заседание круглого стола по теме "Патриотическое воспитание младших школьников"
учебно-методический материал (4 класс) по теме

Наумова Антонина Михайловна

В разработке описано проведение круглого стола для ШМО учителей начальных классов  по теме  "Патриотическое воспитание младших школьников"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

     средняя общеобразовательная школа п.г.т. Ерофей Павлович

                               ул. Октябрьская, д. 17




                               

                        ТЕМА:

       «  Патриотическое воспитание

             младших школьников»

                  заседание круглого стола

                             МО начальных классов

                                                        Руководитель МО начальных

                                                         классов Наумова А.М.

                                                                 

                                     

                                         

                                           


                              2014г

                                                                                                                                                     

Тема круглого стола: Патриотическое  воспитание младших школьников.

Цель круглого стола: обсуждение путей формирования  эффективной работы по патриотическому воспитанию учащихся в образовательном  учреждении

Задачи круглого стола: 

   обсудить факторы, влияющие на патриотическое  воспитание  школьников;

    определить педагогические технологии,  методы и формы взаимодействия

педагогов и учащихся в  организации  мероприятий  по  патриотическому  воспитанию;

     обсудить неясные и спорные моменты по данному вопросу;

     обеспечить работу технических средств  для выступления,

     обеспечить соответствующее оформление аудитории (чтобы «круглый стол» был действительно круглым и коммуникации осуществлялись «лицом к лицу»)

  1.  Подготовительный этап:          

                                     Любовь к Отчизне и любовь к людям —

                                это два быстрых потока, которые, сливаясь,

                               образуют могучую реку патриотизма.

                                                              В. А. Сухомлинский

                       Актуальность  темы

Во все времена воспитание патриота своей Родины является приоритетной задачей государства.

   В нашем обществе  за последнее  время произошли большие изменения.  Нестабильная экономическая обстановка приводит к сильному расслоению общества, большим миграционным процессам, обострению национальных противоречий, возникновению различных молодежных националистических объединений. Поэтому  от школы  требуется   большого  внимания к формированию у учащихся гордости за свою страну, ее историю, культуру, уважительного отношения к другим народам, их прошлому и настоящему.

  Для  формирования  патриотической компетентности,  необходимо рассмотреть терминологию ключевых  понятий.

                                     Кто такой патриот?

Патриот – человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый ради них на жертвы, трудовые и ратные подвиги.

   В "Словаре живого великорусского языка" В. Даля написано:

 Патриот – "любитель отечества, ревнитель о благе его…".

 Патриотизм – это ревностное, деятельное отношение к родине, стремление что-то сделать для ее блага, для ее процветания.

Патриотизм  – это  любовь к Родине,  приверженность традициям отцов, уважение обычаев,  нравственных ценностей предшествующих поколений.

    В "Толковом словаре русского языка" С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой патриотизм определяется как "преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу".

  Термин "патриотизм", как известно, происходит от греческого "патрис", что в переводе означает: земля отцов; место рода; родина .

        Чувство патриотизма  зарождалось в глубокой древности как следствие привязанности человека к своей земле обитания, к укладу жизни, к традициям и верованиям. Это чувство закреплялось веками обособленного существования народов друг от друга.

  Принимая во внимание понятие «патриотизм», мы определяем патриотическое воспитание  как  процесс деятельности государственных и общественных организаций по формированию у детей  высокого патриотического долга.

  Патриотическое воспитание является основой  для формирования у подрастающего поколения важнейших духовно-нравственных качеств – любовь к Родине, уважение к законности и правопорядку, ответственность за выполнение конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

  Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов.  И это свидетельствует о том, что необходимо продолжать работу по патриотическому воспитанию детей. Поэтому задача школы, особенно классных руководителей, учителей начальных классов  состоит в необходимости  искать новые формы по воспитанию  патриотических чувств.  Для решения проблем патриотического воспитания  в  школе могут быть выделены основные направления работы, такие как:

1. Учебная деятельность

2. Внеурочная деятельность

3. Внеклассная деятельность

4. Работа с родителями

  Формы взаимодействия педагогов и учащихся:

   Педагог – ученик:  учебные предметы,

                                     дистанционные олимпиады,

                                     сетевые проекты,

                                     уроки мужества,  

                                     беседы и лекции,

                                     круглые столы,

                                     конференции,

                                     экскурсии,

                                     походы, игры,

                                     акции,

                                     фестивали,

                                     смотры строя и песни и т.д.

