ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА (ФГОС)
материал (1 класс) по теме
Цель данной программы состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления его развитием с учётом возрастных изменений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitatelnoy_raboty_v_1_klasse_fgos.doc | 210 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа»
Лямбирского муниципального района РМ
Согласовано: зам. директора по ВР _________ И.М. Карпова «____» _______ 20012г. | Утверждаю: директор школы ___________ Т.В. Сандина «________» _________ 2012 г. |
ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ
УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА
«Познай себя»
на 2012-2013 уч.г.
составитель:
классный руководитель
Калугина С.А.
с. Александровка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовой и документальной основой Программы воспитания и социализации учащихся «Познай себя» являются Закон
«Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования , Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программа воспитания и социализации учащихся начальных классов МОУ «Александровская СОШ».
Пространство воспитания интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей.
Цель данной программы состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления его развитием с учётом возрастных изменений.
Задачи программы воспитания:
1. Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.
2. Развивать физические, умственные, творческие способности человека.
3. Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.
4. Научить ориентироваться в обществе, сформировать культуру общения.
5. Воспитать потребность в созидательной деятельности, эстетическом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления.
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Организация воспитания и социализации учащихся осуществляется по следующим направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; свобода и ответственность; доверие к людям.
2.Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших;
3. Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; бережливость.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ
И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Данная воспитательная программа нацелена на достижение следующих воспитательных результатов:
- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- трудолюбие;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
План реализации программы
Направления | Мероприятия |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
1.Праздник «Здравствуй, школа!» 2. «Наш класс-моя семья» Беседа о взаимоотношениях между мальчиками и девочками. 3. Классный час «Всемирный день прав ребёнка» 4. Выставка – беседа «О тех, кто мир нам подарил» |
Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учёбе |
1.Классный час «Трудно ли учиться в школе» 2.Беседа-представление «Я и мои таланты» 3.В мире пословиц 4.Конкурс«У кого в порядке книжки и тетрадки» 5.Новогодние загадки 6.Путешествие по сказкам 7.Отгадываем ребусы 8.Викторина – игра «Мои любимые уроки» |
Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье |
1.Классный час «Правила поведения в общественных местах» 2.Акция добрых дел. «Бабушка рядышком с дедушкой» - выставка рисунков 3.«Семейные праздники» (рассказы и рисунки) 4.Помоги птицам. Экологическая акция 5.Классный час « Ваши права и обязанности, дети» 6.Доверительная беседа «Друг в моей жизни» 7.Акция «Подари улыбку».Весенняя неделя добра. 8.Подвигу народа жить в веках |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) |
1.Классный час «Путешествие по неизведанным планетам» 2.Час общения «Жить в мире с собой и другими 3.День здоровья 4.Классный час «Тайны цветов» 5.Акция «Здравствуй, пернатый друг» 6.Классный час « День Земли» 7.Экологический месячник 8.Классный час «Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Пожар в лесу» |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни |
1.ПДД «Дорожная мозаика» 2.Классный час «Береги здоровье смолоду» 3.Беседа «Почему сон – это важно» 4. Богатырские забавы 5. Классный час «Личная безопасность» 6. Музыкально-спортивный час «Если хочешь быть здоровым» 7. Игры на свежем воздухе. |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) |
1. 1. Конкурс рисунков«Счастливое детство» 2. «В гостях у золотой осени» (конкурс загадок, рисунков, поделок из природного материала) 3. 3. Новогодняя карусель 4. 4. Мир моих увлечений 5. 6. |
Формы проведения мероприятий
- классный час
- викторины
- праздники
- конкурсы рисунков, поделок
- фотовыставки
- экскурсии
- спортивные праздники
- конкурсы для всей семьи
- исследовательская деятельность
- диагностические исследования
Формами и методами контроля успешности проведенных мероприятий являются анкетирование, тестирование, открытые мероприятия.
Мероприятия по реализации программы
Направление. «Ученик-патриот и гражданин»
Цель: формирование у детей соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
1. Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
2. Формирование у обучающихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
3. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
Сроки | Мероприятия | Дата |
Сентябрь | Праздник «Здравствуй, школа!» «Наш класс - моя семья» Беседа о взаимоотношениях между мальчиками и девочками. | |
Октябрь | Экскурсия в школьный музей «Лямбирскому району – 80 лет» | |
Ноябрь | Классный час «Всемирный день прав ребёнка» | |
Февраль | Выставка – беседа «О тех, кто мир нам подарил» | |
Май | Подвигу народа жить в веках |
Направление «Ученик и его интеллектуальные возможности»
Цель: оказание помощи обучающимся в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи:
- Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.
