Виртуальное путешествие по удивительным местам Волгоградской области
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Белякова Ирина Евгеньевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Виртуальное путешествие 

            по удивительным местам

             Волгоградской области.

                                                  Работу выполнила

                               Белякова Ирина Евгеньевна,

                                                                   учитель начальных классов

                                                                   г. Михайловка,        

                                                                   Волгоградская область.


Тема: «Виртуальное путешествие по удивительным местам Волгоградской области»

Цель:  воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его развитии.

Задачи:  создать у детей яркие, эмоциональные представления о нашей Родине,  познакомить с разнообразными чудесами природы Волгоградской области. Обогащать социальный опыт ребёнка, помогать осознавать нормы и правила поведения, формировать умение сотрудничать, отстаивать свои суждения, воспитывать достоинство. Иметь первичные представления о себе, обществе, государстве и природе.

Оборудование:  физическая карта Евразии,  карта Волгоградской области, магнитофон,  проектор,  компьютер,  интерактивная доска,  презентация по теме.

                            Ход занятия.

Ученик 1   (читает стихотворение  В. Степанова «Что мы Родиной зовём?»

        Что мы Родиной зовём?

            Дом, где мы с тобой живём,

            И берёзки, вдоль которых

            Рядом с мамой мы идём.

                                     Что мы Родиной зовём?

                                     Поле с тонким колоском,

                                     Наши праздники и песни,

                                     Тёплый вечер за окном.

            Что мы Родиной зовём?

            Всё, что в сердце бережём,

            И под небом синим-синим

            Флаг России над Кремлём.

 

Учитель: Ребята, как называется страна, в которой мы живём?

Ответы детей. Учитель показывает Россию на карте. 

Учитель: Как  ещё её можно назвать ?                                                                                  Послушайте песню , она поможет вам ответить на мой вопрос.  

                        (Звучит песня «О Родине»  из репертуара вокального ансамбля «Мультяшки», музыка и слова Трубачёва Д. и Трубачёвой В.)Ответы детей.

Учитель: Как вы понимаете слова  «малая родина»?

Ответы детей.

Учитель:   Отгадайте загадку.

Территории страны

 Вы, ребята, знать должны,

 Чтобы письма всем писать,

 Чтоб посылки отправлять.

 Есть Рязанская, Тверская,

 А у вас она какая?                  (Область.)   Ответы детей.


Учитель:  Сегодня, ребята, мы отправляемся с вами в путешествие и познакомимся с некоторыми природными чудесами, которые находятся на территории Волгоградской  области.                                                                                                                                                    (Показывает на картах Волгоградскую область)

 Учитель: Давайте вместе прочитаем тему нашего занятия.

Слайд 1.

Учитель: Отгадайте загадки.                                                                                                                                                                               В воде она родится,                                                                                                                         Но странная судьба -                                                                                                                                Воды она боится

И гибнет в ней всегда.

(Соль)

Подсказка: Меня одну не едят,

                      А без меня мало едят.   (Соль)                                                                                                 Давай-ка слово назовём:

 Большой природный водоём,

 Что заперт прочно берегами.

 Ответ мы точно знаем с вами.

(Озеро.)

Ответы детей.

Учитель: А теперь соедините два ответа, что у вас получилось?                                    Ответы детей.                                                                                                                      Учитель:  Правильно.                                                                                                                        (Показывает на карте  озеро Эльтон), (Слайд 2)

Учитель:                                                                                                                                                     Озеро Эльтон — уникальное явление природы, настоящее чудо, один из самых интересных природных объектов в пределах нашей области, жемчужина прикаспийской степи.  Крупнейшее в Европе солёное озеро, огромных размеров , раскинулось посреди палласовской степи на площади 152 кв. км.

Слайд 3

Трудно найти место, которое могло бы сравниться с Эльтоном по красоте.

