ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА (ФГОС)
материал (1 класс) по теме

Калугина Светлана Анатольевна

Цель данной программы состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления его развитием с учётом возрастных изменений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitatelnoy_raboty_v_1_klasse_fgos.doc210 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района РМ

Согласовано:

зам. директора по ВР

_________ И.М. Карпова

«____» _______ 20012г.

Утверждаю:

директор школы

___________ Т.В. Сандина

«________» _________ 2012 г.

ПРОГРАММА

ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ

УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА

«Познай себя»

на 2012-2013 уч.г.

составитель:

классный руководитель

Калугина С.А.

с. Александровка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовой и документальной основой Программы воспитания и социализации учащихся «Познай себя» являются Закон
«Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования , Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программа воспитания и социализации учащихся начальных классов МОУ «Александровская СОШ».

Пространство воспитания интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей.

Цель данной программы состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления его развитием с учётом возрастных изменений.

Задачи программы воспитания:

1. Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.

2. Развивать физические, умственные, творческие способности человека.

3. Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.

4. Научить ориентироваться в обществе, сформировать культуру общения.

5. Воспитать потребность в созидательной деятельности, эстетическом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.

Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления.

Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Организация воспитания и социализации учащихся осуществляется по следующим направлениям:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; свобода и ответственность; доверие к людям.

2.Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье.

Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших;

3. Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; бережливость.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ
И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Данная воспитательная программа нацелена на достижение следующих воспитательных результатов:

  •  ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
  •  первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  •  начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
  •  начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
  •  нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  •  почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
  •  знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • трудолюбие;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
  •  первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

  •  первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

План реализации программы

Направления

Мероприятия

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  • Направление. «Ученик-патриот и гражданин»

1.Праздник «Здравствуй, школа!»

  2. «Наш класс-моя семья» Беседа о взаимоотношениях между мальчиками и девочками.

3. Классный час «Всемирный день прав ребёнка»

  4. Выставка – беседа «О тех, кто мир нам подарил»

Воспитание трудолюбия,

творческой активности,

сознательного отношения к учёбе

  • Направление «Ученик и его интеллектуальные возможности»

1.Классный час «Трудно ли учиться в школе»

2.Беседа-представление «Я и мои таланты»

3.В мире пословиц

4.Конкурс«У кого в порядке книжки и тетрадки»

5.Новогодние загадки

6.Путешествие по сказкам

7.Отгадываем ребусы

8.Викторина – игра «Мои любимые уроки»

Воспитание нравственных чувств,

достойного отношения к семье

  • Направление «Ученик и его нравственность»

1.Классный час «Правила поведения в общественных местах»

2.Акция добрых дел. «Бабушка рядышком с дедушкой» - выставка  рисунков

3.«Семейные праздники» (рассказы и рисунки)

4.Помоги птицам. Экологическая акция

5.Классный час « Ваши права и обязанности, дети»

6.Доверительная беседа «Друг в моей жизни»

7.Акция «Подари улыбку».Весенняя неделя добра.

8.Подвигу народа жить в веках

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

  • Направление «Ученик и окружающий мир»

1.Классный час «Путешествие по неизведанным планетам»

2.Час общения «Жить в мире с собой и другими

3.День здоровья

4.Классный час «Тайны цветов»

5.Акция «Здравствуй, пернатый друг»

6.Классный час « День Земли»

7.Экологический месячник

8.Классный час «Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Пожар в лесу»

Формирование

ценностного отношения к здоровью

и здоровому образу жизни

  • Направление «Ученик и его здоровье»

1.ПДД «Дорожная мозаика»

2.Классный час «Береги здоровье смолоду»

3.Беседа «Почему сон – это важно»

4. Богатырские забавы

5. Классный час «Личная безопасность»

6. Музыкально-спортивный час «Если хочешь быть здоровым»

7. Игры на свежем воздухе.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об

эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

  • Направление «Общение и досуг ученика»

 1. 1. Конкурс рисунков«Счастливое детство»

2. «В гостях у золотой осени» (конкурс загадок, рисунков, поделок из природного материала)

3.   3. Новогодняя карусель

4.   4. Мир моих увлечений

5.  

6.      


Формы проведения мероприятий

  • классный час
  • викторины
  • праздники
  • конкурсы рисунков, поделок
  • фотовыставки
  • экскурсии
  • спортивные праздники
  • конкурсы для всей семьи
  • исследовательская деятельность
  • диагностические исследования

Формами и методами контроля успешности проведенных мероприятий являются анкетирование, тестирование, открытые мероприятия.