- Создать условия для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии.
- Формировать интеллектуальную культуру обучающихся, развивать их кругозор и любознательность.
- Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.
Сроки | Мероприятия | Дата |
Сентябрь | Классный час «Трудно ли учиться в школе» | |
Октябрь | Беседа-представление «Я и мои таланты» В мире пословиц | |
Декабрь | Конкурс«У кого в порядке книжки и тетрадки» Новогодние загадки | |
Февраль | Путешествие по сказкам | |
Март | Отгадываем ребусы | |
Апрель | Викторина – игра «Мои любимые уроки» |
Направление «Ученик и его нравственность»
Цель: обучение обучающихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
1. Формировать у обучающихся нравственную культуру миропонимания.
2. Формировать у обучающихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Основные моменты деятельности педагога в направлении «Я и нравственность»:
- Развитие у обучающихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
- Знакомство обучающихся с нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.
- Формирование у обучающихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Сроки | Мероприятия | Дата |
Сентябрь | Классный час «Правила поведения в общественных местах» | |
Октябрь | Акция добрых дел. «Бабушка рядышком с дедушкой» - выставка рисунков | |
Ноябрь | «Семейные праздники» (рассказы и рисунки) | |
Декабрь | Помоги птицам. Экологическая акция | |
Январь | Классный час «Ваши права и обязанности, дети» | |
Февраль | Доверительная беседа «Друг в моей жизни» | |
Март | Акция «Подари улыбку».Весенняя неделя добра. | |
Май | Подвигу народа жить в веках |
Направление «Ученик и его здоровье»
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации обучающихся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи:
- Формировать у обучающихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
- Знакомить обучающихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Месяц | Мероприятия | Дата |
Сентябрь | Весёлые физминутки «Дорожный калейдоскоп» - выставки рисунков, беседы по ПДД .Беседа «Почему сон – это важно»
| |
Октябрь | Осенняя прогулка Классный час «Береги здоровье смолоду» | |
Ноябрь | Витаминная тарелка на каждый день | |
Декабрь | Классный час «Личная безопасность» | |
Январь | Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим | |
Февраль | Богатырские забавы | |
Март | Музыкально-спортивный час «Если хочешь быть здоровым» | |
Апрель | Моё настроение. Передай улыбку по кругу | |
Май | Народные игры |
Направление «Общение и досуг ученика»
Цель: создание условий для проявления обучающимия класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
1. Создание условий для равного проявления обучающимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.
2.Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности обучающихся, отвечающих их интересам и возможностям.
3. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
4.Использование досуговой деятельности как средство развития эстетических умений учащихся и становление этических понятий.
Сроки | Мероприятия | Дата |
Сентябрь | П Школа вежливых наук 3. 4. 5. | |
Октябрь | «В гостях у золотой осени» (конкурс загадок, рисунков, поделок из природного материала) | |
Ноябрь | Поздравляем осенних именинников | |
Декабрь | Новогодняя сказка | |
Январь | Чтение сказок народов мира«Сказка-ложь, да в ней намёк» | |
Февраль | Конкурсная программа для мальчиков «Защитники Отечества» | |
Март | Конкурс «Стань звездой» | |
Май | Праздник «Ура! Каникулы!» |
Направление «Ученик и окружающий мир»
Задачи: воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом и природой.
Сроки | Мероприятия | Дата |
Сентябрь | Классный час «Путешествие по неизведанным планетам» | |
Октябрь | Час общения «Жить в мире с собой и другими» | |
Ноябрь | ||
Декабрь | День здоровья | |
Февраль | Классный час «Тайны цветов» | |
Март | Акция «Здравствуй, пернатый друг» | |
Апрель | Классный час « День Земли» Экологический месячник | |
Май | Классный час «Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Пожар в лесу» |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Направление «Семья»
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
1. Организация и совместное проведение досуга детей родителей.