Слайд 4

Среди опустыненной заволжской степи - огромная чаша озера Эльтон с водой золотисто-розового оттенка окаймлена широкой полосой сверкающих на солнце белоснежных кристаллов соли.  Эльтонское озеро представляется самым большим и богатым из всех известных в мире соляных озер. Толщина пласта соли и сегодня ещё точно не определена. Исследованиями, произведенными при постройке Астраханской железной дороги, установлено, что глубина залегания соли становится все больше по мере удаления от берега к середине озера Эльтон, где она, во всяком случае, достигает нескольких десятков сажен.                    (Слайд 5)

В озеро Эльтон впадают несколько пресных ключей и речек с горько-соленой водой. Жаркое солнце выпаривает воду, оставляя солёный осадок – рапу.


Слайд 6

Лечебными ресурсами являются: иловая минеральная грязь озера Эльтон, рапа, минеральные воды очень редкого хлоридно-натриево-магниевого типа, оказывающие омолаживающее действие, стимулирующие кровообращение, ускоряющие обновление кожи, улучшающие обмен веществ и укрепляющие нервную систему. Иловая минеральная грязь и рапа озера Эльтон по своим лечебным свойствам не уступают грязям Мертвого моря. Ещё древние кочевники знали про лечебные свойства эльтонской грязи. Традиционное тогдашнее лечение выглядело так: в прибрежных пластах почвы выкапывалось углубление, куда помещался больной, тело которого покрывали грязью. Через час его обмывали в рапе озера Эльтон. Несколько подобных процедур, и недуги отступали. Славу по миру о чудодейственном озере разнесли перевозчики соли со здешних приисков.

Слайд 7.

. Эффектное и чрезвычайно быстрое излечение больных привело врачей к убеждению, что эльтонские грязи, по видимому, самые действительные из всех других. Климатические условия здесь очень благоприятны для лечения. Воздух над озером Эльтон замечательно чистый, дышится необыкновенно легко и чувствуется особая бодрость и прилив сил. Выпадения утренних и вечерних рос здесь не бывает, что важно для больных, склонных к простуде.

На озере Эльтон была создана грязелечебница.

Рассказывают такую историю, что при санатории был музей "Оставленных костылей". Люди приезжали на костылях и через месяц-другой возвращались домой, оставив костыли в санатории. Спустя какое то время их накопилось столько, что было принято решение избавиться от музея. Один из жителей поселка Эльтон сделал из высвободившихся костылей ограду для своего дома-огорода Озеро Эльтон расположено на территории природного парка "Эльтонский".

Учитель:   Посмотрите на следующий слайд     (Слайд 8)

Лотос – священный цветок древних египтян, символ красоты, чистоты, стремления к cолнцу, свету.  В Древнем Египте с  образом лотоса связывалось творение, рождение и Солнце  как источник жизни.

В Древней Индии лотос выступает как символ творческой силы, как образ сотворения мира. В лотосе усматривали символ Вселенной, отображение земли, которая плавает, подобно цветку по поверхности океана.

( Показывает на карте  Египет, Индию, Китай)

Ученик 2.  (читает стихотворение «Цветок лотоса»)  Слайд 9.

Цветок лотоса

 Лотоса цветок расцвёл в тиши

 Величав он и божественно красив.

 В нём философии мотив

 И грусть загадочной души.

 Ему природа подарила

 Столь восхитительный эффект -

 Он утром белый, а к полудню


 Приобретает розы цвет.

 Прелестный лотоса цветок,

 Взор лишь тобою очарован,

 Как близок ты и как далёк,

 Стою, тобою околдован..