Мероприятия по реализации программы

Направление. «Ученик-патриот и гражданин»

Цель: формирование у детей соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

1. Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.

2. Формирование у обучающихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.

3. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.

Сроки

Мероприятия

Дата

Сентябрь

 Праздник «Здравствуй, школа!»

   «Наш класс - моя семья» Беседа о взаимоотношениях между мальчиками и девочками.

Октябрь

Экскурсия в школьный музей «Лямбирскому району – 80 лет»

Ноябрь

Классный час «Всемирный день прав ребёнка»

Февраль

Выставка – беседа «О тех, кто мир нам подарил»

Май

Подвигу народа жить в веках

Направление «Ученик и его интеллектуальные возможности»

Цель: оказание помощи обучающимся в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

Задачи:

- Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.

- Создать условия для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии.

- Формировать интеллектуальную культуру обучающихся, развивать их кругозор и любознательность.

- Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.

Сроки

Мероприятия

Дата

Сентябрь

 Классный час «Трудно ли учиться в школе»

Октябрь

Беседа-представление «Я и мои таланты»

В мире пословиц

Декабрь

Конкурс«У кого в порядке книжки и тетрадки»

Новогодние загадки

Февраль

Путешествие по сказкам

Март

Отгадываем ребусы

Апрель

Викторина – игра «Мои любимые уроки»

Направление «Ученик и его нравственность»

Цель: обучение обучающихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи:

1. Формировать у обучающихся нравственную культуру миропонимания.

2. Формировать у обучающихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.

Основные моменты деятельности педагога в направлении «Я и нравственность»:

- Развитие у обучающихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

- Знакомство обучающихся с нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.

- Формирование у обучающихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Сроки

Мероприятия

Дата

Сентябрь

Классный час «Правила поведения в общественных местах»

Октябрь

Акция добрых дел. «Бабушка рядышком с дедушкой» - выставка  рисунков

Ноябрь

«Семейные праздники» (рассказы и рисунки)

Декабрь

Помоги птицам. Экологическая акция

Январь

Классный час «Ваши права и обязанности, дети»

Февраль

Доверительная беседа «Друг в моей жизни»

Март

Акция «Подари улыбку».Весенняя неделя добра.

Май

Подвигу народа жить в веках

Направление «Ученик и его здоровье»

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации обучающихся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи:

- Формировать у обучающихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

- Знакомить обучающихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.

Месяц

Мероприятия

Дата

Сентябрь

Весёлые физминутки

«Дорожный калейдоскоп» - выставки рисунков, беседы по ПДД

.Беседа «Почему сон – это важно»

 

Октябрь

Осенняя прогулка

Классный час «Береги здоровье смолоду»

Ноябрь

Витаминная тарелка на каждый день

Декабрь

Классный час «Личная безопасность»

Январь

Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим

Февраль

Богатырские забавы

Март

Музыкально-спортивный час «Если хочешь быть здоровым»

Апрель

Моё настроение. Передай улыбку по кругу

Май

Народные игры

Направление «Общение и досуг ученика»

Цель: создание условий для проявления обучающимия класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи:

1. Создание условий для равного проявления обучающимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.

2.Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности обучающихся, отвечающих их интересам и возможностям.

3. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.

4.Использование досуговой деятельности как средство развития эстетических умений учащихся и становление этических понятий.

Сроки

Мероприятия

Дата

Сентябрь

П

Школа вежливых наук

3.  

4.

5.

Октябрь

«В гостях у золотой осени» (конкурс загадок, рисунков, поделок из природного материала)

Ноябрь

Поздравляем осенних именинников

Декабрь

Новогодняя сказка

Январь

Чтение сказок народов мира«Сказка-ложь, да в ней намёк»

Февраль

Конкурсная программа для мальчиков «Защитники

Отечества»

Март

Конкурс «Стань звездой»

Май

Праздник «Ура! Каникулы!»

Направление «Ученик и окружающий мир»

Задачи: воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом и природой.

Сроки

Мероприятия

Дата

Сентябрь

Классный час «Путешествие по неизведанным планетам»

Октябрь

Час общения «Жить в мире с собой и другими»

Ноябрь

Декабрь

День здоровья

Февраль

Классный час «Тайны цветов»

Март

Акция «Здравствуй, пернатый друг»

Апрель

Классный час « День Земли»

Экологический месячник

Май

Классный час «Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Пожар в лесу»

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Направление «Семья»

Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

1. Организация и совместное проведение досуга детей родителей.

2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.

3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.

