Музыкально-литературная композиция "Щедра талантами Россия"
методическая разработка (1 класс) по теме

Представлено 4 народных промысла.Это-хохлома,гжель,дымковская игрушка,павлово-посадские платки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx21.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий   Литературно-музыкальной композиции «Щедра талантами Россия»

Пояснительная записка.

Я выбрала тему про народные промыслы России неслучайно. Еще в садике начинается знакомство детей с некоторыми из них. Это - хохломская роспись, дымковская игрушка, гжель.

Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа.

Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать.

Используя комплексный подход в решении задач    нравственно-эстетического воспитания,  

  Этот сценарий направлен  на  сохранение знаний о русском мастере, как хранителе народных традиций, о взаимосвязи красоты и пользы  в декоративно-прикладном искусстве, на формирование уважительного отношения к Родине, людям и результатам их труда. Может использоваться для младшего -школьного возраста.

В России народных художественных промыслов великое множество…Я выбрала  к показу на конкурсе 4 промысла - гжель, дымка, хохлома и Павлово -посадские платки.

Планирую каждый год расширять знания детей об этих и других промыслах России.

В преддверии конкурса, мы:

  1. Устроили в классе выставку. Это хохлома-ложки, солонки ,блюда, подносы, ковш -уточка; гжель- сервизы; петербургская северная роспись-подносы, расчески, ложки, солонки; Жестов – подносы; Павлово -посадские платки.
  2. Приглашали  петербуржскую художницу Малышеву Е.Т.   Она проводила мастер-класс и учила ребяток рисовать мезенскую роспись.
  3. Разучивали стихи и песни  про эти промыслы
  4. Смотрели ролики - презентации
  5. На уроках изо знакомились с элементами той или иной росписи и пробовали творить сами

Большую работу провела с родителями. Ведь именно они помогали своим детям создавать такие прекрасные народные костюмы!

Название «ЩЕДРА ТАЛАНТАМИ РОССИЯ»

Действующие лица:

-скоморохи

-Россия

- гости из деревни Хохлома

-гости из деревни Гжель

-гости из Дымковской слободы

-гости из Павлово - Посада

-мужик

-царь

Звучит музыка (минусовка, «Гляжу в озера синие»). На сцену выходит Россия, кланяется и читает:

- Как  велика моя земля,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса и степь, и горы!

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В  другом – снега и вьюга!

Как огромна и красива

Наша Родина – Россия!

Кланяется и зовет скоморохов. Они выскакивают вприсядку из-за кулис под музыку (русская народная песня «ой, полным полна моя коробушка..»).Танец скоморохов, они зовут гостей. Гости выбегают и встают в карусель(дети держатся каждый за свою ленточку, карусель крутится, а они бегут под музыку, скоморохи пляшут.)

Музыка заканчивается, карусель останавливается.

1 скоморох:

-Откуда гости дорогие вы к нам приехали?

Гости (хором):

- А мы приехали из чудесного села хохлома(кланяются).

2 скоморох:

-Как же появилось это диво дивное – «золотая хохлома»?

1 гость:

-Старинное предание рассказывает :жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он  и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так расписал, что казалось, сделаны они из чистого золота.(мужик показывает).Узнал об этом царь и рассердился!

Царь:

-Почему у меня нет такого мастера???? ко мне его, немедленно!!А не то голову с плеч!

1 гость:

-Отправились выполнять царский приказ солдаты, но найти чудо мастера не смогли.…Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных жителей делать золотую посуду. Так и родилось название- «золотая хохлома».(Показывают посуду).

 2 гость( с хохломским подносом в руках):

Хохломская роспись -

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы,

Рощи-перелески

Шёлковые всплески

Солнечно медовой.. Золотой листвы

3  гость:

-Золотая хохлома!

Лучше нет подарка!

Хохломские ложечки

Звонкие да яркие.

4 гость:

-А еще у нас люди играют на ложках.

Ударяли ложки

В звонкие ладошки!

Ой, жги –говори!

Заиграли ложкари!

Не дождик, не град, брызги летят.

Ой, жги – говори!

Заиграли ложкари!

Дети под музыку играют на ложках.

Закружилась опять карусель……и остановилась на гостях.

1 скоморох:

-Откуда вы к нам приехали, гости дорогие?

Гости:

-А мы приехали из деревни Гжель.

1 гость:

- А деревня наша Гжель

Не за тридевять земель.

Под Москвой мы живем,

Глину месим и поем.

Очень любим синий цвет,

Потому что краше нет.

2 гость:

- Небо гжельское такое

Лучезарно-голубое.

В речке синяя водица,

Так и хочется напиться.

 Ну а только лето будет

Голубица там и тут,

Вот поэтому нас люди

Гжелью синею зовут(хором).

Кланяются и встают в карусель. Она крутится под музыку «Ой, полным полна…». Карусель остановилась.