                                      конкурсы;

                                      праздники;

                                      концерты;

                                      встречи со знаменитыми и заслуженными людьми;

                                      викторины;

                                      посещение библиотеки, музея;

Педагог – педагог:    МО,   открытые мероприятия,

                                      лекции, семинары,

                                      круглые столы,

                                      дистанционные олимпиады,

                                      сетевые проекты,

                                      конференции, методические разработки

                                      семинары, педсоветы;

   Педагог – родитель: 

                                            тренинги;

                                            беседы;

                                            лектории;

                                            игры;

                                            анкетирование;

                                            семинары.

 В работе педагогов могут использоваться  и

  Педагогические технологии:
- проектно-исследовательская деятельность;
- коллективно-творческие дела;
- деятельностный  подход в воспитании;
- педагогика сотрудничества;
- технологии проблемного обучения;
- проектная деятельность;
- ИКТ и др.

  1. Дискуссионный этап( обмен опыта работы учителей начальных классов)

                      Вопросы для рассмотрения:

  1. Как представлено патриотическое воспитание  в программе  1 класса ?  (Бардакова Г.Ю.)
  2. Как отражается патриотическое воспитание  во 2 классе? (Калинина Е.И.)
  3. Какие темы патриотического воспитания  отражены в программе 2 класса « Краеведение»? (Неганова И.Ю.)
  4. Как отражена тема патриотического воспитания  в   проведенных мероприятиях?  (Егорова М. г. Сковородино)
  5. Какие  школьные мероприятия по  патриотическому  воспитанию прошли в начальной школе? (Голодрыжук Р.В.)
  6. Какие  формы работы используете  в своей практике при изучении данной тематике? (Прохоренко Н.Ю.)
  7. Расскажите об  используемых  технологиях в патриотическом  воспитании? ( из своей практики) Нестерова Л.Н.
  8. Как представлено  патриотическое воспитание  в программе  4 класса ? (Наумова А.М.)

  1. Завершающий этап:

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой  в начальной школе  только начинается. Планомерная работа, использование разнообразные средства воспитания,  ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по   патриотическому воспитанию.

               1.Проявление любви к Родине у детей  младших  школьников

                   выражена  в знаниях: о названии страны, ее географии, природе,

                   символике, в знании героев, которые прославили нашу

                   Родину, в участие детей в конкурсах чтецов о Родине, в конкурсах

                   песен,  участие в конкурсах рисунков.

               2. Проводя мероприятия, реализованные в  условиях школы,

                   поселка  ученикам прививается любовь и бережное отношение к

                   природе России, к ее сохранению.

               3. Изучение символов России, а также изучение художественных

                   промыслов, блюд национальной кухни, позволяет детям уважать

                   традиции  своих предков.

               4. Ознакомление с патриотической темой на уроках и во внеурочное

                   время даст заметные результаты, если она  будет частью всей  

                   работы школы по патриотическому  воспитанию детей; если  она

                   по содержанию и по методам реализации будет усложняться от

                    класса к классу.

                        Литература

     Буйлова Л.Н. кандидат педагогических наук, профессор «Воспитание

        патриота»

        Немтарева С. В. « Формы  работы»

        МАОУ «Начальная школа». «Патриотическое воспитание»

        Реализация социально-значимых проектов, посвященных 65-тилетию

       Победы в ВОВ

         http://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/out и др.

        http://www.lotos.dtn.ru/mo_m_smir_03.html

                                                                   

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

 Л.Н. кандидат педагогических наук, профессор «Воспитание

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....