4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

        Повышение педагогической культуры родителей

Система работы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:

–        совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

–        сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

–        педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

–        поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

–        содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

–        опора на положительный опыт семейного воспитания

Заседания родительского актива

Классные родительские собрания, лектории

 Индивидуальная работа с родителями

Сентябрь

Выбор актива.  Определение направления работы. Утепление классной комнаты.

Сбор данных о семьях.

Посещение семей на дому

Октябрь

  Подготовка к празднику осени

Организационное собрание.

«Первые школьные отметки. Садимся за уроки»

Консультация семей, где дети «способные, но не трудолюбивые»

Ноябрь

Консультация семей, где дети « не усидчивые»

Посещение семей на дому

Декабрь

Итоги работы за 1 полугодие. Планирование на 2 полугодие. Организация поощрения активных родителей.

«Как вызвать у ребёнка интерес к чтению».(практикум)

Беседа с родителями по успехам детей.

Январь

Индивидуальные консультации по предметам

Февраль

Эмоциональные проблемы учащихся (консультации для родителей)

Март

Итоги работы за 3 четверть. Организация каникул

Родительское собрание «Как помочь ребёнку быть внимательным»

Посещение семей на дому

Апрель

«Здоровье наших детей. Формирование гигиенических навыков». (Обмен мнениями)

Посещение семей на дому

Май

Подготовка классной комнаты к ремонту. Летний отдых детей

Состав классного родительского комитета

1.

2.

3.

Приложение

ЖУРНАЛ
КЛАССНОГО   РУКОВОДИТЕЛЯ

                             

Сведения об учащихся класса и их родителях

ФИ учащегося

Дата рождения

Дом. адрес

ФИО

родителей

Место работы, должность

Социальный паспорт класса

Категория семей

Количество

Семей

Детей

1. Число семей и детей в классе

2. Многодетные семьи (три и более детей)

3.Малообеспеченные семьи

4. Неполные семьи:

4.1. Одинокая мать

(в свидетельстве о рождении отсутствует запись об отце);

4.2. По потере кормильца, из них:

- воспитывает мать;

- воспитывает отец

4.3 Семей в разводе, из них:

- воспитывает мать;

- воспитывает отец

5. Опекаемые дети, из них:

- дети-сироты

- приемные семьи

6. Семьи, в которых есть дети-инвалиды

7. Семьи, в которых есть родители - инвалиды

8. Неблагополучные семьи, из них:

8.1 Многодетные семьи;

8.2 Неполные семьи:

- одинокая мать;

- по потере кормильца:

  • воспитывает мать;
  • воспитывает отец

- семей в разводе:

  • воспитывает мать;
  • воспитывает отец

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС СЕМЕЙ.

Статус семей

Отец

Мать

1

Руководящие работники

2

Финансово- коммерческая деятельность

3

Медицинские работники

4

Сфера обслуживания

5

Рабочие

6

Домохозяйки

7

Другие

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ РОДИТЕЛЕЙ

Образование

отец

мать

1

Высшее (институт)

2

Среднее (техникум)

3

Начальное (ПТУ)

Внеурочная деятельность

День недели

Время

2 класс

Понедельник

15.00-15,35

Народные праздники и обряды

15.45-16.30

Юный эколог

Вторник

14.00-14.45

Кукольный театр

15.45-16.30

Спортивные. игры

Среда

14.00-14.45

Я гражданин России

15.00-15,35

Веселые нотки

Четверг

14.00-14.45

Юный исследователь

15.45-16.30

Культура безопасности

Пятница

14.00-14.45

Азбука добра

15.00-15,35

О, музыка! /

Дни воинской славы

Сведения о занятости учащихся во внеурочное время

Фамилия, имя

Кружки, секции

Поручения в классе

1 полугодие

2 полугодие

1 п.

2 п.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания школьников младших классов "Маленькая страна"

Программа воспитания  школьников младших классов.  Программа адресована классным руководителям 1-4 классов, адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности....

Программа воспитания школьников младших классов "Маленькая страна"

Программа воспитания  школьников младших классов.  Программа адресована классным руководителям 1-4 классов, адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности....

Рабочая программа по математике по программе "Гармония". 1-4 классы.ФГОС.

В программу входит: -Пояснительная записка -Результаты изучения учебного предмета выпускниками начальной школы -Содержание начального общего образования по учебному предмету - Матрица основного со...

Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида.

Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII  вида.Рабочая программа по учебному предмету «Математика»  сос...

Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида.

Рабочая программа по учебному предмету «Математика»  составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:·     программа «Коррекционно- развивающее обучение для...