2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Повышение педагогической культуры родителей
Система работы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:
– совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
– сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
– педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
– поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
– содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
– опора на положительный опыт семейного воспитания
Заседания родительского актива | Классные родительские собрания, лектории | Индивидуальная работа с родителями | |
Сентябрь | Выбор актива. Определение направления работы. Утепление классной комнаты. | Сбор данных о семьях. Посещение семей на дому | |
Октябрь | Подготовка к празднику осени | Организационное собрание. «Первые школьные отметки. Садимся за уроки» | Консультация семей, где дети «способные, но не трудолюбивые» |
Ноябрь | Консультация семей, где дети « не усидчивые» Посещение семей на дому | ||
Декабрь | Итоги работы за 1 полугодие. Планирование на 2 полугодие. Организация поощрения активных родителей. | «Как вызвать у ребёнка интерес к чтению».(практикум) | Беседа с родителями по успехам детей. |
Январь | Индивидуальные консультации по предметам | ||
Февраль | Эмоциональные проблемы учащихся (консультации для родителей) | ||
Март | Итоги работы за 3 четверть. Организация каникул | Родительское собрание «Как помочь ребёнку быть внимательным» | Посещение семей на дому |
Апрель | «Здоровье наших детей. Формирование гигиенических навыков». (Обмен мнениями) | Посещение семей на дому | |
Май | Подготовка классной комнаты к ремонту. Летний отдых детей |
Состав классного родительского комитета
1.
2.
3.
Приложение
ЖУРНАЛ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Сведения об учащихся класса и их родителях
№ | ФИ учащегося | Дата рождения | Дом. адрес | ФИО родителей | Место работы, должность |
Социальный паспорт класса
Категория семей | Количество | ||
Семей | Детей | ||
1. Число семей и детей в классе | |||
2. Многодетные семьи (три и более детей) | |||
3.Малообеспеченные семьи | |||
4. Неполные семьи: | |||
4.1. Одинокая мать (в свидетельстве о рождении отсутствует запись об отце); | |||
4.2. По потере кормильца, из них: | |||
- воспитывает мать; | |||
- воспитывает отец | |||
4.3 Семей в разводе, из них: | |||
- воспитывает мать; | |||
- воспитывает отец | |||
5. Опекаемые дети, из них: - дети-сироты - приемные семьи | |||
6. Семьи, в которых есть дети-инвалиды | |||
7. Семьи, в которых есть родители - инвалиды | |||
8. Неблагополучные семьи, из них: 8.1 Многодетные семьи; 8.2 Неполные семьи: - одинокая мать; - по потере кормильца:
- семей в разводе:
|
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС СЕМЕЙ.
№ | Статус семей | Отец | Мать |
1 | Руководящие работники | ||
2 | Финансово- коммерческая деятельность | ||
3 | Медицинские работники | ||
4 | Сфера обслуживания | ||
5 | Рабочие | ||
6 | Домохозяйки | ||
7 | Другие |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ РОДИТЕЛЕЙ
№ | Образование | отец | мать |
1 | Высшее (институт) | ||
2 | Среднее (техникум) | ||
3 | Начальное (ПТУ) |
Внеурочная деятельность
День недели | Время | 2 класс |
Понедельник | 15.00-15,35 | Народные праздники и обряды |
15.45-16.30 | Юный эколог | |
Вторник | 14.00-14.45 | Кукольный театр |
15.45-16.30 | Спортивные. игры | |
Среда | 14.00-14.45 | Я гражданин России |
15.00-15,35 | Веселые нотки | |
Четверг | 14.00-14.45 | Юный исследователь |
15.45-16.30 | Культура безопасности | |
Пятница | 14.00-14.45 | Азбука добра |
15.00-15,35 | О, музыка! / Дни воинской славы |
Сведения о занятости учащихся во внеурочное время
№ | Фамилия, имя | Кружки, секции | Поручения в классе | ||
1 полугодие | 2 полугодие | 1 п. | 2 п. | ||
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания школьников младших классов "Маленькая страна"
Программа воспитания школьников младших классов. Программа адресована классным руководителям 1-4 классов, адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности....
Программа воспитания школьников младших классов "Маленькая страна"
Программа воспитания школьников младших классов. Программа адресована классным руководителям 1-4 классов, адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности....
Рабочая программа по математике по программе "Гармония". 1-4 классы.ФГОС.
В программу входит: -Пояснительная записка -Результаты изучения учебного предмета выпускниками начальной школы -Содержание начального общего образования по учебному предмету - Матрица основного со...
Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида.
Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида.Рабочая программа по учебному предмету «Математика» сос...
Программа воспитания учащихся начальных классов МБОУ СОШ с. Панино «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста»
воспитание культуры толерантности с самых первых дней обучения в школе...
Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:· программа «Коррекционно- развивающее обучение для...