Учитель:

Почему же мы говорим о лотосе сегодня на занятии, ведь он распросранён в других странах?                     (Слайд 10)

И не так давно были найдены плантации лотосов, озеро лотосов в Волго-ахтубинской пойме недалеко от Волгограда и Волжского! Озеро не особо большое, но зрелище всё равно интересное и необычное, привлекает множество людей не только с Волгограда, но и со всей страны. В период цветения лотоса (август-сентябрь) на этом озере можно увидеть туристов практически с любой области России, большинство, конечно, - это жители Волгоградской области: посмотреть на удивительные цветки лотоса интересно и детям, и взрослым, и учёным, и людям, которым не чуждо прекрасное и великолепное зрелище цветущих лотосов.     ( Слайд 11)

Цветки крупные, до 30 см в диаметре, с многочисленными розовыми или белыми лепестками, они высоко поднимаются над водой на прямой цветоножке. Чуть ниже места прикрепления цветка имеется так называемая зона реагирования, в которой лотос меняет свое положение вслед за солнцем.  Цветы лотоса уходят на дно до утра, а утром появляются на поверхности.                  (Слайд  12)

Что интересного Лотос считали священным растением из-за его гелиотропизма — способности цветков поворачиваться за солнцем. Существовала легенда о счастливой стране лотофагов, жители которой, отведав лепестков лотоса, теряют память. С лотосом связано несколько примет: быть обрызганным водой из озера, в котором растет лотос – к удаче, a повязать на куст ленточку в дни, когда лотос цветет - к исполнению заветного желания. Лотос цветет всего две недели в году, в начале августа, он покрывает озеро плотным ковром и аромат цветов разносится по всей округе. На Дальнем Востоке лотосы растут в бассейне Амура по нижнему течению реки Уссури, в озере Малая Ханка, где занимают большие пространства.

Ученик 3.                                    (Слайд 13)

Берегите лотос! Берегите!

Детям своим лотос сохраните!

Чтоб таким же лотос оставался,

Красотою каждый любовался.

Чтоб чудесный солнечный цветок

Радовать детишек мог!

Набиулина Алина.

Физминутка.    

Спал цветок и вдруг проснулся,


 Больше спать не захотел.

 Шевельнулся, потянулся,

 Взвился вверх и полетел.

 Солнце утром лишь проснется,

 Бабочка кружит и вьется.

 

Учитель:   Отгадайте следующие загадки  и попробуйте соединить их.

Мы шли к ней длинным перевалом,

 Завал, штурмуя за завалом.

 Потом карабкались на кручу,

 Набрав камней в ботинки кучу.

 И вот взошли на пик, ура!

 Ты покорилась нам … (ГОРА).

Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.

(Мел)

Ответы детей.

История образования меловых гор начинается много миллионов лет назад, когда практически всё территория Волгоградской области была под водой. Благодаря длительному процессу отложения ракушек и скелетов морских обителей на реке Дон и возникло такое удивительное чудо природы.

Слайд 14.

Одно из самых захватывающих зрелищ в природном парке "Донской" - это огромные меловые горы на реке Дон. Они являются самыми высокими меловыми горами в Европе (их высота достигает 70-100 м).                                          Одна из наиболее известных меловых гора - это гора "Красная" или, как называют её местные жители "Кобылья" (за визуальное сходство с головой коня).                                                                                                                                             Толщина мела, покрывающего поверхность гор в этих местах, достигает порой 50-60 метров, а общая протяженность меловых гор исчисляется десятками километров.

Слайд 15

Здесь можно наблюдать захватывающее зрелище – кружение орлов-белохвостов.          (слайд 16)                                                                                                              Длина тела орла-белохвоста составляет от 70 до 90 сантиметров, размах крыльев — от 200 до 230 сантиметров, масса — от 4 до 7 килограмм.