2 скоморох:

-А вы откуда приехали, дорогие наши гости?

Гости хором:- А мы приехали из Дымковской слободы. (кланяются)

1 скоморох:

- А почему ваша слобода называется Дымковской?

1 гость:

-Как-то очень давно на поросшем лесном берегу реки Вятки построили наши предки город, окружили его крепостными стенами, глубокими рвами. А на другом берегу со временем появилось поселение – слобода.

По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки дружно поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской.

2 скоморох:

_ А что у вас там изготавливают?

2 гость:

- Барынь, кавалеров, игрушки расписные, свистульки.

На сцене появляются две дымковских рисованных игрушки в рост ребят.

- Это барыня.

У барынь алые щеки и губки.

Нарядные платья и теплые шубки

В ней молодость-изюминка.

В ней удаль и размах.

Сияйте охра с суриком

По всей земле в домах.

От дымковской игрушки

Идёт тепло и свет,

Он не иссякнет десятки

Сотни лет.

1 скоморох:

- А что за предание у вас со свистульками?

3 гость:

-Старинная легенда рассказывает, что однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная.… Казалось, нет от них спасения. Но вятичи - люди находчивые. Придумали горожане “военную” хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли!(Дети свистят на дымковских свистульках). Заметались испуганные враги, показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу веселой “Свистуньей”.

Скоморохи играют под музыку на свистульках, а все гости пляшут.

Закружилась карусель. Остановка-след гости.

2 скоморох:

-А вы откуда к нам, гости дорогие?

Гости хором:- А мы приехали из Павлово- посада. (кланяются)

1 гость:

- Павлово - посад- это центр народного творчества. Здесь изготовляют шали, платки. Символ Павлово - посадского платка-роза.

2 гость:

- А в платке то самом: поле, поле цветет!

И цветы в нем безумно красивы…

В каждой нитке Россия родная живет:

Реки, горы, дороги и нивы…

В каждой нитке небесная тянется высь!

Домотканым, цветастым узором,

На платке уместилась – работа и жизнь

И Россия. …с  огромной любовью!

Танец «Павлово – посадский платок»

Дети встают в 3 ряда( 1 ряд-скоморохи и солистка; 2 ряд-девочки;3 ряд- мальчики).Начинается музыка-они раскачиваются в такт.

Солистка поет песню  Ирины Савицкой «Моя Россия»

- Я за родину-мать за Россию молюсь

Я своею великой страною горжусь,

Потому что мы здесь рождены и живем,

Это наша земля, это наш отчий дом!

Не сгибалась ты Русь, поднималась опять,

Несмотря ни на что продолжаешь стоять,

Те кто злобой кипит, никогда не поймут,

Что за люди у нас в России живут.

Припев (хором,2 раза)

Ты живи моя Россия

Славься русская земля!

Краше нет,  под  небом  синим-

Это родина моя!!!!!!!

Кланяется 1 ряд и уходит со сцены, кланяется 2 ряд и уходит, кланяется 3 ряд и уходит.

Все выступление сопровождается комп презентацией о народных промыслах России. Участники в ярких костюмах того промысла, что они представляют.

-

Литература:

- Клиентов А. Е. »Народные промыслы»,2013.

Серия: История России

- Василенко В.М. Русское прикладное искусство. «Искусство», 1977.

-Стихи для детей о народных промыслах

   

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-литературная композиция к 9 Мая

Музыкально-литературная композиция составлена по материала страниц Книги Памяти, составленных моими ребятами -нынешними учениками, выпускниками и ребятами параллельного класса. Эта композиция была при...

Музыкально-литературная композиция "Хотят ли русские войны"

Стихи, проза из истории Великой Отечественной войны, песни....

Музыкально - литературная композиция для младших школьников "Родной край"

Основная цель: Воспитание духовно-нравственных  качеств  личности. Задачи: 1.Воспитание любви к родному  краю,  бережного отношения к природе....

Музыкально-литературная гостиная "Все струны сердца о тебе поют, Россия..."

Разработку музыкально-литературной гостиной "Все струны сердца о тебе поют, Россия..." можно использовать при проведении мероприятий, посвящённых Дню конституции России  или Дню независимости Рос...

Музыкально - литературная композиция " Россия - Родина моя"

Музыкально - литературная композиция, посвященная истории  России ( символы России)...

Музыкально-литературная композиция «О Россия, Россия, ты такая одна!»для учащихся 4-х классов.

Литературно-музыкальная композиция по истории России 20века....

Музыкально-литературная композиция «О Россия, Россия, ты такая одна!» для учащихся 4-х классов.

В октябре в нашем лицее проходила неделя начальных классов . Тема «От Руси до России» Мой класс получил задание рассказать о культуре начала ХХ века. Данный материал будет полезен учителям...