Анализ по теме: «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»
рабочая программа (1 класс) по теме

Базарова Баярма Дондокдоржиевна

  Организация режима школьной жизни первоклассников, создание предметно-пространственной среды,организация оздоровительно-профилактической работы,изучение социально-психологической адаптации детей к школе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_adaptatsiya_uch-sya_1_klassa.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

 Анализ - отчёт учителя 1 класса Базаровой Б. Д.

по теме: «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»

 

                       Деятельность по организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию  была направлена на создание следующих психолого-педагогических условий:

I.  Организация режима школьной жизни первоклассников.

II. Создание предметно-пространственной среды.

III. Организация оздоровительно-профилактической работы.

IV.Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в
адаптационный период.

•     знакомство с системой школьного оценивания;

V. Организация внеучебной  жизни первоклассников.

VI.  Взаимодействие с участниками образовательного сообщества.

VI.  Изучение социально-психологической адаптации детей к школе.

 

  ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

  Вводные уроки   предусматривали: ввести ребенка в новую систему отношений и ввести первоклассников в новые учебные предметы.

 Освоение детьми организационных навыков и умений для учебы в школе. 

После того как освоены основные правила работы в классе, первоклассники способны полностью сосредоточиться на освоении учебного содержания

•     обеспечение психологической адаптации детей;

•     знакомство с основными школьными правилами;

•     привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;

•     обучение элементарным приемам обратной связи;

•     развитие внимания, памяти, мышления, воображения;

•     организация классного коллектива.

Содержание  вводных уроков строились на доступном практически всем первоклассникам дошкольном материале игры, рисования, конструирования, элементарного экспериментирования.

 

         Среди психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации детей к школе, важное место принадлежало  уменьшению учебной нагрузки на первом этапе обучения.

Организация уроков математики. Начальный период адаптации совпадал с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа, отношения, величины, действий с числами и др. (так называемый дочисповой период).

Наряду с расширением математического кругозора и опыта детей, формированием их коммуникационных умений и воспитанием личностных качеств, специальное внимание уделялось развитию математической речи детей, их общелогическому развитию.

В зависимости от характера заданий дети могли  на уроке вставать из-за парты, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, к полкам, игрушкам, книгам и т.д. Большое место на занятиях математикой отводилось дидактическим играм, при проведении которых детям разрешалось двигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке. Для развития пространственных представлений у первоклассников использовались разнообразные дидактические материалы (строительные наборы, конструкторы и пр.).

Один урок математики каждую неделю в адаптационный период проводилось  на воздухе.

Организация уроков окружающего мира. Адаптационный период совпадал по времени с сезоном года, когда имелись  благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходило  непосредственное знакомство детей с окружающим миром, обеспечивалось  накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего.  Проведенные наблюдения осмысливались, обобщались , встраивались в формирующуюся систему представлений о мире, а это  происходило на уроке.

Экскурсии и целевые прогулки определены образовательной программой, по которой обучаются школьники.

 Организация уроков изобразительного искусства. В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения художественным занятиям принадлежит особая роль.

Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игровые формы общения.

Художественные занятия в период адаптации имеют различные формы: прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для художественных дальнейших занятий; экскурсия в школьный музей (уголок школьного музея - народного декоративно-прикладного искусства); игры.

Чтобы ребенок понял и создал художественный образ, ему надо в него воплотиться, изобразить его через движения своего тела. Это создает разнообразие форм деятельности и полноту впечатлений на уроках изо, способствуя  снятию напряжения.

Организация уроков трудового обучения. Основные направления работы на первых уроках труда включали  в себя расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики рук, формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), координации движений, формирование первоначальных приемов работы с ручными инструментами и пр.

Организация уроков физической культуры в течение первых двух месяцев  была направлена, в первую очередь, на развитие и совершенствование движений детей. По возможности уроки проводились  на свежем воздухе. На уроках использовались различные игры и игровые ситуации.

Так же как и другие уроки, часть уроков труда проводится в форме экскурсий или игр: подготовительная работа к созданию художественного образа проходит на таких экскурсиях, как: «Красота окружающей природы», «Образы родного края», «Сказочные животные», «Птичий базар». Здесь происходит тренировка умения видеть образы в окружающих предметах, которые впоследствии дети будут воплощать в своих работах; сбор природного материала проводится на экскурсии «Природа - художник и скульптор» («Что дарит нам природа?»), которая включает в себя игры-соревнования: «Собери листочки одинаковой формы», «Кто больше придумает образов, которые можно сделать из шишки», «Из каких природных материалов можно сделать фигурки лисички», «Кого напоминает эта веточка"?», «Найди листочки, напоминающие по форме перо птицы» и т.д.; уроки-конкурсы с использованием изготовленных поделок (театрализованный конкурс «Озвучь тот персонаж, который ты изобразил», урок-игра «Бумажная авиация» и т.д.

3.  Особенности организации урока в 1-м классе.

Учитывая особенности первоклассников, урок строился иначе, чем в других  классах начальной школы. В уроке представлялись два структурных элемента: оргмомент и основную часть.

Оргмомент использовался для обучения детей умениям организовывать рабочее место (достать учебник, расположить на парте правильно и удобно тетрадь и т.п.). Здесь требовалась терпеливая, длительная работа, в основе которой лежала пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности действий).

Основная часть урока - «дробная» т.е. состояла  из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Особое внимание уделялось  использованию игр как структурной части урока.  Использовались  в качестве дидактических игр не только игры с правилами, которые способствовали  формированию новой ведущей деятельности - учебной, но и ролевые игры, способствующие развитию творческих способностей, основа которых - воображение.