Богата Волгоградская область на интересные и удивительные природные достопримечательности! Заслуживают внимания меловые горы, расположенные по правому берегу реки Иловля, начинающиеся от села Кондраши и заканчивающиеся в районе Каменного брода. Так же, как и меловые горы в природном парке «Донской», меловые горы по реке Иловля – необыкновенное зрелище.    (слайды 17, 18, 19)


Физминутка

«Карлики - великаны»  (Если согласен встань – руки вверх, если нет - сядь)

Учитель:  (загадка)

Из меня куличек печь удобно

Только есть его нельзя, дружок,

Я сыпучий, жёлтый, несъедобный,

Догадался, кто я? Я…    (песок)        (слайд 20)

Государственный ботанический памятник природы Арчединско-Донские пески, расположенный на территории Серафимовичского и Фроловского районов, место уникальное в своем роде. Именно здесь пролегала граница последнего обледенения. Таявшие ледники и намыли эти горы песка. Арчединско-Донские пески представляют собой маленький кусочек пустыни (а не полупустыни, как принято считать), площадью около 200 тысяч гектаров.                                                                                                                           Арчединско-Донской песчаный массив – один из наиболее крупных в Волгоградской области. Это, пожалуй, самая северная пустыня в мире из известных песчаных пустынь.

Большую часть территории Арчединского лесхоза занимают бугристые пески. Здесь встречаются песчаные бугры высотой до 10-11 метров, чаще же – 3-7 метров.    (Слайд 21)

Слайд 22 (читать)

Благодаря планомерной работе арчединским лесоводам удалось превратить безжизненные песчаные барханы в величественные сосновые боры, в которых можно встретить теперь множество диких животных, в том числе лосей, кабанов и косуль. Здесь же находится Арчединский лесхоз-техникум – учебное заведение, которое готовит техников лесного хозяйства, лесников и других специалистов по охране леса.      (Слайд 23)

Кстати, именно здесь, по пескам самой северной пустыни мира проводится Чемпионат России и Кубок РАФ по ралли-рейдам «Маршрут-1000». По мнению специалистов, сложность ралли-рейда «Маршрут-1000» весьма высока, гонка сопоставима этапами Кубка мира. Так что здесь можно встретить как гонщиков на машинах и грузовиках, так и мотоциклистов и квадроциклистов.   (слайд 24)

Слайд 25 и 26 (читать)

А сейчас вспомним то, о чём мы говорили на занятии.

1. Расшифруй слово.        (Слайд 27)

2. Прочитай справа налево.        (Слайд 28)

Ученик 4

Пусть мне твердят, что есть края иные,

Что в мире есть иная красота,

А я люблю свои места родные,

Свои родные, милые места.


Учитель. Вот и подошло наше путешествие к концу. Хотелось бы узнать, какие же  чудеса Волгоградской области  вы запомнили? Что понравилось больше всего? Где бы вы хотели побывать в первую очередь?

Можно дать задание нарисовать рисунки на тему: «Удивительное рядом».

Спасибо за работу   (Слайд29).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тур по Волгоградской области (виртуальная экскурсия)

Тур по Волгоградской области (виртуальная экскурсия)...

Классный час,посвященный 70-ти летию освобождения Тёмкинского района Смоленской области от немецко-фашистских захватчиков "Путешествие по памятным местам"

9 марта 2013 года исполняется 70 лет освобождения нашего района от немецко-фашистских захватчиков. Материал классного часа познакомит учащихся с братскими могилами, которые находятся на территории Тём...

Презентация "Путешествие по памятным местам" Тёмкинский район смоленская область.

Данная презентация подходит для оформления классного часа, посвященного освобождению Тёмкинского района от немецко-фашистских захватчиков....

Виртуальное путешествие по святым местам Кубани.

Данный материал можно использовать на уроках кубановедения и ОПК. Он познакомит ребят с первым храмом на Тамани, церковью Святой Варвары Великомученицы, а также с храмом Успения Пресвятой Богородицы с...

Классный час, посвящённый 150-летию со дня рождения Максима Горького. Тема : «Виртуальное путешествия по горьковским местам Нижнего Новгорода»

Тема : «Виртуальное путешествия по горьковским местам Нижнего Новгорода»Цель:  привлечь внимание учащихся к творчеству А.М. Горького, расширить представление о детских и юношеских год...

Конспект занятия по теме «Путешествие по заповедным местам Нижегородской области».

Ребята познакомятся с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных Нижегородской области....