокий, серьезный характер. Поэтому, еще раз хочу подчеркнуть, одной только школе, без активного участия родительской общественности и социального окружения, невозможны решения многих проблем.

          Таким образом, в ходе проведённой мной работы, я достигла следующих результатов:

1.Значительно увеличился уровень познавательной активности:

- увеличилось количество участников в конкурсах. Каждый ребёнок стремится доказать, что он лучший.

2.Произошло сплочение коллектива: учащиеся проявляют заботу друг о друге, поддерживают дружеские отношения, проявляют интерес как к ученикам из своего класса, так и к другим школьникам.

3. Вырос уровень самостоятельности: самостоятельно предлагают организовывать различные мероприятии в классе, выступают с интересными предложениями о проведении досуга, несут ответственность за поведение, серьёзно относятся к своим обязанностям в классе, анализируют свою работу, поступки.  

Много проделано работы в этом  году,  но предстоит   еще большая работа  с детьми в дальнейшем.  Воспитать нравственные качества личности невозможно за один год, нужно время. Кому–то, чтобы стать добрым и отзывчивым, честным и справедливым, скромным и любящим Родину нужно сделать один шаг, а кому–то придется преодолеть долгий путь.  

Ученика надо знать, необходимо осуществить решительный поворот к его личности. Конечно, найти активные формы в  воспитательной  деятельности сложно.

Слайд 18. Трудно отойти от многих стереотипов, но если хочется, чтобы  школа  была гуманной, нужно:

– научиться уважать личное достоинство каждого ученика, его интересы;

– создать благоприятные условия для самоопределения, самореализации и саморазвития личности;

– использовать принцип добровольности, проводить творческие дела по запросам детей и в связи с потребностью жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность семьи и школы "Воспитываем Вместе"

План работы с родителями. Модуль к программе развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования "Моя школьная Страна"....

Успешная социализация обучающихся как результат совместной деятельности семьи и школы

Коррекционная педагогика — область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, п...

Проект: «Читаем всей семьей». Совместная работа семьи, школы, библиотеки.

Проект: "Читаем всей семьей". Совместная работа семьи, школы, библиотеки....

Обобщение опыта работы по теме "Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников"

Опыт своей  работы по совместной деятельности школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников я обобщила 23 сентября 2016 года в рамках краево...

РОЛЬ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Общественная и гражданская роль организации досуга в последнее время неизмеримо возрастает. Социально-культурная деятельность наполняется огромным нравственным, воспитательным смыслом....

Доклад- презентация на ШМО классных руководителей. на тему: « Организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей по профилактике правонарушений среди подростков на основе дифференцированного подхода»

Каждому педагогу известно, что дети отличаются друг от друга характером, способностями, интересами. У каждого из них - свои мысли и мечты, симпатии и предубеждения. Среди ребят выделяются яркие, сложн...