Домашние задания в первом классе не задаются (Письмо МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000 г. № 2021/11-13.)

4.  Контроль и оценка результатов обучения.

Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классах осуществляется в соответствии с Письмом МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000 г. № 2021/11-13: исключается система балльного (отметочного) оценивания. Оценочная деятельность была  направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность первоклассников. Имеются листы индивидуальных достижений. Работа по оцениванию учебных достижений первоклассников ведется в направлении: заложить основы оценочной самостоятельности учащихся.

В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводились.

Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20-25 апреля.  Обучающиеся первого класса на второй год не оставляются.

5.  Индивидуальная работа с первоклассниками.

В процессе обучения учитываются индивидуальные особенности ребенка.  Какими разными бывают дети, пришедшие в первый класс. Часть первоклассников имеет несформированность школьно-значимых функций:

многие быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Разные приходят ребята и по уровню интеллектуального, речевого, нравственно-волевого развития. (см. Приложение-  Диаграмму)

Формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:

•    задания разной степени трудности;

•    специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие
мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр., занимающие не
большую по времени часть урока. При этом по возможности дети объединяются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу;

•    предлагаемый детям на уроке дополнительный материал, который создает
благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения.

Не требуется от каждого ребенка запоминания дополнительного содержания, т.к. оно больше служит для поддержания интереса детей, чем увеличения их информированности.

ОРГАНИЗАЦИЯ Внеурочной деятельности ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Внеурочная  деятельность первоклассников организуется в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей ( См. приложение – анкета для родителей).

1.  Организация внеурочной деятельности ( согласно рабочей программе).

2.  Общешкольные и классные мероприятия во внеурочное время с целью
приобщения первоклассников к школьным традициям. Выполнение требования соответствия содержания и форм воспитательной работы возрастным особенностям
первоклассников.   Воспитание   в   процессе   игры   (сюжетно-ролевые,   игры-драматизации, спортивные и т.д.) как прием воспитания. Детские праздники. Экскурсии. Выставки детского творчества. Концерты для родителей.

  ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА

  Взаимодействие с родителями первоклассников:

• изучение условий жизни ребенка в семье, собеседование с родителями накануне учебного года; 

•     ежедневные контакты с родителями во время прихода и ухода ребенка из
школы; оборудование «Уголка для родителей» в классе; коллективные и
индивидуальные консультации для родителей; родительские собрания;

•     совместная деятельность педагогов и родителей по организации жизни
первоклассников в школе.

 Проведены ряд собраний с родителями, собрания родителей с детьми, заполнение анкет и т.д.

ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ И СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ

  Изучая  материал специалистов по исследованию, узнала, что социально-психологическая адаптация детей к школе проходит по-разному. Большинство детей (56%) адаптируются в течение первых двух месяцев обучения (6-8 недель), вторая группа (30%) имеет более длительный период адаптации, третья группа (14%) - дети, у которых период начала обучения в школе связан со значительными трудностями.

На течение адаптации первоклассников оказывают влияние различные факторы. К числу наиболее благоприятных факторов относят следующие:

•     адекватную самооценку своего положения ребенком;

•     правильные методы воспитания в семье;

•     отсутствие в семье конфликтных ситуаций;

•     благоприятный статус в группе сверстников и т.д.

К числу неблагоприятных факторов, влияющих на адаптацию к школе, относят следующие:

•     неправильные методы воспитания в семье;

•     функциональную неготовность к обучению в школе;

•     неудовлетворенность в общении со взрослыми;

•     неадекватное осознание своего положения в группе сверстников и т.д.

Определение уровня готовности детей к школьному обучению помогает осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе всего периода обучения.

При определении уровня готовности детей к школьному обучению ориентиром служит карта-характеристика, в которой заложены 4 уровня готовности к обучению по следующим параметрам. ( См. Приложение)

  Вывод:

           Адаптационный период в 1 классе прошёл успешно. Все дети привыкли к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.

    Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Но  наши ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям – развивается произвольность. Поддержка мотивации идет через развитие любознательности. Недоразвитие мелкой моторики рук не позволяет некоторым детям достаточно успешно овладевать основами красивого письма. Поэтому  буду  и дальше уделять внимание развитию мелких мышц в разных видах деятельности.  У детей  наблюдается активное формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.

    Ребята идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания.

    Основной целью  рабочей программы в 1 классе  являлись  помощь детям в адаптации к школе, что подразумевало, в частности, развитие саморегуляции детей, предупреждение и снижение тревожности, создание условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников.

  Для достижения цели   занятия и уроки  строятся в доступной и интересной форме. Используются методы: техники и приемы саморегуляции, рисуночные методы, метод направленного воображения, игры.

        Создаётся доброжелательная  обстановка в классе, чтобы каждый чувствовал себя уверенно и не боялся сделать ошибку.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.

  Адаптация- естественое  состояние человека, проявляющаяся к приспособлении  к новым условиям жизни ,  новой деятельности, к новым социальным контактам, новым социальным ролям.  От успешной  адапптац...

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.

ВведениеАдаптация - естественное состояние человека, проявляющаяся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значени...

ПРОГРАММА организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.

Цель программы:создать психолого-педагогические условия,обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе....

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению

Цель программы:Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.Задачи: 1. Выявление особенностей психолого-пед...

Статья "ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ "

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого ...

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению

Начало школьной жизни-серьёзное испытание для многих детей, приходящих в первый класс.Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям... Как помочь ребенку,вы узнаете ,прочитав эту программу....

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Программа, разработанная учителями начальных классов, для создания  психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению....